Эволюция взглядов Маркса и предшествующие влияния

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 22:25, реферат

Описание

Маркси́зм — философское, политическое и экономическое учение и движение, основанное Карлом Марксом в середине XIX века. Существуют различные интерпретации учения Маркса, связанные с различными политическими партиями и движениями в общественной мысли и политической практике. Политический марксизм является одним из вариантов социализма наряду с левым анархизмом (см. Социальный анархизм), христианским социализмом и не принимающей марксизма частью демократического социализма и социал-демократии

Содержание

• 1 Общая характеристика
• 2 История марксизма
• 3 Эволюция взглядов Маркса и предшествующие влияния
o 3.1 Маркс и Гегель
• 4 Марксистская философия
o 4.1 Диалектический материализм
o 4.2 Марксистская философия истории
• 5 Экономическое учение Маркса
• 6 Марксистская социология
o 6.1 Коммунизм
o 6.2 Марксизм как официальная идеология
• 7 Марксистские и постмарксистские школы и направления
o 7.1 Российский марксизм XIX — нач. XX вв.
o 7.2 Российский марксизм XX в.
o 7.3 Российский марксизм XXI в.
o 7.4 Российский постмарксизм в конце XX — начале XXI в.
o 7.5 Западный марксизм XIX — начале XX в.
o 7.6 Западный марксизм и неомарксизм XX в.
o 7.7 Западный постмарксизм в конце XX — начале XXI в.
• 8 Критика марксизма
o 8.1 Бём-Баверк
• 9 См. также
• 10 Литература
o 10.1 Критика
• 11 Примечания
• 12 Внешние ссылки

Работа состоит из  1 файл

Марксизм.docx

— 128.58 Кб (Скачать документ)

Марксизм

Материал из Википедии  — свободной энциклопедии

Перейти к: навигация, поиск

Основатель марксизма  — Карл Маркс

Коммунизм

Основные понятия

Марксистско-ленинская  философия

Социализм 
Интернационализм 
Коллективизм 
Классовая борьба 
Плановая экономика

Идеология

Утопический социализм

Бабувизм 
Марксизм 
Ленинизм 
Марксизм-ленинизм 
Троцкизм 
Люксембургизм 
Левый коммунизм 
Титоизм 
Чучхе 
Маоизм 
Ходжаизм 
Геваризм (фокизм) 
Путь Прачанды 
Анархо-коммунизм 
Национал-коммунизм 
Западный марксизм 
Еврокоммунизм

Люди

Томас Мор

Анри де Сен-Симон 
Шарль Фурье 
Роберт Оуэн 
Карл Маркс 
Фридрих Энгельс 
Роза Люксембург 
Владимир Ленин 
Лев Троцкий 
Иосиф Сталин 
Мао Цзэдун 
Хо Ши Мин

Символика

Символы коммунистического  движения

Родственные статьи

Анархизм

Антикапитализм 
Антикоммунизм 
Военный коммунизм 
Демократический централизм 
Диктатура пролетариата 
Первобытный коммунизм 
Социализм 
Сталинизм


Маркси́зм — философское, политическое и экономическое учение и движение, основанное Карлом Марксом в середине XIX века. Существуют различные интерпретации учения Маркса, связанные с различными политическими партиями и движениями в общественной мысли и политической практике. Политический марксизм является одним из вариантов социализма наряду с левым анархизмом (см. Социальный анархизм), христианским социализмом и не принимающей марксизма частью демократического социализма и социал-демократии.

Содержание

  • 1 Общая характеристика
  • 2 История марксизма
  • 3 Эволюция взглядов Маркса и предшествующие влияния
    • 3.1 Маркс и Гегель
  • 4 Марксистская философия
    • 4.1 Диалектический материализм
    • 4.2 Марксистская философия истории
  • 5 Экономическое учение Маркса
  • 6 Марксистская социология
    • 6.1 Коммунизм
    • 6.2 Марксизм как официальная идеология
  • 7 Марксистские и постмарксистские школы и направления
    • 7.1 Российский марксизм XIX — нач. XX вв.
    • 7.2 Российский марксизм XX в.
    • 7.3 Российский марксизм XXI в.
    • 7.4 Российский постмарксизм в конце XX — начале XXI в.
    • 7.5 Западный марксизм XIX — начале XX в.
    • 7.6 Западный марксизм и неомарксизм XX в.
    • 7.7 Западный постмарксизм в конце XX — начале XXI в.
  • 8 Критика марксизма
    • 8.1 Бём-Баверк
  • 9 См. также
  • 10 Литература
    • 10.1 Критика
  • 11 Примечания
  • 12 Внешние ссылки

Общая характеристика

Традиционно считается[1], что большое значение в теории Маркса имеют 3 следующих положения:

  • учение о прибавочной стоимости (политическая экономия капитализма),
  • материалистическое понимание истории (исторический материализм),
  • учение о диктатуре пролетариата (см. также: Научный коммунизм),[2].

