Эволюция взглядов Маркса и предшествующие влияния

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 22:25, реферат

Описание

Маркси́зм — философское, политическое и экономическое учение и движение, основанное Карлом Марксом в середине XIX века. Существуют различные интерпретации учения Маркса, связанные с различными политическими партиями и движениями в общественной мысли и политической практике. Политический марксизм является одним из вариантов социализма наряду с левым анархизмом (см. Социальный анархизм), христианским социализмом и не принимающей марксизма частью демократического социализма и социал-демократии

Содержание

• 1 Общая характеристика
• 2 История марксизма
• 3 Эволюция взглядов Маркса и предшествующие влияния
o 3.1 Маркс и Гегель
• 4 Марксистская философия
o 4.1 Диалектический материализм
o 4.2 Марксистская философия истории
• 5 Экономическое учение Маркса
• 6 Марксистская социология
o 6.1 Коммунизм
o 6.2 Марксизм как официальная идеология
• 7 Марксистские и постмарксистские школы и направления
o 7.1 Российский марксизм XIX — нач. XX вв.
o 7.2 Российский марксизм XX в.
o 7.3 Российский марксизм XXI в.
o 7.4 Российский постмарксизм в конце XX — начале XXI в.
o 7.5 Западный марксизм XIX — начале XX в.
o 7.6 Западный марксизм и неомарксизм XX в.
o 7.7 Западный постмарксизм в конце XX — начале XXI в.
• 8 Критика марксизма
o 8.1 Бём-Баверк
• 9 См. также
• 10 Литература
o 10.1 Критика
• 11 Примечания
• 12 Внешние ссылки

Работа состоит из  1 файл

Марксизм.docx

— 128.58 Кб (Скачать документ)

Эволюция взглядов Маркса и предшествующие влияния

В творчестве Маркса выделяют два периода:

  • Ранний Маркс — в центре его внимания стоит проблема отчуждения и способы его преодоления в процессе революционной практики. Общество, свободное от отчуждения, Маркс называет коммунизмом.
  • Поздний Маркс — в центре внимания его стоит вскрытие экономических механизмов («базиса») всемирной истории, над которыми надстраивается духовная жизнь общества (идеология). Человек воспринимается как продукт производственной деятельности и как совокупность общественных отношений.

Владимир  Ильич Ленин выделил как особо значимые три источника марксистского учения: английская политическая экономия, немецкая классическая философия и французский утопический социализм[5][6].

Маркс и Гегель

Маркс выступает против распространенного  в современной ему Германии «третирования» философии Гегеля и объявляет себя его учеником. Критикуя Гегеля, Маркс ставит вопрос о материалистической переработке его идеалистической диалектики[7].

Марксистская  философия

В своих ранних работах  Маркс с одной стороны осуждает философию за её умозрительное сознание, но с другой стороны, настойчиво подчеркивает необходимость воплощения философии  в действительность. Так, широко известен 11-й тезис Маркса о Л. Фейербахе: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменять его»[8].

Позднее такая позиция  вырождается в резкую критику метафизической философии в «Немецкой идеологии».

Диалектический  материализм

Основная статья: Диалектический материализм

Проверить информацию.

Необходимо проверить  точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. 
На странице обсуждения идёт дискуссия на тему: Так кто же впервые использовал?.

 

Следует отметить, что ни Маркс, ни Энгельс свое учение диалектическим материализмом не называли. Они пользовались понятиями «современный» или  «новый» материализм, чтобы отличить свои взгляды от механистического материализма французских просветителей. Термин диалектический материализм введен русским марксистом Георгием Валентиновичем Плехановым (1856—1918) и закреплён Лениным как официальное название философского компонента советской системы марксизма-ленинизма.

Выражение «диалектический  материализм» часто используется как  синоним марксистской философии. Однако оно не встречается у Маркса и  Энгельса, которые говорили о «материалистической  диалектике». Выражение «диалектический  материализм» ввёл в научный оборот И. Дицген в работе «Экскурсии социалиста в область теории познания».

Центральным понятием философии  марксизма как учения о диалектическом процессе является понятие всеобщности  развития. В «Антидюринге» Энгельс высказывает мысль, что диалектика рассматривает законы мышления, в «Диалектике природы» подчеркивается, что «диалектические законы являются действительными законами развития природы».

Марксистская  философия истории

Основная статья: Исторический материализм

Философия марксизма находит  человека в состоянии отчуждения и основной акцент делает на его освобождении. Однако человек трактуется не как ни от кого не зависимый индивид, но как «совокупность общественных отношений», поэтому философия марксизма является, прежде всего, философией общества, рассматриваемого в его историческом развитии.

