Христианский тип культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 20:02, реферат

Описание

В настоящее время Христианство конфессионально объединяет более 1 млрд. 800 млн. человек (по данным 1993); в развитии Христианства наблюдается отчетливая тенденция к интеграции, проявляющаяся в экуменистическом движении и деятельности созданного в 1948 Всемирного Совета Церквей; Христианская Церковь выступает значимой социальной силой современности.

Содержание

1. Введение
2. История возникновения христианства
3. Структура христианского вероучения
4. Основные черты христианской культуры
5. Значение христианства для развития европейской культуры
6. Заключение
7. Литература

Работа состоит из  1 файл

к.р. культорология.docx

— 38.59 Кб (Скачать документ)

     Вообще  учения Христа и Будды во многом схожи. Н.К. Рерих вспоминал в своей  книге “Сердце Азии” о том, что в Гималаях не раз встречался с легендой о пребывании там Иисуса Христа. Отмечают и близость форм организации  буддийской и католической церквей. И все же в учениях основоположников мировых религий есть различие, и  достаточно важное. Христос призывал не бояться страданий, быть к ним  готовым, поскольку через страдания  лежит путь человека к смирению, к подавлению в нем гордыни  собственного Я. Христос проповедовал новый образ жизни, его часто  называли идеалистом, революционером, поскольку он мало считался с человеческой способностью отказаться от себя самого, от привычных представлений о жизни во имя духовного совершенства и свободы. Ф.М. Достоевский в “Легенде о Великом инквизиторе” возвращает Иисуса Христа в мир. И церкви, правившей обществом от имени Христа, оказывается не нужен живой человек, пусть даже он будет и Богом, ей нужен только образ, приспособленный к церковным нуждам. Инквизитор, едва не казнивший Христа, понимает, что люди в массе своей недостойны проповедуемых им ценностей и идеалов.

     Но  дело не в том, достойны или нет  люди культурных идеалов. Важно то, что после пришествия Иисуса Христа человек не может ссылаться на отсутствие достойного примера для  подражания.

     Идеал есть представление о совершенстве чего-либо, существующего в действительности. Трудно не найти идеал, а признать свою неидеальность, свое несовершенство. А без такого признания любой  идеал остается пустой фантазией. Самодовольство - это главное препятствие на пути к идеалу. Человеку дана действительность, его непосредственное окружение, даны и идеалы, но действительность и  идеалы соединиться могут только посредством человека. Никто за него этого не сделает, но никто его  не может и принудить сделать  это. Такова логика мировидения в  Библии.

     Иногда  можно слышать мнение, что, согласно Библии, мир будет приведен к совершенству помимо воли человека. Это ошибочное  мнение. Библия начинается книгой Бытия, а заканчивается Апокалипсисом. Ветхий Завет - это история падения  человечества в лице Адама и его  потомков. Новый Завет - это восстановление человечества в лице Христа, или  второго Адама. Первый Адам поддался искушению, второй - победил искушения. В конце библейского повествования  победа Иисуса Христа показана как  создание нового неба и новой земли. Но Христос пришел в мир в образе человека. Это значит, что человек  призван делать то, что делал он: побеждать искушения. Если же человек  не сможет это сделать, то грехопадение будет продолжаться, т.е. мир будет развиваться согласно Ветхому, а не Новому Завету. Не будет ни нового неба, ни новой земли.

     Следовательно, важно, в качестве кого воспринимается Иисус Христос. Его этот вопрос тоже волновал. Он спрашивал учеников, за кого принимают его люди, за кого они сами его принимают. Если человек  видит в Иисусе только Бога, то он снимает с себя всякую ответственность  за судьбу мира, поскольку всегда может  сказать о себе: я - не Бог, мне  не дано совершать то, что мог  Иисус Христос. В самом деле, разве  это не очевидно: человек - не Бог? Но ведь очевидно и другое: Иисус Христос - человек, а не только Сын Божий. Не желая видеть в нем человека, мы перекрываем себе пути к идеалу, навсегда отделяем его от действительности.

     Из  Библии, если рассматривать ее как  завершенное произведение, вовсе  не следует вывод о закономерном развитии культуры или мира в целом  к совершенству. Будущее не изменится  к лучшему, если человек безучастен, если он надеется, что мир будет  улучшаться сам собой. Иисус Христос  говорил ученикам: “Что свяжешь  на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет  разрешено на небесах” (Мф. 16, 19). Если человек лишь сообразуется “с веком  сим”, против чего предостерегал римлян апостол Павел, а не “преобразуется обновлением ума”, к чему он их призывал, то мир будет только ухудшаться. В Библии дан пример обновления ума, но произойдет ли оно в человеке, зависит не от Библии, а от человек.

     Универсализм  многих проблем, затронутых в Библии, способствует тому, что интерес к  ней не ослабевает вот уже много  столетий.

     Практически невозможно найти крупных писателей, художников, композиторов, ученых-естествоиспытателей, которые не испытали на себе влияние  Библии. На темы библейских сказаний созданы  известнейшие произведения. В Библии привлекает то, что она является концентрированным выражением мудрости десятков поколений. Это первая книга, вышедшая в рукописном и печатном варианте. Известно, что самая древняя русская рукописная книга - Остромирово евангелие (XI в.), она написана дьяконом Григорием с помощниками для новгородского посадника Остромира. Гутенберг, изобретатель книгопечатания в Европе, в середине XV в. напечатал так называемую 42-строчную Библию, ставшую первым европейским полнообъемным печатным изданием. Основатель книгопечатания в России и на Украине Федоров выпустил в 1564 г. первую русскую датированную печатную книгу “Апостол”. Мастеров, стоявших у истоков рукописного и печатного дела, несомненно, волновало воздействие, которое окажет на общество их первая продукция. Особенность великих творений человеческого духа, каким, несомненно, является и Библия, заключается в том, что они сочетают общественные и личные потребности людей, становятся выразителем коллективных пристрастий и индивидуальных стремлений к самопознанию.

