Христианский тип культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 20:02, реферат

Описание

В настоящее время Христианство конфессионально объединяет более 1 млрд. 800 млн. человек (по данным 1993); в развитии Христианства наблюдается отчетливая тенденция к интеграции, проявляющаяся в экуменистическом движении и деятельности созданного в 1948 Всемирного Совета Церквей; Христианская Церковь выступает значимой социальной силой современности.

Содержание

1. Введение
2. История возникновения христианства
3. Структура христианского вероучения
4. Основные черты христианской культуры
5. Значение христианства для развития европейской культуры
6. Заключение
7. Литература

Работа состоит из  1 файл

к.р. культорология.docx

— 38.59 Кб (Скачать документ)

План

  1. Введение
  2. История возникновения христианства
  3. Структура христианского вероучения
  4. Основные черты христианской культуры
  5. Значение христианства для развития европейской культуры
  6. Заключение
  7. Литература
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
   Все, что произошло  в мире в двадцатом веке и продолжает совершаться и ныне, свидетельствует  о том, что христианское человечество переживает глубокий религиозный кризис. Широкие слои людей утратили живую  веру и отошли от христианской церкви. Но, отойдя от нее, многие не остались к  ней безразличны; они усвоили  себе настроение отчужденности, осуждения  и вражды. У одних эта вражда - холодная и пассивная; у других эта вражда - волевая и организованная, но сравнительно корректная; у третьих - это есть фанатическая ненависть, принимающая форму гонений. Различие между этими группами не глубокое и не принципиальное: все они образуют единый фронт взаимного молчаливого  понимания, сочувствия и даже - тайное или явной - поддержки.

   Таким образом, в пределах самого христианского  человечества, оставляя в стороне  иные религии - конфуцианскую, буддийскую, магометанскую и другие - образовался широкий антихристианский фронт, пытающийся создать нехристианскую и противохристианскую культуру. Это явление не новое. Двадцатый век, вслед за девятнадцатым, только проявляет уже назревавшие процессы и как бы подводит им итоги. Процесс обособления культуры от веры, религии и церкви начался давно и совершается уже в течение нескольких столетий: давно уже медленно нарастала и крепла в Европе и в Америке светская культура, "секуляризованная", и процесс этой секуляризации ведет свое начало еще от эпохи Возрождения (13-15 век).

   В первые полтора тысячелетия после  Рождества Христова многое и притом основное обстояло совсем иначе. Потому ли, что души людей были доверчивее и цельнее, менее сложны и разнообразны (менее дифференцированы), более инстинктивны и иррациональны и потому более скромны и духовно робки; потому ли, что божественность Евангельского откровения воспринималась непосредственнее, острее и глубже; потому ли, что человек чувствовал себя не господином природы, а ее зависимой и беспомощной жертвой; потому ли, что жизнь на земле была более скудна, неустроенна и, со стороны природы, более угрожаема, - но только в ту эпоху люди воспринимали религию, как центр духовной жизни, как ее главный, а, может быть, и единственный источник. Хранительницей же этой религии была для них христианская церковь.

   За  последние четыре века и, в особенности, за последние два века (18 и 19) - это  положение дел в душах сильно изменилось. Проследить этот процесс - дело сложного и детального изображения. Уже конец средневековья несет в себе его предвестники и начатки. Последствия же этого процесса пожинают современные нам поколения.

   
 
    
 
 
 
 
 
 
 
 
 

История возникновения христианства

     Вера  во всемогущего Бога берет свое начало в иудаизме - религии древних евреев. Эта вера выражает трагическую историю  народа, описанную в Ветхом Завете, - собрании книг, священных как для  иудаизма, так и для христианства. Ветхозаветная история исполнена скитаний и надежды, горечи вавилонского и египетского плена (Cм.: Мень А. История религии. В 7-и тт. М. 1992. Т. V. ). И, конечно же, такая история породила религию, в корне отличную от эллинской. Боги Эллады выражали доверие эллинов к сложившемуся порядку мироздания, их надежду на достойную жизнь в одной из ниш божественного космоса. Но для древних евреев наличный космос был миром изгнания и плена. Боги, олицетворявшие силы этого космоса, были подчинены его судьбе, которая для евреев была злосчастной. Люди нуждались в надежде, и дать ее мог лишь Бог, который сам был творцом мира и властелином космической судьбы. Так сформировался первоначальный вариант иудаизма - самой древней монотеистической религии.