Движущей силой истории  Маркс считает «материальное  производство» («базис»). Его сподвижник Энгельс утверждает, что именно «труд создал человека». Важнейшим фактом антропогенеза стал переход от присваивающего хозяйства к производящему. Производство накладывает определённый отпечаток на общество, вследствие чего выделяют ряд последовательно сменяющих друг друга формаций или способов производства.

Все известные формации заключают  в себе противоречия в виде антагонизма, поскольку в зависимости от отношений  к средствам производства члены  общества разделены на классы: рабовладельцы  и рабы, феодалы и крестьяне, буржуазия и пролетариат. В ходе классовой борьбы наиболее могущественный класс создаёт государство, а также различные формы идеологии (включая религию, право и искусство) для того, чтобы этот класс мог господствовать над другими классами общества. Смена формаций определяется уровнем развития производительных сил, которые постепенно «перерастают» производственные отношения, вступают в конфликт с ними, что приводит к революциям (социальным и политическим).

Коммунистическая революция, по мысли представителей марксизма, должна окончательно освободить человека от отчуждения и привести общество к бесклассовой коммунистической формации.

Экономическое учение Маркса

Основная статья: Марксистская политическая экономия

Основным трудом Маркса в  экономической сфере является «Капитал». Объектом критики Маркса являются меркантилистская, классическая и вульгарная школы. Основная ценность и научная новизна работы Маркса — в комплексном изучении специфического товара Рабочая сила. В результате анализа Маркс выделил и отдельно исследовал прибавочную стоимость как самостоятельное экономическое явление. С помощью этого нового понятия Маркс пытался[9] объяснить источник и природу прибыли на капитал, а также различные формы экономической эксплуатации. 
Позднейшие исследования (Бём-Баверк и др.) поставили под сомнение как саму экономическую доктрину Маркса, так и политические выводы из нее[10].

Марксистская социология

Карл Маркс не использовал  в своих работах термин «социология», ассоциировавшийся в то время  с именем Огюста Конта. Однако в современной научной практике принято считать, что работы Маркса оказали значительное влияние на развитие социологии[11]. Воззрения Маркса в значительной степени отличаются от многих других признанных классиков социологии, поэтому его идеи принято выделять в отдельное направление. Прежде всего, стоит сказать о материалистическом понимании истории: в основе всех социальных изменений лежат не идеи и прочие духовные ценности, а сугубо экономические интересы основных социальных групп общества. Так, в результате конфликта классов по поводу экономических ресурсов и свершаются революции, обозначающие смену общественно-экономических формаций. Другими словами, все изменения в обществе и движение истории происходит в результате разрешения социальных конфликтов, возникающих между господствующим и другими классами общества. Именно на конфликте, по мнению Маркса, построена социальная структура. Таким образом, можно утверждать, что Маркс отвергал идею социального консенсуса, согласно которой единство общества зиждется на социальной солидарности, и утверждал, что общество изначально нестабильно и только благодаря этому внутреннему противоречию живёт и развивается.

В России идеи марксистской социологии получили широкое распространение  благодаря Г. В. Плеханову[12].

Коммунизм

Основная статья: Коммунизм

Коммунизм, по мнению Маркса[источник не указан 1372 дня], — необходимый этап закономерного развития общества. Степень развития производительных сил определяет ступень, до которой могут развиться общественные отношения. По мере развития производительных сил общество получает все больше ресурсов, может «позволить» себе и отдельным своим членам все больше свободы, и таким образом перейти на более высокую ступень общественных отношений.

Коммунизм Маркс понимал[источник не указан 1372 дня] как высшую ступень развития человечества в аспекте классовых отношений. Человечество диалектически развивается по спирали, и оно должно прийти к тому, с чего начинало: к отсутствию частной собственности на средства производства, как в первобытном обществе, но уже на новом уровне, обусловленном высокой степенью развития производительных сил.

Марксизм как  официальная идеология

Основные статьи: Социалистические страны, Марксизм-ленинизм

В ряде государств в течение  тех или иных исторических периодов у власти находились различные политические партии и движения называющие себя марксистскими, или находившиеся под  влиянием марксизма. Марксизм в этих странах зачастую объявлялся официальной  государственной идеологией или  был таковой де-факто.

Далеко не все политики, использовавшие и использующие марксизм для оправдания своих действий, действительно  в нём разбирались и были его  последовательными и убеждёнными  сторонниками. Довольно часто марксизм использовался как идеологическое прикрытие для замыслов и действий, далёких от идей и целей марксизма[13].

Ряд современных исследователей высказывают мнение, что в СССР и некоторых других странах партийная номенклатура использовала марксистские идеи в их догматизированном и вульгарном представлении[14].

