Европейская культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 22:23, реферат

Описание

В европейской философии XIX в. можно выделить два типа знаний: знания о природе и знания о культуре. Знания о природе -естествознание, технические науки, медицина, экономика — относились собственно к науке. Они опирались на опыт и точные факты. Знания о культуре не всегда получали статус наук, их называли «гуманистикой». Знания этого типа непосредственно связаны с миром человека, который субъективен, а потому часто непредсказуем, что не способствует установлению объективных законов (как, например, в естествознании).

Содержание

1. Введение.
2. Возрождение как этап развития культуры.
3. Европа в Новое время.
4. Стили художественной культуры ХVII века.
5. Культура «Серебряного века»
А) Театр и музыка.
Б) Архитектура.
В) Скульптура.
Г) Живопись.
6. Заключение.
7. Фото.
8. Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

культурология.doc

— 102.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 

Содержание.

  1. Введение.
  1. Возрождение как этап развития культуры.
  1. Европа  в Новое время.
  1. Стили художественной культуры ХVII века.
  1. Культура  «Серебряного века»

    А) Театр и  музыка.

    Б) Архитектура.

    В) Скульптура.

    Г) Живопись.

    6. Заключение.

    7. Фото.

      8. Список использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Введение.

В европейской философии XIX в. можно выделить два типа знаний: знания о природе и знания о культуре. Знания о природе -естествознание, технические науки, медицина, экономика — относились собственно к науке. Они опирались на опыт и точные факты. Знания о культуре не всегда получали статус наук, их называли «гуманистикой». Знания этого типа непосредственно связаны с миром человека, который субъективен, а потому часто непредсказуем, что не способствует установлению объективных законов (как, например, в естествознании). Гуманистика оперирует не строгими понятиями и категориями, а ценностями, символами, знаками. Ее главные задачи: воздействие на духовный мир человека, побуждение к творчеству, взаимопониманию. В систему гуманитарного знания входит и культурология.

Само название «культурология» появилось сравнительно недавно, в начале XX в. До этого времени  науки о культуре имели разные названия: философия культуры, культуроведение, культурная антропология, этнология, мировая художественная культура, искусствоведение и т.д. Представитель английского эволюционизма Эдвард Тайлор в своей книге «Первобытная культура» одну из глав назвал «Наука о культуре», а немецкий химик, лауреат Нобелевской премии В. Оствальд предложил именовать науку о цивилизациях «культурологией». В 1929 г. американский социолог Р. Бейн говорил о взаимосвязи социологии, культурологии и экологии человека.

2.Возрождение как этап развития культуры

Возрождение — одна из наиболее интереснейших и спорных эпох в истории человечества. Термин «Возрождение», или «Ренессанс» (фр. renaissance — возрождение), прочно закрепился в научной исторической и культурологической литературе еще в 1855 г. благодаря трудам французского историка Жюля Мишле. Но в большей степени мы обязаны этому термину и глубочайшему осмыслению этой эпохи швейцарскому историку Якобу Буркхарду (1818—1897), опубликовавшему в 1860 г. свой замечательный труд «Культура Возрождения в Италии». С помощью этого термина он определял период от итальянского художника Джотто до Микеланджело. Позднее этот период был расширен и дополнен новыми характеристиками.

Но вот особым интересом к этой эпохи и, по сути, подробному описанию многих культурных моментов Возрождения мы обязаны итальянскому писателю, художнику и архитектору Джордже Вазари (1511—1574), прославившемуся, прежде всего, своими описаниями жизни великих художников Возрождения, особенно Микеланджело. Этот термин появился не случайно и во многом отражает основные взгляды на Возрождение многих исследователей, ибо под Возрождением очень часто понимают наметившийся в XIV в. возврат к эстетическим канонам Античности.

Хотя Возрождение  возникло в Италии и именно с тенденцией «подражания» античным эталонам в искусстве  связывают основные характеристики этого явления, вместе с тем этот термин и полемика, которая велась вокруг него, привели к более глубокому  и более обширному пониманию этого явления в истории мировой культуры. В XX в. стало вполне ясно, что Возрождение есть определенный этап в развитии культур многих народов, и по аналогии с итальянским Возрождением начали применять этот термин сначала по отношению к некоторым вехам культуры Центральной Европы, были выявлены основные параметры Северного Возрождения и т.д.

