Эволюция взглядов на организацию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 16:06, курсовая работа

Описание

Классическая теория организации, Бюрократическая теория организации,Теория административного поведения,Универсальная теория формирования организации, Ресурсная теория организации

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭВОЛЮЦИИ ВЗГЛЯДОВ

НА ОРГАНИЗАЦИЮ………………………………………………...................4

1.1. Классическая теория организации………………………………………….4

1.2. Бюрократическая теория организации……………………………………..6

1.3. Теория административного поведения……………………….…………….7

1.4. Универсальная теория формирования организации………..……………9

1.5. Ресурсная теория организации………………………………..…………...11

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «НеоДекор»……………………………………………………………..13

2.1. Краткое описание предприятия…….…........................................................13

2.2. Организационная структура предприятия……………………..……….....15

2.3. «Дерево целей» предприятия……..…..…………………………………....16

2.4. Основные экономические показатели деятельности предприятия….......17

ГЛАВА 3.ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАКОНА СИНЕРГИИ НА ПРИМЕРЕ ООО «НеоДекор»………………………………………………19

3.1. Признаки достижения синергии в организации………………………….19

3.2. Пример отрицательной синергии на примере ООО «НеоДекор»………..21

3.3. Пример положительной синергии на примере ООО «НеоДекор»………30

3.4. Методы усиления потенциала организации……………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………...………………28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…29

Работа состоит из  1 файл

Курсавая работа Теория организации2.doc

— 165.50 Кб (Скачать документ)

    ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ЭВОЛЮЦИИ ВЗГЛЯДОВ

НА  ОРГАНИЗАЦИЮ………………………………………………...................4

1.1. Классическая  теория организации………………………………………….4

1.2. Бюрократическая  теория организации……………………………………..6

1.3. Теория  административного поведения……………………….…………….7

1.4. Универсальная  теория формирования организации………..……………9

1.5. Ресурсная  теория организации………………………………..…………...11

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА                         ООО «НеоДекор»……………………………………………………………..13

2.1. Краткое описание  предприятия…….…........................................................13

2.2. Организационная  структура предприятия……………………..……….....15

2.3. «Дерево целей»  предприятия……..…..…………………………………....16

2.4. Основные экономические показатели деятельности предприятия….......17

ГЛАВА 3.ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАКОНА СИНЕРГИИ НА ПРИМЕРЕ ООО «НеоДекор»………………………………………………19

3.1. Признаки достижения синергии в  организации………………………….19

3.2. Пример отрицательной синергии на примере ООО «НеоДекор»………..21

3.3. Пример положительной синергии на примере ООО «НеоДекор»………30

3.4. Методы усиления потенциала организации……………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………...………………28

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…29 
     
     
     
     

ВВЕДЕНИЕ

    Для наилучшей деятельности предприятия  необходимо выбрать правильную модель его развития. В этом может помочь теория организации.

    Теория  организации – междисциплинарная  область знания, возникшая на стыке  естественных, технических и общественных наук.

    Актуальность  данной курсовой работы заключается  в том, что всеобщий характер организационных  отношений «целое – часть», присущих системам  разной природы, обусловил  связи теории организации с физическими  и биологическими науками, кибернетикой социологией, юриспруденцией, экономикой, психологией, этнографией, историей и другими. И из этого можно сделать вывод, что в наши дни теория организации достаточно важная наука.

    Объектом  изучения курсовой работы является теоретические  и практические положения теории организации, предметом – теории организации.

    Целью курсовой работы является рассмотрение наиболее распространённых теорий организации, а так же ответить на ряд вопросов. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

    • рассмотреть теории организации;
    • рассмотреть признаки достижения синергии в организации;
    • привести пример отрицательной синергии на примере ООО «НеоДекор»;
    • привести пример положительной синергии на примере ООО «НеоДекор»;
    • предложить методы усиления потенциала организации.

    Для написания курсовой библиография проблемы представлена трудами таких авторов как: Виханский О.С., Мильнер Б.З., Латфуллин Г.Р., Райченко А.В., Котлер Ф., а также материалы сайтов. 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭВОЛЮЦИИ ВЗГЛЯДОВ

НА  ОРГАНИЗАЦИЮ

    1.1 Классическая теория организации

    В начале XX века в связи с ростом концентрации производства и образованием крупных промышленных предприятий возникли условия для зарождения научных систем организации. В основном эти системы разрабатывались и были направлены на рациональную организацию труда и производство. В создание и развитие рационалистического направления внесли свой вклад классики теории организации Ф. Тейлор, А. Файоль, Д. Муни и другие.

    Основой классической модели является представление  о том, что организация – лишь результат действий управляющих, которые ее полностью контролируют и владеют ею. Ее сердцевина – процесс труда. Организация рассматривается как безличный механизм, административная пирамида с различными уровнями управления, пронизанными формальными связями.

    Главное в этой модели – единство командования и четкое распределение обязанностей. Основные средства – планирование, координация, контроль. Прежде всего, организация  – это инструмент для решения  задач, а его «винтик» – человек  – никого не интересует как личность.

    Основные  черты организации классической модели можно представить следующим  образом:

  • Организационные цели – получение экономических и других заданных результатов, вклад в их достижение.Структура и процессы — рационально построенные иерархические структуры, четко регламентированные процессы по выполнению заранее специализированных функций.
  • Характер организационного поведения — выполнение предписанных функций, работ, полностью регулируемое рациональное поведение.
  • Тип системы управления — механистический, т.е. совокупность элементов формальной структуры (подразделений, функций, должностей и т.д.), взаимодействующих, подобно механизму, для достижения целей.
  • Развитие — сознательное, продуманное, заранее обоснованное и спланированное, приспособленное к меняющимся условиям.
  • Главные направления совершенствования — рационализация формальных структур, регламентация процессов, планомерная переподготовка или замена кадров.

