Индо-буддийский тип культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:33, контрольная работа

Описание

Цель данной контрольной является - рассмотреть и проанализировать основные черты индо-буддийского типа культуры.

Содержание

Введение
1. Инда буддийский тип культуры.
1.1 Предпосылки формирования древнеиндийской культуры.
1.2 Мировое значение инда буддийского типа культуры.
1.3 Религии Древней Индии.
2. Индоарии. Ведическая культура индоариев.
2.1Ведийская литература
2.2 Древнеиндийская философия, мифология, правовая культура
3. Комментарии к ведам
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

культуралогия.docx

— 42.85 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО Уральский государственный  экономический университет

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  дисциплине: Культурология. 

По теме: Культура древнего востока.     

 

 

 

 

Преподаватель:

Студентка: _

Специальность: Национальная экономика. № группы ЭПБ-10

 

 

 

Екатеринбург2010


 

 

Содержание

Введение

1. Инда буддийский тип культуры.

1.1 Предпосылки формирования  древнеиндийской культуры.

1.2 Мировое значение инда буддийского типа культуры.

1.3 Религии Древней Индии.

2. Индоарии. Ведическая культура индоариев.

2.1Ведийская литература

        2.2 Древнеиндийская философия, мифология, правовая культура

3. Комментарии к ведам

Заключение

Список литературы

 

Введение

На протяжении многих веков  Индия привлекает внимание европейских  историков, философов, этнографов, оставаясь  при этом едва ли не самой загадочной и экзотической страной со сложной  и самобытной культурой, в которой  соединились различные политеистические и монотеистические религии, сложные  этнические и общественные отношения, художественные практики. Может показаться, что культура Индии не заслуживает  особенного внимания, потому что в  ней общественное неотделимо от духовного, духовное от политического. Однако это  должно наоборот дать толчок к глубокому  изучению наследия индийской культуры. Все это позволяет говорить о  индо-буддийском типе культуре как  о самостоятельном явлении, не имеющем  прямых аналогов в мировой истории. Количество издаваемых книг об Индии  говорит об актуальности этой темы для европейской науки. Конечно, наибольший интерес всегда представляла индийская философия в ее широком понимании: ведическая (Веды, Упанишады, Брахманы), буддийская (Типитака, Парийский канон). Сочинения и идеи индийских мыслителей не всегда понятны европейцам, для которых Индия остается одной из самых экзотических стран.

Цель данной контрольной является - рассмотреть и проанализировать основные черты индо-буддийского типа культуры.

Изучить предпосылки формирования древнеиндийской культуры;

Дать характеристику ведийской  литературе;

Охарактеризовать религии  Древней Индии;

Раскрыть особенности  древнеиндийской философии, мифологии, правовой культуры;

Определить мировое значение индо-буддийского типа культуры.

Изучить индоариев и их ведическую культуру .

 

1. Индо  буддийский тип культуры

                                                                                                                                                1.1Предпосылки формирования древнеиндийской культуры

Индия - государство в Южной  Азии. Население Индии весьма многолико, а природа очень разнообразна, поэтому многие исследователи делают вывод, что специфика географического  положения, щедрость природы, защищенность от иноземных вторжений создали  необходимые условия для обеспечения  самобытности развития Индии и легли  в основу создания индо-буддийского  типа культуры. Индийская культура зародилась почти в такие же отдаленные времена, как и культура Передней Азии и Египта. Самые ранние ее археологические  слои относятся к середине III тысячелетия  до н.э.1

В древнеиндийской истории  можно выделить шесть периодов:

первобытнообщинный строй  аборигенов Индостана;

протоиндийская цивилизация  Хараппы и Мохенджо-Даро в долине Инда (III-II тысячелетия до н. э);

первобытнообщинные племена  арийцев, пришедших с северо-запада в долину Инда и Ганга во второй половине II-го тысячелетия до н.э.;

арийские раннеклассовые государства века бронзы первой половины I-го тысячелетия до н.э.;

период возвышения государства  Магадха (середина I тысячелетия до н. э);

период возвышения государства  Мурья (322-185 гг. до н. э).

Характерная черта древнеиндийского общества - распадение его на четыре Варны. Это брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Варны представляли собой замкнутые группы людей, занимающих строго определенное место в обществе. Принадлежность к Варне определялась рождением и наследовалась. За каждой Варной закрепился конкретный вид деятельности. Умственный труд (жрецы и мыслители) стал монополией Варны брахманов, воинская деятельность, а также правление - Варны кшатриев; земледелие, ремесло, торговля - Варны вайшьев; а низменный труд - Варны шудр.

