Инновационная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 16:26, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является определение роли инноваций в развитии экономики страны. Реализация поставленной цели обусловила решение следующих взаимосвязанных задач:
определить сущность и содержание инноваций;
изложить организацию инновационной деятельности;
установить роль и место фактора инноваций в развитии станы;
выявить особенности инновационной системы как инструмента устойчивого развития и конкурентоспособности национальной экономики;
рассмотреть государственное финансирование инновационной деятельности.

Работа состоит из  1 файл

инновационный менеджмент - курсовая.doc

— 234.00 Кб (Скачать документ)

     Поэтому важной составляющей инновационного потенциала становится ресурсная, которая обеспечивает реализацию всех мероприятий инновационного развития необходимыми видами экономических ресурсов. Оценка реализуемости проводится на основе комплексного рассмотрения показателей эффективности инновационной деятельности предприятия, которые должны формироваться на перспективу, конкурентоспособность, соотноситься со всеми плановыми показателями функционирования и развития предприятия.

     Многие  практические задачи выбора решений  в области инновационного развития являются комбинацией различных  видов решений на основе многокритериального  векторного подхода к проблеме оптимизации, сложность управления которой обусловлена противоречивостью отдельных критериев и необходимостью использования в определенной мере разумного компромисса.

     Оценка  целесообразности использования моделей  управления инновационными изменениями  предприятия зависит от многих факторов, но приоритетным является отношение персонала к переменам и понимание необходимости этих преобразований как работниками системы управления, так и сотрудниками. На рисунке 3.3 представлена модель реализации инновационного потенциала строительного предприятия.

     В ее основе лежат следующие функции: стимулирование активизации инновационной деятельности, формирование и определение стратегий инновационного развития, развитие инновационного менеджмента в рамках строительного комплекса, что вызывает необходимость создания эффективной системы управления, организации принятия управленческих решений, корпоративной культуры. Определенное сочетание рациональности и иррациональности в управлении может представлять собой «движущую силу» инновационного развития, развитию предпринимательской деятельности. Поэтому можно говорить о новом уровне рациональности в управлении и его методах.  
 

                                

     

       

           Цикл стратегического          планирования                                                                     Цикл управления стратегией                                                         Инновационный

          менеджмент                                                                                  Производственные           процессы       
 
 

     Рисунок 3.3 - Модель реализации инновационного потенциала строительного предприятия 

     Критерием рациональности управления инновационным развитием предприятия можно рассматривать целеполагание, т.к. наличие целей развития позволяет строить базу сравнения конкурентоспособности, рассматривать ценность проектов и текущих контрактов, создавать мотивацию и заинтересованность персонала предприятия. Инновационное развитие обеспечивает не только экономический рост за счет увеличения продаж, рыночной доли, повышение стоимости акций предприятий, но и повышение его ценности, обеспечиваемого ростом доходов, снижением производственного, коммерческого и финансового рисков, принятием верных управленческих решений по вопросам инновационного развития.

     Цели  инновационного развития строительного  предприятия определяют состав подсистем  организации управления процессами развития по трем направлениям: поэлементному, функциональному и интегральному. Целями развития строительного предприятия могут быть:

    1. научно-техническое и организационное развитие производства;
    2. повышение качества и обеспечения конкурентоспособности продукции;
    3. повышение эффективности использования всех видов ресурсов;
    4. совершенствование внутрифирменных экономических отношений.

     Принятие  управленческих решений производится субъектами коллективной деятельности, каждый из которых объективно предназначен для реализации основной регулятивной функции по выработке общих целей, формированию коллективных представлений о результатах реализации целей повышения эффективности функционирования предприятия в целом, уменьшению степени риска и неопределенности инновационного развития посредством процессов принятия управленческих решений. При таком подходе регулятивная функция должна рассматриваться в качестве критерия принадлежности этих процессов к качественно специфическому классу - интегральных процессов регуляции деятельности системы.

     Организация процессов принятия управленческих решений должна осуществляться в  статике и динамике. При этом структурная  организация (статика) в методологии  рассматривается как основной аспект исследования, т.к. остальные аспекты (функциональный, феноменологический и др.) во многом производны от него и определяются его результатами. Такой подход обусловлен тем, что управленческий выбор отличается тем, что строится не по типу механического объединения компонентов индивидуального и группового выбора, а по типу иерархической организации, т.е. их соподчинения.

     Рассматривая  принятие управленческих решений как  интегральный процесс регуляции  совместной деятельности, необходимо проведение:

    1. идентификации объекта как части системы, определение важнейших взаимосвязей с другими подсистемами;
    2. объяснения поведения целей, свойств системы в целом;
    3. объяснения функций объекта исследования с точки зрения системы в целом.

     При этом подготовку решений нельзя основывать только на логике «причина - следствие», необходимо использовать отношение производитель-продукт, которое снижает противоречие в ответах на поставленные в процессе принятия решения вопросы.