    Основными характеристиками модели являются цели и соответствующая им иерархия органов управления и должностей. Иерархия дополняется системой формально вводимых правил и процедур. Человек рассматривается как исполнитель запрограммированных предписаний, а организация — как набор механических, более или менее автономных частей, каждая из которых в отдельности может быть усовершенствована для повышения эффективности организации в целом. Стимулирование и контроль строятся таким образом, чтобы обеспечить поведение людей в соответствии с приведенными положениями /1, с.196/.

    Организация выступает в качестве замкнутой системы, а улучшение ее функционирования обеспечивается за счет внутренней рационализации без учета внешней среды.

    Рассмотрим  некоторые понятия и положения, которые используются при построении рационалистической модели организации.

    Иерархия  — это порядок подчинения низших (должностей, структур) высшим. Каждая организация состоит из подразделений, которые делятся на все более мелкие организационные единицы, т.е. имеют иерархическую структуру. В классической теории организации понятию иерархической структуры соответствует «принцип лестницы», предполагающий деление власти и ответственности по вертикали иерархии и распределение обязанностей между подразделениями.

    Административная  власть. Важным положением теории организации является принцип закрепления власти за некоторым центральным органом управления. При этом тот, кто обладает властью, имеет право отдавать кому-то приказания, а получивший приказ обязан его выполнить.

    Власть  — это способность вызывать исполнительность у подчиненного, ее основой являются формальное положение руководителя и руководство с помощью поощрений и взысканий. Власть служит средством интеграции деятельности отдельных элементов организации и их ориентации на достижение общей цели.

    Специализация. Принцип специализации находит выражение в делении организации на специализированные единицы, каждая из которых призвана выполнять определенные функции.

    Взаимоотношения между линейной структурой и штабными службами. В классической модели линейная структура (руководители на всех уровнях иерархии управления) является носителем и непосредственным источником административной власти, а функции штабных служб (отделов, бюро и других подразделений системы управления) заключаются в том, чтобы помогать и давать советы линейным руководителям (рис.1.1).

  

     

  

  

      
 

  Рис. 1.1. Схема линейно-функциональной структуры управления промышленного предприятия 

    С развитием специализации и усложнением  организаций штабные службы приобретают все более важную роль в системе управления /2, с.46/.

1.2.Бюрократическая теория организации.

    Автор модели М.Вебер исходит из того, что  поведение отдельной личности непредсказуемо, не всегда разумно и иногда препятствует эффективной деятельности организации. Поэтому он выбрал в качестве идеальной модели такую форму организации, в которой можно было бы свести к минимуму влияние поведения отдельной личности.

    Основными чертами модели идеальной бюрократической  организации, предложенной М. Вебером, являются:

  • разделение труда на основе функциональной специализации;
  • четкая иерархия власти;
  • система правил, определяющих права и обязанности каждого члена организации;
  • система процедур, определяющих порядок действия во всех ситуациях, возникающих в процессе функционирования организации.

    Таким образом, модели традиционного, рационалистического направления ( классическая, бюрократическая) рассматривают организацию как чисто формальную, в которой внутренняя жизнь протекает по строго определенной системе правил, предписаний и рекомендаций, обязательных для всех членной организации.

    Система носит принудительный характер, а  структурные элементы должны работать, как хорошо отлаженный безличностный  механизм. Личность существует изолированно от других и должна быть приспособлена  к нуждам организации с помощью формальных экономических рычагов.

    Недостатком моделей организации рационалистического  типа является минимизация человеческого  фактора /3, с.102/.

1.3.Теория административного поведения

    Герберт Саймон в своих работах исследовал процессы влияния установленных целей на рациональное поведение в организациях. Критически относясь к теоретическим обобщениям Тейлора и принципам управления Файоля, он рассматривал поведение «делового человека» (полностью информированного о деятельности организации), которое мотивировано личным интересом. Саймон предложил концепцию административного работника, который преследует собственные интересы, но не всегда знает, каковы они. Он осознает только несколько из всех возможных вариантов действий и склонен принять адекватное решение, а не оптимальное.

    С точки зрения Саймона, организации  могут упростить процесс принятия решений — ограничить цели, на которые  направлена деятельность. Саймон указывает, что цели влияют на поведение, только когда они являются частью решения о том, каким должно быть поведение. Цели определяются на основе ценностных предпосылок решений. Ценностные предпосылки являются предположениями о том, какие цели наиболее предпочтительны. Чем точнее обозначены ценностные предпосылки, тем рациональнее принимаемые решения. Четко установленные цели позволяют ясно различать приемлемые и неприемлемые (или более и менее приемлемые) варианты решений.

    Конечные  цели организаций могут служить  отправной точкой для конструирования  цепочек «средства-цели», включающих следующий комплекс действий:

  • выбор общей цели, которую необходимо достичь;
  • нахождение набора средств из широкого спектра для достижения данной цели;
  • принятие средств достижения цели, в свою очередь, в качестве новых подчиненных целей и поиск более детальных средств для их достижения.

    Таким путем устанавливается иерархия целей, в которой каждый уровень  может считаться конечной целью  по отношению к нижнему уровню и средством достижения цели относительно верхних уровней. Разделение общих  целей на специфические подчиненные задачи и последующее распределение их по организационным подразделениям (отдельным исполнителям или отделам) усиливает возможность рационального поведения путем точного определения ценностных предпосылок. Это упрощает принятие необходимых решений на каждом уровне. В этой связи иерархия организации может рассматриваться как сформированный набор «средств — целей», определяющей последовательность принятия решений и действий внутри организации. Не случайно Саймон и Марч описывают организационную структуру как «набор планов действий».

Информация о работе Эволюция взглядов на организацию