     Бог древних евреев, Бог Ветхого Завета был прообразом христианского Бога. Собственно говоря, для христианства это один и тот же Бог, меняются лишь его отношения с человеком. Так ветхозаветная вера рассматривается  как подготовка к Новому Завету, т. е. новому союзу человека с Богом. И действительно, несмотря на существенные различия представлений Ветхого  и Нового Завета, именно у ветхозаветных  мудрецов впервые появляются те духовные запросы, на которые смогло ответить христианство. Но вначале остановимся  на различиях.

     Если  Бог Ветхого Завета обращен ко всему народу в целом, то Бог-Нового Завета обращен к каждой личности. Ветхозаветный Бог большое внимание уделяет исполнению сложного религиозного закона и правилам повседневной жизни, многочисленным ритуалам, сопровождающим каждое событие. Бог Нового Завета обращен, прежде всего, к внутренней жизни и внутренней вере каждого человека.

     Однако  уже в Ветхом Завете мы видим жажду  человека подлинной встрече с  Богом и стремление духовно освободиться от подчинения внешней стороне жизни. Эти мотивы прежде всего выражены в книге Иова и книге Экклезиаст (Менъ А. История религии. В 1-й тт. М., 1993. Т. VI, гл. 11-13). Это стремление к  духовному преодолению внешней  стороны бытия особенно проявляется  на рубеже нашей эры, ибо народ  вновь попадает под власть чужеземцев, которыми на этот раз стали римляне. В ветхозаветной истории Бог  исполнил свое обещание, дал народу место для самостоятельной жизни. Теперь же оставалось только ждать  Спасителя, который по верованиям древних  иудеев должен был спасти весь народ  и стать во главе царства. Но Спаситель (по гречески - Христос) не приходил, и  оставалось только задуматься: а может  быть, ожидаемое спасение будет иметь  вовсе не национально-государственный, а духовный характер? Именно с такой  проповедью и выступил Иисус.

Структура христианского вероучения

     Человек создан Богом по “образу и подобию  Божию”. т. е. является личностью, обладающей свободой и творческой способностью. Свобода личности связана с тем, что она воплощает в себе надмирный  дух, происходящий от Божественного  Духа. Первородный грех Адама и  Евы нарушил богоподобие человека и отдалил его от Бога, однако образ Божий остался неповрежденным в человеке. Вся дальнейшая история  рассматривается христианством  как история воссоединения человека с Богом.

     Ветхий  Завет выражает внешнюю связь  между человеком и Богом, осуществляемую через закон (закон регулирует внешние  отношения, внешнее бытие человека). Собственно христианство начинается с Иисуса, дающего Новый Завет и восстанавливающего внутреннюю связь человека с Богом (См. Лосский В. Очерк мистического богословия Восточной церкви; Догматическое богословие //Мистическое богословие. Киев, 1991.).

