Цикличность и тенденции развития инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 18:50, курсовая работа

Описание

Цель исследования конкретизируется в его задачах:
• раскрыть экономическую сущность и значение инноваций в экономике;
• раскрыть и охарактеризовать понятие, определить цели и задачи инновационной деятельности;
• изучить виды инновационной стратегии и риски инновационной деятельности;
• рассмотреть цикличность и тенденции развития инновационной деятельности;
• проанализировать состояние и стратегические перспективы развития инновационной деятельности в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
1.СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИННОВАЦИЙ В ЭКОНОМИКЕ. 5
2. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13
2.1 ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ 13
2.2 СОСТОЯНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 19
3. ВИДЫ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ И РИСКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 23
3.1 НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ И РИСКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 23
3.2 ОСНОВНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ 25
3.2.1 ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ И ЕЕ РИСКИ 27
3.2.2 ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ СТРАТЕГИИ 31
3.2.3 ВЕНЧУРНАЯ СТРАТЕГИЯ 31
3.2.4 СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ БЕЛАРУСИ 34
4. ЦИКЛИЧНОСТЬ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 35
4.1 НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС И ЦИКЛИЧНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 35
4.2 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 49
ЛИТЕРАТУРА. 50

Работа состоит из  1 файл

иннов менед 2.doc

— 331.50 Кб (Скачать документ)

     Инновационный риск - риск, связанный с осуществлением инновационной деятельности, инновационного предпринимательства. Инновационная деятельность в большей степени, чем другие виды деятельности, сопряжена с риском, так как полная гарантия благополучного результата практически отсутствует. «По своей сути инновационный риск — экономическая категория, зависящая от политической, социальной, экономической, криминальной ситуаций и являющаяся измеримой величиной, количественной мерой которой может служить вероятность неблагоприятного исхода при вложении средств в производство новых товаров и услуг, в разработку новой техники и технологии, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке, а также при вложении средств в разработку управленческих инноваций, которые не принесут ожидаемого эффект... В более узком смысле инновационный риск — это измеримая вероятность недополучения прибыли либо потери стоимости портфеля финансовых активов, доходов от венчурного (инновационного) проекта, венчурной компании в целом и т. д.» [1,с.274]  Инновационные риски увеличивают инвестиционные и технологические риски. В ряде случаев критическим моментом является коммерческий риск, тем более разрушительный, что к моменту вывода на рынок новшества затраты на разработку и реальные инвестиции достигают величины, близкой к максимальной. В крупных организациях этот риск, однако, значительно меньше, так как перекрывается масштабами обычной хозяйственной деятельности, чаще всего диверсифицированной. Малые фирмы более подвержены риску. Такое положение обусловлено, помимо особенностей самой инновационной деятельности, высокой зависимостью малых фирм от изменений внешней среды.

     Фирмы, активно финансирующие инновационную деятельность, сталкиваются с повышенными финансовыми рисками, которые не только аккумулируют финансовые последствия всех вышеперечисленных рисков, но и связаны с тем, что затраты на разработку ИП приводят к снижению текущей рентабельности, уменьшению выплачиваемых дивидендов и, как следствие, снижению рыночной стоимости фирм.

     Следует иметь в виду, что уровень неопределенности и величина рисков увеличиваются с повышением степени радикальности, т.е. собственно инновационности, разработки, что, естественно, снижает управляемость и планируемость нововведенческого процесса. Риск возрастает из-за возможности сбоев в сложной цепочке элементов инновационного процесса, в которую включены разработчики новшестве, изготовители техники, инвесторы, производители конечной продукции, ее потребители.  
 
 
 
 
 
 

3.2 ОСНОВНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ

     Общая стратегическая ориентация предприятия  оказывает непосредственное влияние на формирование системы инновационных стратегий, которая должна учитывать различные варианты маркетинга в инновационной деятельности предприятия и факторы, которые оказывают на нее влияние. К таким факторам следует отнести: научно-технический и кадровый потенциал; уровень развития опытно-экспериментальной базы; состояние нематериальных активов и наличие результатов уже выполненных НИОКР; структуру выпускаемой продукции с учетом долей рынка и стадий жизненного никла, угрозу технологического и функционального замещения.

