Цикличность и тенденции развития инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 18:50, курсовая работа

Описание

Цель исследования конкретизируется в его задачах:
• раскрыть экономическую сущность и значение инноваций в экономике;
• раскрыть и охарактеризовать понятие, определить цели и задачи инновационной деятельности;
• изучить виды инновационной стратегии и риски инновационной деятельности;
• рассмотреть цикличность и тенденции развития инновационной деятельности;
• проанализировать состояние и стратегические перспективы развития инновационной деятельности в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
1.СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИННОВАЦИЙ В ЭКОНОМИКЕ. 5
2. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13
2.1 ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ 13
2.2 СОСТОЯНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 19
3. ВИДЫ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ И РИСКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 23
3.1 НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ И РИСКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 23
3.2 ОСНОВНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ 25
3.2.1 ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ И ЕЕ РИСКИ 27
3.2.2 ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ СТРАТЕГИИ 31
3.2.3 ВЕНЧУРНАЯ СТРАТЕГИЯ 31
3.2.4 СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ БЕЛАРУСИ 34
4. ЦИКЛИЧНОСТЬ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 35
4.1 НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС И ЦИКЛИЧНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 35
4.2 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 49
ЛИТЕРАТУРА. 50

Работа состоит из  1 файл

иннов менед 2.doc

— 331.50 Кб (Скачать документ)

     В.Г.Медынский  выделяет    риски ошибочного выбора инновационного проекта как один из видов рисков инновационной деятельности. Одной из причин возникновения рисков ошибочного выбора инновационного проекта является необоснованное определение приоритетов экономической и рыночной стратегии предпринимательской фирмы, а также соответствующих приоритетов различных видов инноваций, способных внести вклад в достижение целей предприятия. Специалисты также могут ошибиться в оценке современного финансового состояния предприятия и его перспектив на рынке. Положение может оказаться таким, что поставленные в инновационном проекте цели необходимо будет пересматривать.

     Следующей причиной возникновения риска неправильного  выбора цели инновационного проекта может явиться ошибочная оценка рынка потребления. Данная причина характерна для так называемых «авторских» инновационных проектов, разрабатываемых учеными. Следует отметить, что именно «авторские» инновационные проекты являются наиболее рисковыми, так как они, как правило, выполняются не под конкретного заказчика, поэтому результат не всегда находит покупателей, а расходы по реализации проекта могут стать для разработчиков невосполнимыми затратами.

     Технологический риск. Более частым проявлением этой формы риска является длительный по сравнению с предварительно оцениваемым период адаптации технологии (лаг освоения).  При сокращенных сроках жизненного цикла новшества это может быть решающим моментом с точки зрения его эффективности. А также риск финансовой неадекватности. Несоответствие содержания инвестиционного проекта и финансовых средств, необходимых для его реализации возникает по следующим причинам повышенные по сравнению с выполненными оценками текущие издержки. Первая состоит в том, что авторы технологии, как правило, плохо знакомы со спецификой калькулирования затрат на освоение технологии и производство конечной продукции, вследствие чего склонны переоценивать собственный вклад и недооценивать другие расходы. Другая группа причин отражает уже отечественную специфику и состоит в умышленной тактике ─ «завлечения» инвестора, которая предполагает сознательное занижение или исключение ряда статей расходов в расчете на то, что проект станет более привлекательным для инвестора и он начнет вкладывать деньги. И будет вынужден впоследствии смириться с неизбежным удорожанием сметы проекта. Однако на практике часто случается иное.

     Другая  форма проявления технологического риска (для случая технико-технологических инноваций) — вероятность быстрого воспроизведения достижений инноватора конкурентами либо, что еще хуже, разработка ими более эффективного новшества. Итогом в обоих случаях будет моральное обесценивание результата инновационной деятельности предприятия. Нововведение даже после успешных опытно-промышленных опробований может оказаться неработоспособным непосредственно в сфере производства.

     Коммерческий  риск  (маркетинговый и деловой). Например ,   маркетинговые риски текущего снабжения ресурсами, необходимыми для реализации инновационного проекта. Маркетинговые риски, связанные со снабжением ресурсами, в первую очередь обусловлены техническими особенностями инновационного проекта. В некоторых случаях для его реализации необходимы уникальное оборудование, высококачественные комплектующие или материалы, которые также требуют разработки и освоения. Поэтому перед предприятием встает проблема поиска поставщиков, способных разработать подобные уникальные ресурсы для инновационного проекта. Сюда же можно отнести риск, связанный с тем, что поставщики, на которых рассчитывало предприятие при проектировании инновационного проекта, откажутся от своих обязательств.

