Франчайзинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:32, реферат

Описание

В соответствие со ст. 910-1 ГК РБ договор франчайзинга заключается в письменной форме. Тем самым законодатель для придания договору франчайзинга надлежащей формы требует его совершения в письменной форме. При этом, учитывая отсутствие дополнительного указания, речь идет о простой письменной форме, а не о нотариальной форме договора. В то же время никто не запрещает сторонам самостоятельно прийти к вы

Работа состоит из  1 файл

глава 2.docx

— 60.49 Кб (Скачать документ)

Следующим основанием прекращения  договора франчайзинга (являющимся особенным  для данного договора по сравнению  с общими основаниями прекращения  обязательств по договору и расторжения  договора) является смерть правообладателя  — индивидуального предпринимателя  и переход прав, составляющих предмет  договора франчайзинга, к наследнику, который в течение шести месяцев  со дня открытия наследства не приобрел статус индивидуального предпринимателя (п. 2 ст. 910-8 ГК РБ).

В качестве еще одного свойственного  лишь договору франчайзинга основания  прекращения обязательств по данному  договору выступает прекращение  права на фирменное наименование правообладателя без замены его  новым фирменным наименованием (п. 2 ст. 910-10 ГК РБ) [1, c. 412].

Наряду с указанными основаниями  прекращения обязательств, возникших  в рамках договора франчайзинга, необходимо отметить, что данный договор на любой стадии его исполнения может быть расторгнут по соглашению сторон, если иное не предусмотрено в самом договоре франчайзинга или акта законодательства (п. 1 ст. 420 ГК РБ).

Договор франчайзинга может  быть расторгнут также по требованию одной из сторон данного договора на основании решения суда, только в случаях существенного нарушения  договора другой стороной, или в  случаях, предусмотренных в самом  договоре или в законодательстве (п. 2 ст. 420 ГК РБ).

Законодательство РБ (п. 3 ст. 420) допускает возможность одностороннего отказа от исполнения договора, в том  числе и договора франчайзинга, полностью, когда такой отказ предусмотрен соглашением сторон или законодательством  без обращения в суд. В этом случае договор франчайзинга будет  считаться расторгнутым [1, c. 210].

Учитывая отсутствие в  законодательстве права на односторонний  отказ от исполнения договора франчайзинга, в договоре франчайзинга можно предусмотреть  возможность добровольного одностороннего отказа любой из сторон от исполнения обязательств по данному договору, что приведет к расторжению (если речь идет об отказе от исполнения всех обязанностей стороны).

Исходя из изложенного, представляется целесообразным предусмотреть в  договоре франчайзинга следующие основания, которые дают право правообладателю  на досрочное прекращение договора:

  1. неисполнение пользователем условий договора франчайзинга, в частности, относящихся к соответствию товаров (работ, услуг) пользователя стандартам, устанавливаемых правообладателем;
  2. неуплата пользователем вознаграждения по договору;
  3. несоблюдение определенного графика развития или недостижение установленного договором объема продаж;
  4. несоблюдение требований об охране интеллектуальной собственности правообладателя;
  5. смена участников (акционеров) пользователя (если это влечет переход пользователя под контроль иных лиц);
  6. неплатежеспособность или банкротство пользователя.

В свою очередь для пользователя целесообразно предусмотреть право  досрочно расторгнуть договор вследствие:

утраты правообладателем прав на интеллектуальную собственность, являющуюся предметом договора франчайзинга;

неисполнения правообладателем своих обязательств  по договору [3, c. 58].

Однако законодатель допускает  возможность отказа от исполнения договора франчайзинга и без объективных  оснований. В соответствие с п.2 ст 910-11 ГК РБ каждая из сторон договора франчайзинга, заключенного без указания срока, вправе в любое время полностью отказаться от исполнения договора, уведомив об этом другую сторону за шесть месяцев, если договором не предусмотрен более продолжительный срок [1, c. 413].

В п. 1 ст. 421 ГК РБ допускается  возможность расторжения договора и в случае изменения обстоятельств, из которых стороны исходили при  заключении договора [3, c. 59].

