Франчайзинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 15:18, курсовая работа

Описание

В первом разделе работы я рассмотрю преимущества и недостатки малого и крупного бизнеса и как их можно устранить при помощи их кооперации, какие виды кооперации существуют. Во втором разделе ознакомиться с определениями, принципами и нюансами франчайзинга. В третьем разделе данной работы я хочу рассмотреть характер отношений между франчайзи и франчайзером. В четвертом классифицировать франчайзинг по критериям. И в пятом разделе познакомиться с франчайзингом в деятельности наших российских предпринимателей.

Содержание

Введение ………………………………………………………………..….......3
Экономическое понятие франчайзинга ………………………….............…..4
Взаимоотношения между франшизодателем и франшизополучателем ....14
Разновидности франчайзинга ………………………………..……………...21
Развитие франчайзинга в России ………..………………………….…....…28
Заключение …………………………………………………………………..33
Список используемой литературы ……………………………………..…..34

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Франчайзинг.doc

— 210.50 Кб (Скачать документ)

     Кроме того, конверсионный франчайзинг  обеспечивает торговой точке преимущество от многолетнего функционирования, улучшающее эффективность ее деятельности;

     3) дочерний франчайзинг - это одна  из форм создания франшизных  предприятий, при которой также  имеет место конверсия, но только  в качестве франшизополучателя  выступает опытный предприниматель  с уже организованным бизнесом.

     Присоединение к известной франчайзинговой системе "под зонтичный бренд франшизодателя" в подобных случаях продиктовано несколько иными целями.

     Как правило, это стремление выйти на общенациональный рынок и повысить свою конкурентоспособность с помощью  общепризнанного товарного знака  или преимуществ конкретной стратегии, научных исследований и разработок.Естественно, что подобный владелец франшизы в большей степени независим от франшизодателя и во многих случаях предпочитает сохранять свое первоначальное фирменное наименование в качестве добавочного, а зачастую и основного;

     4) франчайзинговый контракт на  менеджмент - форма взаимоотношений  между головной компанией и  франшизополучателем, при которой,  формально являясь владельцем  франшизного предприятия, франшизополучатель  в действительности выступает в роли инвестора, ограничиваясь своей пассивной ролью и полностью полагаясь на менеджмент в этом франшизном предприятии со стороны франшизодателя.

     Классификация по структуре построения франшизной системы

     В основе этой классификации отметим  два вида франшизы:

     1) индивидуальный франчайзинг - форма  организации франшизного бизнеса,  при которой франшизополучатель  получает право, ограниченное  конкретной территорией, на создание  только одного франшизного предприятия  под торговой маркой головной  компании.

     Когда речь заходит об организации франшизной фирмы, традиционно выставляется уже упомянутая классическая схема: предприниматель покупает франшизу, затем, заручившись поддержкой головной компании, создает новое франшизное предприятие и начинает развивать бизнес.

     Дальнейшее  расширение дела во многом определяется условиями заключенного франшизного  договора: индивидуальный владелец может  ограничиться одним предприятием или  создать целую франшизную сеть и  перейти к районному франчайзингу;

     2) районный франчайзинг - форма организации франшизного предприятия, при которой франшизополучатель получает право на освоение определенного региона, то есть создание франшизной системы и контроль над нею в соответствии с оговоренным количеством предприятий и графиком их открытия.

     Активное  освоение новых потребительских  рынков, особенно зарубежных, показало, что компаниям-франшизодателям зачастую трудно справиться со всеми возникающими в период запуска бизнеса проблемами своими силами.

     С ростом крупных франчайзинговых  систем и расширением их географии возникла опасность ослабления контроля за деятельностью отдаленных франшизных предприятий, а значит, потери имиджа торговой марки головной компании. Сохранить должный контроль, не сокращая при этом общего объема франшизной системы, франшизодателю помогает как раз районный франчайзинг. Его суть заключается в том, что в определенном регионе компания-франшизодатель заключает договор франчайзинга с одним франшизополучателем на освоение региона в целом, как правило, оговаривая при этом количество создаваемых франшизных фирм и график их открытия. 
 

