Инновационная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 16:26, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является определение роли инноваций в развитии экономики страны. Реализация поставленной цели обусловила решение следующих взаимосвязанных задач:
определить сущность и содержание инноваций;
изложить организацию инновационной деятельности;
установить роль и место фактора инноваций в развитии станы;
выявить особенности инновационной системы как инструмента устойчивого развития и конкурентоспособности национальной экономики;
рассмотреть государственное финансирование инновационной деятельности.

Работа состоит из  1 файл

инновационный менеджмент - курсовая.doc

— 234.00 Кб (Скачать документ)

     НИОКР являются центральными звеном инновационного процесса. От того, насколько успешно  научно-технические подразделения  проводят эти работы, в решающей степени зависит успех инновации. Однако, как показывает практика, частное финансирование составляет лишь очень небольшую часть затрат, необходимых для фундаментальных и долгосрочных прикладных исследований, что вызывает необходимость их поддержки со стороны государства.

    К основным внебюджетным формам поддержки  инновационной деятельности относятся следующие:

    1. государственная правовая защита и поддержка инноваторов, особенно малого предпринимательства;
    2. создание государственных налоговых, кредитных, таможенных, амортизационных, арендных (в т.ч. лизинговых) льгот инноваторам;
    3. включение без финансирования внебюджетных инновационных проектов в комплексные федеральные инновационно-инвестиционные программы;
    4. государственное научно-методическое обеспечение инновационного менеджмента государственными стандартами, методичками, инструкциями, положениями и другими документами по различным аспектам анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования инновационного решения;
    5. государственное обеспечение инновационной деятельности информацией;
    6. проведение государственной протекционистской политики во внешнеэкономической деятельности инноваторов;
    7. оказание государственной помощи инноваторам в проведении сертификации, маркетинговых исследований, рекламы и сбыта новой продукции (услуг);
    8. государственная поддержка инноваторам в осуществлении ремонта сложной техники;
    9. осуществление государственной поддержки в углублении внутренней и международной кооперации;
    10. создание системы федеральных внебюджетных фондов, союзов, ассоциаций по поддержке различных аспектов инновационной деятельности;
    11. осуществление государственного учета и контроля использования средств внебюджетных фондов.

      Важнейшей формой внебюджетной поддержки инновационной  деятельности является создание и функционирование внебюджетных фондов. Внебюджетные фонды  образуются в соответствии с Постановлением Правительства РФ, утвердившим “Порядок образования и использования отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ” от 12.04.1994 г.

     Для осуществления государственной  поддержки высокоэффективных инновационных проектов Постановлением Правительства РФ от 26.08 1995 г. был создан Федеральный фонд производственных инноваций, который на возвратной основе должен поддерживать инновационные проекты, способные инициировать прогрессивные сдвиги в промышленности.

     На  рис. 3.1 приведена схема государственной поддержки инновационной деятельности.

     Государство стимулирует развитие инновационных  процессов путем предоставления кредита на льготных условиях через  специальные правительственные  инвестиционные фонды, протекционистской политики по отношению к перспективным восходящим отраслям, поддержки некоммерческих исследовательских институтов и кооперирование компаний в целях научных исследований с освобождением их от уплаты налогов.

    Государственная инновационная политика в базовых отраслях и производствах будет направлена на ускоренное промышленное освоение отечественных и зарубежных научно-технических и технологических достижений мирового уровня, воспроизводство природных ресурсов (минерального сырья, ресурсов питьевых и промышленных вод, ресурсов флоры и фауны и др.).

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Рисунок 3.1 - Государственная поддержка инновационной деятельности 

    К формам государственной поддержки  научной и инновационной деятельности можно отнести следующее:

    1. прямое финансирование;
    2. предоставление индивидуальным изобретателям и малым внедренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд;
    3. создание венчурных инновационных фондов, пользующихся значительными налоговыми льготами;
    4. отсрочка уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям;
    5. реализация права на ускоренную амортизацию оборудования;
    6. создание сети технополисов, технопарков и т. п.

