Типы культур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:08, реферат

Описание

Социокультурный мир неоднороден и многомерен в синхронном и диахронном аспектах. Классификация культурных типов – это метод исследования культур, в котором критерием выделения является определённая совокупность существенных показателей. Выделяют социальные, этнонациональные и исторические типы культуры. Социальные типы культуры классифицируются по различным признакам:
Типы культуры по принципу внутрикультурной иерархии: доминирующая или «базовая», культура – совокупность «алгоритмов» жизнедеятельности, поведения и общения, характерных для большинства социальных субъектов.

Работа состоит из  1 файл

философия реферат.doc

— 57.00 Кб (Скачать документ)

Социокультурный мир неоднороден  и многомерен в синхронном и диахронном аспектах. Классификация культурных типов – это метод исследования культур, в котором критерием  выделения является определённая совокупность существенных показателей.

 

 Выделяют социальные, этнонациональные и исторические типы культуры. Социальные типы культуры классифицируются по различным признакам:

 

 Типы культуры по принципу  внутрикультурной иерархии: доминирующая  или «базовая», культура –  совокупность «алгоритмов» жизнедеятельности,  поведения и общения, характерных для большинства социальных субъектов.

 

1. Доминирующая культура может  быть этнической и национальной.

 

 Этническая культура основана  на общности происхождения и  совместной деятельности, основной  способ передачи социокультурной информации в ней – традиция.

 

 Национальная культура основана  на территориальном, экономическом  и лингвистическом объединении  людей. Включает в себя специализированные  области и этническую культуру. Основной способ передачи социокультурных  достижений – письменность.

 

 Наряду с доминирующей, в  культурном пространстве наличествуют  субкультуры. Субкультура – совокупность  социокультурных характеристик,  присущих определённой социальной  группе. Признаки субкультуры: 

 

 а) собственная, отличная  от доминирующей, система ценностей и жизненных ориентиров;

 

 б) особенности языка как  средства общения (арго);

 

 в) стиль жизни; 

 

 г) имидж и др.

 

 К числу субкультур относятся  молодёжная, тюремная, цыганская и  другие виды культуры.

 

3. Контркультура – тенденции,  элементы культуры, направленные против установок и ценностных ориентаций доминирующей культуры. Контркультура, с одной стороны, характеризует направленность и соотносимость «базовой» и субкультур, а с другой стороны, отражает тенденции создания культурных инноваций в развитии культуры.

 

 Элитарная - культура, ориентированная  на восприятие лучшей части  общества. Обладает особой художественной  восприимчивостью, ориентирована на  высокие образы.

 

 Маргинальная(от лат. marginales –  находящийся на краю) – понятие, определяемое положением человека между культурными типами. К ней относят «культурные гибриды».[7]

 

 Массовая (от лат. massa – ком,  кусок), которая является предметом  моего изучения и темой реферта.

 

 По мнению значительного,  числа отечественных и зарубежных исследователей, первоочередное полнокровное оформление массовой культуры произошло на Североамериканском континенте. Изначально главным образом потому, что носители европейской цивилизации, прибывшие на североамериканскую землю в первые десятилетия XVII в., не сформировали глубинную прослойку фольклорных традиций. Это было невозможно сделать из-за относительной малочисленности ранних переселенцев, их жесткой прагматической нацеленности на выживание в предельно суровых условиях. Такую точку зрения высказывают как российские, так и американские исследователи. [1, с.36]

 

 А само понятие «массовая  культура» впервые появилось  в 1957 г. в США в сборнике  статей «Массовая культура» под  редакцией Б.Розенберга и Д.Уайта.

 

 Последняя треть XIX В. –  это время, когда в западной цивилизации появляются первые признаки общества растущего массового потребления. Это было следствием множества технологических усовершенствований, позволивших ускорить производство продуктов массового потребления, обеспечить их доступность для всё более широких слоев населения.[1, c.37]

 

 В сфере материальной массовой  культуры начало XX в. значительно  активизирует возникшее уже в  предыдущие годы мастерство технической  эстетики, впоследствии нареченное  понятием “дизайн”.

 

 Всё более быстрое насыщение рынка однотипными товарами, сошедшими с конвейера, потребовало вариативности конструкций ради расширения числа покупателей.

 

 В сфере массового спроса  происходит расслоение утилитарного  и престижного аспектов предлагаемых  товаров. И возникающий между  этими характеристиками зазор со временем увеличивается. Общественное расслоение ярко проявляется в растущей роли престижного и демонстративного, поведения. Этот феномен имеет глубинные социально-исторические и социально-психологические предпосылки. Он проявляется в тяготении отдельных людей и даже целых социальных групп к потреблению на показ, с целью демонстрации и подтверждения своих престижа и статуса.

