Инвестиционная деятельность предприятия питания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 10:35, курсовая работа

Описание

Целью работы является разработка бизнес-плана открытия предприятия питания.
Основными задачами дипломной работы выступают:
- рассмотрение теоретических аспектов бизнес-планирования
- определение понятия и сущности планирования деятельности, принципов планирования и ограничивающих его факторов, а также видов планирования и структуры планов предприятия питания

Содержание

Введение 3
1. Инвестиционная деятельность предприятия питания 6
1.1. Понятие инвестиций, инвестиционной деятельности и инвестиционного проекта 6
1.2. Инвестиционный проект в сфере предприятий питания и его содержание 11
1.3. Анализ ресторанного рынка России 18
2. Анализ деятельности ООО «Рафаэль» на рынке предприятий питания 26
2.1. Общая характеристика организации 26
2.2. Основные технико-экономические показатели деятельности организации 32
2.3. Описание рынка, конкуренции и стратегия маркетинга 40
3. Бизнес-план открытия предприятия питания ООО «Рафаэль» 46
3.1. Резюме проекта 46
3.2. Организационный план 51
3.3. Финансовый план, оценка рисков и эффективности проекта 56
Заключение 70
Список использованной литературы 74

Работа состоит из  1 файл

file_346137.docx

— 779.92 Кб (Скачать документ)

Таким образом, инвестиции являются одним из важнейших факторов развития предприятий и организаций, при  этом для обоснования реальных инвестиций составляются бизнес-планы, в которых содержится наиболее важная информация касающаяся перспектив реализации проекта и его экономического эффекта.

 

 

 

1.2. Инвестиционный  проект в сфере предприятий питания и его содержание

Несмотря на разнообразие проектов, их анализ обычно следует некоторой общей схеме, которая включает специальные разделы, оценивающие коммерческую, техническую, финансовую, экономическую, институциональную выполнимость проекта и анализ рисков [10, 12, 24, 28].

Сегодня невозможно начать новый бизнес или вкладывать средства в действующее  предприятие без разработки бизнес-плана. Таким значимым он стал не сегодня, в эпоху рыночных преобразований, - и в период планирования социалистического народного хозяйства этот документ имел важное значение. Правда, в то время он назывался "технико-экономическое обоснование" (ТЭО), а методика и принципы его разработки также отличались от современных [17, c. 47-48].

Перед составлением бизнес-плана надо убедиться в перспективности  бизнес-идеи. Разработка бизнес-плана для небольшой организации, а также сбор необходимых документов и их оформление занимают порядка двух недель напряженной работы, а создание среднего и крупного бизнес-плана при открытии завода, логистического или торгового центра может занимать до полугода и более.

К сожалению, в российских компаниях  несерьезно подходят к планированию своей деятельности. С одной стороны, это связано с отсутствием  соответствующей квалификации у  менеджеров, с другой - с нашим "авось", т.е. начнем с того, что имеем, а  дальше время покажет. Если даже бизнес-план готовится, то в нем практически  отсутствует аргументация получения  тех или иных исходных экономических  показателей, финансовых расчетов и  результатов.

Архитектурное построение бизнес-плана  представлено на рис. 1 [38, c. 45-48].

Рис. 1. Архитектурное построение процесса разработки бизнес-плана

 

При разработке бизнес-плана важно также учитывать, кто является потребителем бизнес-плана. Если это банк, предоставляющий кредит, то в бизнес-плане необходимо выделить, насколько баланс предприятия будет ликвиден, каковы потоки движения денежных средств и показатели финансовой зависимости.

Если осуществляется поставка оборудования для производства новой продукции, то следует определить, какова будет  эффективность производства, на какие  рынки предприятие планирует  выйти, соответствует ли технология и сделать анализ рынка конкурентов. Если в проекте в том или  ином виде участвует государство, то важен возврат инвестиций в бюджет в виде налоговых платежей [27, c. 85].

В каждом конкретном случае необходимо тщательно проанализировать, кто  является основными потребителями  бизнес-плана.

В принципе статьи бизнес-плана различных  проектов мало отличаются друг от друга.

Структура бизнес-плана, в том числе и для предприятия питания, выглядит следующим образом:

- краткое описание бизнеса;

- описание предприятия и анализ  его финансового состояния;

- описание планируемой к производству  продукции (приобретаемых фондов, технологии);

- анализ рынка;

- производственный план;

- маркетинговый план;

- финансовый план;

- организационный план;

- резюме бизнес-плана;

- приложения [26, c. 29].

Прежде всего, необходимо отметить, что разработка бизнес-плана ни в коем случае не должна носить формального характера. К сожалению, не только потенциальные получатели инвестиций, но и многие инвесторы подходят к данному вопросу достаточно формально: бизнес-план рассматривают как оправдательный документ для выделения средств. На самом деле бизнес-план должен быть "настольной книгой" в процессе реализации проекта для всех заинтересованных сторон; отклонение от прогноза является показателем некомпетентности его разработчиков.

