Цикличность и тенденции развития инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 18:50, курсовая работа

Описание

Цель исследования конкретизируется в его задачах:
• раскрыть экономическую сущность и значение инноваций в экономике;
• раскрыть и охарактеризовать понятие, определить цели и задачи инновационной деятельности;
• изучить виды инновационной стратегии и риски инновационной деятельности;
• рассмотреть цикличность и тенденции развития инновационной деятельности;
• проанализировать состояние и стратегические перспективы развития инновационной деятельности в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
1.СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИННОВАЦИЙ В ЭКОНОМИКЕ. 5
2. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13
2.1 ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ 13
2.2 СОСТОЯНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 19
3. ВИДЫ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ И РИСКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 23
3.1 НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ И РИСКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 23
3.2 ОСНОВНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ 25
3.2.1 ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ И ЕЕ РИСКИ 27
3.2.2 ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ СТРАТЕГИИ 31
3.2.3 ВЕНЧУРНАЯ СТРАТЕГИЯ 31
3.2.4 СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ БЕЛАРУСИ 34
4. ЦИКЛИЧНОСТЬ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 35
4.1 НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС И ЦИКЛИЧНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 35
4.2 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 49
ЛИТЕРАТУРА. 50

Работа состоит из  1 файл

иннов менед 2.doc

— 331.50 Кб (Скачать документ)

     4. Повышение комплексности и глубины  переработки сырья отечественными предприятиями, что позволит России поменять имидж страны как источника дешевого сырья для развитых стран. Производство товаров на базе интенсивного использования существующего научно-технического потенциала обеспечит повышение конкурентоспособности национального производителя, а также снижение доли сырьевых ресурсов в общем объеме экспорта.

     5. Переориентация производственных  фондов ВПК на производство  товаров социального назначения. Это позволит эффективнее использовать недозагруженные основные фонды военно-промышленного комплекса, обеспечивая при этом социальный эффект.

     6. С точки зрения инновационной стратегии недостаточно лишь стимулировать импортозамещение. Целесообразнее создавать экспортные производства и за счет этого обеспечивать импорт необходимой продукции. Лишь по мере развития национального производства импортная продукция может быть заменена отечественной. Для укрепления и расширения экспортного потенциала страны важным будет переход российских предприятий на мировые технологические и экологические стандарты.

     7. Переход на ресурсо- и энергосберегающие  технологии. В современном мире невозможно обеспечить конкурентоспособность продукции, не минимизируя затраты энергии, материальных и трудовых ресурсов. При этом приоритет сначала должен предоставляться тем отраслям, где сохранился научно-технический потенциал и страна имеет сравнительные конкурентные преимущества . Подъем этих отраслей создаст благоприятные условия для развития и технического переоснащения других, смежных отраслей экономики.» [1, с.108-109]

     8. Ориентация отечественных предприятий  на освоение базисных инноваций, что даст возможность создавать товары и технологии качественно более высокого уровня и обеспечить конкурентоспособность предприятий на внутреннем и внешнем рынках. 
 
 

      ОСНОВНЫЕ  ПОЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ  ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ НА 2007-2010 ГГ.

      Государственная программа направлена на достижение главного приоритета страны – перевода национальной экономики в режим интенсивного развития в рамках белорусской экономической модели и определяет цели и задачи инновационного развития экономики, направления, механизмы и средства их реализации. Ее основа - поэтапное построение Национальной инновационной системы   Республики Беларусь – современной институциональной модели генерации, распространения и использования знаний, их воплощения в новых продуктах, технологиях, услугах во всех сферах жизни белорусского общества.

     Стратегическая  цель Государственной программы  инновационного развития на 2007-2010 гг. — создание инновационной, конкурентоспособной на мировом рынке, наукоемкой, ресурсосберегающей, социально ориентированной экономики Беларуси, обеспечивающей устойчивое социально-экономическое развитие и повышение качества жизни белорусского народа, экологическую безопасность. Она предусматривает выполнение следующих задач:

     1. Создание благоприятной для инновационной  деятельности экономической, правовой и социально-культурной среды, создание Национальной инновационной системы (НИС).

     2. Модернизацию материально-технической  базы производства и социальной сферы на основе новых и высоких технологий.