     Сложные организационные проблемы инновационного развития невозможно быстро исследовать  и провести анализ с теоретической точки зрения. Поэтому стратегия развития должна быть более системной, учитывать все накопленные знания, носить инновационный характер. Иначе говоря, необходимо использовать комплексный подход, охватывающий организационную динамику. В процессе управления нужна разработка многовариантных моделей, учитывающих динамическое взаимодействие всех переменных. Модель служит эффективным инструментарием, с помощью которого можно описать желаемое состояние предприятия с возможностью последующего инновационного развития, учитывая в тоже время развитие организационной стратегии для отражения необходимости дальнейших изменений. Динамика инновационных изменений нуждается в заранее установленном комплексе средств, который может быть многовариантным. При таком подходе менеджерам необходимо осознавать основы методологии стратегического мышления и формирования соответствующих ценностей и установок. Система управления должна стимулировать инновационный климат, готовность к изменениям, повышать возможности развития научно-исследовательского сектора, стимулировать творческую активность всех сотрудников, их участие в процессах инновационного развития.

 

     Заключение

 

     В соответствии с обозначенной темой  данной курсовой работы и поставленными  целями была рассмотрена сущность инноваций, их роль в развитии экономики страны.

     Формирование  новых идей и создание новшеств во все времена были естественным стремлением  творческих людей, которые и обеспечивают основы общественного развития.

    Нововведения  или инновации рассматриваются  как новшества, превращенные в изделия или услуги и реализуемые на рынках для удовлетворения разнообразных потребностей людей и организаций.

    Одной из основных составляющих научно-технического прогресса является изучение и практическое использование особенностей инновационной деятельности, факторов, обеспечивающих активность в данном направлении экономического развития, а также организационных структур, поддерживающих и регулирующих процесс инноваций.

    Тезис о необходимости государственного стимулирования и регулирования  инновационной деятельности, исходя из мирового опыта, является приоритетным для осуществления стратегии инновационного прорыва в современной ситуации в России.

      Одним из важнейших направлений формирования инновационной инфраструктуры в  России является формирование инновационных центров, внебюджетных и бюджетных фондов которые поддерживают деятельность наукоемких инновационных предприятий и способствуют передаче на рынок готовой научно-технической продукции. Созданы Союз инновационных предприятий, Союз независимых инжиниринговых организаций, Ассоциация управления проектами и ряд других, объединившихся в Российский инновационный союз, Ассоциацию поддержки малых инновационных предприятий. Основной целью своей деятельности данные организации ставят освоение и реализацию на внутреннем и внешнем рынках конкурентоспособной продукции и технологий на базе инноваций.

 

    Список  источников информации  

    Нормативные акты РФ:

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 № 832 «О концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-200 года»
 

    Основные: 

  1. Швандер В.А. Инновационный менеджмент / Под ред. проф. В.А. Швандара, проф. В.Я. Горфинкеля. - М.: Вузовский учебник, 2005.
  2. Васильева Л.Н. Методы управления инновационной деятельностью / Л.Н. Васильева, Е.А.Муравьева. - М.: КНОРУС, 2005.
  3. Бовин А.А. Управление инновациями в организациях / А.А. Бовин, Л.Е.Чередникова, В.А.Якимович. - М.: Омега-Л, 2006.
  4. Фетисов В.П. Законодательство об инновационной деятельности: десять лет развития / В.П.Фетисов, В.Л. Гончаренко // Инновации. - 2009. - №1.
  5. Кузык Б.Н. Россия - 2050: Стратегия инновационного прорыва / Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец. - М.: Экономика, 2005.
  6. Теличенко В.И. Инновационный менеджмент в строительстве / В.И. Теличенко, С.Б. Сборщиков, А.П. Пустовгар, И.М. Маркова. - М.: Издательство Ассоциации строительных вузов, 2008.
  7. Баранчеев В.П. Управление инновациями / В.П. Баранчеев, Н.П. Масленникова, В.М. Мишин. - М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009.
  8. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. / Р.А. Фатхутдинов - Спб.: Питер, 2008.
  9. Галиева Г.Ф. Информационно-комуникационные технологии: роль и перспективы в экономике России / Г.Ф. Галиева // Инновации. - 2006.
  10. Макаренко О. В. Инновационный потенциал промышленного предприятия: понятие, структура / О. В. Макаренко // Доклады Академии наук высшей школы России. - 2006. - N 2 (7).
  11. Миляева Л. Г. Уточнение понятия инновационный потенциал, базирующееся на методике структурированных процедур / Л. Г. Миляева, Д. А. Белоусов// Инновации. - 2008.
  12. Харин А.А. Управление инновациями / А. А. Харин, И. Л. Коленский. Ч.1. - М.: Высш. шк., 2009.
  13. Хотяшева О. М. Инновационный менеджмент / О. М. Хотяшева. - Спб.: Питер, 2007.
  14. Оголева Л.Н. Инновационный менеджмент / Под ред. Л. Н. Оголевой - М.: ИНФРА-М, 2008.
  15. Шевченко И.В. Инновационные аспекты конкурентоспособности национальной экономики / И.В. Шевченко, А.В. Брижань, В. Маровгулов. - Ростов н/Д.: СКАГС, 2007.
  16. Брижань А.В. Проблемы формирования инновационной модели экономического развития России / А.В. Брижань - Пенза: ЮНИТИ, 2007.
 

Интернет-ресурсы:

  1. Сайт Росстата: www.gks.ru
  2. Сайт Правительства РФ: правительство.рф

Информация о работе Инновационная деятельность