Европейская культура XIX в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 18:40, доклад

Описание

В работе кратко рассказывается об основных этапах развития европейской культуры XIX века.

Работа состоит из  1 файл

ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XIX в.docx

— 26.66 Кб (Скачать документ)

ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XIX в.  

Важным и необходимым  этапом в утверждении капиталистического способа производства в Европе была промышленная революция, начавшаяся в 30 — 40 гг. XVIII вв. Англии, а в конце XVIII — начале XIX вв. — во Франции. В последующие десятилетия промышленная революция охватила и другие европейские  страны.

Промышленная  революция была тесно связана  с развитием науки. Она опиралась  на успешное развитие прикладных, точных и естественных наук и в свою очередь  стимулировала новые крупные  сдвиги в научных знаниях.

Простой практический опыт все больше дополнялся теоретическим  осмыслением производственных процессов  и точным инженерным расчетом. Создание паровоза, двигателя внутреннего  сгорания, телефона, радио, кино и много  другого составило переворот  в науке и технике и имело  громадное историческое значение,

Великие сдвиги, происходившие в XIX вв. развитии науки  и техники, оказали огромное влияние  на развитие литературы и искусства  всех стран и народов европейского континента.

Эпоха становления  капитализма — это и новая  эпоха в развитии европейской  художественной культуры. Именно в  эту эпоху сформировались классицизм, романтизм, критический реализм  и импрессионизм.

Рассмотрим сущность и содержание этих важнейших направлений  в развитии европейской культуры.

КЛАССИЦИЗМ  (от лат. classicus — образцовый) начал складываться еще в XVIII в., главным образом во французской культуре и отражал идеи французского абсолютизма. В XVIII в. классицизм был связан с буржуазным просвещением и выражал буржуазно-революционные устремления общества. Стиль классицизма, основывающийся на идеях рационализма, стремился к выражению возвышенных, героических и нравственных идеалов, к созданию ясных, органичных образов. Вместе с тем классицизму были присущи черты утопизма, идеализации, отвлеченности, академизма, нараставшие в период его кризиса.

Представители классицизма в немецкой литературе — И.В.Гете («Фауст») и И.Ф.Шиллер("Дон Карлос", "Мария Стюарт", драмы "Вильгельм Телль").

В живописи представителями  классического стиля были французские  художники Давид и Энгр. Жан Луи Давид (1748 – 1825) создал полотна "Клятва Горациев", "Смерть Марата" и другие произведения большого общественного звучания. Жан Огюст Энгр (1780 – 1867) – блестящий мастер композиции, строгого тонкого рисунка, основной представитель классического академизма (картина "Апофеоз Гомера").

Гениальным испанским  живописцем и гравером был Франциска Гойя (1746 –11826). Его искусство отличалось смелым новаторством, страстной эмоциональностью, фантазией и социально направленным гротеском. Гойя создал замечательные гравюрные произведения, избрав технику офорта. Бессмертным созданием великого испанца стали офорты "Каприччос" (80 листов), работа над которыми заняла пять лет. В них острая социальная сатира, позиция художника направлена против бесправия, суеверия, невежества, тупости. В них обвинение церкви, дворянству, властителям.

Классицизм представлен  и в творчестве русских художников ФА. Бруни "Смерть Камилы, сестры Горация" (1824), В.К. Шебуева "Подвиг купца Иголкина" (1839), а также в некоторых работах Карла Брюллова (1799 – 1852).

К середине XIX в. классицизм переродился в буржуазный академизм и утратил свое значение.

РОМАНТИЗМ (франц. romantisme, от ср.-век. romant — роман) — идейно-художественное направление, развившееся во всех странах Европы и в Северной Америке. Получил отражение в различных областях науки, литературы и искусства.

В Германии романтизм  сложился на рубеже XVIII — XIX вв. и получил  наибольшее развитие в первой четверти XIX в. Романтизм был порожден неудовлетворенностью широких общественных кругов результатами буржуазной революции, протестом против национального порабощения, политической реакции. Для представителей романтизма характерно разочарование в учении просветителей XVIII в. Романтизм противопоставил  утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе, жажду совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости. Представители романтического движения проявляли значительный интерес  к национальному прошлому (нередко  идеализировали его), традициям фольклора  и культуры своего и других народов, стремились создать универсальную  картину мира (прежде всего в области  истории и литературы). Своего расцвета романтизм достиг в 20 – 30- е годы XIX в.

