Европейско-христианский тип культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 03:10, реферат

Описание

Западная христианская церковь из гонимой общины единоверцев постепенно превращается в мощную и авторитетную силу. Упрочен материальный фундамент церкви (крупные земельные пожалования и другие пожертвования со стороны императоров и знати). Разработана догматика христианства (догматы – основные положения вероучения, утвержденные на Вселенских соборах и не подвергаемые сомнению). С VI в. на территории Западной Европы возникают монастыри, сыгравшие огромную роль в переориентации европейского, еще по сути первобытного мира.

Содержание

Введение……………………………………………………..……………3
I Мировоззренческие основания и нравственные ценности античной
культуры ………………………………………………………….………4
1.1 Характерные черты древнегреческой культуры……………………4
1.2 Основные этапы развития эллинской художественной культуры..12
1.3 Художественная культура Древнего Рима………………………….20
2 Сущность христианства и его влияние на средневековую культуру Европы…………………………………………………………………….26
2.1 Христианство как главный фактор формирования средневековой
Культуры………………………………………………………………….26
2.2 Христианское сознание как основа средневекового менталитета….28
Ценностные ориентации и мировоззренческие основания средневековой западно-европейской культуры……………………………………………...31
Эволюция христианской культуры и цивилизации………………….36
Заключение…………………………………………………………………44
Список литературы…………………………………………………………45

Работа состоит из  1 файл

культуралогия чернышков.docx

— 119.66 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Волжский политехнический  институт 
(филиал) федерального государственного бюджетного 
образовательного учреждения высшего профессионального образования 
"Волгоградский государственный технический университет"

ВПИ (филиал) ВолгГТУ

 

Инженерно-экономический  факультет

Кафедра «Социально-гуманитарные дисциплины»

РЕФЕРАТ

по культурологии

Тема: «ЕВРОПЕЙСКО-ХРИСТИАНСКИЙ ТИП КУЛЬТУРЫ»

Выполнил:

студент гр. ВХАЗ-150а

Чернышков Е.В

Проверил:

 

 

 

Волжский-2013 г.

Оглавление:

Введение……………………………………………………..……………3

I Мировоззренческие основания и нравственные ценности античной

культуры ………………………………………………………….………4

1.1 Характерные черты древнегреческой культуры……………………4

1.2 Основные этапы развития эллинской художественной культуры..12

1.3 Художественная культура Древнего Рима………………………….20

2 Сущность христианства и его влияние на средневековую культуру Европы…………………………………………………………………….26

2.1 Христианство как главный фактор формирования средневековой

 Культуры………………………………………………………………….26

2.2 Христианское сознание как основа средневекового менталитета….28

3 Ценностные ориентации и мировоззренческие основания средневековой западно-европейской культуры……………………………………………...31

  1. Эволюция христианской культуры и цивилизации………………….36

Заключение…………………………………………………………………44

Список литературы…………………………………………………………45

 

 

 

 

 

 

 

Введение Западная христианская церковь из гонимой общины единоверцев постепенно превращается в мощную и авторитетную силу. Упрочен материальный фундамент церкви (крупные земельные пожалования и другие пожертвования со стороны императоров и знати). Разработана догматика христианства (догматы – основные положения вероучения, утвержденные на Вселенских соборах и не подвергаемые сомнению). С VI в. на территории Западной Европы возникают монастыри, сыгравшие огромную роль в переориентации европейского, еще по сути первобытного мира. Именно монастыри являлись единственными на протяжении многих веков центрами просвещения, школами целомудрия и воздержания. Одним из главных авторитетов в обществе становятся сочинения святых отцов – наиболее уважаемых христианских авторов - толкователей Священного Писания, учителей церкви. Большой резонанс в средневековом обществе получила апология Аврелия Августина (Блаженного) «О граде Божьем». Помимо идеи двух градов – земного и небесного – Августин обосновывает здесь необходимость главенствующей роли в земном бытии церкви как власти богоугодной и наиболее приближенной к Богу. Отсюда следовал тезис о подчинении светской власти – церковной.