Краткое описание планируемого бизнеса  является одной из наиболее важных частей бизнес-плана. Оно должно быть составлено таким образом, чтобы  потенциальный инвестор был заинтересован  продолжить более детальное знакомство с предприятием, желающим привлечь инвестиции.

Резюме должно в сжатой форме  охватывать основные элементы инвестиционного  проекта и должно быть построено  таким образом, чтобы потенциальный  инвестор мог получить информацию по таким вопросам, как:

- показатели прибыли на инвестированный капитал;

- спрос на новую продукцию;

- потенциальная доля рынка компании до и после реализации проекта;

- конкурентные преимущества для достижения поставленных целей;

- потребности в финансировании, требуемые условия привлечения капитала [22, c. 196].

На основе представленных отчетов  анализируется финансовое состояние  компании в динамике:

- ликвидность;

- финансовая зависимость и платежеспособность;

- прибыльность;

- оборачиваемости ресурсов1.

Только после тщательного исследования финансового состояния предприятия питания можно принимать окончательное решение об инвестициях. В принципе инвестиционный проект может быть очень интересным и рентабельным, но если компания, предполагающая реализовать его, находится в тяжелом финансовом положении, нет никакого смысла реализовывать проект именно через данное предприятие.

В разделе бизнес-плана «Описание планируемой к производству продукции» необходимо подробно описать меню ресторана, а также услуги, которые предприятие питания представляет на рынке сегодня и планирует предложить в будущем. В описании отражается следующая информация:

- характеристики услуг и маркетинга, систем продвижения и распределения услуг;

- недостатки производимой продукции, а также ее конкурентные преимущества, обеспечивающие успех на рынке либо сдерживающие ее проникновение на рынок [23, c. 75].

В разделе анализ рынка должны быть отражены:

- состояние спроса и предложения ресторанного рынка, его объем в России или регионе;

- экономическое, социальное, инфраструктурное значение данного ресторана для населения, развития региона;

- анализ и расчет ожидаемой доли предприятия питания после выхода на рынок;

- определение собственной доли рынка;

- потенциальные конкуренты, их сильные и слабые стороны, доля рынка конкурентов, планы их развития и финансовое состояние (хотя такую информацию получить достаточно сложно) [43, c. 47-49].

В производственном плане описываются:

- технологическая карта блюд;

- система управления персоналом на предприятии: численность работающих, затраты на оплату труда, квалификация инженерно-технического персонала и специалистов среднего и высшего звена управления;

- управленческий учет на предприятии: годовые затраты на выпуск продукции, переменные и постоянные затраты, себестоимость единицы продукции [44, c. 76].

Маркетинговый план предприятия питания предусматривает рассмотрение следующих вопросов:

- изучение и оценка конечных потребителей, их разделение по возрастным, социальным и национальных группам;

- расчет и прогноз цен на блюда;

- организация рекламой компании и ориентировочный объем затрат на ее проведение;

- программа реализации ресторанных услуг, прогноз объема производства, цен и выручки от продажи в целом и по отдельным товарам, распределенной по месяцам (кварталам) [33, c. 52].

Финансовый план - пожалуй, один из важнейших разделов бизнес-плана, который дает ответ на вопрос: стоит ли инвестировать в этот проект или нет. В нем рассматриваются следующие показатели:

- объем финансирования проекта: инвестиции, направляемые на поставку основных фондов и нематериальных активов, кредиты для пополнения оборотных средств предприятия и т.д.;

- движение денежных средств (основополагающим условием реализуемости проекта является положительное значение показателя денежного потока);

- прогноз баланса и отчета о прибылях и убытках;

- расчет реализации инвестиционного проекта без финансирования и с финансированием, т.е. воздействие финансового левериджа;

- прогноз движения денежных средств на основе пессимистических и оптимистических значений основных показателей проекта: стоимости сырья, цены реализации, ставки дисконтирования, курса иностранной валюты и т.д.

Во всех расчетах в обязательном порядке проводится дисконтирование  объемов поступлений и выплат по годам реализации проекта. Ставка дисконтирования - это минимальный  размер доходности инвестиций, при  котором инвестор предпочтет участие  в проекте альтернативному вложению денежных средств при сопоставимом риске [30, c. 29].

Исследования, проведенные американскими  аналитиками [46, c. 259], показывают, что в 98 % случаях причиной неудач предпринимателей, начинающих дело в ресторанном бизнесе, является слабость управления. Остальные случаи неудач объясняются влиянием факторов, не зависящих от лиц, работающих на данном предприятии. Указанные 98 % распределяются следующим образом (см. таблицу 1).