Истинной родиной  романтизма была Германия. Немецкий романтизм  выдвинул таких выдающихся писателей, как Жан Поль (1763 – 1825), Генрих фон  Клейст (1777 – 1811). Вершин романтизма достиг Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776 – 1822). Его произведениям присущи драматизм и сарказм, лирика и гротеск (например, "Эликсир дьявола"). Он критически воспринимал реальности бытия (повесть "Золотой горшок", сказки "Крошка Цехес", "Повелитель блох"). Гофман – один из основоположников немецкой романтической музыкальной эстетики и критики, автор одной из первых романтических опер "Ундина". Поэтические образы Гофмана вдохновили композиторов – Р.Шумана (балет "Крейслериана"), Ж.Оффенбаха ("Сказки Гофмана"), П.И.Чайковского (балет "Щелкунчик").

В Англии огромным было воздействие лирического романтизма Джорджа Ноэля Гордона Байрона (1788 — 1824). Его поэма "Паломничество Чайльд Гарольда" вывела в жизнь романтического бунтаря-индивидуалиста, типичного разочарованного героя посленаполеоновской поры. Активный гуманизм и пророческие предвидения сделали Байрона властителем дум тогдашней Европы.

Английский романтизм  представляют также Дж. Китс и Б. Шелли. Дж. Китс (1795 – 1821) – автор патриархально-утопической идиллии "Эндимион", в которой выражен протест против пуританского ханжества. В одах "Огонь", "Психея" поэт воспел культ красоты и гармонии в природе. Он автор символико-аллегорической поэмы "Гиперион".

Перси Бишу Шелли (1792 – 1822) – автор аллегорической поэмы "Королева Маб", разоблачающей порочность современного ему общества. В поэме "Восстание Ислама" Шелли оправдывает насильственное свержение деспотии. В трагедии "Ченчи" и в лирической поэме "Освобожденный Прометей" он дал философское осмысление проблем свободы и тирании. Но с уходом из жизни этих поэтов английское романтическое движение начало затухать.

Романтические тенденции заявляют о себе и в  живописи. Начало романтизма во французской  живописи связано с творчеством  Теодора Жерико (1791 – 1824). Одна из его главных работ – полотно "Плот "Медузы". Замечательнейшее явление романтизма – живопись Эжена Делакруа (1798 – 1863), часто писавшего полотна на мотивы поэзии Байрона и создавшего ряд исторических композиций. Так, в разгар революционных событий 1830 г. он пишет шедевр – картину, воплотившую бунтарский пафос, характерный для романтизма, которую назвал "Свобода, ведущая народ".

В архитектуре XIX в. романтизм не создал собственной  школы.

Следует отметить, что романтизм сложился в условиях буржуазного строя, все больше и  больше раскрывавшего не только свои положительные, но и отрицательные  стороны и противоречия. Поэтому  в творчестве представителей романтизма нашло отражение разочарование  передовой интеллигенции буржуазными  порядками, неприглядностями капиталистической  действительности. Романтические герои  литературных произведений или подвержены меланхолии, душевной тоске, "мировой  скорби", или это метущиеся  свободолюбивые натуры, страдающие из-за разлада между высокими духовными  устремлениями. И несовершенством  общества.

Однако романтизм  как явление культуры отличался  исключительной многогранностью. В  сфере художественного творчества он особенно ярко проявил себя в  форме особого направления в  литературе, изобразительном искусстве, музыке, театре.

Особенно яркое  выражение романтизм получил  в балете. Романтический балет  сформировался во Франции на рубеже второй трети XIX в. и получил распространение  во всей Европе. С утверждением романтизма в балетном спектакле главенствующее положение заняла танцовщица, получила развитие прыжковая техника, возникла техника танца на пальцах, что  открыло новые выразительные  возможности. Одна из самых ярких  представительниц этого направления  в балете – Мария Тальони (1804 –1884).

Кроме того, романтизм  представлял собой форму идеологии: особое романтическое направление, сложившееся в области философско-эстетических идей, политической экономии и исторической науки.