     Высшей  религиозной целью христианства является спасение. Специфика христианского  понимания спасения выражается в  догматах триединства и Боговоплощения. Бог извечно имеет три равноценных  лица (личности) - Отец, Сын, Святой Дух - объединенных единой божественной сущностью (“природой”) и имеющих единую волю. При этом христианское богословие требует  “не смешивать лиц и не разделять  сущности”. Спасителем (Христом) выступает  одно из лиц единого Бога (Бог-Сын). Бог-Сын воплощается в человеческую природу (“очеловечивается”) и становится Иисусом из Назарета, чтобы искупить первородный грех и создать условия для восстановления богоподобия человека. “Бог стал человеком, чтобы человек мог стать Богом”, говорили отцы Церкви (правда, человек призван стать не Богом “по природе”, а “богом по благодати”). Спасение требует от человека духовных усилий, и, прежде всего веры, но самостоятельно спастись невозможно, для этого требуется обращение к Иисусу Христу и действенное вмешательство самого Спасителя. Путь Спасения это путь уподобления Иисусу: духовное слияние с личностью Христа и (с Его помощью) очищение и преображение своей (греховной) природы, что ведет человека к окончательному избавлению от власти греха и смерти. Однако (в силу последствий первородного греха) человек не может избегнуть телесной смерти. Однако душа человека и его личность (духовное “я”) бессмертны.

     Путь  к спасению и вечной жизни в  единстве с Богом для человека лежит через физическую смерть; этот путь проложен крестной смертью и  телесным воскресением Иисуса Христа. Спасение возможно лишь в лоне Церкви, которая есть “тело Христово”: она  объединяет верующих в одно мистическое  тело с “обоженной”, лишенной греха  человеческой природой Христа. Богословы сравнивали единство Церкви с единством любящих супругов, сливающихся любовью в одну плоть, имеющих одни желания и волю, но сохраняющих себя как свободных личностей. Христос есть глава этого единого, но многоликого церковного тела, подобно тому, как муж есть глава брачного союза (отсюда самоназвание монахинь: “невесты Христовы”).

     Христианская  нравственность исходит из самоценности личности (личность есть “образ Божий” в человеке) и неразрывной связи  добра, истины и свободы. “...Познаете истину и истина сделает вас свободными”, “Всякий, делающий грех, есть раб греха”, - говорил Иисус. При этом добро  и истина выражаются не в безличных  формальных правилах, а в самой  личности Иисуса Христа; отсюда - принципиальная неформализуемость христианской нравственности, которая по самой своей сути есть нравственность свободы. Выражая свободу  человека, подлинно христианская вера держится не на страхе и внешнем  долге, а на любви, направленной к  Христу и к каждому человеку как  носителю образа Божия: “А теперь пребывают  сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше”.

     Добро творится человеком на путях применения свободной воли во имя личности и  любви: “Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь”. Иное применение свободной воли оборачивается  ее самоотрицанием и духовной деградацией  человека. Таким образом, в человеческой свободе содержится не только возможность  добра, но и риск зла. Зло есть ложное применение свободы; истиной свободы  является добро. Поэтому зло не имеет  самостоятельной сущности и сводится лишь к отрицанию добра: все якобы  самостоятельные определения зла  на поверку оказываются лишь определениями  добра, взятыми с обратным знаком.

     Зло родилось как неправильное решение  свободного духа, но через первоначальное грехопадение укоренилось в человеческой природе, “заразило” ее. Отсюда специфика  христианского аскетизма: он борется  не с самой по себе природой человека, но с живущим в ней греховным началом. Сама по себе человеческая природа богоподобна и достойна одухотворения и бессмертия (этим христианство отличается от платонизма, гностицизма и манихейства). Человека ждет телесное воскресение; после Страшного Суда праведникам уготовано телесное бессмертие в новых, преображенных телах. Поскольку человеку трудно совладать с укоренившимися в его природе греховными желаниями, он должен смирить гордыню и вручить свою волю Богу; в таком добровольном отказе от своеволия и обретается подлинная, а не мнимая свобода.