Таблица 1

Причины неудач бизнеса, связанных  с управлением, в % к итогу [44, c. 93]

Причина

Процент

Управленческая некомпетентность

45

Отсутствие опыта в данной области  бизнеса

9

Отсутствие опыта руководящей  работы

18

Отсутствие специальных знаний

20

Пренебрежение бизнесом

3

Мошенничество

2

Катастрофы

1

Прочее

2

Всего

100


 

Следует выявить набор простых  рисков, которые могут возникнуть при выполнении проектов в сфере ресторанного бизнеса. Перечень возможных простых рисков представлен в таблице 2. Кроме того, необходимо определить вероятность каждого риска.

Таблица 2

Простые риски [38, c. 46]

Вид риска

Компенсирующее воздействие

Уникальность преимущества нового предприятия

Поиск нового уникального преимущества

Поддержка местных органов власти и общественных организаций

Затраты на приобретение лицензий, разрешений, доступ к информации

Географическое положение

Затраты на решение транспортных проблем, экологических проблем, климатических  проблем

Удаленность от транспортных развязок и маршрутов общественного транспорта

Затраты на создание подъездных путей, повышенные эксплуатационные расходы, создание службы перевозки работников предприятия

Удаленность от инженерных сетей или  недоступность инженерных сетей

Затраты на подводку инженерных коммуникаций, превышающих обычное подключение (электроэнергия, вода, тепло, линии  связи)

Собственная платежеспособность

Увеличение объема заемных средств  и снижение чистой прибыли из-за выплат процентов

Неустойчивость спроса

Снижение цен, затраты на поиск  новых сегментов рынка, разработка нового продукта, покупка лицензии на производство более совершенного продукта

Снижение цен конкурентами на основе увеличения объема производства или  эффективной политики в области  затрат

Изменение политики управления затратами, снижение цен, уменьшение объема продаж при сохранении цен

Рост налогов

Изменение структуры затрат, лоббирование проекта

Экологическая обстановка

Резервы средств на компенсацию  экологических катастроф, затраты  на экологические проекты

Вредность производства

Рост эксплуатационных затрат

Складирование отходов

Увеличение себестоимости

Прочие

Резерв средств на компенсацию  прочих расходов


 

В первой части таблицы предугадываются  все типы рисков, с которыми авторы бизнес-плана могут столкнуться: пожары и землетрясения, забастовки и межнациональные конфликты, изменения  в налоговом регулировании и  колебания валютных курсов, а также  источники и момент их возникновения.

Во второй части таблицы 2 дается ответ на вопрос: как уменьшить  риски и потери. Ответ должен состоять из двух пунктов:

- указываются организационные меры профилактики рисков, разрабатываются меры по сокращению этих рисков и потерь;

- приводится программа страхования от рисков.

Подготовка квалифицированного бизнес-плана  инвестиционного проекта, в полной мере отвечающего требованиям солидных кредиторов и инвесторов, равно как  и международным стандартам, является достаточно сложным видом профессиональной консалтинговой деятельности, предполагающим наличие соответствующей специализации  и практического опыта. Но даже при  вовлеченности в этот процесс  профильных экспертов не исключены  различного рода ошибки и просчеты [37, c. 48].

Таким образом, бизнес-план должен уберечь  инвестора, в роли которого может  выступать предприниматель или  юридическое лицо от рисков при принятии инвестиционного решения. В силу увеличивающегося уровня конкуренции, правильное бизнес-планирование становится важнейшим фактором успешности того или иного начинания, а сам бизнес-план приобретает всю большую значимость.

 

1.3. Анализ ресторанного  рынка России

Ресторанный рынок в России, начиная с 2000 годов, переживает бурный рост, причем наиболее быстрыми темпами растет рынок общественного питания в городах-миллионниках, общий объем которого в настоящий момент оценивается в 1 – 1,2 трлн. руб. в год. Согласно маркетинговым исследованиям, в крупных городах России функционирует более 10 тыс. ресторанов, из них около 4 000 (40%) – сетевые. В последние 3 года, ресторанный рынок России рос на 5-6% в год по количеству ресторанов. При этом, количество сетевых ресторанов увеличилось на 12%.

На рынке России можно выделить 4 основных сегмента:

- Fine dining – элитные рестораны со средним счетом не менее $50;

- Casual dining (включая fast casual) – семейные рестораны или рестораны среднего класса, средний счет $10-50;

- QSR (Quick Service Restaurants) – предприятия быстрого обслуживания («ПБО»), средний счет $5-10;

- Café – кафе, кофейни и чайные со средним счетом $5-15.

Рассмотрим также типологию американского Quick&Casual

- этнический (Ethnic concept) – подсегмент состоит из эклектичной группы азиатских, итальянских и мексиканских ресторанов. Отличительной чертой является наличие в меню характерных национальных блюд (пицца, паста (макароны), буритто, тако, лапша, суши и т.п.), придающих заведению своеобразную привлекательность. (Наиболее известные ТМ: Fazoli’s, Pentolino, Sbarro, Panda Express, Chipotle, Chin’s Asia French);

Информация о работе Инвестиционная деятельность предприятия питания