Часто принято разделять:

  • Марксизм как философское учение (диалектический и исторический материализм);
  • Марксизм как учение, оказавшее влияние на научные концепции в экономике, социологии, политологии и других науках;
  • Марксизм как политическое течение, утверждающее неизбежность классовой борьбы и социальной революции, а также ведущую роль пролетариата в революции, которая приведет к уничтожению товарного производства и частной собственности, составляющих основу капиталистического общества и установлению на основе общественной собственности на средства производства коммунистического общества, направленного на всестороннее развитие каждого члена общества;

Российский историк-марксист Юрий Семёнов в одной из своих работ писал: «Как известно, марксизм включает в себя три части: философию, теорию капиталистической экономики и концепцию социализма. Марксистская политэкономия капитализма была создана в основном в середине XIX в.. С тех пор в экономике капитализма произошли существенные изменения. Жизнь ушла вперед, а теория продолжала оставаться в основном такой, какой она вышла из-под пера К. Маркса. Результатом явилось расхождение между ней и реальным положением вещей. Экономическая теория марксизма в том виде, в котором она продолжала излагаться, явно устарела. Но это вовсе не значит, что она должна быть полностью отброшена. <…> Значительно больше, чем экономическая теория, устарела созданная К. Марксом и Ф. Энгельсом концепция социализма. Она во многом лишилась теоретического обоснования. Многие противоречия капитализма были преодолены иными способами, чем те, на которые указывали основоположники марксизма. В целом во многом ошибочным оказалось их представление о путях социального переустройства капиталистического общества.

Лучше всего обстоит дело с марксистской философией вообще, материалистическим пониманием истории  в частности. Все ключевые положения  философии марксизма остаются в  силе и сейчас. Но это, разумеется, отнюдь не означает, что она не нуждается  в дальнейшей разработке на основе обобщения новейших данных науки. Материалистическое понимание истории и сейчас продолжает оставаться наилучшим из ныне существующих подходов к осмыслению фактического материала, имеющегося в распоряжении общественных наук. С этим связан непрерывно растущий интерес к нему среди  зарубежных исследователей, особенно среди этнологов и археологов»[3].

История марксизма

В 40-х годах XIX века классовая борьба между пролетариатом и буржуазией выступила на первый план в наиболее развитых странах Европы (восстания лионских ткачей в 1831 и 1834, подъём движения английских чартистов в середине 30-х — начале 50-х гг., восстание ткачей в Силезии в 1844).

В этот период немецкие мыслители К. Маркс и Ф. Энгельс весной 1847 примкнули к тайному пропагандистскому обществу «Союз коммунистов», организованному немецкими эмигрантами, с которыми Маркс познакомился в Лондоне. По поручению общества они составили знаменитый «Манифест коммунистической партии», опубликованный 21 февраля 1848 г. В нём они провозгласили неотвратимость гибели капитализма от рук пролетариата и привели краткую программу перехода от капиталистической общественной формации к коммунистической:

Пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии  шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках  государства, то есть пролетариата, организованного  как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму  производительных сил. 
Это может, конечно, произойти сначала лишь при помощи деспотического вмешательства в право собственности и в буржуазные производственные отношения, то есть при помощи мероприятий, которые экономически кажутся недостаточными и несостоятельными, но которые в ходе движения перерастают самих себя и неизбежны как средство для переворота во всем способе производства.

Сама программа содержит 10 пунктов:

Эти мероприятия будут, конечно, различны в различных странах. 
Однако в наиболее передовых странах могут быть почти повсеместно применены следующие меры: 
1. Экспроприация земельной собственности и обращение земельной ренты на покрытие государственных расходов. 
2. Высокий прогрессивный налог. 
3. Отмена права наследования. 
4. Конфискация имущества всех эмигрантов и мятежников. 
5. Централизация кредита в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом и с исключительной монополией. 
6. Централизация всего транспорта в руках государства. 
7. Увеличение числа государственных фабрик, орудий производства, расчистка под пашню и улучшение земель по общему плану. 
8. Одинаковая обязательность труда для всех, учреждение промышленных армий, в особенности для земледелия. 
9. Соединение земледелия с промышленностью, содействие постепенному устранению различия между городом и деревней. 
10. Общественное и бесплатное воспитание всех детей. Устранение фабричного труда детей в современной его форме. Соединение воспитания с материальным производством и т. д.

Карл Маркс, однако, жестко критиковал утопичный «грубый и  непродуманный коммунизм» тех, кто  просто распространял принцип частной  собственности на каждого («общая частная  собственность»). Грубый коммунизм, по утверждению Маркса, является порождением  «всемирной зависти».

