Франчайзинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:32, реферат

Описание

В соответствие со ст. 910-1 ГК РБ договор франчайзинга заключается в письменной форме. Тем самым законодатель для придания договору франчайзинга надлежащей формы требует его совершения в письменной форме. При этом, учитывая отсутствие дополнительного указания, речь идет о простой письменной форме, а не о нотариальной форме договора. В то же время никто не запрещает сторонам самостоятельно прийти к вы

Работа состоит из  1 файл

глава 2.docx

— 60.49 Кб (Скачать документ)

2 Юридическая характеристика договора  комплексной предпринимательской  лицензии (договора франчайзинга)

 

 

2.1 Порядок заключения, изменения  и расторжения договора франчайзинга



 

 

Заключение договора франчайзинга

В соответствие со ст. 910-1 ГК РБ договор  франчайзинга заключается в письменной форме. Тем самым законодатель для  придания договору франчайзинга надлежащей формы требует его совершения в письменной форме. При этом, учитывая отсутствие дополнительного указания, речь идет о простой письменной форме, а не о нотариальной форме договора. В то же время никто не запрещает  сторонам самостоятельно прийти к выводу о необходимости использования  именно подобной формы договора, поэтому  договор франчайзинга может быть совершен и в нотариальной форме. Простая письменная форма договора франчайзинга должна прежде всего выражаться путем составления одного документа, хотя возможен и путь обмена документами.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь договор франчайзинга, а  также изменения к нему и его  досрочное расторжение подлежат регистрации в патентном органе Республики Беларусь – Национальном центре интеллектуальной собственности. Соответствующие сведения вносятся в Государственный реестр договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) Республики Беларусь [3, c. 22].

Сведения  о зарегистрированных договорах, включая  номер государственной регистрации  договора, вид договора, наименование сторон договора, вид лицензии (при  регистрации лицензионного договора), срок действия договора, номер патента  либо свидетельства, а также о  внесенных в них изменениях и  дополнениях, об их расторжении публикуются  в официальном бюллетене патентного органа [6, c. 3].

Если по договору комплексной предпринимательской  лицензии (франчайзинга) передаются права  в отношении изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, сортов растений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), относящихся  к продукту или способу в любой  области техники, такие договоры также подлежат регистрации в  Государственном реестре лицензионных договоров, договоров уступки и  договоров залога прав на объекты  интеллектуальной собственности Республики Беларусь.

К ходатайству о регистрации  договора франчайзинга должны быть приложены:

заявление о регистрации договора;

договор в трех экземплярах (два  экземпляра — подлинники, третий экземпляр  — заверенная копия);

документ, подтверждающий уплату пошлины  за регистрацию договора;

доверенность.

При подаче ходатайства о регистрации  изменений, дополнений или расторжении  договора в патентный орган представляются:

соответствующее заявление установленной  формы;

соглашение сторон договора о внесении изменений и дополнений или о  расторжении договора в трех экземплярах (два экземпляра - подлинники, третий экземпляр - заверенная копия);

документ, подтверждающий уплату пошлины;

доверенность [7, c. 25].

Патентный орган осуществляет проверку наличия необходимых для регистрации документов и их соответствия установленным требованиям, а также соответствия положений представленного на регистрацию договора законодательству о праве промышленной собственности в части: 

наличия у сторон договора правомочий на его заключение;

предмета договора;

вида передачи прав;

объема передаваемых прав;

срока действия договора.

Регистрация договоров франчайзинга осуществляется в течение одного месяца с даты поступления в патентный орган правильно оформленных документов [6, c. 5].

На каждой странице представленного  на регистрацию оригинала договора, включая приложения, и его заверенной копии, за исключением страницы, содержащей подписи сторон, проставляется штамп  подразделения патентного органа, осуществляющего  регистрацию договоров, а на странице, содержащей подписи сторон, ставится штамп, содержащий надпись "Зарегистрировано в Национальном центре интеллектуальной собственности", дату, номер регистрации  и подпись уполномоченного должностного лица [8, c. 9].

Законодатель РБ «забыл» указать  на последствия нерегистрации договора франчайзинга в патентном органе. Однако, исходя из того, что в силу п. 2 ст. 165 ГК РБ законодательством может быть установлена регистрация сделок с движимым имуществом определенных видов, а п. 2 ст. 910-1 ГК РБ подпадает под указанную выше регламентацию, к нерегистрации договора франчайзинга в патентном органе могут быть применены последствия, предусмотренные в п. 1 ст. 166 ГК РБ, в котором предусмотрено, что не соблюдение требований о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность, такая сделка считается ничтожной [3, c. 23].