При этом законодатель (п. 2 ст. 421 ГК РБ) указывает, что если стороны  не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно  изменившимися обстоятельствами или  о его расторжении, то договор может быть расторгнут судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:

в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;

изменение обстоятельств  вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после  их возникновения при той степени  добросовестности и осмотрительности, которая от нее требовалась по характеру договора и условиям гражданского оборота;

исполнение договора без  изменения его условий настолько  нарушало соответствующее договору соотношение имущественных интересов  сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она  в значительной степени лишилась бы того, на что была в праве рассчитывать при заключении договора;

из существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств  несет заинтересованная сторона [1, c. 211].

Тем самым, как и при  изменении условий договора в  связи с существенным изменением обстоятельств из которых стороны  исходили при его заключении, законодатель отмечает, что такие обстоятельства должны быть, безусловно, неизвестны сторонам в момент заключения договора; стороны  не должны способствовать их возникновению; указанные обстоятельства приводят к тому, что нарушается имущественный  интерес одной или обеих сторон договора таким образом, что сторона  лишается значительной части того, на что рассчитывала заключая договор, и, наконец, в договоре в момент его совершения не было предусмотрено, что негативные последствия возникновения какого-либо указанного обстоятельства ложатся на одну из сторон договора франчайзинга.

Анализируя отношения расторжение договора франчайзинга по требованию одной из сторон в силу судебного решения, следует отметить, что гражданский законодатель (п.2 ст. 422 ГК РБ) предусмотрел, что такая сторона может обратиться в суд с требованием о принудительном расторжении договора франчайзинга только после получения отказа второй стороны договора на расторжения договора либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении, либо установленный законодательством, либо договором, либо при отсутствии указанных сроков — в 30-дневный срок.

В связи с этим законодатель РБ предусмотрел обязательность первоначального  достижения соглашения о расторжении  договора сторонами и лишь, если они не смогут между собой договориться, то в случаях, указанных выше, они  могут обратиться в суд и расторгнуть  договор в судебном порядке.

И наконец, законодатель (п. 3 ст. 910-3 ГК РБ) требует обязательной регистрации и самого факта расторжения  договора франчайзинга в порядке, установленном  для договора франчайзинга в порядке, установленном для договора франчайзинга. Однако остается непонятным, что произойдет в случае, если расторжение договора франчайзинга не будет зарегистрировано: будет ли это означать, что договор  продолжает действие или нет, и, если ответить на данный вопрос утвердительно, то каковы правовые последствия продолжения  действия договора франчайзинга.

В случае расторжения договора франчайзинга в договоре должны быть точно определены последствия, связанные, например, с возложением на каждую из сторон договора необходимых расходов и иных обязанностей в связи с  прекращением договора. При этом ГК РБ (п. 3 ст. 421) указывает на то, что  если расторжение договора произошло  вследствие существенно изменившихся обстоятельств, то суд по требованию любой из сторон определяет последствия  расторжения договора исходя из необходимости  справедливого распределения между  сторонами расходов, понесенных ими  в связи с исполнением этого  договора.

Кроме того, необходимо учитывать, что применительно к договору франчайзинга в случае его прекращения  на любой из стадий исполнения до момента  истечения до момента истечения  срока договора или достижения сторонами  указанной в договоре цели, либо даже в связи с истечением срока  действия договора, необходимо будет  решать также вопросы, связанные  с той информацией, которую правообладатель  передал пользователю при исполнении договора.

Например, в случае прекращения  договора франчайзинга, как правило, не подлежит прекращению обязательства  сторон, связанные с неразглашением пользователем конфиденциальной информации правообладателя, так как пользователь не может использовать в собственных  интересах или в интересах  иных лиц переданную ему правообладателем информацию, предназначенную исключительно  для ее использования в рамках договора франчайзинга. То же относится  и к объектам интеллектуальной собственности  правообладателя, за исключением прав, которые не могут быть возвращены правообладателю либо о которых  состоялась особая договоренность.

Однако указанное выше вступает в противоречие с п. 1 ст. 423 ГК РБ, в котором предусмотрено, что при расторжении договора обязательства сторон прекращаются. Следовательно, по общему правилу должны прекращаться все обязательства  сторон основанные на соответствующем договоре, в том числе и те обязательства, о которых говорилось выше.

