Инновационная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 16:26, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является определение роли инноваций в развитии экономики страны. Реализация поставленной цели обусловила решение следующих взаимосвязанных задач:
определить сущность и содержание инноваций;
изложить организацию инновационной деятельности;
установить роль и место фактора инноваций в развитии станы;
выявить особенности инновационной системы как инструмента устойчивого развития и конкурентоспособности национальной экономики;
рассмотреть государственное финансирование инновационной деятельности.

Работа состоит из  1 файл

инновационный менеджмент - курсовая.doc

— 234.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Научно-технический  прогресс (НТП), признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая таким образом весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.

    Одна  из наиболее актуальных проблем российской экономики - повышение конкурентоспособности  промышленности за счет ее технологического переоснащения и подъема наукоемких отраслей производства, создающих высокую добавленную стоимость. Поэтому возникает острая необходимость в получении предприятиями доступа к передовым технологиям.

    Теоретически  существуют два подхода. Можно пойти  по пути приобретения лицензий и ноу-хау на известные технологии, виды продукции и торговые марки крупных зарубежных компаний. Другой путь - опора на собственный научно-технический потенциал, в значительной мере невостребованный сегодня отечественной промышленностью. Он является более перспективным с многих точек зрения, однако, требует преодоления целого ряда финансовых и организационно-управленческих барьеров.

    В России вплоть до последнего времени  инновационная деятельность осуществлялась исключительно в крупных государственных учреждениях, управляемых посредством волевых решений бюджетного финансирования и планирования, но без учета особенностей и закономерностей самого инновационного процесса.

    Существует  множество форм управления инновациями  на самых разных уровнях: от подразделений корпораций до государства, в целом призванного в современных условиях осуществлять специальную экономическую политику. Как и практически всякая иная политика, она неодинакова в разных странах, хотя и подчинена одной и той же цели: стимулированию инновационной активности и развитию научно-технического потенциала.

    Место и роль инновационной политики в  структуре государственного регулирования  экономики определяются особенностями  инновационного процесса как объекта  управления. Он в большей степени, чем другие элементы НТП, связан с товарно-денежными отношениями. Это обстоятельство вполне убедительно проявляется в условиях регулируемой рыночной экономики. Основная масса инновационных процессов реализуется здесь частными компаниями разного уровня и масштаба, и такие процессы выступают, понятно, не как самостоятельная цель, а как средство лучшего решения производственных и коммерческих задач компании, добивающейся высокой прибыльности. В этих обстоятельствах инновация изначально нацелена на практический коммерческий результат.

    В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как  превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся  в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей  стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.

    В соответствии с международными стандартами  инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Инновация может быть рассмотрена как в динамическом, так и в статическом аспекте. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ).

      Разработка, внедрение в производство новой  продукции имеют для фирм важное значение как средство повышения  конкурентоспособности и устранения зависимости фирмы от несовпадения жизненных циклов производимой продукции. В современных условиях обновление продукции идет довольно быстрыми темпами. 

    Целью курсовой работы является определение роли инноваций в развитии экономики страны.

      Реализация  поставленной цели обусловила решение следующих взаимосвязанных задач:

        определить сущность и содержание  инноваций;

        изложить организацию инновационной  деятельности;

        установить роль и место фактора инноваций в развитии станы;

        выявить особенности инновационной  системы как инструмента устойчивого развития и конкурентоспособности национальной экономики;

        рассмотреть государственное финансирование  инновационной деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Основные  понятия инноватики
    1. Определение понятия «инновация»
 

     В научной и учебной литературе приводятся различные определения понятия «инновация», или «нововведение»:

    1. превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях;
    2. результат творческого процесса в виде созданных (либо внедренных) новых потребительских стоимостей, применение которых требует от использующих их лиц либо организаций изменения привычных стереотипов деятельности и навыков;
    3. результат творческой деятельности, направленный на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных решений и т. д., удовлетворяющих потребности человека и общества, вызывающих вместе с тем социальные и другие изменения;
    4. новый способ удовлетворения сложившихся общественных потребностей, обеспечивающий прирост полезного эффекта и, как правило, основанный на достижениях науки и техники.