     «В  зависимости от способа получения  экономико-технологического эффекта при использовании инноваций можно выделить два типа инновационных стратегии в экономике: локально-точечную и последовательно-адаптивную, ориентированную на ликвидацию существующих узких мест в производственно-технологической структуре экономики. » [7, с.134]

     Локально-точечная инновационная стратегия, улучшающая производственно-технологическую цепь на отдельных ее участках, характеризуется последовательным увеличением выпуска продукции по комплексам отраслей с постоянными коэффициентами изменения межкомплексных объемов выпуска в зависимости от производительности добывающего комплекса. Считается, что производственно-технологические отношения функционируют в соответствии со сложившимися тенденциями развития производственно-технологического потенциала и обслуживающей его инфраструктуры. Одной из важных характеристик такого развития является аддитивное накопление эффективности экономики от инноваций, поскольку их реализация приводит не к улучшению всей цепи производственно-технологической структуры экономики, а лишь к локальным улучшениям. Распространение инноваций при данном варианте стратегии на однотипных предприятиях промышленности происходит с невысокой скоростью. При этом, как правило, увеличивается разрыв в технологическом уровне отдельных участков цепи.   Такое локальное приращение качества без учета пропускной способности всей производственно-технологической цепи не изменяет ее общего потенциала, который все равно лимитируется оставшимися узкими местами.

       Последовательно-адаптивная стратегия, использующая инновации для ликвидации  узких мест по всей технологической цепи и расширения ее пропускной способности, обеспечивает сбалансированное изменение и улучшение характеристик технологической структуры экономики, уменьшает разрыв между технологическими уровнями различных производственно-технологических цепей, что существенно снижает потери при переходе с одной технологической стадии на другую. Она характеризуется последовательным увеличением объемов выпуска продукции по комплексам отраслей с учетом изменения приоритетов, характеризующихся соответствующим изменением коэффициентов межкомплексного выпуска, на заданных этапах. Инновации здесь влияют прежде всего на улучшение качества производственно-технологической структуры экономики, в результате чего снижаются потери на стыках технологий, улучшается качественная структура выпуска, что в целом по экономике приводит к мультипликативному накоплению эффективности использования инноваций.

     Стратегии развития предприятия, в том числе связанные с материально-технологической инновационностью, могут различаться степенью агрессивности ( степень резкости перемен, которые вносит предприятие в сменяющиеся поколения стратегий, маркетинга, видов продукции и технологий) компании или иметь оборонительный характер.

     «Имея в виду тот факт, что материально-технологические  инновации неизбежно внедряются посредством реально инвестиционного  процесса, можно выделить следующие  основные типы инвестиционных стратегий  развития предприятия по отношению к нововведенческому  процессу:

• инновационная, обеспечивающая технологическое лидерство  путем самостоятельной разработки и внедрения новшеств высокой степени радикальности;

• имитационная, ориентированная на динамичное воспроизведение  достижений технологических лидеров и эффективное освоение свободных сегментов рынка;

• венчурная  — стратегия использования услуг  фирм и подразделений, основным продуктом которых является инновация.

       

       
 
 
 
 
 

                                                                                    

       

       

       
 

     Рис.1. Инновационные стратегии развития предприятия.[2,с.69]

     На  приведенной выше схеме организационных  этапов ЖЦ инновации детализируются периоды каждой из перечисленных  стратегий. Обращает на себя внимание тот факт, что они существенно различаются длительностью, а следовательно, капиталоемкостью и степенью риска.     

 

3.2.1 ИННОВАЦИОННАЯ  СТРАТЕГИЯ И ЕЕ  РИСКИ

       Собственно инновационная стратегия  развития предприятия предполагает самостоятельную разработку и внедрение инноваций высокой степени радикальности с целью создания и развития рынков и технологий. Она охватывает полный жизненный цикл новшества, являясь, как следствие, наиболее длительной и ресурсоемкой. Стимулы использования этой стратегии в существенной мере совпадают с мотивацией разработки радикальных инноваций.

     «Инновационная  стратегия - это ведущая функциональная стратегия высокотехнологичного предприятие  являются базой общей стратегии  и одновременно - основным условием конкурентоспособного развития предприятия. Инновационная стратегия  предполагает формирование цельного сбалансированного комплекса мероприятии по продуктовой и технологической модернизации производства, изменению его организационной структуры, применение новейших управленческих технологий и целенаправленному встраиванию нововведений в сложившуюся культуру организации.

