Франчайзинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 15:18, курсовая работа

Описание

В первом разделе работы я рассмотрю преимущества и недостатки малого и крупного бизнеса и как их можно устранить при помощи их кооперации, какие виды кооперации существуют. Во втором разделе ознакомиться с определениями, принципами и нюансами франчайзинга. В третьем разделе данной работы я хочу рассмотреть характер отношений между франчайзи и франчайзером. В четвертом классифицировать франчайзинг по критериям. И в пятом разделе познакомиться с франчайзингом в деятельности наших российских предпринимателей.

Содержание

Введение ………………………………………………………………..….......3
Экономическое понятие франчайзинга ………………………….............…..4
Взаимоотношения между франшизодателем и франшизополучателем ....14
Разновидности франчайзинга ………………………………..……………...21
Развитие франчайзинга в России ………..………………………….…....…28
Заключение …………………………………………………………………..33
Список используемой литературы ……………………………………..…..34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Франчайзинг.doc

— 210.50 Кб (Скачать документ)

     Содержание 

     Введение ………………………………………………………………..….......3

     Экономическое понятие франчайзинга ………………………….............…..4

     Взаимоотношения между франшизодателем и франшизополучателем ....14

     Разновидности франчайзинга ………………………………..……………...21

     Развитие  франчайзинга в России ………..………………………….…....…28

     Заключение …………………………………………………………………..33

     Список  используемой литературы ……………………………………..…..34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     В настоящее время в России полным ходом идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ и развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования.  Одной из таких форм хозяйствования является франчайзинг, который, в свою очередь,  является формой кооперации малого и крупного бизнеса. В данный момент в РФ существует некое подобие франчайзинговых отношений – коммерческая концессия.  Т.к. малый бизнес, как и крупный, имеет ряд существенных недостатков, взаимодействие малого и крупного бизнеса в форме «промышленной кооперации» поможет преодолеть данные недостатки и вывести эти предприятия на новый уровень развития. Учитывая предстоящее присоединение РФ к ВТО, франчайзинг станет хорошим инструментом по развитию нашей российской экономики.

     Помимо  франчайзинга существуют и другие формы  кооперации малого и среденего бизнеса т.к.: аутсорсинг; субконтрактинг; поставки комплектных предприятий и оборудования с последующей оплатой их стоимости продукцией, которую предстоит изготовить на их основе; предоставление лицензий и (или) производственного опыта, а также знаний с последующей оплатой их стоимости поставками продукции, полученной в результате их использования;  совместное производство, включая научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР); совместные предприятия; совместные проекты и некоторые другие.

     Но  целью данной курсовой работы будет рассмотрение именно франчайзинга т.к. я считаю эту форму наиболее интересной и актуальной в данной период времени и при данном состоянии экономики.

     В первом разделе работы я рассмотрю преимущества и недостатки малого и крупного бизнеса и как их можно устранить при помощи их кооперации, какие виды кооперации существуют.

     Во  втором разделе ознакомиться с определениями, принципами и нюансами франчайзинга.

     В третьем разделе данной работы я хочу рассмотреть характер отношений между франчайзи и франчайзером.

       В четвертом классифицировать  франчайзинг по критериям. 

     И в пятом разделе познакомиться  с франчайзингом в деятельности наших российских предпринимателей.  
 

     1. Экономическое понятия франчайзинга

     Франчайзинг в России - явление относительно новое, и в русском языке не существует общепринятой терминологии для описания данной деятельности. Сам термин "франчайзинг" происходит от французского слова franchise (льгота, привилегия), которое в первоначальном значении вошло в экономическую лексику, в том числе и отечественную, еще до того, как заговорили о франчайзинге.

     В английском языке в XX веке от термина franchise были образованы производные  слова для обозначения понятий, связанных с новым явлением предпринимательской  деятельности: franchising, franchiser, franchisee.