     Маркетинговые риски сбыта результатов инновационного проекта:

─ риск недостаточной сегментации рынка, который чаще всего возникает  при разработке и внедрении новых  товаров и услуг высокого качества и высокой стоимости, в результате чего предполагаемые потребители не смогут их купить, а следовательно, влияет на объемы реализации новых изделий;

─ риск ошибочного выбора целевого сегмента рынка;

─ риск ошибочного выбора стратегии продаж новшества из-за выбора неудачной организации сети сбыта и системы продвижения новшества ;

─ риск проведения неэффективной рекламы  новых товаров и услуг либо с усовершенствованными характеристиками.

     В случае принципиального товарного  нововведения фирма сталкивается не только со значительной неопределенностью принятия его рынком и с фундаментальной рыночной неопределенностью, но и с необходимостью повышенного по сравнению с традиционными товарами финансирования маркетинга (инвестиционного характера) — и тоже с вероятностным результатом. Существенным фактором риска является конкуренция, добросовестная и не добросовестная, связанная с монополизмом, дискредитацией новшества, использованием институциональных рычагов. Серьезную опасность представляют модифицирующие или простые имитации товарно-продуктовых новшеств.

     Финансовый  риск. Осуществляя инновационную  стратегию как за счет внутренних, так и за счет внешних источников финансирования, фирма соотносит свои фактические единовременные затраты с проблематичными будущими доходами. В связи с этим ее финансовый риск аккумулирует все вышеперечисленные виды рисков, связанные с инновацией, а также комплекс регулярных макроэкономических рисков (экономический, политический, страновой и др.) пропорционально времени разработки и внедрения. Снижение текущей доходности или финансовой устойчивости при реализации инновационной стратегии, за немногими, хотя и показательными исключениями, негативно отражается на текущей доходности и, следовательно, на курсе акций компании, независимо от успешности самого нововведения. Это, в свою очередь, приводит к удорожанию привлекаемых кредитных ресурсов, увеличивая стоимость инновационно-инвестиционного проекта или даже ставя под вопрос его осуществимость.

     Таким образом, при инновационной стратегии длительность получения и вероятностный характер результатов требуют реализации финансовых программ с высокой степенью рисков.

3.2.2 ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ СТРАТЕГИИ

     Имитационная  стратегия применяется фирмами, не  являющимися  пионерами  в выпуске на рынок тех или иных нововведений.  Имитационная модель инвестиционной стратегии предполагает внедрение при реальном инвестировании технологий и/или продуктов, ранее использовавшихся или производившихся технологическими лидерами, в неизменном или слабо модифицированном виде   сильные рыночные  и технологические позиции.

        При  этом  копируются  основные  потребительские  свойства  (но  не  обязательно   технические   особенности) нововведений,  выпущенных  на  рынок  малыми  инновационными   фирмами   или фирмами-лидерами.

     Использование имитационной модели может базироваться на незаполненном, динамично растущем рынке, который фирма — технологический лидер почему-либо не может полностью занять.

     Причины, по которым фирма-инноватор сама не может полностью реализовать открывшиеся рыночные возможности (что она вообще-то предполагала сделать — в противном случае речь идет о венчурной стратегии), различны, но в большинстве случаев сводятся к ее финансовой маломощности.

     Отмечаются  следующие причины неспособности технологического лидера самостоятельно освоить рынок:

     • несоответствие инновации существующим продуктовым линиям;

     • высокая величина трансакционных издержек по защите от имитации сверх затрат на патентование;

     • отсутствие финансов на освоение и продвижение новшества;

     • препятствия всесторонней капитализации  инновации со стороны крупных  компаний .

     При использовании имитационной стратегии  исчезает инновационный риск, сводится до минимума технологический риск, снижаются коммерческий и финансовый риски. Этим обусловлена широта распространения имитационной модели инвестиций в мировой практике.

     Некоторые авторы различают виды имитационной инвестиционной стратегии. В частности, выделяют «пионерную» модернизацию, ориентированную на достижение технологического прорыва с опорой исключительно на передовые научно-технические разработки с целью выхода на мировые рынки, и «догоняющие» модернизации двух типов, якобы не ориентированные исходно на достижение международной конкурентоспособности.

3.2.3  ВЕНЧУРНАЯ СТРАТЕГИЯ

     Можно сказать, что классический венчур является не инновационной стратегией корпораций, а формой деятельности небольших, специализированных на исследованиях фирм в основном в быстроразвивающихся отраслях, продуктом которых являются нововведения.