     Районный  франчайзинг подразделяется на:

     - субфранчайзинг - форма контрактных  взаимоотношений между головной  компанией и мастер-получателем,  при которой головной франшизодатель  передает эксклюзивное право на мастер-франшизу территории того государства, где находится субфраншизодатель, с правом продажи субфраншиз конечным франшизополучателям, а в ответ на получение такого права субфраншизодатель выплачивает вознаграждение головному франшизодателю и обязуется открыть определенное количество франшизных фирм в оговоренный период времени и осуществлять контроль над территорией субфраншизодателя.

     Процедура работы при субфранчайзинге такова:

     1. Мастер-франшизодатель, обычно - успешная  зарубежная франшизная компания, имеющая разветвленную международную сеть, выбирает определенный географический район для дальнейшего развития, как правило, это растущий рынок какого-то нового государства, предлагает будущему мастер-франшизополучателю заключить с ним договор мастер-франшизы и стать официальным лицом - субфраншизодателем.

     2. Субфраншизодатель по договору  мастер-франшизы покупает у головного  франшизодателя право продажи  субфраншиз будущим субфраншизополучателям  на территории того государства  и обязуется открыть определенное количество франшизных фирм в оговоренный период времени и осуществлять контроль над своей территорией.

     3. Новые владельцы субфраншиз согласно  договору начинают работать в  новых открытых франшизных точках  и платят вступительный взнос  во франшизную систему и ежемесячные роялти субфраншизодателю.

     4. Субфраншизодатель по договору  мастер-франшизы ежемесячно платит  головному франшизодателю часть  вознаграждения с вступительными  взносами и часть суммы с  роялти, полученных им с субфраншизодателей  по договору субфранчайзинга;

     - освоение района - форма контрактных  взаимоотношений между франшизодателем  и лицом, имеющим право развития  территории (инвестор территории), при  которой головная компания передает  эксклюзивное право на развитие  определенного географического района инвестору территории, а в ответ на полученное право инвестор территории выплачивает вознаграждение франшизодателю и обязуется открыть определенное количество франшизных предприятий в оговоренный период времени.

     Процедура работы при осуществлении регионального представительства такова:

     1. Франшизодатель в своей региональной  сети выбирает из числа опытных  франшизополучателей успешное франшизное  предприятие и предлагает владельцу  индивидуальной франшизы заключить  с ним договор о региональном  представительстве и стать региональным представителем на определенной территории.

     2. Опытный франшизополучатель уже  в качестве регионального представителя  по этому договору покупает  у франшизодателя право, ограниченное  конкретной территорией, на отбор  потенциальных франшизополучателей, проводит с ними подготовительную работу до принятия ими решения о покупке франшизы и в дальнейшем помогает запустить им франшизное предприятие.

     3. После принятия решения о покупке  франшизы новый франшизополучатель  заключает франшизный договор напрямую с франшизодателем и платит вступительный взнос в франшизную сеть и ежемесячные роялти напрямую франшизодателю.

     4. Франшизодатель в качестве компенсации  за найденного нового франшизополучателя  платит региональному представителю  часть вознаграждения с вступительного взноса и часть суммы роялти.

     Классификация по месту франшизодателя в структуре сбытового канала

     В основе пятого варианта классификации  находятся четыре вида франшизных систем:

     1) система типа "производитель - розничный торговец"; в данной схеме "производитель" выступает в роли франшизодателя, а "розничный торговец" - в роли франшизополучателя. Пример - компании Singer, Yves Rocher;

     2) система типа "производитель - оптовый торговец"; в данной  схеме "производитель" выступает  в роли франшизодателя, а "оптовый торговец" - в роли франшизополучателя. Пример - компании Coca-Cola, PepsiCo;

     3) система типа "оптовый торговец - розничный торговец"; в данной  схеме "оптовый торговец" - франшизодатель, "розничный торговец" - франшизополучатель. Пример - компании Rexall Drug Stores (сеть аптек), Unic (продукты питания);

     4) система типа "поставщик услуги - розничный торговец"; в данной  схеме "поставщик услуги" выступает  в роли франшизодателя, "розничный  торговец" - в роли франшизополучателя. Пример - Holiday Inn, Marriott. 

