Инновационная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 16:26, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является определение роли инноваций в развитии экономики страны. Реализация поставленной цели обусловила решение следующих взаимосвязанных задач:
определить сущность и содержание инноваций;
изложить организацию инновационной деятельности;
установить роль и место фактора инноваций в развитии станы;
выявить особенности инновационной системы как инструмента устойчивого развития и конкурентоспособности национальной экономики;
рассмотреть государственное финансирование инновационной деятельности.

Работа состоит из  1 файл

инновационный менеджмент - курсовая.doc

— 234.00 Кб (Скачать документ)

     Таким образом, под инновацией, или нововведением, понимается не только внедрение новой технологии и выпуск новой продукции, но и изменения в организации бизнеса, в управлении фирмой, во взаимоотношениях с потребителями и т. д. (например, мобилизация покупательской способности через банковский кредит).

      Том Питерс в своей красноречивой и одновременно противоречивой работе обобщенно показал важность и основные признаки инноваций. В свою модель «круг инноваций» Питерс включил ряд аспектов. Кроме того, он перечислил ряд психологических или эмоциональных сторон инноваций (рис. 1.1). Инновации повсеместно принято рассматривать в качестве магистрального пути,

обеспечивающего постоянный рост и процветание компании. При помощи инновации, то есть введя  новую технологию (Т), новые приложения в форме новых товаров и  услуг (А), формирования новых рынков (М) и/или введения новых организационных форм (О), что отражено в аббревиатуре ТАМО, мы увеличиваем итоговую ценность для потребителей, а в конечном счете усиливаем их лояльность. Разрабатывая новые виды бизнеса, мы создаем дополнительные источники потока наличных денежных средств и, следовательно, увеличиваем стоимость акций. Создавая ценность для заинтересованных лиц, мы можем увеличивать поток наличности, что позволяет осуществлять последующие капиталовложения в дальнейшую разработку товаров, услуг и процессов, делая замкнутой «петлю взаимного усиления» (рис. 1.2.)

     Логика  указанного кругооборота вполне понятна  и в настоящее время признается всеми как основание для роста. Результатом стало увеличивающееся  число компаний, вкладывающих капитал в разработку новой продукции или новых видов бизнеса. Однако это также привело к появлению так называемого «инновационного парадокса», который заключается в том, что, когда каждый участник применяет один и тот же тип стратегии, результатом становится утрата эффективности и, соответственно, привлекательности.  

     
    1. Классификация инноваций
 

    Необходимо  уметь отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и  технологических процессах; незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменными конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия. Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. Классификация инноваций может быть построена на основе различных классификационных признаков (рис. 1.4).

       

  1. Тенденции и проблемы инновационного развития страны
 
 
    1. Устойчивое  развитие Российской экономики,

      становление инновационной экономики и необходимость

      ее  модернизации 

    В конце 1980-х гг. в отечественной  экономической литературе появился термин «устойчивое развитие» (от англ. sustainable development), обозначающий модель движения вперед, при котором достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей без лишения такой возможности будущих поколений. Материалы конференции ООН по охране окружающей среды и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992) ориентируют государства на создание свободного общества, которое способно преодолевать социальные и экологические проблемы за счет развития науки и технологии как главного источника общественного развития и обеспечения высокого качества жизни.

     Концепция устойчивого развития включает следующие  положения:

    1. в центре внимания находятся люди, которые должны иметь право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой;
    2. охрана окружающей среды должна стать неотъемлемой компонентой процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него;
    3. право на развитие должно реализовываться таким образом, чтобы в равной мере обеспечить удовлетворение потребностей в развитии и сохранении окружающей среды как для нынешнего, так и для будущих поколений;
    4. уменьшение разрыва в уровне жизни народов мира, искоренение бедности и нищеты.

     Указанная декларация признает право всех государств на собственную политику развития, использования своих природных богатств и отношения к окружающей среде, но они должны:

     нести ответственность перед мировым  сообществом за деятельность, осуществляемую на своей территории, но наносящую ущерб окружающей среде в других регионах;

     информировать другие страны о потенциально возможных  и совершившихся техногенных  и природных катастрофах;

     совершенствовать  природоохранное законодательство;

     содействовать недопущению перенесения на территорию других государств деятельности или перемещения веществ и материалов, которые могут нанести серьезный ущерб окружающей среде или здоровью людей;

     проводить надлежащую демографическую политику.

     В этой связи следует отметить, что  термин «sustainable development», используемый в концепции, имеет более глубокий смысл, чем понятие «устойчивое развитие», которое получило распространение в отечественной экономической литературе.

     Важнейшей чертой экономики конца XX в. стал ее переход на новую, инновационную фазу развития - «общество знания». Экономику, основанную на физическом труде, сменила индустриальная экономика, использующая природные ресурсы. В свою очередь, последнюю сменяет экономика, базирующаяся на знаниях и информационных технологиях, которую отличает повышенное внимание к знаниям отдельных индивидуумов. По мнению многих ученых, «новая экономика» - это экономика постиндустриального технологического уклада, в котором ключевыми факторами производства становятся интеллектуальные ресурсы, или знания. 

    1. Факторы экономического роста  России и роль инноваций
 

     Изменение экономической политики России сегодня  просто необходимо. Важно разработать  и ввести в действие общий программный  документ, ориентированный на экономическое  развитие в соответствии с современными глобальными вызовами, реализация которого обеспечит в обозримый период существенное улучшение положения населения страны и позволит занять ей достойное место среди развитых стран. Основой экономического развития следует считать инновационную деятельность. Академик Д. Львов полагает, что именно интеллектуальная рента едва ли не единственная козырная карта, которой располагает Россия. Она должна быть срочно «разыграна», иначе в ближайшие 10—15 лет обесценится до нуля. В этом суть новой стратегии долгосрочного развития, в которой ставка должна быть сделана на науку, новые технологии, новые знания.