     В начале XXI в. все сильнее стала ощущаться потребность в более глубоком понимании сущности, закономерностей и специфики инновационных процессов. Но уже в начале прошлого века Й. Шумпетер сформулировал закономерности технологической эволюции и роль инноваций на различных этапах цикла развития науки и технологий, подробно проанализировал подходы к классификации нововведений, выделив пять их разновидностей:

    1. новое, т. е. еще неизвестное в сфере потребления благо либо новое качество известного блага;
    2. новый, более эффективный метод производства известной продукции;
    3. открытие новых закономерностей сбыта известной продукции;
    4. открытие новых источников сырья или производства полуфабрикатов;
    5. реорганизация производства, ведущая к подрыву какой-то установившейся в нем монополии.

     Идея, предложение, проект, результат исследования, изобретение и т. п. хоть и выступают  в качестве нового продукта, в чистом виде не являются нововведением, или инновацией. И только воплотившись в изделия, услуги, технологии, которые восприняты потребителями, они становятся инновациями, или нововведениями.

     Выделяются  три составляющих нововведения:

    1. потребность, подлежащая удовлетворению, т. е. функция или набор функций, которые нужно выполнить;
    2. концепция объекта или совокупности объектов, способная удовлетворить потребность, т. е. новая идея;
    3. компоненты, представляющие совокупность имеющихся знаний, материалов и доступных технологий, позволяющих довести концепцию до рабочего состояния.

     В зависимости от характера концепции, на которой основано нововведение, различают:

    1. инновации с технологической доминантой, изменяющие физические свойства товара на уровне производства, применения нового компонента или нового материала, создания принципиально новых продуктов, новых изделий, нового физического состояния или новых комплексных систем. Они возникают в результате применения точных наук в производственной практике и рождаются в научных организациях и подразделениях НИОКР (табл. 1.1);
    2. нововведения с коммерческой или маркетинговой доминантой, касающиеся, в основном, вариантов управления сбытом и коммуникациями как составляющих процесса коммерческой реализации товара или услуги

      (табл. 1.2). 
       
       
       

Инновация Пример
Изменение физических свойств продукта на уровне производства

Применение нового компонента Применение нового материала

Создание принципиально  новых продуктов

Создание новых  изделий

Создание нового физического состояния

Создание новых  комплексных систем

Создание сплавов  и припоев на основе олова

Стальной корд в покрышках

Пенополиуретан

Композиционные  материалы

Цифровой телевизор

Растворимый кофе

Скоростной поезд

 

Таблица 1.1 - Инновации с технологической доминантой  

Инновация Пример
Новое средство платежа

Новая презентация  товара

Новая форма  торговли

Новый вид рекламы

Новое применение известного товара

Новый способ продаж

Кредитная карточка

Карманное издание  книги (покет)

Cash & Carry

Плакаты на автобусных остановках

Шампунь «2 в 1», «3 в 1»

Телемаркетинг, интернет-магазин

 

Таблица 1.2 - Инновации с коммерческой или маркетинговой доминантой 

     Коммерческие  нововведения возникают в результате применения наук о человеке и являются организационными. Они больше нуждаются  в творческом воображении, изобретательности и ноу-хау, чем в финансовых ресурсах.

     Граница между этими формами инноваций  размыта, и технологические нововведения часто приводят к нововведениям  коммерческим. Например, прогресс в  обработке информации позволил разработать  систему штрих-кода, способствующую сокращению времени обслуживания клиентов и уменьшению числа краж в супермаркетах. Но возможна и обратная последовательность: некоторые организационные новшества способствуют внедрению технологических нововведений. Так, распространение идеи самообслуживания повлекло за собой создание торговых автоматов.

     Считается, что в каждом бизнесе есть три  вида инноваций:

    1. в продуктах или услугах;
    2. рынках, поведении и ценностях покупателей (социальные инновации);
    3. различных изменениях деятельности организации, необходимых для создания продукции и доведения ее до рынка (менеджерская инновация).

     Понятие «инновация» тесно связано с понятиями «изменение» и «развитие». Непрерывное создание новшеств образует в своей совокупности бесконечный поток потенциальных изменений. Реальные изменения обеспечивает только часть из всех созданных новшеств. Изменения определяются объемом и направлением, длительностью и скоростью. Понятие «развитие» обычно связывают с позитивными изменениями, с прогрессом. Однако известный философ Б. Рассел считает, что «изменение - это одно, а прогресс - это другое. "Изменение" - понятие научное, а "прогресс" - этическое. Изменение бесспорно, в то время как прогресс является предметом спора».

Информация о работе Инновационная деятельность