Марксистские  и постмарксистские школы и направления

См. также: Позднесоветская философия

Теория и идеология  Маркса породила множество последователей как в научной сфере, так и  в политике.

Российский марксизм XIX — нач. XX вв.

  • Плеханов Г. В.
  • Ленин В. И.
  • Богданов А. А.
  • Троцкий Л. Д.
  • Мартов Ю. О.
  • Дан Ф. И.
  • Чхеидзе Н. С.
  • Аксельрод П. Б.
  • Федосеев Н. Е.
  • Потресов А. Н.

Российский марксизм XX в.

  • Выготский Л. С.
  • Лифшиц М. А.
  • Ильенков Э. В.

Российский марксизм XXI в.

  • Бузгалин А. В.
  • Колганов А. И.

Российский постмарксизм в конце XX — начале XXI в.

  • Кагарлицкий Б. Ю.
  • Тарасов А. Н.

Западный марксизм XIX — начале XX в.

  • Карл Каутский
  • Роза Люксембург
  • Рюле, Отто

Западный марксизм и неомарксизм XX в.

  • Вернер Зомбарт — апология экономической доктрины марксизма
  • Дьёрдь Лукач — проблемы отчуждения, товарного фетишизма.
  • Луи Альтюссер — структуралистский марксизм.
  • Эрнст Блох — философия надежды, марксизм как религия — как открытость будущему.
  • Жан Бодрийяр — от политэкономии денег к политэкономии знака и символа.
  • Карл Манхейм — разработка концепции идеологии.
  • Вильгельм Райх — фрейдо-марксизм, разработка идеи «Сексуальной революции».
  • Франкфуртская школа.
  • Жан Поль Сартр — марксизм-экзистенциализм, проблемы отчуждения, свободы.
  • Антонио Грамши — гражданское общество, интеллигенция, культура.
  • Эрнест Мандель — изучение анатомии бюрократии в Советском Союзе и при капитализме; исследование перспектив её отмирания при переходе общества на качественно новую ступень развития.
  • Бертелл Оллман — отчуждение.
  • Перри Андерсон — британско-американский историк, теоретик движения «новых левых».
  • Рюбель, Максимилиан — марксистский историк и теоретик либертарного коммунизма.
  • Коркут Боратав — марксистский экономист, изучал проблемы распределения ресурсов и международной эксплуатации.

Западный постмарксизм в конце XX — начале XXI в.

  • Иштван Месарош — критика капитализма, проблемы отчуждения.
  • Эрнесто Лаклау
  • Шанталь Муфф

Критика марксизма

  • По мнению ряда историков и экономистов попытки построить «справедливое общество» на основе классического марксизма не только не жизнеспособны и утопичны, но привели к напрасной гибели миллионов людей во всём мире.[15][16]
  • Точка зрения о несостоятельности марксизма как науки о развитии общества имеет место и в современном экономическом образовании [17] :

В курсе, который предлагается избравшим его студентам, будет  аргументированно показано, почему эта  теория за два века существования  выявила свою полную несостоятельность. История развивалась совершенно не так, как то представлено в марксистской теории формаций, особенно в той  её части, которой в свое время  наиболее старательно занимался  сам Маркс.

  • Видный философ и богослов С. Н. Булгаков считал, что детерминированность исторического процесса, постулируемая марксизмом, противоречит его же призыву к воздействию на историю. По словам Булгакова[18]:

Марксизм предсказывает  наступление социализма, как астрономия - лунное затмение, и для осуществления этого лунного затмения организует партию.

  • Видный немецкий философ К.Т. Ясперс, высоко оценивая эвристическое значение марксизма, в то же время критиковал его за абсолютизацию выявленных им закономерностей в функционировании общества:

...научный марксизм дал  чрезвычайно плодотворный метод  познания, однако в качестве абсолютизированного  тотального учения в области  философии истории и социологии  он превратился в заблуждение  — что может быть научно  доказано, — в мировоззрение,  предающееся фантазиям.[19]

В итоге марксизм, считал Ясперс, оказался не наукой, а видом мифотворчества, основанным на вере в то, что разрушение существующего мира приведёт к рождению нового человека[20]

Бём-Баверк

Видный австрийский экономист О. Бём-Баверк, в своем труде «Критика теории Маркса», опубликованном в 1896 году, дал подробный анализ экономической теории Маркса. На основе обнаруженных расхождений и противоречий между 1-м и 3-м томами «Капитала» Бём-Баверк сделал вывод об ошибочности главных элементов теории Маркса: трудовой теории стоимости и теории прибавочной стоимости. Массовую популярность идей Маркса Бём-Баверк объяснял исключительно их психологической притягательностью для определенных слоев населения[21]:

Информация о работе Эволюция взглядов Маркса и предшествующие влияния