Изучение культур  других народов и регионов выявило  сходные «стадиальные» черты  в развитии культур многих народов. Появились термины «исламский Ренессанс», «российский Ренессанс» и даже «японский Ренессанс».

3.Европа в Новое время

Четкой границы  между эпохой Возрождения и Новым  временем не существует, отзвук идеи Ренессанса в Европе ощущался очень долго, в разных государствах по-разному.

Период Нового времени охватывает два различных  по своему социально-культурному характеру  этапа:

  1. XVII в. — господство абсолютизма во Франции, Испании, буржуазная революция в Англии, научная революция и формирование новой картины мира и метафизической системы в философии;
  2. XVIII в. — завершение стадии мануфактурного развития капитализма, утверждение свободной конкуренции в экономике, либерализма в политической жизни, открытая борьба с изжившими себя феодальными порядками, борьбой за преодоление монополии католической церкви, стремление к свободомыслию и просвещению.

Главным направлением развития Западной Европы в XVII-XVIII вв. было разложение феодальных и становление  буржуазных отношений. В это время совершаются первые буржуазные революции, приведшие к экономическому расцвету Голландию и Англию. Начинается формирование мировой системы колоннализма. Если Голландия до середины XVII в. была единственным буржуазным государством, то именно в Англии в 60-х гг. XVIII в., раньше, чем в других странах, начинается промышленный переворот. На другом полюсе находились страны Центральной и Восточной Европы, где, напротив, наблюдалось усиление крепостного гнета.

В Новое время  продолжается процесс формирования наций. В Западной Европе создаются в основном мононациональные государства, в Восточной Европе — наоборот — преимущественно многонациональные. Для Германии и Италии по-прежнему характерна политическая раздробленность.

Так или иначе  в Европе идет процесс разрушения традиционного феодального уклада жизни, гарантировавшего когда-то каждому включенному в него человеку осмысленность его деятельности. Контуры капиталистических отношений только начинали формироваться и еще не были господствующими. Поэтому вполне естественно, что такая переходная эпоха, сопровождающаяся ломкой вековых традиций, порождала трагическое мироощущение, столь характерное для массового сознания XVI-XVII вв. Все это меняет общую картину мира, а также отношение к природе, миру «естественному» и «сверхъестественному». Человек перестает восприниматься как «венец природы» и «краса Вселенной». Наиболее точно отношение к человеку и его роли в земной жизни выразил Б. Паскаль, сказав, что «человек — самая ничтожная былинка в природе, но былинка мыслящая».

4.Стили художественной культуры XVII века

Расширение форм художественного отражения действительности и многообразие этих форм с особой остротой ставят в XVII в. проблему стиля. Неотъемлемое качество стиля — синтез в едином образном целом всех видов пластических искусств, в котором ведущую и образующую роль играет архитектура. Стиль -это художественная система, отличающаяся единством идейно-образных принципов и приемов художественного языка.

В XVII в. сложились  две стилевые системы: барокко и  классицизм, но помимо этого складывается третье, реалистическое направление  в искусстве.

Искусство барокко  развивалось в феодально-абсолютистских государствах, находящихся под сильным воздействием католицизма (Италия, Испания, Фландрия). Изобразительное искусство барокко не может быть понято вне его связи с архитектурой. Архитектура, соединяющая в себе утилитарные и художественные факторы, в большей мере, чем другие виды искусства, сопряжена с материальным прогрессом и находится в большей зависимости от господствующей идеологии (храмовое зодчество и градостроительство осуществляется на деньги церкви и богатых людей, но в то же время она обслуживает общество в целом).

В барочных культовых  постройках все богатейшие возможности  синтеза архитектуры, скульптуры, декоративного  искусства и живописи призваны поразить воображение зрителя, проникнутое  религиозным чувством. В той же Италии воздвигаются светские сооружения, представляющие важный этап в развитии мировой архитектуры. Разрабатываются приемы городской планировки, целостного городского ансамбля, строятся дворцово-парковые комплексы, в которых открываются новые принципы связи архитектуры с природным окружением.