В отношении предмета договора проверяется наличие в договоре комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) комплекса исключительных прав, включающего право использования фирменного наименования правообладателя и нераскрытой информации, в том числе секретов производства (ноу-хау), а также указания на регистрацию фирменного наименования в порядке, предусмотренном законодательством [8, c. 7].

Изменение условий  договора франчайзинга

В соответствии со ст. 910-7 ГК  РБ договор франчайзинга может быть изменен по правилам главы 29 ГК РБ. Изменение  договора франчайзинга подлежит регистрации  в порядке, установленном для  регистрации договоров франчайзинга. В отношениях с третьими лицами стороны  договора франчайзинга вправе ссылаться  на изменения договора с момента  регистрации этого изменения [1, c. 411].

Положения же главы 29 ГК РБ (п. 1 ст. 420 ГК РБ) указывают, прежде всего, то, что изменение договора, в том числе и договора франчайзинга возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РБ, иными актами законодательства или договором.

Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 420 ГК РБ по требованию одной  из сторон договор может быть изменен  по решению суда, но только:

при существенном нарушении  договора другой стороной;

в иных случаях предусмотренных  законодательством или договором [1, c. 210].

При этом ГК РБ указывает  на то, что существенным признается нарушение договора одной из сторон, влекущее для другой стороны такой  ущерб, в результате которого она  в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора. Тем самым  законодатель предусматривает, что  если одна из сторон договора франчайзинга не исполнит взятые на себя обязательства  и это повлечет значительные негативные последствия для другой стороны  договора, то она вправе потребовать  через суд условий такого договора. При этом возможность одностороннего изменения договора франчайзинга без  решения суда также допускается  правом РБ, но лишь применительно к  случаю, если в договоре франчайзинга будет предусмотрено право одной  или каждой из сторон договора на частичный  односторонний отказ от исполнения договора. В этом случае договор  будет считаться измененным с  момента направления одной стороне  такого отказа — п. 3 ст. 420 ГК РБ.

Наряду с указанными выше основаниями изменения договора (в том числе и договора франчайзинга) законодатель в п. 1 ст. 412 ГК РБ указывает  на еще одно основание — существенное изменение обстоятельств, из которых  стороны исходили при заключении договора.

Согласно законодательству изменение обстоятельств признается существенным, если они изменились настолько, что если бы стороны могли разумно это предвидеть, то договор вообще не был бы ими заключен или был заключен на значительно отличающихся условиях.

В п. 4 ст. 421 ГК РБ также предусмотрено, что изменение договора в связи  с существенным изменением обстоятельств  допускается по решению суда лишь в исключительных случаях, когда  расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий  затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях. Во всех остальных случаях при  существенном изменении обстоятельств  по требованиям стороны договор  подлежит расторжению.

Законодатель исходит  из того, что суд должен удовлетворить  требование об изменении договора, в частности договора франчайзинга, при существенном изменении обстоятельств, если одновременно наблюдаются следующие  условия:

в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;

изменение обстоятельств  вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после  их возникновения при той степени  добросовестности и осмотрительности, которая от нее требовалась по характеру договора и условиям гражданского оборота;

исполнение договора без  изменения его условий настолько  нарушало бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов  сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она  в значительной степени лишилась бы того, на что была в праве рассчитывать при заключении договора;

из существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств  несет заинтересованная сторона.

Тем самым законодатель считает  необходимым исключить возможную  недобросовестность сторон договора франчайзинга, когда одна сторона может воспользоваться  существенными изменениями обстоятельств в своих собственных интересах с одновременным ущемлением интересов другой стороны договора франчайзинга [3, c. 53- 55].

В п. 5 ст. 422 ГК РБ предусмотрена  особая процедура для заявления  требования суду об изменении договора. Таким образом, в законодательстве предусмотрен особый досудебный порядок  изменения договора, при несоблюдении которого суд не в праве удовлетворять требования, связанные с изменениями договора. Сторона, заявляющая требование об изменении договора должна обратиться к иной стороне договора с предложением изменить его и лишь в случае отказа данной стороны договора, внести в него изменения, либо не получения ответа на свое предложение в срок, указанный в предложении, либо установленный законодательством, либо договором, а при его отсутствии в 30-дневный срок вправе обратиться в суд с требованием об изменении договора.

