Франчайзинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 15:18, курсовая работа

Описание

В первом разделе работы я рассмотрю преимущества и недостатки малого и крупного бизнеса и как их можно устранить при помощи их кооперации, какие виды кооперации существуют. Во втором разделе ознакомиться с определениями, принципами и нюансами франчайзинга. В третьем разделе данной работы я хочу рассмотреть характер отношений между франчайзи и франчайзером. В четвертом классифицировать франчайзинг по критериям. И в пятом разделе познакомиться с франчайзингом в деятельности наших российских предпринимателей.

Содержание

Введение ………………………………………………………………..….......3
Экономическое понятие франчайзинга ………………………….............…..4
Взаимоотношения между франшизодателем и франшизополучателем ....14
Разновидности франчайзинга ………………………………..……………...21
Развитие франчайзинга в России ………..………………………….…....…28
Заключение …………………………………………………………………..33
Список используемой литературы ……………………………………..…..34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Франчайзинг.doc

— 210.50 Кб (Скачать документ)

     Но  особая важность франчайзинга в том, что, по данным американских экспертов, в течение первых 5 лет деятельности разоряются 85% малых бизнесов, а среди франчайзи только 14-15%. Это очень хороший ориентир для российских предпринимателей.

     Можно с уверенностью сказать, что, несмотря на наличие определенных проблем, франчайзинг в России неуклонно развивается. Примером тому может служить стабильное развитие франчайзингового бизнеса у фирм, которые были перечислены выше. Кроме того, у всех этих фирм появляются новые партнеры-франчайзи. И все они продолжают успешно работать, преодолевая огромные трудности. Схема франчайзинга привлекает все больше фирм, хотя прирост новых франчайзоров еще очень незначительный.

     Еще одним важным положительным моментом является наличие партнерских контактов  с московским правительством, которое оказывает всестороннюю поддержку Российской ассоциации развития франчайзинга.

     Препятствия на пути развития франчайзинга в России.

     Российская  система ведения бизнеса отличается очень серьезной информационной закрытостью, в отличие от западной системы, где, наоборот, превалирует открытость. Франчайзингу, как раз, такая открытость необходима, так как - это партнерский бизнес, основанный на доверительных отношениях. В России очень сложно добиться доверительных отношений между партнерами. Это одна из причин.

     Другая  причина также связана с менталитетом. Российский предприниматель готов  платить за какие-то конкретные услуги, связанные с получением материальных приобретений. А во франчайзинге существенным элементом является услуга интеллектуальная.

     Российский  же предприниматель не всегда готов  платить за этот, так называемый, интеллектуальный капитал. Это нечто  неосязаемое, что нельзя потрогать, а можно только приобрести и на протяжении опять-таки длительного  времени пользоваться. В этом и  заключается причина, по которой франчайзинг, такой популярный на западе, не очень у нас развивается.

     Третья  причина - несовершенство российской законодательной  базы.

     Перспективы развития франчайзинга в России.

     Перспективы развития франчайзинга в России самые  благоприятные. В последнее время намечается тенденция ускоренного развития и распространения франшизного метода ведения бизнеса. Так, согласно статистике, с 1995 по 1999 год, в течение первых четырех лет существования франчайзинга в России, на ее территории возникли 42 франчайзинговые системы, с 2000 по 20001 год, за 2 года - 37, а за один 2002 год - уже 29. При этом улучшается качество франшизных предложений, а технологии, которые предлагаются к передаче, становятся сильными и коммерчески выгодными, возникает все больше положительных примеров внедрения франчайзинга.

     Прогнозируя развитие франчайзинга в РФ, следует  отметить, что в нашей стране в  ближайшее время следует ожидать  увеличения интереса к рассматриваемой  форме открытия и развития бизнеса.Интерес  со стороны физических лиц - потенциальных предпринимателей будет обусловлен ростом реальных доходов и возможностями формирования накоплений с последующим их использованием для открытия компаний. Данное утверждение подтверждается также тем, что по свидетельству ряда ученых-социологов наблюдается стремление активной части населения к открытию своих малых предприятий, способных обеспечить постоянный источник доходов, а в будущем, возможно, изменить социальный статус предпринимателя. Подобное явление в макросоциальном плане в ближайшие несколько лет способно заметно увеличить численность среднего класса, а также видоизменить структуру ВВП страны в части преобладания в его (ВВП) создании малых и средних компаний - производителей готовой продукции и услуг.[9, c.102]

     По  имеющимся данным, население Центральной России большую часть своих средств тратит на продукты и услуги тех секторов, в которых велик (или даже преобладает) удельный вес франчайзинговых компаний: продукты питания, фаст-фуд, продажа алкогольных напитков, аренда квартир.