Авторитет церкви становится непререкаемым. Король первого крупного франкского государства Хлодвиг (к. V – нач. VI вв.) принял христианство по католическому обряду, а его восприемники, франкские короли Пипин и сын последнего Карл Великий помазывались на царство папой римским. Став первым императором в средневековой Европе, Карл Великий обрушился на язычество. Под страхом смертной казни он запретил языческие жертвоприношения, высмеивание христианства и оскорбление клира. Аналогичная кара полагалась отныне также за отказ креститься, непосещение церковных богослужений в воскресные и праздничные дни, за отказ хоронить усопших по христианскому обычаю.

Таким образом, светская власть действительно  становится пособницей власти церковной  в утверждении христианских нравов. Политика сверху, равно как и добровольное волеизъявление населения снизу, зафиксированное в источниковедческом материале интересующей нас эпохи, способствовали становлению в VIII в. покаянной дисциплины. Учреждались епископальные синодальные суды. Правящий епископ ежегодно совместно с королевским чиновником объезжал епархию, производя досмотр клира и мирян. Его помощниками были семь неподкупных человек, избираемых в каждой христианской общине. Преступление влекло церковное наказание, соединяемое с гражданским: христианское покаяние, денежный штраф и как крайняя и исключительная мера – отлучение от церкви. Последнее предполагало не просто отделение от общения недостойных с целью принесения покаяния, как это было во времена становления христианства. Отлучение могло быть малым и великим. Малое отлучение предполагало добровольное подчинение грешника церковному суду. Великое - в случае неподчинения суду виновного. Тогда подсудимого анафематствовали и лишали общения не только церковного, но и мирского, вплоть до запрета общения с ближайшими родственниками.

В особо вопиющих случаях запрещение могло распространяться на всю страну или область. Так называемый интердикт  прекращал все богослужения во всех храмах и отменял все требы  – крещение, венчание, отпевание. Лишь один раз в день церковные двери  открывались для покаянной молитвы, допускалось также отпевание  клира и монахов. В условиях интердикта, верующие сознавали себя лишенными божественной благодати и заступничества свыше, следовательно, беззащитными перед сатанинскими кознями. Такие жесткие меры были для них поистине ужасающими. Покаянной дисциплине уделялось огромное внимание со стороны как светских, так и духовных властей: в ней виделось важное средство воспитания верующих в христианском духе.

Итак, христианская вера и христианские ценности распространялись и утверждались в  Европе. Они возобладали в общественном бытии и сознании в Византии, оказали  сильное влияние на общество и  личность в Италии и слабее проявились и укрепились в германских и британских землях. Впрочем, отечественные авторитеты в области изучения средневековья  А.Я. Гуревич и Ю.Л. Бессмертный  придерживаются следующей точки  зрения в этом вопросе: в Европе никогда  не было «чистого» христианства, последнее  являло собой лишь причудливый сплав  с древними языческими культами. К  тому же германцы принимали в большинстве  случаев арианский вариант христианства. Арианство, получившее свое название по имени основателя названного учения Ария, отрицало единосущность Бога-Отца и Сына, лишая тем самым Христа всей полноты Его божественной природы. Соответственно в рамках ортодоксального вероучения арианство считалось совершенно неприемлемой и пагубной ересью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I Мировоззренческие основания и нравственные ценности античной культуры

1.1 Характерные черты древнегреческой культуры

Античная культура Средиземноморья  считается величайшим творением человечества. Ограниченная пространством (в основном побережье и острова Эгейского и Ионического морей) и временем (от II тысячелетия до н. э. до первых веков христианства) античная культура раздвинула рамки исторического существования, по праву заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания. Уничтоженная природными стихиями, пожарами, варварскими набегами, погребенная вместе со статуями низверженных христианами языческих богов, античная культура открывала свои тайны новой Европе постепенно, век за веком. Мифы и предания обретали конкретную историческую форму в археологических находках Генриха Шлимана, открывшего во второй половине XIX века Трою, Микены, Тиринф, и Артура Эванса на Крите в начале XX века. И каждое новое открытие заставляло потомков склонить головы перед достижениями сравнительно небольших по численности, но очень талантливых народов.