Мифология отразила кастовое деление следующим образом: брахманы произошли изо рта Брахмы, одного из главных Богов Индии, кшатрии - из его рук; вайшьи - из его бедер; шудры - из его ног.

Соответственно касты  закрепили правовое и социальное неравенство в обществе. Бесчисленные предписания регламентировали их жизнь. Только брахманы могли учить священным  текстам, вайшьи содержали своим  трудом брахманов и кшатриев. Вайшьи формировались в общины.

Кастовость сильно повлияла на самобытность древнеиндийской культуры. Отделение умственного труда  от физического, безусловно, подтолкнуло  к более быстрому развитию культуры в этом обществе. Но вместе с тем  вело к ее ограниченности, которая  явилась следствием кастовости социального  строя.

Особенностью культуры Древней  Индии явилась неразвитость исторического  сознания. Отсутствовало летописание, а летоисчисление было достаточно произвольным.2

Точное время возникновения  письменности здесь определить сложно (вероятно, она уже существовала в IV веке до н. э). Основные элементы древнеиндийской  культурной традиции нашли свое отражение  в Ведах.

1.2 Мировое значение инда буддийского типа культуры

Письменные древнеиндийские  памятники стали известны на Западе в XVII-XVIII веках. Европейцев потряс открывшийся  мир высокой духовности этой культуры. "Загадочность", "мистицизм", "сокровенность" - вот как говорили о ней европейцы. Гегель назвал ее "Грезящий дух". Карамзин, Никитин, Шиллер, Гейне, Гете, Гюго, Кант, Шопенгауэр, Гессе, Бальмонт, Верещагин, Н. Рерих и многие другие проявляли огромный интерес к этой культуре. Оценки же были во многом противоречивые - созерцательность, пассивность, застойность, с одной стороны, и восхищение, преклонение - с другой. Сторонники европоцентризма возражали даже против самого термина "цивилизация" применительно к Индии в древности, полагая, что все наиболее значительные достижения индо-буддийская культура получила под влиянием греко-римского мира.3

Но существует и иная позиция - востокоцентризм. Ее сторонники преувеличивают роль восточной культуры в развитии мировой цивилизации и рассматривают  Восток как единственный источник высших духовных достижений.

Здесь необходимо отметить, что европоцентризм и востокоцентризм - крайности в оценках этой культуры. Разные типы культур должны не противопоставляться, а дополнять друг друга.

Культура Древней Индии  оказала сильное влияние на русскую  культуру. Известны памятники русской  литературы, в которых обнаруживаются заимствования из древнеиндийской  традиции. Например, "Повесть о  Валааме и Иоасафе" представляет собой переработку жития Будды в христианско-догматическом духе. Через византийскую культуру происходило влияние древнеиндийской культуры на русскую. В более позднее время некоторые исследователи даже делали предположение о единых корнях индийской и русской культур.

1.3 Религии Древней Индии

Результатом дальнейшего  развития ведической религии и брахманизма  стал индуизм, сформировавшийся в I-м  тысячелетии до н.э. От ведической религии  индуизм унаследовал представления  об иерархии неравных групп людей, о роли брахмана как посредника в общении людей с богами, авторитет Вед в качестве священных текстов (но снабдив их при этом многочисленными комментариями), а также учение о дхарме, карме и сансаре. Социальные отличия индуизм стал объяснять ритуальной чистотой индивида, родившегося в соответствующей касте. Центральное место в пантеоне богов занимает Тримурти (триединый образ, олицетворяющий творение мира, его существование и гибель) - Брахма, Вишну и Шива.4

Исторически индуизм оформился  в два основных направления - вишнуизм и шиваизм. В шиваизме наиболее почитаемое божество - Шива, главная его функция - использовать энергию на разрушение и воссоздание мира. Вишнуиты почитают бога Вишну, хранителя мирового порядка. Вишну является в мир в различных  воплощениях: Рама и Кришна. Сочетание  в Кришне божественной мощи и человеческой слабости привлекало к нему многих адептов. В современном мире существует "Международное общество сознания Кришны", в которое входит большое  количество людей из многих стран.

К индуистским ритуалам относятся  почитание божественного в природных  стихиях (прежде всего, в священном  огне), важнейшей формой поклонения является Агнихотра (огненное жертвоприношение); почитание божественного в храмовых изображениях; почитание божественного  в человеке (любая жизнь священна, должна быть любима и почитаема).