    Основными направлениями государственной  поддержки инновационной политики являются следующие:

    а) содействие повышению инновационной активности, обеспечивающей рост конкурентоспособности отечественной продукции на основе освоения научно-технических достижений и обновления производства;

    б) ориентация на всемерную поддержку  базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада;

    в) сочетание государственного регулирования  инновационной деятельности с эффективным  функционированием конкурентного  рыночного инновационного механизма, защитой интеллектуальной собственности;

    г) содействие развитию инновационной деятельности в регионах России, межрегиональному и международному трансферту технологий, международному инвестиционному сотрудничеству, защита интересов национального инновационного предпринимательства.

    В России уже введен ряд льгот по инновационной деятельности малых предприятий. В частности, исключается из налогообложения прибыль, направленная на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники и технологий. Освобождены от НДС лизинговые платежи малых предприятий, действует упрощенный порядок налогообложения. Малым предприятиям разрешено списывать в первый год эксплуатации до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет в качестве амортизационных отчислений.

    Созданы специализированные государственные органы - Госкомитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, а также Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, главной функцией которого является финансовое обеспечение соответствующих мероприятий, предоставление государственных гарантий под кредиты коммерческих банков и других финансовых структур малых предприятий. Правительством РФ утверждена Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства, включающая разработку подпрограммы развития и реконструкции малых предприятий, осваивающих новые технологии.

    В условиях ограниченных возможностей бюджетного финансирования инноваций возросла необходимость привлечения средств  из дополнительных источников (собственных  средств организаций, частных инвестиций и т.д.), то есть внебюджетных средств. 

    1. Формирование  инновационного потенциала

    строительных  организаций 

     Современные условия хозяйствования, возрастание  роли конкурентоспособности на основе повышения эффективности строительных предприятий непосредственно связаны с решением организационно-экономических проблем активизации инновационных процессов. Они предполагают учет особенностей внешней и внутренней среды, определение тенденций и выбор направлений развития на базе высоких технологий и выпуска инновационной продукции. Подобное положение выдвигает необходимость формирования управления инновационным развитием с усилением внимания к организационным преобразованиям на уровне первичных звеньев строительного комплекса. Тем самым резко возрастает значение научной базы  совершенствования управления инновационным развитием предприятия, адекватного закономерностям современной рыночной экономики с ориентацией на НТП.

     Динамика  инновационного развития строительных предприятий во многом зависит от организации эффективных форм взаимодействия государства, бизнеса и науки, а также коммуникационных связей, выступающих субъектами процесса развития. Сложность и многоаспектность взаимосвязей, а также возможность возникновения противоречий между участниками инновационного процесса обуславливают проведение соответствующей инновационной политики. В сложившихся условиях ее основной направленностью становится модернизация и формирование инновационных систем на предприятиях, вынужденных встраиваться в глобальную систему инноваций. Это связано с вхождением в глобальные рынки, осуществляющие отбор конкурентоспособных технологий, способствующий ускорению инновационных преобразований на предприятиях строительства. В результате возрастает значение управленческих и организационных нововведений, обеспечивающих активизацию инновационной деятельности, как важной составляющей политики предприятия.

     Инновационная политика первичных звеньев, в основном, определяется внутрифирменным уровнем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, который явно недостаточен и не отвечает требованиям времени. Несмотря на положительную тенденцию роста расходов на НИОКР со стороны крупных предприятий, их удельный вес в общих затратах на строительство остается низким и не превышает 8% общих расходов на технологические инновации.