В «Манифесте коммунистической партии» Маркс и Энгельс рассматривали  насильственную антикапиталистическую  революцию как завершающую стадию классовой борьбы между пролетариатом  и буржуазией. Но после поражения революций 1848-49 годов они преодолели свои иллюзии относительно близости антикапиталистической революции, что позволило им более трезво оценить повседневную борьбу пролетариата за свои права в рамках буржуазного общества. Они стали говорить о возможности мирных социалистических преобразований, учитывая расширение избирательного права в европейских странах во второй половине XIX века. Так, во введении к переизданию работы Маркса «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 гг.» Энгельс писал, что «рабочие стали оспаривать у буржуазии каждую выборную должность, если при замещении ее в голосовании участвовало достаточное количество рабочих голосов. И вышло так, что буржуазия и правительство стали гораздо больше бояться легальной деятельности рабочей партии, чем нелегальной, успехов на выборах, – чем успехов восстания».[4]

В 1864 г. был создан марксистский Первый интернационал. Марксисты основали социал-демократические партии, в которых выделилось как радикальное, революционное направление, так и умеренное, реформистское. Идеологом последнего стал немецкий социал-демократ Э.Бернштейн. В созданном в 1889 г. Втором интернационале до начала 1900-х годов в Интернационале преобладала революционная точка зрения. На конгрессах принимались решения о невозможности союза с буржуазией, недопустимости вхождения в буржуазные правительства, протесты против милитаризма и войны и т. п. В дальнейшем, однако, более значительную роль в Интернационале стали играть реформисты, что вызвало обвинения со стороны радикалов в оппортунизме.

В 1890-е годы в Российской империи существовал так называемый «легальный марксизм» пропагандировались в легальных изданиях: «Новое слово», «Жизнь» (1897—1901), «Начало». Представители: Пётр Струве, Михаил Туган-Барановский, Николай Бердяев, обличавшие народничество и выступавшие за демократические свободы, эволюционное реформирование общества; впоследствии многие перешли от марксизма к либерализму, став ядром партии кадетов.

В первой половине XX века из наиболее радикального крыла социал-демократии выделились коммунистические партии. Социал-демократы традиционно выступали за расширение демократии и политических свобод, а коммунисты, пришедшие к власти сначала в России в 1917 г. (большевики), а затем и в ряде других стран, были противниками демократии и политических свобод (несмотря на то, что формально заявляли об их поддержке) и сторонниками вмешательства государства во все сферы жизни общества (смотри также статью Тоталитаризм).

Поэтому уже в 1918 г. возникло люксембургианство, противостоящее с одной стороны пробуржуазной политике ревизионистской социал-демократии, а с другой, большевизму. Его основателем была немецкая радикальная социал-демократка Роза Люксембург.

4 марта 1919 года по инициативе РКП(б) и лично её лидера В.Ленина для развития и распространения идей революционного интернационального социализма, в противовес реформистскому социализму Второго интернационала был создан Коммунистический интернационал.

Взгляды ряда теоретиков коммунизма, которые признавали прогрессивное  значение Октябрьской революции в России, но подвергали критике её развитие, а некоторые даже отвергали социалистический характер большевизма, видя в нём государственный капитализм, стали называть левым коммунизмом. Левая оппозиция в РКП(б) и ВКП(б) в 1920-е годы выступала за внутрипартийную демократию, против «нэпмана, кулака и бюрократа». «Левая оппозиция» в СССР прекратила свое существование в результате репрессий, но идеология её лидера Л.Троцкого, высланного из страны, (троцкизм) стала достаточно популярной за рубежом.

Коммунистическая идеология  в том виде, в каком она стала  господствующей в СССР в 1920-е годы, получила название «марксизм-ленинизм». Позже возник так называемый «западный марксизм». Его основоположниками принято считать Д. Лукача, Карла Корша, Антонио Грамши.

Разоблачения сталинизма на 20-м съезде КПСС, советский курс на экономическое развитие при политике «Мирного сосуществования» вызвали недовольство лидера китайских коммунистов Мао Цзэдуна. Его поддержал лидер Албанской партии труда Энвер Ходжа. Политика советского лидера Н. С. Хрущёва была названа ревизионистской. Многие коммунистические партии Европы и Латинской Америки вслед за советско-китайским конфликтом раскололись на группы, ориентированные на СССР, и т. н. «антиревизионистские» группы, ориентированные на Китай и Албанию. В 1960-е—1970-е годы маоизм пользовался значительной популярностью среди левой интеллигенции на Западе. Лидер КНДР Ким Ир Сен, лавируя между СССР и Китаем, в 1955 провозгласил идеологию «чучхе», которая преподносится как гармоничная трансформация идей марксизма-ленинизма на основе древнекорейской философской мысли.

Крупнейшие социал-демократические  партии Европы отказались от приверженности марксизму (СДПГ в 1959 г. с принятием Годесбергской программы, ИСРП в 1979 г. с избранием Ф. Гонсалеса лидером партии).

Политика и теоретическое  обоснование деятельности ряда коммунистических партий Западной Европы, в 1970-х и 1980-х  годах критиковавших руководство КПСС в мировом коммунистическом движении, концепцию диктатуры пролетариата и недостаток политических свобод в странах, принявших советскую модель социализма, получила название «еврокоммунизм».

Информация о работе Эволюция взглядов Маркса и предшествующие влияния