     Оценивая  перспективы использования франчайзинга в РФ юридическими лицами, следует  отметить, что уже в конце 2001-начале 2002 гг. их заинтересованность в применении данного механизма заметно увеличилась. Ведущее место закрепилось за компаниями, занимающимися розничной продажей продуктов питания.

     Так, руководство транснациональной  торговой сети «Спар» (Spar), входящей в  десятку крупнейших торговых компаний мира, заявило, что до 2009 г. компания намерена открыть в Москве до 30 полномасштабных  магазинов, большая часть которых будет работать на условиях франчайзинга. Также разработкой экспансионных программ с использованием франчайзинга в настоящее время заняты или намерены заняться такие компании, как «Юнилэнд» (торговые сети «Дикси», «Мегамарт»), «Фелма» (торговая сеть «Копейка»), «Пятерочка» (крупный акционер - Европейский банк реконструкции и развития), «Рамэнка» (торговая сеть «Рамстор»), «Перекресток», «Ароматный Мир».

     Кроме компаний, занимающихся розничной торговлей  продуктами питания, проекты развития с использованием франчайзинга разрабатываются сбытовыми подразделениями нефтяных компаний.

     Так, компания «ЮКОС» намерена изменить и  усовершенствовать российское сбытовое направление своей деятельности путем строительства современных  дорожных автозаправочных комплексов, объединяющих в себе АЗС, кафе, магазин и действующих на условиях франчайзинга. На сегодняшний день существенным шагом НК «ЮКОС» в данном направлении стало приобретение части пакета акций торговой сети «Копейка», которая займется обустройством магазинов в рамках автозаправочных комплексов.

     Другой  нефтяной компанией, имеющей намерения  заняться оптимизацией сбытового направления, стала НК «ЛУКОЙЛ». По свидетельству  руководства компании, в ближайшие 2-3 года численность автозаправочных  комплексов на территории РФ, действующих на условиях франчайзинга, возрастет. И совсем скоро будет открыт ресторан быстрого питания «Ростик'с Экспресс» (компания «РосИнтер») на одном из автозаправочных комплексов «ЛУКОЙЛ» в г. Москве.

     Продолжая анализировать использование коммерческой концессии российскими компаниями, следует отметить продолжающуюся экспансию франчайзинговых фирм, работающих в сегменте фаст-фуд. Наиболее крупными субъектами данного сегмента рынка являются: 2Subway»(вторая компания в мире по количеству франчайзинговых единиц и первая в США), «РосИнтер», «KFC», «Русское бистро». По свидетельству специалистов, в ближайшие 2-3 года ожидается увеличение платежеспособного спроса населения в сегменте фаст-фуд, сокращение периода окупаемости заведений такого рода (по сравнению с существующим), а также снижение стоимости франшиз, вызванное главным образом уменьшением масштабов компаний-франчайзи.

     Помимо  вышеизложенных сфер ожидается значительное увеличение использования франчайзинга в рамках экспансионных кампаний фирм по следующим направлениям деятельности:

     услуги  в области спорта и здоровья;

     розничная реализация товаров длительного  пользования;

     услуги  в сфере информационных технологий;

     гостиничный бизнес;

     игорный бизнес;

     туристический бизнес;

     услуги  в области аренды, ремонта и продажи автомобилей.

     Кроме того, в ближайшее время ряд  компаний, активно использующих коммерческую концессию в центральном регионе, начнут развивать франчайзинговое  направление деятельности в других регионах. Наиболее привлекательные регионы деятельности франчайзинговых компаний: Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Самара, Тольятти, Пермь, Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток, Иркутск, Черноморское побережье Краснодарский край.

     Хочется надеяться, что франчайзинг будет  способствовать уменьшению уровня дефрагментарности развития экономики страны и изменению структуры ВВП России, а именно увеличению доли малого и среднего бизнеса в его создании и уменьшению доли предприятий, ориентированных на экспорт сырья.[10, c. 91]

     Что дает франчайзинг обществу в целом? Строгая регламентированность деятельности, контроль со стороны франчайзора, предусмотренные договором франчайзинга, несомненно повышают общую культуру ведения бизнеса, его правовую защищенность. Франчайзинг дает возможность привлечь в бизнес обширный круг лиц, не решающихся заниматься “вольным” бизнесом без поддержки и обучения. Основу потенциальных франчайзи могут составить начинающие бизнесмены и другие категории лиц, желающие и способные заниматься предпринимательской деятельностью “под руководством”.