     Вместе  с тем, возрастание роли строительного  комплекса в экономической и  социальной жизни общества выдвигает  особые требования к государственной  инновационной политике. Она должна соответствовать развитию рыночных отношений в инновационной сфере и формироваться с учетом особенностей строительства, инновационной деятельности на основе принципов системологии, как методологии системного анализа. Цели, учитывающие специфику строительных предприятий, строительного комплекса, региона и его ресурсных возможностей следует рассматривать, в качестве основы государственных программ. В то же время при разработке государственной инновационной политики необходимо учитывать существующее многообразие организационно-правовых форм предприятий. Такой подход к инновационному развитию особенно важен для России, где доля организаций, занимающихся инновационной деятельностью, составляет 8,5 % и только 4% продукции является инновационной, что свидетельствует о недостаточной предпринимательской активности в области инноваций. Реализация инновационных процессов в строительстве, отличающаяся высоким уровнем капиталовложений, невозможна без решения инвестиционных проблем. Положение предприятий осложняется распыленностью кредитных ресурсов на инновации по коммерческим банкам, которые до сих пор не могут отвлекать значительные средства в инновационные проекты. В рамках стратегического менеджмента задача руководства предприятия заключается в обеспечении общего эффективного управления всеми процессами с ориентацией на рыночные связи. При этом необходима направленность на успех инновационной политики и ее конкретная реализация, которая выражается в определенных оперативных и тактических действиях, увязанных между собой. Многие стратегические планы, концепции и программы остались не реализованными в результате слабости стратегического менеджмента при конкретном осуществлении инновационной политики предприятия. Это связано с неконтролируемым внешним воздействием, нечеткой постановкой целей, низким уровнем подготовленности и недостаточной ответственности линейных руководителей, неправильным восприятием персоналом политики предприятия, низким уровнем контроля за реализацией политики и низким уровнем организационной культуры управления.

     Управление  инновационными системами в то же время необходимо рассматривать как процесс целенаправленного формирования поведения системы и ее элементов, имеющий конкретную иерархическую структуру, в которой подсистемы выделяются в соответствии с их целевым назначением. Управление инновационным развитием предприятия на базе системной методологии предполагает полноту и обоснованность формулировки требований и задач развития, использование современных методов управления, выбор эффективных проектных решений. При управлении инновационным развитием на базе системного подхода необходимо применение его основополагающих принципов: иерархичности, интеграции, моделируемости, формализации, целенаправленности и др., которые имеют конкретное выражение для каждой отдельной системы (комплекса, предприятия, подразделения). Особое место здесь занимает системный анализ, позволяющий выбрать рациональное направление развития инновационной деятельности предприятия как сложной организационно-экономической системы. Системный подход предполагает применение основополагающих принципов управления, под которыми предполагается основные положения теории, правила поведения субъекта управления, правила поведения личности.

     Результативность  инновационного развития предприятия  обуславливается взаимоувязкой  основных факторов:

     потенциала  науки, новых идей, открытий и разработок;

     структуры и потребностей производства;

     ресурсной базы инновационного развития;

     наличия эффективной системы управления, адекватной требованиям времени.

     Эти факторы должны взаимодействовать  таким образом, чтобы потенциал достижений науки постоянно опережал потребности инновационного развития предприятия. На этой основе путем соизмерения с ресурсными возможностями в планируемом периоде необходимо осуществлять выбор наиболее эффективной программы и мероприятия инновационного развития.

     Совершенствование управления инновационным развитием  в отрасли, а также своевременное  определение рациональной структуры  научной продукции должны стать  базой организационной структуры  отраслевых НИИ и КБ, т.е. комплекса  целей и задач научных коллективов, состава подразделений и конкретных сотрудников. Создание такой организационной структуры на принципах рационализации структур и процессов в значительной мере усилит стимулы повышения уровня инновационных разработок, т.к. четкое распределение функций коллективов и их конкретных исполнителей позволит повысить эффективность, результативность инновационного развития предприятий производства и научных организаций. Такой подход требует углубления специализации с ориентацией на повышение эффективности функционирования строительных предприятий и их инновационного развития, а также углубление региональной специализации и кооперации, что на современном уровне становится главным условием ускорения и результативности инновационного развития строительного комплекса его предприятий и организаций на базе имеющегося потенциала.

Информация о работе Инновационная деятельность