     Классификация по стоимости франшизы

     Здесь выделяют семь видов франшизных систем:

     - до 10000 долларов (коммерческая чистка);

     - 10000 - 24999 долларов (образование детей,  свадебные путешествия);

     - 25000 - 49999 долларов (одежда и аксессуары для спорта);

     - 50000 - 99999 долларов (продукты питания,  полиграфия, сети кафе);

     - 100000 - 499999 долларов (сети магазинов  продуктов питания, сети ресторанов, производство баннеров, наружной  рекламы и вывесок);

     - 500000 - 1000000 долларов (сети отелей, сети ресторанов, фитнес). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4. Развитие франчайзинга в России

     При анализе деятельности предприятий, применяющих франчайзинг для  развития бизнеса, в первую очередь  следует учитывать, что мировой  опыт применения франчайзинга насчитывает более 100 лет, в России же он только начинает свое развитие. Начало использования франчайзинга было обусловлено становлением на российском рынке цивилизованных отношений, что с необходимостью требовало применения новых методов ведения бизнеса.

     В бизнес-терминологию России термин "франчайзинг" был введен около 13 лет назад во многом благодаря известному российскому предпринимателю Владимиру Довганю, который первым попытался внедрить на российском рынке франчайзинг. К сожалению, первое предприятие, сделавшее попытку применить франчайзинг на российском рынке, потерпело фиаско.

     Активное  развитие данной формы ведения бизнеса  началось лишь около пяти лет назад.В  России франчайзинг начал активно  развиваться в середине 90-х годов. По оценкам специалистов в России существует более 200 успешно работающих франчайзинговых компаний. На российский рынок пришли и развиваются ряд известных западных франшизных систем: Alphagraphics, Baskin Robbins, Kodak, Subway, Xerox и др. Наряду с международным, успешно развивается и чисто российский франчайзинг. Появились и бурно развиваются такие отечественные концепции, как "Ростикс", "1С", "Теремок - Русские блины", "Перекресток" и др.

     Первый  договор, который может быть квалифицирован в качестве договора о коммерческой концессии (франчайзинговый договор), зарегистрирован в Роспатенте в июне 1996 года. Это договор между компанией “КолгейтПалмолив” США (правообладатель) и АО “Колгейт-Палмолив” РФ (пользователь). Предметом договора наряду с фирменным наименованием выступают 35 изобретений, 7 промышленных образцов в области производства предметов и средств гигиены, около 60 товарных знаков, техническое, технологическое, коммерческое ноу-хау.В 2003 году с интервалом менее месяца в Москве прошли III конференция и выставка «Франчайзинг в России 2003» и I международная выставка по франчайзингу Buy Brand – «Купи Брэнд». Это обнадеживающие признаки того, что и в Россию приходит, наконец, этот самый быстро развивающийся в мире метод организации бизнеса. В США, например, он уже назван бизнес-революцией и через 1500 франчайзинговых систем обеспечивает почти 40% всех розничных продаж товаров и услуг на общую сумму около 1 трлн. долларов в год.[8, c.38]

     У наших европейских соседей количество франчайзинговых систем поменьше –  около 800 в Германии и около 600 в Англии. Россия сегодня уже опередила Данию, у которой 98 систем и 2 тысячи франшизных точек – операторов (или «франчайзи»). По разным оценкам, у нас примерно 5 тысяч операторов, основную долю которых составляют такие развитые системы как магазины «Лавка жизни» (около 2000), точки продаж программного обеспечения «1С» (около 1,5 тыс.) и фотоуслуг «Кодак» (1000).

     Почему  для России так важно развитие франчайзинга? Мы сегодня ищем пути ускорения экономического роста, имея в виду удвоить ВВП к 2010 году. Мировые рынки растут темпами, не превышающими 2% в год – это не тот рост, который позволит достичь этой цели. Ускорителем экономики может в определенной степени стать и франчайзинг, поскольку это система вертикального маркетинга, позволяющая интегрировать интересы крупного, среднего и мелкого бизнеса, продвигать отечественных производителей и их товары, формировать системы контроля качества товаров и услуг, стандартов поведения, создавать новые рабочие места. С учетом же системы долговременных договоров франчайзинга достигается планирование развития бизнеса, а значит и достижение определенного уровня защиты малого и среднего бизнеса, от которого в принципе и будет зависеть дальнейший экономический рост.[8, c.49]

Информация о работе Франчайзинг