     3. Достижение качественно нового  технологического уклада в отраслях, повышение уровня высокотехнологичного экспорта, импортозамещения, экономической, энергетической и экологической безопасности.

     4. Перестройку (совершенствование)  действующего научного сектора,  сферы образования, производственных  комплексов, проектных организаций  с целью повышения их интегрированностн  и эффективности в рыночных условиях; формирование инновационной инфраструктуры и обеспечение информационного сопровождения инновационной деятельности.

     5. Развитие инновационного предпринимательства  ( малого и среднего предпринимательства), развитие финансовой инфраструктуры.

     6. Развитие институтов использования  и защиты прав интеллектуальной собственности.

     7. Подготовку кадров для инновационной  деятельности.

     Создание  благоприятной для  инновационной деятельности экономической, правовой и социально-культурной среды, создание Национальной инновационной системы (НИС). Планируется принятие законов об инновационной и венчурной деятельности, об охраняемой информации, внесение изменений и дополнений в Гражданский кодекс, в законы о научно-технической информации, об основах государственной научно-технической политики, принятие и реализация постановления правительства о Государственной программе по охране и управлению интеллектуальной собственностью, о Государственной программе развития материально-технической базы науки, о стимулировании инновационной деятельности, другие нормативные правовые акты.

     Модернизация  материально-технической  базы производства и  социальной сферы на основе новых и высоких технологий. В основу стратегии модернизации экономики заложен принцип 6-уровневой системы модернизации экономики (новые предприятия, новые производства, модернизация действующих производств, отраслевые программы, региональные программы, мероприятия инновационных разделов бизнес-планов).

     Достижение  качественно нового технологического уклада в отраслях, повышение уровня  высокотехнологичного экспорта, импортозамещения, экономической, энергетической и экологической безопасности. В результате выполнения мероприятий Программы значительно возрастет доля конкурентоспособных на мировом рынке производств и технологий V и VI укладов.

     Перестройка (совершенствование) действующего научного сектора, сферы образования, производственных комплексов, проектных организаций с целью повышения их интегрированности и эффективности в рыночных условиях; формирование инновационной инфраструктуры и обеспечение информационного сопровождения инновационной деятельности. Формирование инновационной инфраструктуры предусматривает создание и дальнейшее развитие научно-практических (технических) центров в каждой из отраслей и подотраслей, научно-технологических парков, Парка высоких технологий (с приданием ему многофункциональности), инновационно-технологических центров, проектных организаций, центров трансфера технологий, бизнес-инкубаторов, центров подготовки кадров для инновационной деятельности; создание информационной системы по инновациям и мониторингу (включая республиканские и региональные центры научно-технической и деловой информации и др.), создание венчурных организаций, развитие товаропроводящей сети, научно-технического сотрудничества.

     Развитие  инновационного предпринимательства (малого и среднего предпринимательства), развитие финансовой инфраструктуры (развитие финансовых рынков, создание механизмов финансовой поддержки деятельности субъектов инновационной инфраструктуры; расширение объемов и источников внебюджетного финансирования; создание правовых и организационных условий для развития венчурного предпринимательства, создание республиканского фонда специального назначения в целях оказания прямой финансовой и иной поддержки малым предприятиям научно-технической сферы), создание мотивационного механизма инновационной деятельности.

     Развитие  институтов использования  и защиты прав интеллектуальной собственности. Оно предусматривает создание эффективной многоуровневой системы охраны интеллектуальной собственности и необходимой инфраструктуры, защиту перспективных научно-технических разработок, формирование действенного механизма стимулирования использования объектов интеллектуальной собственности посредством коммерциализации объектов промышленной собственности, авторского и смежных прав.

     Подготовка  кадров для инновационной  деятельности. В системе высшего образования: подготовка специалистов с высшим образованием по новым специальностям в области инновационной деятельности ; в системе последипломного образования: переподготовка и повышение квалификации руководящих кадров и специалистов в области государственного управления; переподготовка и повышение квалификации специалистов по приоритетным направлениям научно-технической и инновационной деятельности; в системе послевузовского образования: подготовка кадров высшей квалификации с учетом потребности развития науки и отраслей экономки; в системе краткосрочных курсов, семинаров и конференций по повышению квалификации специалистов в области инновационной деятельности. [25] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

     Подведя итог курсовой работы можно сделать следующие выводы:

     Инновации — категория сложная, многосторонняя. Существует десятки ее определений, которые сводятся к тому, что инновации ─ это нововведения в области производственных ресурсов, продукции, технологии, организации производства и сбыта продукции, труда и управления с целью получения дополнительной прибыли или иного эффекта (социального, экологического, научно-технического). Их значение заключается в обеспечении роста экономических показателей и долговременного стабильного развития предприятия, отрасли и национальной экономики в целом.

