Античный тип культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 21:15, реферат

Описание

Античная культура столь значительное и многоплановое явление всемирной истории, что для ее всестороннего и обстоятельного анализа потребовалось бы написать огромные многотомные исследования. Мы же ставим перед собой более скромную задачу – очертить некоторые основные характеристики греко-римской культуры и привлечь внимание к наиболее важным достижениям античного мира.

Работа состоит из  1 файл

Античный+тип+культуры+по+хрестоматия.docx

— 28.67 Кб (Скачать документ)

Античный тип  культуры

Античная культура столь значительное и многоплановое  явление всемирной истории, что  для ее всестороннего и обстоятельного анализа потребовалось бы написать огромные многотомные исследования. Мы же ставим перед собой более  скромную задачу – очертить некоторые  основные характеристики греко-римской  культуры и привлечь внимание к наиболее важным достижениям античного мира. 
 

ГРЕЦИЯ

РИМ

1. Крито-микенская  культура. 3-2 т. до н.э. Вся культурная и политическая жизнь была сосредоточенна вокруг царского дворца. Представители минойской культуры вели мирный образ жизни. Микенцы слыли отважными воинами и мореходами. Сохранившиеся до наших дней памятники тех культур свидетельствуют о высоком мастерстве зодчих, инженеров и художников - Кносский дворец на о.Крит, Львиные ворота в Микенах.

1. Культура  этруссков. 1 т. до н.э. Этрурия – государство, объединявшее древние этрусские племена. Это были прекрасные мореплаватели и металлурги, искусные градостроители и торговцы. У них римляне заимствуют: 1) опыт градостроительства; 2)тайные науки жрецов; 3) обычай отмечать победу триумфом; 4) культ предков; 5) Капитолийскую волчицу, ставшую символом Рима.

2. Гомеровский  период 11-8 в.в. до н.э. Племена древних эллинов расселяются по Средиземноморью. Переход от родового строя к раннерабовладельческому обществу. Начинает складываться греческая мифология и эпос. Это время еще называют «смутным»: раздоры, конфликты и войны между различными племенами (пример – Троянская война)

 

3. Архаика  7-6 в.в. до н.э. Начало расцвета греческой культуры. Укрепленные рабовладельческие города превращаются в полисы-государства. Возникают письменность, медицина, астрономия. Создается ясная система архитектурных форм.

 

4. Классика 5 –три четв. 4 в. до н.э. Время расцвета всей Греческой культуры. Полис Афины становится центром всей культурной жизни. Усиленно развиваются искусства, философия, медицина. В это время творят такие мастера как Аристотель, Сократ, Фидий, Гиппократ и др.

 

5. Эллинизм: конец 4 –2 в.в. до н.э. (334-31 г. до н.э.) Один из греческих полисов – Македония, захватывает и подчиняет себе всю Грецию. Во время правления А.Македонского образовалось новое государство, куда вошли Египет, Малая Азия, Восток вплоть до Индии. Главное - греческая культура и язык остаются основными. В к.1 в .до н.э. Древняя Эллада была захвачена Римом.

2. Римская  республика 4 – 1 в. до н.э. Рим из небольшого города превращается в столицу огромной державы. Римляне создали мобильную и сильную армию, которая постепенно захватила Грецию, Карфаген, Египет и т.д. Завоевание Греции оказало огромное влияние на развитие римской культуры. В это время римляне строят дороги, акведуки, форумы, изобретают бетон и арку.

 

3. Римская  империя к. 1 до н.э. – 476 г. Время наивысшего взлета развития римской культуры, но и начало постепенного заката античности. В период империи возводятся великие памятники мирового искусства Колизей и Пантеон, разыгрываются зрелищные гладиаторские бои, вспыхивают многочисленные восстания рабов. В это же время зарождается новая религия – христианство.


Античность –  уникальный феномен в истории  мировой культуры. Древним грекам и римлянам удалось создать невиданную ранее, а в некоторых отношениях и позже, высокоразвитую, гармоничную  культуру, которая стала для европейцев классикой. Чем можно объяснить  столь блистательный культурный взлет? Выделим основные черты и  предпосылки возникновения античной культуры: 
 
1) природные условия: свобода и гармония 
 
Прекрасные климатические условия: зимняя стужа и летний зной смягчаются морской прохладой. В таком крае все живет на открытом воздухе. Человек, живущий в таком «раю» естественно испытывает гармоническую связь с природой, с богами, с Космосом. Кроме того. море с его удобными сообщениями способствует активному освоению окружающего мира, изучению культурного опыта других народов 
 
ВЫВОД: народ, сложившийся в таких прекрасных климатических и природных, развивается быстрее и гармоничнее других. 
 
2) социально-политическое устройство: полисный менталитет. 
 