     В христианстве нравственные нормы обращены не к внешним делам (как это  было в язычестве) и не к внешним  проявлениям веры (как в Ветхом Завете), а к внутренней мотивации, к “внутреннему человеку”. Высшей нравственной инстанцией является не долг, стыд и честь, а совесть. Долг выражает внешнее отношение между  человеком и Богом, человеком  и обществом; стыд и честь выражают внешнюю целесообразность природы  и общества. Совесть же есть голос  свободного духа, делающего личность независимой от природы и общества и подчиняющей ее только собственной  высшей правде. Можно сказать, что  христианский Бог - это высшая правда человеческой совести, олицетворенная и обожествленная как благодатный  смысл всего бытия: “...Закон дан  через Моисея, благодать же и истина произошли через Иисуса Христа”; “Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему  должны поклоняться в духе и истине”. Поэтому человек должен приобщиться  к духовной истине, как бы заново родиться от нее: “Рожденное от плоти  есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. ...Должно вам родиться свыше”.

     Вера  в бессмертие души и в Страшный Суд играет огромную роль в христианской религиозности. Возвышая человека как  свободное и богоподобное надмирное  существо, христианство не может освободить человека от необходимости жить и  умирать в мире, где нет справедливого  воздаяния за добро и зло. Вера в бессмертие души и загробное воздаяние призвана дать человеку не только знание, но и непосредственное ощущение абсолютной силы нравственных норм христианства.

     Важнейшей составной частью христианства является эсхатология - учение о конце света, втором пришествии Христа, телесном воскресении  мертвых и Страшном Суде, после  которого на новой земле под новым  небом должно утвердиться царство  праведников.

     На  протяжении двух тысячелетий в христианстве возникали различные направления. Из них наиболее известны три: католицизм, православие, протестантизм. Наряду с  названиями (а также внутри них существует множество более мелких церквей, сект и культов).

Основные  черты христианской культуры

     Важны не его изречения, которых не так  уж и много в Евангелиях. Главное - его нравственный облик. Не видя вокруг себя того, что должно быть, человек  может постепенно разувериться в  истине, порядочности, в правильной нормальной человеческой жизни и  т.д. А книги, в которых обо всем этом пишется, вере помогают мало. Чтобы  поверить, человеку нужно видеть. Так  было во все времена, люди в этом отношении не меняются. Что сделал Иисус Христос? Он показал истину, дал людям ее образ. Истина - это  любящий человек. Выше этой мысли  человечеству не подняться, ее уже не превзойти. Иисус говорил о себе: “Я семь путь и истина и жизнь”. Дав образ истины и жизни, он тем  самым дал и образ культуры, пути, по которому она должна развиваться. Только такой путь, полагал Иисус, приведет человека к высшим ценностям, которыми он всегда наделял свои божества. Конечно, Христос был не одинок в  своем утверждении человека как  высшей меры и принципа построения культуры. Мы можем вспомнить Конфуция, который настойчиво убеждал своих  соотечественников в важности принципа Жень (человеколюбие) , считая, что без него общество не сможет возродиться, и Протагора с его принципом человека как меры всего сущего. Но Иисуса Христа отличает от них, прежде всего то, что он своим примером показал истину человеческой жизни.

     Следовательно, речь шла о превознесении человека, о предпочтении каждым из людей того высшего в себе, чего нельзя свести к привычным земным делам и  заботам. Речь шла о свободе человека, о его возможности быть самим  собой, т.е. прежде всего человеком. Но для многих людей это требование было невыполнимым. Привыкнув к жизни, которая напоминала суету полевой  мыши, люди, воспринимали призыв к освобождению от этой суеты как отказ от жизни вообще. Речь же шла об истинной жизни, а не о той, привычной, не позволяющей человеку взглянуть на небо, на самого себя... Иисус приводил пример с зерном, которое дает жизнь, но при этом гибнет. Во имя истинной жизни, говорил он, нужно не бояться внешних страданий, поскольку они ничто в сравнении с будущим величием человека. Заметим: Христос не призывал, подобно Будде, избегать страданий, чтобы жить истинной жизнью. Страданий нельзя избежать, продолжая жить привычной жизнью, но их можно преодолеть внутренней готовностью, пережить.

Информация о работе Христианский тип культуры