Эволюция взглядов на конкуренцию западных экономистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2011 в 16:41, реферат

Описание

Смит рассматривает конкуренцию с двух точек зрения, хотя и в том и в другом случае конкуренция трактуется в виде определенного состояния дел. С одной стороны, свобода хозяйственной деятельности в виде свободы вкладывать капитал туда, где он принесет наивысшую прибыль, а также свободы изымать капитал оттуда, где он приносит меньшую прибыль, трактуется Смитом в качестве условия формирования естественной цены – цены свободной конкуренции, центра, вокруг которого разворачиваются все возможные перипетии экономической активности страны.

Работа состоит из  1 файл

мнения классиков.docx

— 70.79 Кб (Скачать документ)

Конкуренция как  экономический процесс предусматривает  такую степень состязательности хозяйствующих субъектов, когда  их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого  из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров  на каком-либо товарном рынке. Наибольшую эффективность, с этой точки зрения, дает совершенная конкуренция. В  признаках совершенной конкуренции  наблюдается отголосок теорий Смита  и Маршалла. Так, основоположники  теории организации рынков выделяют следующие признаки совершенно конкурентного  рынка.

- наличие большого  числа экономических агентов,  продавцов и покупателей, так  что крупнейшая фирма отрасли  производит незначительный объем  продаж;

- максимальная  информированность продавцов и  покупателей о товарах и ценах,  так что все экономические  агенты обладают полным знанием  экономических параметров рынка; 

- свободный вход  на рынок и выход с него - наличие высокой степени мобильности  ресурсов между отраслями экономики; 

- однородность  продаваемой продукции; 

- отсутствие  значимого влияния на рыночную  цену со стороны продавцов  или покупателей. 

Конкурентное  поведение предусматривает, что  рынок полностью определяет параметры  поведения фирмы, фирма целиком  подчиняется рынку, фирма является параметрополучателем. Степень влияния  фирмы на рынок минимальна (или  равна нулю). Взаимодействие фирм - параметрополучателей - дает самую высокую степень конкуренции, однако, с другой стороны, здесь нельзя говорить в строгом смысле о взаимодействии фирм, так как фирмы пассивно реагируют  на изменения окружающей экономической  среды.

Совершенно конкурентный рынок предусматривает достижение стабильного равновесия, что предполагает отсутствие очередей и неудовлетворенного спроса, с одной стороны, и отсутствие сверхнормативных запасов товаров (нераспроданной продукции), с другой.

Таким образом, согласно структурному подходу, конкуренция  представляет собой часть структуры  рынка. Без конкурентной структуры  невозможен конкурентный результат.

С другой стороны, структурный подход выявляет однозначную  зависимость между прибыльностью  и уровнем концентрации в отрасли. Используется простая зависимость  следующего рода. Записывается формула  для подсчета совокупной отраслевой прибыли:

П = S(P-Ci)qi

где P – рыночная цена;

Ci – предельные  издержки типичной фирмы, действующей  на рынке; 

qi – объем  продаж i-той фирмы. 

Разница между  ценой и предельным издержками i-той  фирмы выражается через индекс Лернера:

(P-Ci) = (siP)/e

где si – доля i-той фирмы на рынке;

e – ценовая  эластичность рыночного спроса.

Подставив вышеприведенное  выражение в формулу отраслевой прибыли и домножив все выражение  на Q/Q – отраслевой объем продаж, получаем:

П = S(qisiP/e)(Q/Q) = S si2PQ/e = HPQ/e

где H – индекс Херфиндаля – Хиршмана, характеризующий  степень отраслевой концентрации.

Можно записать это выражение в другом виде:

П/PQ  = H/e

Правая часть  данного выражения показывает долю отраслевой прибыли в совокупном объеме продаж отрасли, а левая часть  – отношение индекса Херфиндаля-Хиршмана и ценовой эластичности спроса.  