     «В  широком смысле можно назвать  венчурными стратегиями различные варианты использования в инновационной деятельности крупных производственных компаний услуг исследовательских фирм и подразделений, организационные связи и способы их финансирования.

       Рисковый капитал — это адекватный  современному этапу развития  научно-технического прогресса способ  учредительства стартовых наукоемких высокотехнологичных фирм (венчуров), своеобразие которого заключается в переплетении и сочетании различных приложений капитала: акционерного, ссудного, предпринимательского.

     Сравнительная новизна явления (первый венчурный  фонд был создан в США в 1961 г.) определила тот факт, что в настоящее время  отсутствует не только строгое определение  этого явления, но и четкое разграничение двух его сторон: рисково-финансовой и организационно-нововведенческой.

     С нашей точки зрения, в этом смысле следует отделять от прочих нововведенческих организационно-финансовых венчурных структур финансово-учредительскую деятельность венчурных фондов с целью извлечения учредительской прибыли или дохода от роста курса акций  приобретенных ими фирм.» [2, с.77]  Фонд инвестирует средства своих инвесторов   в перспективные, как правило, начинающие предприятия, для финансового руководства которыми создаются управляющие компании. С достижением приемлемого для фонда уровня роста цены этих предприятий фонд продает их. Даже в этой форме венчур имеет ощутимую инновационную составляющую.

     Однако  несмотря на разительные подчас показатели роста курса акций и продаж, а также на концентрацию вложений венчурных фондов прежде всего в наукоемких отраслях , инвестиционную деятельность рискового финансового капитала можно все же характеризовать преимущественно в терминах имитационной инвестиционной стратегии. Это, впрочем, не снижает роль венчурного капитала в ускорении научно-технического прогресса в целом.

     «Инновационная  составляющая, по нашему мнению, преобладает  в структурах собственно нововведенческого  венчура.

     Характерными  особенностями этих форм инновационной  деятельно- являются :

     • инновационная (научно-техническая) специализация  венчурных фирм и подразделений

     • организационная структура соответствующая  специфике исследовательской деятельности, которая в силу в значительной степени  неформализуемого и творческого характера плохо совместима с иерархичными и бюрократизированными организационными структурами и процедурами крупных корпораций;

     • система мотивации, соответствующая  специфике исследовательской деятельности;

     •максимизация выгоды от использования явления  научно-техническою переноса.» [2, с.79]

     Венчурная фирма совместно со своими инвесторами несет весь инновационный риск в случае «классического» венчура, а в случае венчура со провождения (освоение инновации в производстве и, возможно, при первичном выходе на рынок) также и некоторую часть технологического риска. При этом корпорация — потребитель (заказчик) инновации,  приобретающая ее как готовый продукт, сталкивается со смягченными  по сравнению с инновационной моделью проявлениями последующих специфических (технологический, коммерческий, финансовый) и систематических рисков.

     Отметим, что упомянутые выше свойства венчурной  организации инновационного процесса приводят к повышенному но сравнению с крупными корпорациями «выходу» успешных инноваций (каждая вторая в венчурных фирмах против I из 10 в крупных корпорациях1) при общем снижении затрат. Таким образом, риск не только «распределяется» между участниками инновационного процесса, но и снижается его общий уровень.

       Финансовый венчур в своей  инновационной составляющей в настоящее время является не только существенной частью, но, возможно наиболее динамичным сектором инновационного бизнеса. Кроме того, с организационно-финансовой точки зрения отсутствуют различия между фирмами, контролируемыми венчурными фондами, и межкорпоративными  инновационными консоциумами по схеме (рис.) 

     

       
 

Рис. Организационно-финансовая схема деятельности венчурных фондов.    [2, с.81]

     Грань лежит в стратегических интересах  учредителей — в первом случае инвесторов интересует прежде всего величина учредительского дохода, а во втором — непосредственно продукт венчурных фирм в виде инновационных разработок. Однако объективно подход венчурных фондов соответствует основной тенденции современного этапа НТП — массовой коммерциализации исследований, предполагающей сокращение лага между их разработкой и реализацией (а следовательно, и капитализацией). Следует, однако, иметь в виду, что условием успешного функционирования финансового венчура является развитой финансовый рынок, и в первую очередь рынок ценных бумаг, что, в свою очередь, предполагает существование как минимум устойчивого инвестиционного климата. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Цикличность и тенденции развития инновационной деятельности