Йога обозначает систему  освобождения от страдания. Йога имеет  ряд разделов: Джняна (йога знания, изучение духовного знания, размышление и  медитация); Бхакти (йога любви и  преданности Богу); Хатах (упражнение тела); Раджа (упражнение ума).

Сейчас последователей индуизма в мире насчитывается более 700 миллионов  человек, 83% населения Индии исповедуют эту религию.

Еще одной религией, сформировавшейся в Древней Индии, был джайнизм. Создателем его считается кшатрий  Вардхамана, живший в VI веке до н.э. Джайнизм возник на базе комплекса идей, радикально реформировавших религиозно-философское  содержание ведийско-брахманистской традиции. Вместе с тем обрядовая сторона  прежней религии, традиционные ритуалы  были во многом восприняты новым учением.

Как и большинство древнеиндийских религиозных учений, джайнизм видит свою задачу в разработке норм и предписаний, способных помочь человеку в достижении религиозного идеала. Путь этот таков: совершенное воззрение (убежденность в абсолютной истинности мира), совершенное знание, совершенное поведение (преодоление желаний и соблюдение религиозных правил). Кастовое деление в джайнской общине играло гораздо меньшую роль, чем у индуистов.

Джайна имеются в Индии и сейчас, хотя они немногочисленны (0,5% населения современной Индии), но достаточно влиятельны.

Среди религиозно-философских  учений Древней Индии был и  тантризм. Первоначально это учение связывалось с культом женских  божеств и магическими обрядами, связанными с плодородием. Позднее  тантризм видоизменялся, создавал новые  формы. В тождественности макро - и микрокосмосов тантристы пытались найти разгадку природы и человека. Любовь была провозглашена творческим принципом бытия. Мир, полагалось, существует как результат эротической деятельности, а прекращение этой деятельности приводит его в состояние пустоты. Важной особенностью тантризма являлась его обращенность ко всем людям, независимо от касты.5

В середине I тысячелетия  до н.э. в Индии возникает буддизм. В этот период индийское общество переживало социально-экономический  и культурный кризис (распадались  родовая организация, социальные связи). Становление классовых отношений происходило в условиях полиэтничности и господства брахманизма. Индия изобиловала аскетами, проповедниками. Необходима была иная система духовных верований. Из предлагаемых новых направлений наибольшее влияние приобрел буддизм. Основатель его - принц Сиддхартха Гаутама, отказавшийся от власти, семьи, богатства и ставший Буддой - "просветленным". Учение буддизма изложено в ряде канонических сборников, центральное место среди которых занимает Парийский канон "Типитака" (или "Трипитака"), что означает "Три корзины (закона)".

Основу вероучения составляют "четыре великие истины":

жизнь есть страдание;

причина всех страданий - желания;

страдания можно прекратить путем избавления от желаний;

необходимо для этого  вести добродетельную жизнь по законам "правильного поведения" и "правильного  знания".

Религиозная цель буддизма - достижение запредельного внутреннего  состояния - нирваны. Нирвана вырывает человека из бесконечной цепи жизненных  перерождений, освобождая от власти кармы. В возможности воспринять учение Будды и избрать путь к спасению все люди оказались равны. Нирвана - это высшее состояние духовной деятельности и энергии, которое  свободно от низменных привязанностей.

Будда призывал к умеренности. Путь к спасению был назван им восьмеричным. Он представляет собой постепенную  трансформацию сознания, его перерождение, движение к состоянию нирваны - правильные взгляды, стремления, речь, поведение, образ жизни, самоконтроль и т.д.6

В III веке до н.э. буддизм был  принят в качестве официальной идеологии  Индии. Ранний буддизм отличался  прежде всего своей этической  направленностью, более поздний - преобладанием философской и религиозной проблематики.

В I веке н.э. буддизм распался на хинаяну ("малая колесница") - путь спасения для избранных, и  махаяну ("большая колесница") - путь спасения для всех. В средние  века буддизм стал одной из мировых  религий (Тибет, Китай, Япония, Бирма, Цейлон и другие страны). Сейчас последователей буддизма в мире насчитывается около 700 миллионов человек.

Культурная значимость буддизма связана с тем, что он акцентировал внимание на внутреннем мире человека. Буддизм стал символом духовной культуры Древней Индии, поскольку он содержал в себе важнейшие принципы индийского мировоззрения: терпимость, непричинение зла живому, личная ответственность  за собственные поступки, созерцательность, приоритет духовности.

Информация о работе Индо-буддийский тип культуры