Значение  христианства 
для развития европейской культуры

     Христианство  сформировало новые смыслы природы  и человеческого бытия. В основе этих смыслов лежало оправдание творчества и свободы человека, что не могло  не сказаться на всей европейской  истории. Конечно, вначале христианская свобода реализовывалась главным  образом в духовно-нравственной сфере. Но затем она нашла себе практическое поле для своего воплощения и стала выражаться в преобразовании природы и общества, в построении основ правового государства, уважающего права и свободы человека. Сама идея о неотъемлемых правах и свободах человека могла появиться только в христианской культуре. Христианство сформировало новые смыслы природы  и человеческого бытия, которые  стимулировали развитие нового искусства, стали основой естественнонаучного  и гуманитарного познания. Мы не имели бы знакомого нам европейского искусства без характерного для христианства внимания к человеческой душе, ее самым сокровенным внутренним переживаниям. “Иеповедальность” европейского искусства( См.: Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. М., 1993. С. 438). есть качество, сформированное христианской духовностью. Без этого обостренного внимания человека к своей личности не было бы и знакомых нам гуманитарных наук. Сама идея о том, что существование мира и человека есть восходящий исторический процесс (а не просто чередование космических циклов) пришла к нам от христианства.

     Смысловые основы современного естествознания также  сформировались под определяющим влиянием христианской духовности Гайденко П. П. Эволюция понятия науки: Становление  и развитие первых научных программ. М., 1980. С. 483.. Христианство ликвидировало  смысловую пропасть между “естественным” и “искусственным”, ибо мир предстал как творение всемогущего и свободного личного Бога Гайденко П. П. Эволюция понятия науки: Становление и  развитие первых научных программ. М., 1980. С. 483.. Но то, что создано творчеством, может и должно познаваться в  контексте творческого преобразования. Так были заложены смысловые основы для появления экспериментальной  науки. Конечно, необходимо отличать появление  общих смысловых предпосылок  от адекватного осознания и практической реализации новых смыслов. Поэтому  между возникновением христианства и появлением первых ростков нового естествознания лежит полтора тысячелетия. 
 
 
 
 
 

Заключение

     В настоящее время Христианство конфессионально объединяет более 1 млрд. 800 млн. человек (по данным 1993); в развитии Христианства наблюдается отчетливая тенденция к интеграции, проявляющаяся в экуменистическом движении и деятельности созданного в 1948 Всемирного Совета Церквей; Христианская Церковь выступает значимой социальной силой современности.

     Этот  тип культуры, первоначально сформировавшийся в Европе в пределах Римской империи и сменивший затем — в контексте западной традиции — разнообразные культуры античности (язычество). В эпоху великих географических открытий в результате миссионерской деятельности различных конфессий Христианство переносится как в Северную, так и в Южную Америки, Австралию, а также ряд областей Африки и Азии, где приобретает свои специфические особенности. Христианские основания данного типа культуры задали глубинный дуализм ее базовых мировоззренческих оснований и оказали фундаментальное влияние на развиваемые в контексте этой культуры: мораль, философию, искусство, доминирующие системы ценностей (добро, справедливость, свобода, любовь и счастье) и культурные идеалы.

Ядром Христианства как особого типа культуры является его центрация на личности особого типа, ориентированной на сохранение самотождественности и духовной автономии в социально-политических и духовно-идеологических контекстах, рефлексивную самооценку и индивидуальную ответственность за судьбы мира.

В настоящее  время в Христианстве происходят сложные и зачастую противоречивые процессы. С одной стороны, наблюдается социальная и политическая дифференциация различных конфессий. С другой стороны, в Христианстве появились серьезные экуменические настроения и движения.

До 5 в. распространение  Христианства происходило в основном в географических границах Римской империи, а также в сфере ее влияния — Армении, Эфиопии, Сирии. Начиная с 7 в. Христианство сталкивается с исламом и теряет почти всю Африку и Ближний Восток. Во второй половине 1 тысячелетия Х. распространилось среди германских и славянских народов.

В 1054 произошел  раскол единой Христианской Церкви на католичество и Восточную Церковь, которая, в свою очередь, раздробилась на множество Церквей.

В 13—14 вв. Христианство распространяется среди прибалтийских народов. К 14 ст. Христианство практически полностью завоевало Европу, и, начиная с этого времени, начало распространяться за пределами Европы, главным образом за счет колониальной экспансии и деятельности миссионеров.

На начало 21 в. число приверженцев Христианства во всем мире превышает 1,6 млрд. человек, из них: католики — 1100 млн., протестанты — 400 млн., приверженцы Восточных Церквей — 150 млн. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.,1977.
  2. Артановский С.Н. На перекрестке идей и цивилизаций. – СПБ., 1994.
  3. Ильин И.А. Основы христианской культуры [Электронный ресурс]: http://www.wco.ru/biblio/books/ilyin1/Main.htm
  4. Мень А. История религии. В 7-и т. М., 1992. Т. VII: Сын Человеческий.
  5. Мень А. История религии. В 7-и тт. М., 1992. Т. V: Вестники Царства Божия Библейские пророки от Амоса до Реставрации (VIII-IV вв. до н. э.).
  6. Свенцицкая И. С. Раннее христианство: страницы истории. М., 1989.

Информация о работе Христианский тип культуры