Устройство гражданской общины античности предполагало коллективный способ управления, т.е. демократический характер власти. Полис – форма государственного образования, место на земле, где человек чувствует себя свободной личностью. Это не только общественная, но и сакральная ценность, т.к. высшими идеями становятся: равенство, справедливость, свобода. 
 
3) интенсивный характер развития культуры 
 
Природный талант эллинов, их увлеченность делом, любопытство, стремление понять и осознать окружающий мир способствовали динамичному развитию всей культуры в целом. Кроме того любознательные греки и римляне внимательно излучали все значимое у других древних культур, заимствуя самое ценное и достойное. 
 
4) Космологизм античной культуры 
 
А.Ф.Лосев, выделяя основные принципы античности, писал:«Античная культура – это не только объективизм, но это еще и материально-чувственный космологизм. Античность построена на одушевленно-разумном космологизме». (Лосев А.Ф. Дерзание духа. – М., 1988. С.153-171). С космологией тесно связана вся научная, литературная, мифологическая, философская мысль античного мира. Даже античные боги – это те же идеи, которые воплощаются в космосе, это законы природы, которые им управляют

Античный тип культуры 
Античная культура неразрывно связана с древними мифами. Без мифов Древней Эллады, наверное, невозможно представить не только Рим, но и всю западноевропейскую цивилизацию. Мифы являлись неотъемлемой частью существования общества, они закрепляли первые познания человеком окружающего мира, ценности и нравственные устои. 

Выделим основные черты античной мифологии. 
 
1) ПОЛИТЕИЗМ - многобожие. Как известно по сохранившимся источникам, Древняя Греция верила не в одного Бога (как в христианстве), а в целое множество богов и богинь. Был составлен огромный пантеон богов, с главными и второстепенными божествами. Каждый бог был закреплен за определенным занятием: Гефест - кузнечное дело, Аполлон - покровитель искусств и т.д. Верховный и главный - бог Зевс; 
 
2) АНТРОПОМОРФНОСТЬ БОГОВ - человекоподобие. Античные божества – те же люди, только немного красивее, сильнее, могущественнее, т.е. наделены сверхчеловеческими силами. Иными словами, они представляли собой образец телесной гармонии и красоты. Античные боги не только похожи на людей, но им также, как и людям, присущи достоинства и недостатки: бранятся (Гера, Афродита и Афина), дерутся, ревнуют (Гера - Зевса). Более того, они также подвластны судьбе и року; 
 
3) ТЕСНАЯ СВЯЗЬ ЕСТЕСТВЕННОГО и СВЕРХЕСТЕСТВЕННОГО МИРОВ. В античной мифологии нет абсолютного разделения на мир земной и мир небесный. Боги свободно перемещаются с неба на землю или берут человека к себе на Олимп: Афродита - Париса, Афина – Геракла, Зевс очень часто спускается к земным людям в разных ипостасях (дождя, быка, света) и т.д. Да и древний эллин выступает как равный: может отругать богов (Ахиллес Афродиту) или даже подраться с ними. К тому же боги наделяли человека болезнями, определяли их поступки, ссорили между собой различные племена; 
 
4) АНТИЧНАЯ МИФОЛОГИЯ - ОСНОВА ВСЕЙ КУЛЬТУРЫ. 
 
Без такой мифологии античная культура не существовала или была бы совсем иной. Мифология определяла все: образ мышления, устройство мироздания, искусство и философию, спортивные состязания и военные походы. Первые литературные произведения – Гомера, Гесиода, Эсхила - строятся на основе мифов. Философия: также отражает мифологический тип сознания: греческие мыслители принимали древних богов за те или иные философские категории, строя из них целую философскую систему.

Важнейшие достижения античного мира

Сфера

ГРЕЦИЯ

РИМ

Философия

Греция считается  родоначальником философии. Античная философия-царица всех наук. Специфическое  свойство древнегреческой философии  – космологизм. Философские школы – свободные объединения вокруг учителей – Фалеса, Гераклита, Аристотеля. Высший этап развития философской культуры связан с деятельностью Сократа, Платона и Аристотеля.

Римская философия  не достигла такого размаха До завоевания Греции не имели собственной философской школы. А после в основном постигали и комментировали греческих ученых. Главное – идея морального совершенствования и мистические настроения. Наиболее известные философы – Цицерон, Лукреций Кар, Сенека.

Литература

Является одним  из самых значительных явлений древне- греческой культуры. К особо важным достижениям относятся: создание большинства литературных жанров, создание художественных произведений и образов, ставших классическими для последующей европейской литературы. Величайшие греческие трагики Эсхил, Софокл, Эврипид, поэты Гомер, Сафо, Баснописец Эзоп.

Римская литература была подражанием эллинской. В жанре  поэзии блестяще проявили себя Вергилий, Овидий, Гораций. К литературным заслугам римлян относят создание эпистолярного жанра и биографического жанров - письма Цицерона, Сенеки, биографии Светония, Варрона.