     Франчайзинг - это такая организация бизнеса, в которой компания (франчайзер) передает независимому человеку или  компании (франчайзи) право на продажу  продукта и услуг этой компании. Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзер. В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу, и механизмы поддержки. Таким образом, выполнение правил не является недостатком, наоборот, следование правилам означает, что франчайзи имеет прекрасную возможность сделать прибыль и понять выгодность своего вложения. Чтобы получить такие права, франчайзи делает первоначальный взнос франчайзеру, а затем выплачивает ежемесячные взносы. Это своего рода аренда, потому что франчайзи никогда не является полным владельцем товарного знака, а просто имеет право использовать товарный знак на период выплаты ежемесячных взносов. Суммы этих взносов оговариваются во франчайзинговом договоре (контракте) и являются предметом переговоров. Франчайзинговый пакет (полная система ведения бизнеса, передаваемая франчайзи) позволяет соответствующему предпринимателю вести свой бизнес успешно, даже не имея предварительного опыта, знаний или обучения в данной области.[12, с. 37]

     Следует быть готовым к тому, что в Гражданском  кодексе РФ (гл. 54) франчайзинг получил  название "коммерческая концессия", а его стороны - правообладатель и пользователь.

     Итак, точный смысл терминов, связанных  с данным видом бизнеса. Франчайзинг - это:

     1) форма продолжительного делового  сотрудничества, в процессе которого  крупная компания - франшизодатель (правообладатель) представляет малоизвестной компании - франшизополучателю (пользователю) лицензию (франшизу) на производство продукции, торговлю товарами или предоставление услуг под торговой маркой правообладателя на ограниченной франшизной территории на срок и на условиях, определенных франшизным договором;

     2) процесс создания, поддержания и  развития франшизной системы  франшизодателя посредством участия  владельцев независимых франшизных  предприятий франшизополучателей.

     Франшизодатель/франчайзер - крупная фирма-правообладатель, изменяющая широко известную торговую марку и высокий имидж на потребительском рынке и выдающая на определенный срок и на определенных условиях лицензию (франшизу) пользователю (физическому или юридическому лицу) на право использования им торговой марки правообладателя в коммерческой деятельности на определенной территории.

     Франшизополучатель - физическое лицо или компания, приобретающая  у крупной фирмы-правообладателя  на определенный срок и на определенных условиях исключительное право (франшизу) на ведение коммерческой деятельности с использованием товарного знака и технологий правообладателя на определенной территории.

     Франшиза - это:

     1) право на создание франшизного  предприятия и на торговлю  продукцией или предоставление  франшизных услуг более крупной фирмы на определенных условиях и за определенную компенсацию на определенной территории;

     2) организационная форма малого  бизнеса, дающая индивидуальному  предпринимателю (пользователю франшизы) право на продажу уже зарекомендовавших  себя товаров или услуг крупной фирмы-правообладателя, то есть предприятие, созданное на основе франчайзинга, или франшизное предприятие.

     Франчайзинговая система - организационная структура  в сфере франчайзингового бизнеса, которая состоит из компании-франшизодателя, возглавляющей структуру, и находящейся под ее контролем сети франшизных предприятия, или франшизной сети.

     На  сайте Российской ассоциации франчайзинга даны следующие определения:

     Франчайзер (франшизодатель) - это компания, которая  выдает лицензию или передает в право  пользования свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы. Например, франчайзер создает успешный продукт или услуги, скажем, особый стиль работы ресторана быстрого питания. Франчайзер исследует и развивает бизнес, тратит деньги на продвижение бизнеса, создает хорошую репутацию и узнаваемый имидж (называемый - бренднейм). После того как компания доказала работоспособность своей бизнес-концепции и успешную воспроизводимость этого бизнеса, она может начать предлагать предпринимателям, которые хотят повторить подобный успех, купить ее франшизу.[12, с.39]

     Франчайзи (франшизополучатель) - это человек  или компания, которая покупает возможность  обучения и помощь при создании бизнеса  у франчайзера и выплачивает  сервисную плату (роялти) за использование  товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзера. Франчайзи сам оплачивает затраты на создание бизнеса. Очень часто франчайзер предоставляет очень выгодные скидки на важные поставки (материалы, расходные средства). Эти скидки всегда дают возможность франчайзи покупать продукты у франчайзера по более низкой цене, и таким образом это стоит дешевле, чем развивать бизнес без франчайзера. Франчайзи делает первоначальный взнос за помощь по созданию и открытию бизнеса. Франчайзи принимает на себя обязанность выплачивать ежемесячные взносы за право пользования торговым знаком и бизнес-системой и за поддержку, обучение и консалтинг, предоставляемые франчайзером. Если все идет по плану, то франчайзи ведет успешный бизнес и его прибыль превосходит затраты.