 

 Таким образом, культ потребления  – звено в основании массовой  культуры. Как отмечают западные  маркетологи, ко второй половине XX в. понятия «покупатель» и «покупка» сменились понятиями «потребитель» «и потребление». При этом соображения о планах и способах приобретения всё новых и новых предметов и развлечений зачастую становятся смыслом их жизни.

 

 В таких условиях зависимость производства от спроса жёстко заявила о себе не только в материальной сфере. Множество продуктов интеллектуального, художественного, писательского труда и сами эти процессы становятся заложниками рыночных отношений. Именно идеология потребительства укрепила и размножила те ростки массовой культуры в области «свободных искусств».

 

 Подавляющее число деятелей  искусства попадает в зависимость  от рыночных запросов массового  потребления. А эти запросы,  как правило, не отличаются  особой оригинальностью. Они ориентированы на приятное развлечение, необременительную релаксацию. Как отклик на такие запросы создается массовое искусство, не претендующее на глубокое содержание и высокие эстетические критерию Его основное кредо – занимательность и доступность для восприятия любого человека – от школьника до безграмотного поденщика или среднеграмотного конторщика.

 

 Еще одним элементом массовой  культуры становится китч. Это  слово имеет корень с немецким  глаголом «verkitchen», что означает  «продавать», «получать прибыль», и характеризует наиболее показательную черту массовой культуры и массового искусства – их потребительскую нацеленность, их устремленность к получению прибыли, зависимость от покупательского спроса. По мнению известного французского культуролога А. Моля, «китч – это основной принцип в искусстве массового общества». И он составляет до 95% общего эстетического воздействия в современном социуме, считает Моль.

 

 С утверждением телевидения  (середина XX в.) внедрение массовых  эстетических стереотипов в общественное сознание стало особенно настойчивым и неотвязным. С появлением этого могущественного средства связи наступил «звездный час» для массовой культуры и массового искусства. Теперь их продукты способны проникнуть в жилище, завладеть вниманием практически любого человека.

 

 Достоинства телекоммуникаций  перечислять нет смысла – они  общеизвестны. А вот негативные  последствия повсеместного бытования  телевизионного «ящика» и его  круглосуточного функционирования  стали заботой социологов лишь  несколько десятилетий тому назад. Наибольшую тревогу вызывает близкое к наркотическому «затягивание» личности в демонстрируемые по телевидению зрелища, вытеснение этим видом свободного времяпрепровождения других рекреативных занятий: чтения книг, прогулок, игр с детьми, занятий спортом (в роли действующего лица, а не «болельщика») и т.п.

 

 Не может не вызывать тревогу  и то место, которое заняла  массовая культура, по преимуществу  транслируемая телевидением, в восприятии  огромного большинства людей.  Существовавшие и в дотелевизионную эпоху стандартизация и стереотипизация духовного продукта, того же китча, теперь становятся поистине всепроникающими. Их концентрацией к концу XXв. стала передача многочисленных, протянутых через месяцы и даже годы сериалов, сделавшихся успешными наследниками лубочной литературы.

 

 На содержании, и на способах  доставки до аудитории продуктов  современной культуры лежит неустранимый  императив коммерциализации. Невзыскательный  вкус массового потребителя диктует  производству культурных стереотипов соответствующие нормативы. Но тем самым стереотипы, воплощенные в текстах и зрелищах, в свою очередь формируют вкусы новых поколений массового зрителя по уже бытующим стандартам.

 

 В связи  с этим можно говорить не  только о проектировании предметного и духовного мира применительно к вкусам большинства, но и о проектировании самих этих вкусов и привычек типовых представителей «среднего» класса обычных жителей.

 

 Было бы крайне неверно характеризовать массовую культуру в виде однообразного мутного потока. Наоборот – это многокрасочное, изобилующее блестящими позументами и переливаниями цвета пространство, которое разделяется на сегменты применительно к различным группам населения и их специфическим интересам. «Упаковка продукта», как правило, разнообразна внешне и очень привлекательна. Однако содержимое в большинстве случаев должно соответствовать стандартам массового вкуса.