Для сохранения неприкосновенности интересов правообладателя, передавшего  пользователю соответствующую информацию, даже в случае прекращения договора франчайзинга, в указанном договоре необходимо предусмотреть, что обязательства, связанные с такой информацией, или иные аналогичные им обязательства  сохраняют свою силу в течении срока, указанного в договоре, вне зависимости от прекращения договора франчайзинга, а точнее иных его условий. Тем самым в договоре будет предусмотрен запрет на расторжения договора франчайзинга, в том числе и по соглашению сторон, в отношении части его условий, которые после прекращения основных условий договора франчайзинга фактически составят самостоятельный договор. (При чем в качестве основания указания в договоре на невозможность прекращения рассмотренных условий можно сослаться на п. 1 ст. 420 ГК РБ.)

Наличие в договоре франчайзинга условий, которые не должны прекращаться в связи с расторжением договора, объясняется тем, что, как указанно выше, договор франчайзинга по своей  природе предусматривает определенную общность интересов сторон, в рамках которых правообладатель может  передать пользователю информацию и  иные объекты гражданских прав, имеющие  важное значение для передавшей их стороны, а раз так, то ее интересы должны быть защищены независимо от того, прекратилось сотрудничество или нет.

Как правило, пользователь не имеет права на компенсацию в  случае прекращения договора даже при  условии , если благодаря его усилиям престиж торговой марки правообладателя значительно увеличился. Хотя договором может быть предусмотрено обратное, в связи с тем что для пользователя прекращение договора франчайзинга, в связи с окончанием срока договора может быть сопряжено со значительными «имущественными издержками» [3, c. 59-64].

 

 

 

 

2.2 Права, обязанности и ответственность  сторон по договору франчайзинга

 

 

Наряду с передачей  прав на пользование объектами интеллектуальной собственности договор франчайзинга содержит, как правило, указание на дополнительные обязательства правообладателя  по отношению к пользователю, и, в  частности:

  1. обучение пользователя;
  2. передача дополнительной информации о «деловом комплексе»;
  3. оказание консультационных и маркетинговых услуг (постоянное техническое и консультативное содействие);
  4. контроль качества товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем;
  5. поставка товаров (сырья, материалов);
  6. ограничение конкуренции.

Обязанности пользователя по отношению к правообладателю  можно разделить на следующие  основные группы:

  1. уплата вознаграждения правообладателю;
  2. соблюдение пользователем требований, установленных правообладателем для эксплуатации «делового комплекса»;
  3. соблюдение графика развития;
  4. ограничение конкуренции и возможное ограничение объема использования переданных прав;
  5. соблюдение конфиденциальности;
  6. информирование покупателей (заказчиков) наиболее очевидным для них способом о том, что пользователь использует фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ, услуг на основании договора франчайзинга [3, c. 32].

Рассмотрим содержание отдельных  обязанностей правообладателя и  пользователя.

В соответствии с п. 1 ст. 910-3 ГК РБ правообладатель обязан проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением предоставленных пользователю по договору франчайзинга исключительных прав. В  связи с этим обязанностью по обучению пользователя является неотъемлемой обязанностью правообладателя, то есть обязанностью, являющиеся одной из характерных  черт договора франчайзинга, которую  нельзя исключить из указанного договора франчайзинга, которую нельзя исключить  из договора франчайзинга по воле  сторон договора [1, c. 409].

Обучение, осуществляемое правообладателем в отношении работников пользователя, зачастую включает в себя следующие  виды обучения:

  1. обучение маркетингу, т. е. правообладатель обучает пользователя маркетингу, продаже и рекламной технике в отношении своей продукции;
  2. обучение технологии производства товара либо предоставления услуг. При производственном франчайзинге правообладатель проводит обучение персонала пользователя способу приготовления, обработки продукции, а также ее реализации потребителям;
  3. обучение ремонту товара. Правообладатель осуществляет указанное обучение, а также следит за тем, чтобы у пользователя всегда имелись в наличии запасные детали и оборудование для диагностики и обслуживания. Для франчайзинга, связанного с продажей товаров правообладателя, особенно длительного пользования, очень важно чтобы пользователь был в состоянии осуществлять ремонт и сервисное обслуживание товаров, производимых пользователем;
  4. обучение общему порядку осуществления предпринимательской деятельности. Правообладатель может обучать пользователя тому, как вести бухгалтерский учет, учет продаж в кредит, кадровый учет, налоговый учет, осуществлять инвентаризацию, а также любым другим финансовым и управленческим навыкам, необходимым для успешного ведения предпринимательской деятельности [10, c. 19].

Информация о работе Франчайзинг