     Инновационная деятельность – деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках.

     Различают такие виды  стратегий инновационной деятельности: инновационная, имитационная и венчурная. Выбор той или иной стратегии зависит от целей,  задач предприятий, ресурсных возможностей. Инновационная деятельность сопряжена с рисками : инновационными, технологическими, коммерческими и финансовыми. 

     Инновационная деятельность  в мировом масштабе развивается волнообразно с циклами протяженностью примерно в 50 лет. В соответствии с этим выделяется шесть технологических укладов.

     Инновационная деятельность в Республике Беларусь не ориентирована на первоочередное развитие высокотехнологичных отраслей, относящихся к перспективным технологическим укладам, так как   отрасли промышленности, предприятия которых проявляют на сегодняшний день в республике наибольшую инновационную активность, относятся, как правило, к третьему и четвертому технологическим укладам.  

 

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Барышева  А.В. и др.  Инновации. М.: Дашков и К, 2007.
  2. Афонин И.В. Инновационный менеджмент. М.: Гардарики, 2005.
  3. Дадалко С.В. Инновационная деятельность в Республике Беларусь. ─ Мн.: Армита-Маркетинг, Менеджмент, 2000.
  4. Кандауров Н.Н., Кандаурова Г.А., Капорцева О.Н. Экономика предприятия (курс лекций). ─ Мн.: Современные знания, 2006.
  5. Кругликов В.В. Инновационная деятельность на предприятии. ─Мн.: МИУ, 2003.
  6. Бугаев В.П. Инновации, инвестиции, эффективность.—Гомель: БелГУТ, 2005.
  7. Микульский К.И. Инновации и экономический рост.—М.: Наука, 2002.
  8. Хучек М. Инновации на предприятиях и их внедрение. М.: Луч, 1992.
  9. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. ─ М.: Экзамен, 2001.
  10. Никитенко П.Г. Инновационная деятельность и устойчивое развитие. ─ Мн.: БИП-с, 2004.
  11. Анищик В.М., Русецкий А.В. Инновационная деятельность и научно-техническое развитие. ─ Мн.: БГУ.
  12. Чурсин А.А Инновации и рынок. ─ М.: Машиностроение, 2004.
  13. Арсенов В.В. Инновационная деятельность предприятий. ─ Мн, : Академия управления при Президенте РБ,2007.
  14. Арсенов В.В. Управление инновациями. ─ Мн, : Академия управления при Президенте РБ,2007.
  15. Маренков Н.Л. Инноватика. ─ М.: КомКнига,2005.
  16. Степаненко Д.м, Теория инноваций и белорусская реальность. ─ Мн.: БГУ,2006.
  17. Медынский В.Г. Инновационное предпринимательство. ─ М.: ЮНИТИ, 2002.
  18. Яковец Ю.В. Научно-технический прогресс (экономика и управление). М.: Экономика, 1988
  19. Бусыгин А.В. Эффективный менеджмент. - СПб.: Питер, 2001.
  20. Мясникович В.М., Антонова Н.Б., Нехорошева Л.Н. Государственное управление инновационной деятельностью. Мн.: Академия управления при Президенте РБ,2007.
  21. Гринев Б.В. Инноватика. ─ Харьков, 2004.
  22. Мыцких Н.П. Инновационные стратегии в государственном антикризисном регулировании экономики. ─Мн.: Академия управления при Президенте РБ,2007.
  23. Новое качество экономического роста: инновации, инвестиции. Конкурентоспособность / под ред. М.В. Мясниковича. ─ Мн.: Право и экономика, 2007.
  24. Тамашевич В.И. Наука, инновации и технологии в РБ. ─ Мн. : Белорусский институт ситемного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы, 2007.

Информация о работе Цикличность и тенденции развития инновационной деятельности