 

 Обобщая вслед за многими  теоретиками наиболее существенные  черты массовой культуры, следует отметить следующее:

 

 продукты массовой культуры  создаются и распространяются  с целью коммерческой прибыли  по законам рынка;

 

 массовую доступность и широкий  спрос на такие произведения  обеспечивают их создание по  стандартизированным конструктивным схемам;

 

 изобразительная яркость и  содержательная экспрессия –  обязательные факторы успешного  творчества в этой сфере;

 

 происходит теснейшее сопряжение  масскультурного и рекламного  типов деятельности. [1, c.51]

 

 Но было бы упущением представлять массовую культуру только негативно, как чудовище, пожирающее в человеке всё человеческое. Анализируя массовую культуру, не стоит рассматривать её в исключительно идеологическом ключе. Для того чтобы избежать подобных ошибок, можно проанализировать следующие аспекты проблемы:

 

 социальные процессы, способствующие  появлению и развитию массовой  культуры;

 

 отличие массовой культуры  от народной;

 

 влияние технологической революции;

 

 фактор моды в распространении  пролуктов массовой культуры;

 

 социальные и психологические механизмы массовой культуры;

 

роль мифологем.

 

 Рассматривать различные точки  зрения и подходы к проблеме.

 

 Некоторые исследователи полагают, что массовая культура – это  особый культурный феномен, автономное  образование, в котором часто происходит разрыв формы и содержания. В частности, А.Б. Гофман отмечает, что массовая культура – это особое состояние культуры в кризисный период общества, когда развивается процесс распада ее содержательных уровней. Поэтому массовая культура часто принимает формальный характер. Функционируя, она лишается сущностного содержания, и, в частности, традиционной морали.

 

 В другом подходе массовая  культура определяется как явление,  характеризующее особенности производства  культурных ценностей в современном обществе. Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны их проживания. Массовой культура является еще и потому, что она массово ежедневно производится. Это культура повседневной жизни, доступно предоставляемая аудитории средствами массовой коммуникации.

 

 Одним из наиболее интересных  и продуктивных следует признать  подхода Д. Белла, согласно  которому массовая культура –  это своего рода организация  обыденного сознания в информационном  обществе, особая знаковая система или особый язык, на котором члены информационного общества достигают взаимопонимания. Она выступает как связующее звено между постиндустриальным обществом высокой специализации и человеком, который интегрирован в него лишь как «частичный» человек. Коммуникация же между «частичными» людьми, узкими специалистами, к сожалению, осуществляется, по всей видимости, лишь на уровне «массового человека», т.е. на среднем общедоступном языке, которым и является массовая культура.

 

 Сейчас массовая культура  проникает практически во все сферы жизни общества и формирует свое единое семиотическое пространство. Удачной является классификация сфер проявления массовой культуры, предложенная А.Я. Флиером. Среди основных проявлений и направлений массовой культуры он выделяет следующие:

 

 индустрия «субкультуры детства»;

 

 массовая общеобразовательная  школа;

 

 система национальной (государственной)  идеологи

 

 массовые политические движения;

 

 массовая социальная мифология,  упрощающая сложную систему ценностных  ориентацией человека и многообразие оттенков миропонимания до элементарных дуалистичных оппозиций;

 

 индустрия развлечений и  досуга, которая включает в себя  массовую художественную культуру (кроме архитектуры), массовые постановочно-зрелищные  представления, профессиональный спорт, структуры по проведению организованного развлекательного досуга, различные шоу;

 

 индустрия оздоровительного  досуга;

 

 система организации, стимулирования  и управления потребительским  спросом на вещи, услуги, идеи  как индивидуального, так и  коллективного пользования (реклама, имиджмейкерство, политтехнологи);

 

 разного рода игровые комплексы  от механических игр, электронных  приставок, компьютерных игр и  т.д. до систем виртуальной  реальности.

 

 Итак, массовая культура –  явление далеко не однородное. Оно имеет свою структуру и уровни. В современной культурологии, как правило, выделяют три основные уровня массовой культуры:

 

 ·кич-культура (т.е. низкопробная, даже вульгарная  культура);

 

 мид-культура (так сказать, культура «средней  руки»);

 

 арт-культура (мас-культура, не лишенная определенного, иногда даже высокого, художественного содержания и эстетического выражения).

 

 В настоящее  время в сферу массовой культуры  вовлечена и такая форма массовой  коммуникации, как Интернет, который  становится глобальным средством распространения продуктов культуры. Мир становится «глобальной деревней». Появление электронных средств меняет традиционные представления о способах трансляции социокультурного опыта, формах человеческого взаимодействия и т.п. Однако это явление и его социокультурные последствия нуждаются в соответствующем специальном исследовании.

Информация о работе Типы культур