Таким образом, в целом романтизм способствовал  более углубленному философскому познанию, многостороннему художественному  обобщению процесса развития человека и мира со всеми свойственными  им противоречиями. Он обогатил мировую  культуру непреходящими по своему значению духовными ценностями и проложил новые пути для ее развития.

РЕАЛИЗМ утверждается в 30 – 40-е гг. XIX в. наряду с романтизмом в художественной литературе и изобразительном искусстве, но к середине XIX в. он становится господствующим направлением в европейской культуре.

Реализм в литературе и искусстве – это правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими  тому или иному виду художественного  творчества.

Реализм возник во Франции и Англии в условиях торжества буржуазных порядков. Социальные антагонизмы и недостатки капиталистического строя определили резко критическое  отношение к нему писателей-реалистов. Они обличали стяжательство, вопиющее социальное неравенство, эгоизм, лицемерие. По своей идейной целенаправленности он становится критическим реализмом. Вместе с тем творчество великих  реалистов пронизано идеями гуманизма  и социальной справедливости.

Во Франции  в 30 – 40-е годы создают свои лучшие реалистические произведения писатели, пользующиеся мировой известностью, такие, как Оноре де Бальзак (1799 – 1850), написавший 95-томную "Человеческую комедию"; Виктор Гюго (1802 –1885), автор  романов "Собор Парижской богоматери", "Девяносто третий год", "Отверженные" и др., а также Гюстав Флобер (1821 – 1880), автор романов "Госпожа  Бовари", "Воспитание чувств", "Саламбо"; Проспер Мериме (1803 – 1870) – мастер новелл ("Матео Фальконе", "Коломба", "Кармен"), автор пьес, исторических хроник ("Хроника времен Карла IX") и др.

В 30 – 40-е годы реализм становится ведущим направлением в литературе Англии. Основоположником и лидером английского критического реализма был Чарльз Диккенс (1812 – 1870). Выдающийся сатирик и юморист, он создал произведения ("Домби и сын", "Тяжелые времена", "Большие ожидания"), являющиеся вершиной реализма. Его современник Уильям Мейкпис Теккерей (1811 – 1863) в романе "Ярмарка тщеславия", в историческом произведении "История Генри Эсмонда", сборнике сатирических эссе "Книга снобов", цикле пародий "Романы прославленных сочинителей" образно показал пороки, присущие буржуазному обществу.

В конце XIX в. реалистическое направление английской литературы было представлено творчеством, главным  образом, трех писателей, завоевавших  мировую известность: Джона Голсуорси (1867 – 1938), Джорджа Бернарда Шоу (1856 – 1950) и Герберта Джорджа Уэллса (1866 – 1946

Вершин реализма в музыкальном оперном искусстве XIX в. достигло творчество великого итальянского композитора Джузеппе Верди (1813 – 1901).

Высшим достижением  музыкального и оперного искусства  во Франции стало творчество Жоржа  Бизе (1838 – 1875) – автора опер "Искатели жемчуга", "Пертская красавица", "Джамиле". Опера "Кармен", признанная вершиной французской реалистической оперы, в репертуаре многих театров мира.

Романтические традиции проникли в искусство балета. Известно, что европейский балет  зародился в Италии. Этому способствовали традиции античного и средневекового искусства. Во второй половине XIX в. итальянские  мастера балета выработали особый виртуозный стиль исполнения, который в конце  столетия был принят танцевальными  школами других стран. Танцовщики освоили  пальцевую технику вращения и  прыжка, достигли большой выразительности  танцев. Итальянские артисты балета Э.Чеккетти (1850 – 1928), К.Брианца (1867 – 1930), П.Леньяни (1863 –923) выступали и на русской сцене.

Реалистическое  направление в живописи Франции  укрепило свои позиции в середине XIX столетия в творчестве Ж.Ф.Милле (1814 – 1875), создавшего цикл реалистических полотен, изображавших жизнь крестьян, и выдающегося мастера жанровой живописи Г.Курбе (1819 – 1877). Творчество этих художников было замет-ным явлением на фоне помпезной академической живописи эпохи. Второй империи. Милле и Курбе стали предшественниками импрессионистов, с которых начинается новый этап в развитии художественного творчества.

С реализмом  как стилем художественного творчества тесно связан НАТУРАЛИЗМ.

Информация о работе Европейская культура XIX в