     Освоение  нового опыта, приобретение новых идей, методов, технологий всегда полезно  для любого вида деятельности. Именно поэтому российскому предпринимательству  необходимо законодательство, обеспечивающее правовую защиту и руководство к  действию при заключении внутренних и международных договоров, позволяющих с использованием системы франчайзинга продвигать состоявшиеся торговые марки и технологии ведения бизнеса на территории нашей страны и за ее пределами. С развитием франчайзинга России предпринимательство в целом и в особенности малый бизнес получат мощный положительный импульс, что послужит фундаментом для процветания экономики Российской Федерации.  
 

     Заключения

     На  основании вышеизложенного, хотелось бы подвести некоторые итоги. В процессе рассмотрения франчайзинга как формы кооперации малого и крупного бизнеса, было выяснено следующее.  Данная тема очень актуальна в период развития экономики РФ. Малому и крупному бизнесу проще и  эффективнее удастся устранить присущие каждому из них недостатки, если они скооперируются. Форм кооперации множество, но наиболее реализуемой является франчайзинг. Создание на базе коммерческой концессии - франчайзинга, облегчит российским предпринимателям работу с использованием данной формы. И позволит реализовать потенциал и уменьшить риски.

     В первом разделе работы я рассматривала преимущества и недостатки малого и крупного бизнеса и как их можно устранить при помощи их кооперации, какие виды кооперации существуют.

     Во  втором разделе хотела ознакомиться с определениями, принципами и нюансами франчайзинга.

     В третьем разделе данной работы я  рассмотрела характер отношений между франчайзи и франчайзером.

       В четвертом классифицировала франчайзинг по критериям.

     И в пятом разделе познакомилась с франчайзингом в деятельности наших российских предпринимателей.

     Хочется надеяться, что франчайзинг будет  способствовать уменьшению уровня дефрагментарности  развития экономики страны и изменению  структуры ВВП России, а именно увеличению доли малого и среднего бизнеса в его создании и уменьшению доли предприятий, ориентированных на экспорт сырья.[10, c. 91]

     Что дает франчайзинг обществу в целом? Строгая регламентированность деятельности, контроль со стороны франчайзора, предусмотренные  договором франчайзинга, несомненно повышают общую культуру ведения бизнеса, его правовую защищенность. Франчайзинг дает возможность привлечь в бизнес обширный круг лиц, не решающихся заниматься “вольным” бизнесом без поддержки и обучения. Основу потенциальных франчайзи могут составить начинающие бизнесмены и другие категории лиц, желающие и способные заниматься предпринимательской деятельностью “под руководством”.

     Целью данной курсовой работы было рассмотрение  франчайзинга, его классификации, сути и его применение у российских производителей и я считаю, что эта тема раскрыта  полностью. 

     Список  используемой литературы

     1. Бухвальд Е., Виленский А. Российская модель взаимодействия малого и крупного предпринимательства // Вопросы экономики.-2002.-№9.

     2. Васильев Н.М. Франчайзинг и особенности его развития в России// Финансы и бюджет: проблемы и решения. – 2006.-№2.

     3. Вдовенко А.А. Взаимодействие малого и крупного бизнеса//Вестник Тверского государственного университета.-Сер. Экономика.-2005.-№5(11).

     4. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И., Микроэкономика. – СПб.: Эконом. Школа, 2004. – Т.1.

     5. Довгань В. Франчайзинг: путь к расширению бизнеса. –М.: Дока-Пресс, 1994.

     6. Земляков Д.Н., Макашев М.О. Франчайзинг: интегрированные формы организации бизнеса: учебное пособие для студентов вузов обучающихся по специальности «Менеджмент организации».-М.: ЮНИТИ, 2003.

     7. Канищев А.В. Франчайзинг//Вопросы экономических наук.-2005.-№1.

     8. Маркова В.Д. Франчайзинг// ЭКО, 1993

     9. Микроэкономика: Теория и российская практика: Учеб. Пособие/ под. Ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. – М.: НОРМА, 1997.

Информация о работе Франчайзинг