На основе данного  выражения структуралисты делают вывод  о том, что величина отраслевой прибыли, взятая как процент от объема продаж, прямо пропорциональна уровню концентрации в отрасли (измеряемой индексом Херфиндаля-Хиршмана) и обратно пропорциональна ценовой  эластичности спроса. Другими словами, высокий уровень концентрации в  отрасли ведет к высокому уровню прибыльности фирм. А высокая прибыльность фирм в отрасли может расцениваться  в качестве показателя высокого уровня концентрации.

В дальнейшем в  рамках данного направления в  экономической теории происходит разработка операбельных критериев конкуренции, а сама эта теория становится новой  базой антимонопольной политики США и затем Европы.

Кризис структурализма и теория квазиконкурентных рынков

В 1960-70-е гг. Чикагская  экономическая школа выступила  против структуралистского подхода. Стиглер[47] Дж. и Демсец[48] X. Критиковали теорию Бейна и Мейсона на основе ранее  высказанных идей Чемберлина о том, что конкуренция – это по своей  сути динамический процесс, поэтому  статический подход, которые демонстрирует  структуралистская концепция, не применим здесь по существу дела.

В этот период в  качестве альтернативе структуралистскому подходу появилась теория квазиконкурентных (соревновательных рынков) Баумоля, Панзара  и Виллига[49]. Эта теория устанавливали  связь рыночной структуры и конкуренции  с потенциальными возможностями  входа-выхода.

Если до этого  традиционным было отождествление монопольной  власти с высоким уровнем концентрации продавцов на рынке, то теперь происходит осознание того факта, что, с одной  стороны, монопольная власть может  сочетаться с достаточно низкой концентрацией  продавцов на рынке - например, монопольная  власть на региональном (локальном) рынке  в сочетании с низким уровнем  концентрации на общенациональном уровне или продуктовые цепочки вертикально  интегрированных структур, когда  формально большое число продавцов  конечного товара оказывается в  зависимости от нескольких крупных  поставщиков, так что конкуренция  между ними практически исчезает. С другой стороны, наличие небольшого числа крупных продавцов на рынке - формально высокий уровень концентрации - не обязательно означает большую  степень монопольной власти данных фирм.

На рынках с  небольшим числом участников даже довольно крупные фирмы в силу особенности  отраслевой структуры вынуждены  действовать так, как если бы рынок  был конкурентным, с большим числом продавцов и покупателей. Этой особенностью, приводящей рынки к конкурентному  результату, является отсутствие (или  несущественность) барьеров входа в  отрасль и выхода из отрасли. То есть фирмы могут легко возместить любые инвестиции, связанные с  входом на рынок, так что потенциальные  конкуренты всегда могут воспользоваться  своими временными преимуществами для  получения прибыли, а потом необременительно уйти из отрасли.

Наличие реальной угрозы входа потенциальных конкурентов  оказывает воздействие на уже  функционирующие в отрасли фирмы, ограничивая их, в противном случае, монопольную власть и стимулируя развитие событий по конкурентному  сценарию.

Если крупная  фирма - агент квазиконкурентного рынка - попытается реализовать свои рыночные преимущества для влияния на рынок, увеличивая, например, цену товара, то произойдет следующее: чрезмерно высокая  цена создаст условия для получения  монопольной прибыли, монопольная  прибыль привлечет новые фирмы  в отрасль, которые в силу отсутствия барьеров входа легко создадут конкурентное производство, предложение товара в  отрасли может достаточно быстро возрасти, что приведет к падению  цены, прибыли и объемов продаж старой фирмы. Поэтому чтобы не терять рынок, старая фирма вынуждена придерживаться такой цены, которая не способна привлечь в отрасль новых конкурентов, - то есть уровня конкурентной (или приближающейся к таковой) цены. Таким образом, для  крупной фирмы, действующей в  условиях квазиконкурентного рынка, оказывается  невозможным проводить эффективную  монопольную политику.

Квазиконкурентный рынок обеспечивает эффективный  выпуск в отрасли и отсутствие рыночной власти у какого-либо экономического агента, действующего на этом рынке.

Концепция квазиконкурентного рынка родилась самостоятельно. Однако в качестве ее логического предшественника  можно назвать теорию работающей конкуренции, которая появилась  еще в начале ХХ века и была окончательно разработана в 1940-х гг. Ее автором  считается Дж. Кларк[50]. Кларк выделял  особые черты рынка, которые вне  зависимости от числа участников как со стороны спроса, так и  со стороны предложения, приводят к  конкурентному результату – работающей эффективной конкуренции[51].  