Прошли века со времени  крушения античной культуры. Человечество получило в свое распоряжение новые факты и материалы. Но о греческой культуре продолжают спорить. Что это было: «греческое чудо», на котором так настаивал Шлиман, «быстро облетающая роза», по мнению Гегеля, «символ благополучного существования», как полагали И. Тэн и Э. Ренан, или сложный, противоречивый, зачастую античеловечный и кровавый процесс становления новой европейской цивилизации, как утверждал А. Боннар. «Детством человечества», порой ослепительно солнечным, иногда таинственным, жестоким и загадочным, воспринимается античная эпоха, памятники которой до сих пор оказывают огромное художественное воздействие.

Европейская цивилизация  действительно уходит своими корнями  в период античности. Древним грекам были знакомы достижения культуры народов Востока. Но усвоив опыт Египта и Вавилонии, греки определили собственный путь как в развитии но-

вых социально-политических отношений, философских поисков, так и в художественно-эстетическом подходе к миру. Античная Греция не была отягощена азиатской традицией. «Вступая в мир Греции, мы чувствуем, что на нас веет родным воздухом, — это Запад, это Европа», — писал А. Герцен.

Греция на протяжении многих веков не представляла собой единого  географического пространства. «Фактура и цвет земли, ритм и композиция ландшафта, силуэт и масштаб долин и окружающих их гор — все различно в каждой из областей Греции», — пишет исследователь греческой культуры В. М. Полевой (Полевой В. М. Искусство Греции. — М., 1970. С. 90). Не представляла собой единства античная Греция и в социально-политическом плане: она существовала в рамках особой государственной системы — городов-полисов, чаще всего определенных природными границами. Различие между ними было существенным: в языковых диалектах, собственных календарях и монетах, почитаемых богах и уважаемых героях. Порой они не только соперничали, но и воевали друг с другом. Спарта и Афины — два полюса этого противостояния.

Несмотря на указанные  региональные различия, античная культура позволяет говорить о себе как  об определенной целостности. Долгое время в основе такой связи лежало осознание общности интересов и необходимость объединения против общего врага, когда тот претендовал на земли греков. Но единство определялось не только этим. Каковы же характерные особенности античной культуры?

Прежде всего античная культура космологична. Космос выступает ее абсолютом. Космос по-гречески — это не только мир, Вселенная, но и украшение, порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу упорядоченностью и красотой. И если вся окружающая природа прекрасна, то верность ей становится незыблемым принципом греческого искусства. И. И. Винкельман, исследуя греческое искусство, упоминает о существовании закона, предписывающего художникам «подражать природе как можно лучше под страхом наказания». Уже в самом общем подходе к миру, природе, космосу античный грек утверждал эстетические категории, тесно связанные между собой, пронизывающие всю античную культуру и получившие особое развитие в искусстве — красота, мера, гармония.

Красота, прекрасное, согласно чтимому греками Аристотелю, объективно существует в настоящем мире, в ее основе лежат характеристики онтологического порядка: соразмерность, определенность , ограниченность и единство в многообразии.

Мера понимается как исходный принцип существования чего-то определенного. Она едина и неделима, она — характеристика совершенства. «Прекрасное есть надлежащая мера во всем», — полагает философ Демокрит. «Меру во всем соблюдай» — рекомендует Гесиод. «Ничего слишком!» — учит надпись на фронтоне в Дель-финском храме Аполлона. Мера вводится в античной Греции в философскую, политическую, эстетическую и этическую культуру, представляя собой одну из основных ее категорий.