Наряду с положением главы 29 ГК РБ договор франчайзинга подлежит изменению и в случаях, предусмотренных главой 53 ГК РБ, т. е. главой, регламентирующей франчайзинг, а именно:

при изменении фирменного наименования правообладателя, а пользователь не потребует  расторжения договора и возмещения убытков (ст. 910-9 ГК РБ);

если в период действия договора истек срок действия исключительного  права, входящего в «деловой комплекс», либо такое право прекратилось по иному основанию (в этом случае договор  франчайзинга сохраняет свою силу, за исключением обстоятельств, относящихся  к прекратившемуся праву, а пользователь, если иное не предусмотрено договором, вправе потребовать соразмерного уменьшения платежа — ст. 910-10 ГК РБ).

Законодатель требует  обязательной регистрации изменений  договора франчайзинга для их действительности в порядке, установленном для  регистрации самого договора франчайзинга. При этом в случае нерегистрации  изменений в договор франчайзинга третьи лица в праве не учитывать  данные изменения при их взаимоотношении  с правообладателем и пользователем  в части, относящейся к франчайзинговому договору [9, c. 90-91].

Итак, условия договора франчайзинга остаются незыблемыми до тех пор, пока в силу обстоятельства предусмотренного в договоре франчайзинга или законодательстве стороны, не сочтут возможным привести в действие механизм изменения договора. Кроме того, без окончания процедур связанных с изменением договора, то есть без внесения изменений в  договор в добровольном или принудительном порядке, а также их регистрации  такие изменения не вступают в  силу. Тем самым одной инициативы стороны недостаточно — необходимо окончание реализации этой инициативы с соблюдением требований законодательства РБ [3, c. 56].

Прекращение договора франчайзинга

Рассматривая вопросы  прекращения договора франчайзинга, необходимо указать, что данный договор  в праве РБ прекращается прежде всего в силу общих оснований прекращения обязательств, предусмотренных главой 26 ГК РБ, и оснований расторжения договора, предусмотренных главой 29 ГК РБ (на последнее указывает и в п. 1 ст. 910-11 ГК РБ).

Исходя из изложенного, договор  франчайзинга прекращается в силу прекращения  обязательств, основой возникновения  которых являлся данный договор, – в связи с надлежащим исполнением сторонами принятых на себя обязательств, отступным, зачетом однородных требований, совпадением кредитора и должника в одном лице, прекращением обязательства новацией, прощением долга, прекращением обязательств на основании акта государственного органа, либо в связи со смертью гражданина или ликвидацией юридического лица.

При надлежащем исполнении сторонами договора франчайзинга обязательства  по договору, как правило, прекращаются по истечении срока, на который он заключен. Обычно срок договора франчайзинга (с учетом срока действия прав на объекты промышленной собственности, являющиеся предметом договора) устанавливается  достаточно большим для того, чтобы  дать возможность пользователю окупить  инвестиции, связанные с приобретением  недвижимости, обучением персонала, первоначальным продвижением товара на рынке и т. д.

В договоре франчайзинга может  быть предусмотрено также преимущественное право пользователя на заключение нового договора по окончании срока действия первоначального договора, вследствие чего правообладатель, при отсутствии нарушений условий договора франчайзинга со стороны пользователя, в случае сохранения франчайзинговой сети на территории пользователя будет обязан перезаключить договор на новый  срок. Данное положение, как правило, является «выгодным» как для правообладателя, так и для пользователя, поскольку  при прекращении обязательств по договору у обеих сторон возникают  многочисленные проблемы. Так, пользователь заинтересован в сохранении торговой марки, знакомой честному потребителю, и смена данной торговой марки  чревата для него определенными  убытками. Правообладатель, в свою очередь, заинтересован в сохранении прежнего партнера, поскольку при смене  пользователя ему будет сложно ограничить первоначального пользователя в  использовании неохраноспособной  информации, переданной ему по договору франчайзинга, в результате чего первоначальный пользователь неизбежно вступит  в конкуренцию с новым пользователем [3, c. 56-57].

Информация о работе Франчайзинг