     Основные  компоненты инновационной стратегии - это стратегия инновационного продукта; стратегия инновационной технологии; стратегия управления знаниями.» [23, с.442].

     Инновационно-инвестиционная стратегия в отличие от «разовой»  разработки радикального новшества является сложным организационно-управленческим процессом, охватывающим существенную часть системных связей организации, предполагающим существование постоянных исследовательских подразделений и формирование особой инновационной культуры организации. Инновационная стратегия, интегрируя весь исследовательский и собственно инвестиционный этапы ЖЦ новшества, в максимально полной мере связана со всеми видами неопределенностей, специфическими инновационно-инвестиционными и регулярными рисками, а также противоречиями инновационного процесса.

     Мыцких  Н.П. выделяет два основных типа инновационной  стратегии:

«♦  адаптивную, когда предприятие использует нововведение как ответную реакцию на изменение рыночных условий в целях сохранения своих позиций на рынке, т. е. в целях выживания;

♦  конкурентную, когда нововведение используется в  качестве отправного пункта для достижения успеха, средства получения конкурентных преимуществ.

     Адаптивную  стратегию характеризует концентрация усилий на частичных изменениях, дополнительных улучшениях существующих продукте, рынков, технологий, зачастую идущих в русле сложившихся, традиционных для данной организации путей достижения успеха. Такой подход лишает организацию возможности видеть и использовать новые производственные и рыночные возможности, находить новые конкурентные преимущества и, к тому же, делает ее стратегию весьма предсказуемой для конкурентов. Эта проблема обычно остро стоит перед теми предприятиями, которые занимали весьма прочные позиции в своей отрасли, но не смогли отказаться от привычных подходов.» [22, с.188]. Адаптивные организации могут продолжать свой привычный путь, приведший их в прошлом к успеху, лишь в той степени, в какой конкурентные условия остаются относительно статичными. Но когда эти условия резко меняются, адаптивный подход не дает возможности критически переоценивать методы решения проблем, в чем и состоит его опасность.

     Конкурентная  стратегия, основанная на творческом подходе, предполагает как бы двойную обратную связь путем анализа инновационной среды организации, которая складывается из факторов инновационного потенциала. Эта стратегия требует постоянной инновационности, самосовершенствования организации через постоянную оценку и экспериментирование в области способов анализа и решения проблем.

     «Специалисты  выделяют четыре различных, но взаимосвязанных  уровня организационного опыта.

1.  Уровень  внешнего окружения - условия, конкуренты, потребители и т. п.

2.  Уровень  собственных действий организации  (менеджера) -инновационная стратегия,  процедуры и методы управления  и т. д.

3.  Уровень  процессов и методов выявления,  определения и решения проблем, применяемых организацией (менеджером) (например, культура, уровень знаний, функциональная специализация);

4. Уровень  организационного сознания, объединяющий  первые три.

Адаптивные  организации рассматривают в  каждый данный момент явления одного уровня, ограничивая тем свое развитие, имеют при этом лишь краткосрочный финансовый успех, но не получают конкурентного преимущества.

Организации, нацеленные на использование всех уровней  организационного опыта, отличаются способностью экспериментировать, анализировать  успехи и неудачи, делать выводы из практики. В основе их деятельности - системное мышление, открывающее возможности для творчества.

     Инновационные стратегии подразделяют на несколько  специальных: продуктовые, функциональные, ресурсные и организационно-управленческие.» [22, с.189]

     При самостоятельной разработке и внедрении  в достаточной степени радикальных  инноваций предприятие сталкивается с такими  существенными специфическими рисками: инновационный, технологический, коммерческий и финансовый.

       Инновационный риск. Разработка радикального нововведения является вероятностным процессом, осуществляемым в условиях фундаментальной неопределенности. При всех отмеченных нами выше чертах нововведения (управляемость, планируемость, интенсивность, ценовая измеримость), отличающих его от революционной научной или, скажем, художественной идеи, на каждом из этапов исследовательской стадии его разработка может привести к отрицательным результатам, что, понятно, приведет к потере средств, выделенных на его финансирование.

Информация о работе Цикличность и тенденции развития инновационной деятельности