Природа Греции сама осуществляет меру — в ней нет ничего громадного. Все обозримо и понятно. Море не угнетает рыбаков и мореплавателей своей безбрежностью, почти всюду видны берега, и остров, видимый за 150 км, кажется греку «щитом, положенным на море». Горы не отличаются значительной вышиной, в прозрачном воздухе все видимые предметы воспринимаются в отчетливых формах. Грек не угнетен безбрежным пространством как египтянин в пустыне или скиф в степи, он воспринимает мир в четких естественных границах. Незначительность размеров греческих государств превращало абстрактное понятие об отечестве в представление о родном и любимом городе-полисе.

Человек, привыкший к таким  ясным конкретным представлениям и образам, как нельзя более был способен к пониманию гармонии между видимыми частями созерцаемого. Вот почему как основная черта бытия понималась греками и гармония — единство в многообразии, «внутренняя природа вещей». Наивысшее выражение гармония, как и мера, получает в искусстве, но образцом для произведений искусства является гармония в космосе, природе, гармония человека, общества.

Античная культура — это  тип европейской рациональной культуры. Грек созерцал космос, воспринимая его таким, как он есть, не задумываясь и не давая глубокого осмысления античному мирозданию. Но восприняв его, грек должен был доказать, просчитать и вычислить все, что вначале он утвердил умозрительно и принял на веру. И если гармония, как настаивал Аристотель, есть отношение величин, которым свойственно «движение и положение», если она выражается в «пропорции и связи вещей», то должны быть математические нормы этой связи. Отсюда — наличие канона, совокупности правил, определяющих идеальные пропорции гармонической человеческой фигуры. Тело человека подверглось тщательному геометрическому изучению, в результате которого были установлены правила пропорционального соотношения его частей. Историки полагают, что теоретиком пропорций является скульптор Поликлет (2-я половина V в. до и. э.), автор труда «Канон». Практически теория пропорций Поликлета выражена прежде всего в его собственных статуях атлетов «Дорифора» («Копьеносец») и «Диадумена»(«Юноша с победной повязкой»).

Математические расчеты  базировались на наблюдении над реальным человеческим телом. Но тело, совершенное  и прекрасное само по себе, было лишь частью гармоничной личности античного  мира. Идеал, к которому должен стремиться каждый гражданин греческого полиса — калокагатия. Прекрасная (kalos) и хороший, добрый(agathos) человек соединяет в себе красоту безупречного тела и внутреннее нравственное совершенство, причем приоритет

явно принадлежит второму. «Кто прекрасен — одно лишь нам  радует зрение; кто же хорош — сам собой и прекрасным покажется», — выражает эту мысль поэтесса Сапфо (VII век до н. э.). Достигнуть идеала можно было упражнениями, образованием и воспитанием. Воспитание предполагало единство развития физического и умственного в равной степени — «гимнастического» и «мусического». Ко второму относилось «поприще муз» — все искусства (пение, музыка, танцы, поэзия), искусство счета, речи, искусство спора. Основу литературного образования составляли произведения Гомера, Гесиода, Эзопа.

Таким образом, уже космологизм греческой культуры предполагал антропоцентризм. Космос постоянно соотносится с человеком, природные объекты — с человеческим телом. Такой подход определяется и общим отношением античного грека к земной жизни. Любовь к повседневным радостям утверждалась в качестве своеобразного идеала, преимущество жизни над смертью огромно, понимание его составляет смысл античного мировоззрения:

«Всем суждено умереть, и  никто предсказать не сумеет даже на завтрашний день, будет ли жив  человек. Ясно все это поняв, человек, веселись беззаботно... И наслаждайся любовью, ведь жизнь у тебя однодневна. Прочие тяготы все я оставлю судьбе» (Греческая эпиграмма. — М., 1960. С. 276).

Информация о работе Европейско-христианский тип культуры