     Франшиза - это полная бизнес-система, которую франчайзер продает франчайзи. Другим названием для подобной системы служит франчайзинговый пакет, который обычно включает пособия по ведению работ и другие важные материалы, принадлежащие франчайзеру.

     При этом следует отметить, что представители Ассоциации чаще используют термины "франчайзер" и "франчайзи", нежели "франшизодатель" и "франшизополучатель

     Любой вид бизнеса можно превратить во франшизу. Международная ассоциация франчайзинга выделяет 70 отраслей хозяйства, в которых можно использовать методы франчайзинга. Полное их перечисление не имеет смысла, но вы сможете понять ширину применимости франчайзинга из следующей выборки: бухгалтерский учет, авторемонт, книжные магазины, детская одежда и обучение, строительство, небольшие продовольственные магазины, магазины косметических товаров, образование, услуги по трудоустройству, рестораны, отели, прачечные и услуги по уборке, частные почтовые ящики, фотостудии, риелторские компании, туризм и развлечение, прокат специального оборудования и туристические агентства.

     Франчайзинговые взаимоотношения могут быть прибыльными  для обеих сторон. Франчайзи заинтересован  в максимальных продажах при минимальных  затратах. Франчайзи должен следовать  правилам ведения бизнеса по франшизе и участвовать в рекламных и маркетинговых компаниях, проводимых франчайзером. Франчайзер сосредоточенно работает над тем, чтобы лидировать в конкурентной борьбе, что было бы очень трудно сделать одному франчайзи. Франчайзер предоставляет необходимую поддержку, с тем чтобы франчайзи мог уделять все внимание своим ежедневным операциям.

     Для того чтобы достичь такого уровня взаимодействия и защиты со стороны  франчайзера, франчайзи должен сформировать особые взаимоотношения с франчайзером. Эти взаимоотношения являются достаточно сложными, но эта ситуация сравнима с положением президента, которому помогает группа экспертов по всем важным вопросам. Президентом является франчайзи. Президент отвечает за данный бизнес. Но президент никогда не является абсолютным специалистом во всем. У президента есть всегда группа советников, которые являются экспертами по техническим вопросам. Эти люди понимают, что президент сознает их авторитет и опыт и будет следовать их рекомендациям. Чтобы стать президентом, франчайзи должен выполнить семь условий:

     - полностью принять точку зрения  франчайзера, его цели и ценности  в данном бизнесе;

     - доверять и уважать франчайзера  и, в свою очередь, формировать  уважение и доверие франчайзера  к себе;

     - принимать четко установленные  правила и обязанности, описанные в договоре, поскольку после подписания договора они не подлежат никаким изменениям или дополнениям;

     - стремиться работать и общаться  с франчайзером;

     - связать себя определенными обязательствами  с бизнесом, быть верным ему  в хорошие и плохие времена;

     - следовать операционным процедурам  и стандартам, установленным франчайзером;

     - стать частью системы путем  внесения в бизнес новых идей (с согласия франчайзера) и  постоянного вкладывания усилий  в бизнес.

     Любой заинтересованный в покупке франшизы должен решить, являются ли для него приемлемыми такие взаимоотношения. «Когда франчайзер берет на себя обязательства по отношению к франчайзи и принимает предпринимателя в качестве франчайзи, франчайзер, таким образом, говорит: "Я доверяю вам, вы являетесь хорошим вложением для нас, я верю в то, что вы будете выполнять законы франшизы, а я обещаю, если вы будете следовать законам франшизы и принимать наш опыт и знания, мы защитим ваш бизнес и сделаем вас богатым и счастливым".» [8,с.47]

Информация о работе Франчайзинг