Скульптура

Скульптура занимала самый высокий статус в культуре. Скульптура прежде всего показывала красоту и гармонию человеческого тела, практически обожествляя его. Ваялись в основном статуи героев, спортсменов, богов и богинь. Высшие достижения эллинской художественной культуры связаны с именами Фидия, Мирона, Скопаса, Лисиппа.

Уделялось главное  внимание индивидуальным качествам  личности. Главное изображать не идеальную  красоту человеческого тела или  лица, а индивидуальные характеристики. Таким образом, главное развитие получил римский реалистический портрет. Значительные произведения римского скульптурного творчества – бюст Брута, статуи Августа, Марка Аврелия.

Архитектура

Греки создали классическую архитектуру, привнеся множество новаций: создание архитектурных ордеров (ионический, дорический, коринфский), формирование архитектурных стилей (простиль, амфипростиль, диптер, периптер). К шедеврам древнегреческой культуры относят Парфенон (архитекторы Иктин и Калликрат), Александрийский маяк (арх. Сострат), храм Артемиды.

Практичность и  утилитарность сказывались в  архитектуре. Строили прежде всего дороги, акведуки, термы, амфитеатры. Стремление к пышности и грандиозности породили такие громады как Колизей и Пантеон.

Театр

Греческая драма  и театр возникли из сельских празднеств В честь бога Диониса. Первая театральная постановка состоялась 27 мая 534 г. до н.э. в Афинах, ее осуществил афинский трагик Феспид. Театральные действия имели большой размах, проводились целый день и представляли собой состязание авторов трагиков и комедиографов.

Римский театр был  более прозаичен. Создаваемые на сцене образы были лишены величия, монументальности, психологизма. На передний план выступала  чисто событийная сторона, живость  действий, остроумные шутки. Отсутствие состязательности между авторами и  актерами снижало стимулы к совершенству.

Праздники и зрелища

Народные торжества  в честь Диониса и Деметры. Олимпийские игры, соревнования, философские  споры, т.е. праздники более или  менее спокойные и гармоничные.

Грандиозные празднования триумфа победителя, когда весь город  встречал героя-захватщика. Особенной популярностью пользовались жестокие зрелища – гладиаторские бои


Причины упадка античной культуры

1. Политический  кризис. Во 2 веке нашей эры Римом правили уже не императоры, а солдаты, избираемые большинством. Началась так называемая «эпоха солдатских императоров». Эти новоиспеченные престолодержатели стремились не упрочить и восстановить былую мощь державы, а, наоборот, крали и растаскивали казну, облагали народ все новыми налогами. Даже произошло невероятное событие – в конце 2 века императорский престол был пущен на продажу с публичного торга. В итоге император Феодосий разделил империю на две части – Западную и Восточную. 
 
2. Экономический кризис. Во-первых, в это время происходит спад производства. Рим был переполнен людьми, разорившимися или не желающими работать. Большие толпы нищих броди по Риму, предаваясь праздности и лени.. Главный девиз того времени: «Хлеба и зрелищ». Во-вторых, прежняя экономическая система себя уже исчерпала. Происходит переход к феодализму. В результате многочисленных войн завоеванная территория часто становилась частной собственностью. Как следствие - появляются крупные землевладельцы и мелкие, которые еще больше мельчают. Теперь земля – главная собственность и показатель достатка и богатства. Это говорит о том, что античный рабовладельческий строй заканчивает свое существование. 
 
3. Идеологический кризис. Время поздней империи – нравственное падение и обнищание нравов. Прежних ценностей – патриотизм, доблесть, воинская служба, героическая смерть на поле боя - уже не существует. Изнеженные в роскоши и праздном существовании патриции совсем не хотели воевать и погибать нелепой смертью. Римляне этого времени – не храбрые воины, а люди привыкшие к красоте и изнеженности. Все покупается и продается. На смену прежних ценностей приходят совсем другие: роскошь, алчность, раболепие, разврат и распущенность. 
 
Кризис религии. Прежняя языческая вера в античный пантеон богов уже не отвечали духу времени и чаяньям народа. Униженный народ не мог примириться с усилившейся подневольной эксплуатацией и оскорблениями. Старые боги, не слышащие молитвы, его не устраивали. Тем более что к социальной нестабильности добавляются природные катастрофы и эпидемии: в это время происходят землетрясения и извержение вулкана Везувий, начинает свирепствовать чума. К тому же варвары совершают свои бесконечные жесточайшие набеги. В это тяжелое для римской империи время зарождается новая религия – христианство, которая очень быстро распространяется по империи, находя все больше приверженцев. 
 
В середине 3 века варвары начинают вторжение в римские провинции, с востока вторгаются персы. В 395 году произошел раскол Римской империи на Западную и Восточную. А в 476 году Римская империя пала, захваченная и разграбленная варварами. Начинается новая страница истории культуры – Средневековье.


Информация о работе Античный тип культуры