Впоследствии, с  появлением работ Баумоля, Панзара  и Виллига, теорию работающей конкуренции  стали отождествлять с теорией  квазиконкурентного рынка, так что  в современной интерпретации  эти две концепции представляются разными составными частями одной  общей идеи – отсутствие однозначной  зависимости между уровнем концентрации и степенью конкуренции на рынке.

Когда конкуренция  приобретает характер работающей (а  рынок, соответственно, становится квазиконкурентным), то и структура рынка и поведение  фирм и результативность отрасли  в целом изменяются кардинальным образом. Дж. Кларк выдвинул следующие  критерии оценки конкуренции  как  работающей.

Структура рынка:

·        Отсутствие ярко выраженного доминирования, и размер продавцов настолько  большой, насколько это позволяет  эффект масштаба;

·        Дифференциация товара умеренная и  чувствительная к ценам;

·        Отсутствие препятствий для мобильности  продавцов как между данным рынком и другими отраслями, так и  внутри рынка;

·        Приемлемая доступность рыночной информации;

·        Наличие некоторой неопределенности относительно реакции конкурентов  на снижение цены;

·        Отсутствие законодательных ограничений;

·        Развитие новых рынков и торговых контрактов.

Поведение продавцов:

-         Независимая конкуренция, поиск  прибыли; 

-         Отсутствие искусственных прикрытий  для неэффективных конкурентов,  поставщиков или заказчиков;

-         Отсутствие недобросовестной конкуренции,  исключительных прав и грабительской  тактики ценообразования на рынке; 

-         Отсутствие излишней ценовой  дискриминации; 

-         Достаточная быстрая реакция  покупателей на различия в  качестве и других характеристиках  товара.

Результативность  отрасли:

·        Эффективное производство и распределение;

·        Отсутствие излишних расходов на рекламу  и другие методы стимулирования сбыта;

·        Прибыль достаточная для возмещения инвестиций и инновационной деятельности;

·        Эффективный выпуск;

·        Цены не обостряют проблемы цикла  деловой активности;

·        Качество товара соответствует предпочтениям  потребителей;

·        Соответствующая степень улучшения  товаров и технологий. 

Итак, что несмотря на то, что фирм в отрасли может  быть немного и они достаточно крупные по размеру, их взаимодействие характеризуется отсутствием сокращения выпуска и роста цены (отсутствием  монопольных эффектов). Следовательно, наличие в отрасли небольшого числа крупных фирм само по себе не свидетельствует о том, что  отрасль монополизирована, хотя формальные показатели (такие, как индекс концентрации или индекс Херфиндаля-Хиршмана) могут  дать довольно высокий уровень концентрации.

С теорией квазиконкурентных  рынков тесным образом оказалась  связанным разработка проблем барьеров входа на рынок и динамики рынка.

Разные исследователи  по-разному определяли само понятие  барьеров входа-выхода, так что каждое определение отмечает ту или иную специфическую сторону этого  явления. Так, основоположник изучения барьеров – Джо Бейн дает такое  определение: «Входные барьеры –  это все,  что позволяет находящимся  в выгодной ситуации фирмам зарабатывать сверхприбыли без угрозы входа.»  Отметим важный момент. Наличие барьеров позволяет фирмам отрасли получать положительную экономическую прибыль  без угрозы входа. 

Другой американский экономист, Стиглер, подчеркивает асимметрию фирм-старожилов рынка и фирм-новичков. Согласно Стиглеру, к барьерам следует  отнести все факторы, создающие  подобную асимметрию, если она имеет  экономическое выражение – в  виде дополнительной прибыли фирм-старожилов.

Немецкий экономист  фон Вайцзеккер считает, что входной  барьер – это затраты производства, которые должна нести фирма, пытающаяся войти в отрасль, но которые не несут фирмы, уже функционирующие  на рынке.  

Информация о работе Эволюция взглядов на конкуренцию западных экономистов