     Профессор А. Р. Белоусов выделил следующие  принципы формирования стратегии долгосрочного  экономического роста России:

     во-первых, важно обеспечить устойчивую социальную структуру общества (сократить разрыв в доходах населения);  

     во-вторых, необходимо сформировать «адаптационный потенциал», под которым понимается не увеличение экономических ресурсов (ВВП на душу населения), а потенциал, способный обеспечивать устойчивость экономики в условиях роста системной неопределенности. В качестве компонентов адаптационного потенциала рассматриваются сектор высоких технологий, национальная инновационная система, система воспроизводства человеческого капитала, обеспечение энергетической и продовольственной безопасности, устойчивости национальной валюты и инфраструктуры, силовой потенциал, а также управленческий и организационный;

    в-третьих, крайне важна специализация в  мировом научно-техническом пространстве, включающая рынок высокотехнологичных товаров и услуг. На этом рынке существует ярко выраженная специализация стран (национальные инновационные системы сформировались в конце XX в.), которая основана на развитии критических технологий и обеспечивает получение технологической ренты. В этом плане положение отечественной оборонной промышленности как центров научно-технического развития характеризуется исчерпанием созданных ранее научно-технических заделов, ухудшением производственно-технического аппарата и кадров, сужением рынков сбыта (несмотря на то что экспорт продукции оборонной промышленности остается ключевым фактором ее развития). Тем не менее долговременный рост определяется местом существенных системных экономических блоков в мировом хозяйстве, на мировом рынке high-tech;

     в-четвертых, необходимо преодолеть инерционную  форму развития таких отраслей, как  нефтяная промышленность, сельское хозяйство, транспорт, электроэнергетика и  т. д., что возможно лишь на основе крупных  инвестиционных вложений. В противном  случае, например, вследствие роста производственных затрат и инвестиционной составляющей к 2010 г. нефтяная промышленность может выйти на уровень цен, которые не впишутся в мировые цены нефтяного рынка.

     Важным  направлением преобразований должны быть формирование и реализация региональной экономической политики. И если для Нидерландов, Франции и других стран это не актуально, то для России, где климатические и территориальные различия ее субъектов крайне велики, разработка региональных технологий управления территориями и их интеграция в сложнейший социально-технический комплекс на федеральном уровне - необходимое условие сохранения целостности государства и развития. Системные технологические проекты по управлению территорией способствуют преодолению резкого социально-экономического различия между субъектами РФ.

     При разработке стратегии социально-экономического развития страны необходимо исходить из принципов инновационного менеджмента, прежде всего, формировать стратегию с учетом потребностей мирового рынка. 

    1. Инновационная система как инструмент устойчивого развития и конкурентоспособности национальной экономики
 

     В современных условиях сфера НИОКР  и инновационная деятельность рассматривается  как важнейшая основа для обеспечения  устойчивого экономического роста  и конкурентоспособности экономической системы. Развитие высоких технологий в наиболее передовых странах способствуют формированию в них модели неоиндустриального или постиндустриального общества, где приоритетными по отношению к другим видам экономической деятельности становятся производство, накопление, распределение и использование информации. 

     Начальной стадией построения экономики инновационного типа является создание национальной инновационной системы (НИС). По своему строению она представляет дифференцированную по ряду направлений, но целостную систему знаний об эффективной стратегии функционирования хозяйственной системы. Проблемам формирования НИС посвящены многие работы отечественных и зарубежных исследователей, но различия в исходных подходах и отсутствие взаимосвязей между ними не позволили сформулировать единые взгляды на развитие НИС. Тем не менее, анализ теории и практики формирования инновационных систем в ряде стран позволяет обозначить объективные экономические закономерности развития НИС, среди которых:

     -  рост интеграции науки, образования, производства и рынка, что ведет к увеличению объемов и интенсивности внутренних взаимосвязей и взаимодействия между подсистемами и элементами НИС;

     - увеличение роли государства в формировании и развитии НИС, эволюционирующей от методов прямого управления к механизмам индикативного планирования;

     -    усиление инновационной ориентированности инвестиций;

     -    увеличение роли регионов и отдельных территориальных межрегиональных комплексов в развитии НИС;

     - изменение всех компонентов хозяйственной системы, гарантирующих развитие НИС.

     Множество вариантов трактовки понятия  НИС обусловлены, с одной стороны, различиями в понимании терминов, составляющих это понятие, исходными позициями исследователей, с другой, существуют объективные межстрановые различия между инновационными системами конкретных стран. На основе изучения особенностей различных подходов к определению НИС в работе дается следующие ее определение: НИС - совокупность хозяйствующих субъектов (предприятий, научных учреждений, потребителей) и институтов (правовых, законодательных, финансовых, социальных), взаимодействующих в процессе производства, распространения и использования конкурентоспособных знаний и технологий, направленных на реализацию стратегических целей устойчивого развития экономической системы и способствующих повышению конкурентоспособности ее субъектов (предприятий, регионов, страны в целом), в том числе на международном уровне.

     Важнейшими  характеристиками сущности НИС являются: взаимодействие между субъектами инновационной деятельности; сквозной и многоуровневый характер; включает ряд взаимосвязанных составляющих (элементов); решающая роль в ее формировании и развитии принадлежит государству; является составной частью экономической системы страны и выполняет роль связующего звена между макроэкономической политикой, наукой, образованием, наукоемкой промышленностью и рынком; направлена на достижение стратегических целей макросистемы, подчинение им всех стадий инновационного процесса; производимые знания, технологии, инновации в рамках НИС должны быть конкурентоспособными как внутри страны, так и на мировом рынке.

Информация о работе Инновационная деятельность