Для барокко  характерны большая эмоциональная  приподнятость и патетический характер образов, что достигается за счет масштабности построек, преувеличенной монументализации форм, динамики пространственного  построения, повышенной пластической выразительности объемов. Отсюда криволинейность планов, изгибы стен, на которых как бы вырастают карнизы, фронтоны, пилястры; изобилуют малые формы архитектурного декора: окна украшаются разнообразными наличниками, ниши -статуями. Общее впечатление бурного движения и богатства дополняется скульптурой, росписями, лепниной, отделкой цветными мраморами и бронзой. К этому следует добавить живописные контрасты светотени, перспективные и иллюзионистические эффекты.

Культовые, дворцовые  сооружения, скульптура, фонтаны (Рим) объединяются в целостный художественный образ. То же можно сказать о дворцово-парковых комплексах остальных областей Италии эпохи барокко, отличающихся исключительно мастерским использованием сложного рельефа местности, богатой южной растительности, водных каскадов в сочетании с малыми формами — павильонами, оградами, фонтанами, статуями и скульптурными группами.

Ярче всего  черты барокко воплотились в  монументальной скульптуре, в творчестве Лоренцо Бернини (идеи торжества  мистики над реальностью, экстатическая выразительность образов, динамизм форм).

5.Культура «Серебряного века»    

 Новый этап  в развитии культуры России  условно, начиная с реформы  1861 года до Октябрьской революции  1917 г., называют «Серебряным веком». Впервые это название было предложено философом Н. Бердяевым, увидевшему в высших достижениях культуры своих современников отблеск российской славы предшествующих «золотых» эпох, но окончательно в литературный оборот это словосочетание вошло в 60-е годы прошлого столетия.

 
     «Серебряный век» занимает совершенно особое место в российской культуре. Это противоречивое время духовных поисков и блужданий, значительно  обогатило все виды искусств и  философию и породило целую плеяду выдающихся творческих личностей. На пороге нового века начали меняться глубинные основы жизни, порождая крушение старой картины мира. Традиционные регуляторы существования – религия, мораль, право – не справлялись со своими функциями, и зародился век модерна.

 
     Однако иногда говорят, что «Серебряный век» – явление западническое. Действительно, своими ориентирами он избрал эстетизм Оскара Уайлда, индивидуалистический спиритуализм Альфреда де Виньи, пессимизм Шопенгауэра, сверхчеловека Ницше. «Серебряный век» находил своих предков и союзников в самых разных странах Европы и в разных столетиях: Вийона, Малларме, Рембо, Новалиса, Шелли, Кальдерона, Ибсена, Метерлинка, д`Аннуцио, Готье, Бодлера, Верхарна.

 
     Иными словами, в конце XIX – начале XX веков произошла переоценка ценностей  с позиций европеизма. Но в свете новой эпохи, явившейся полной противоположностью той, которую она сменила, национальные, литературные и фольклорные сокровища предстали в ином, более ярком, чем когда-либо, свете. Поистине, это была самая творческая эпоха в российской истории, полотно величия и надвигающихся бед святой России. 
 
 

А)Театр и музыка  
       
     Важнейшим событием общественно-культурной жизни России в конце XIX в. было открытие в Москве художественного театра в 1898 г., основанного К. С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко. В постановке пьес Чехова и Горького формировались новые принципы актерского искусства, режиссуры, оформления спектаклей. Выдающийся театральный эксперимент, восторженно встреченный демократической общественностью, не был принят консервативной критикой, а также представителями символизма. В. Брюсову, стороннику эстетики условного символического театра, были более близки эксперименты В.Э. Мейерхольда -родоначальника метафорического театра.

 
     В 1904 г. в Петербурге возник театр  В.Ф. Комиссаржевской, репертуар которого отражал устремления демократической интеллигенции. Режиссерское творчество Е.Б. Вахтангова отмечено поисками новых форм, его постановки 1911-12 гг. носят радостный, зрелищный характер. В 1915 г. Вахтанговым создана 3-я студия МХАТ, позднее ставшая театром его имени (1926). Один из реформаторов русского театра, основатель московского Камерного театра А.Я. Таиров стремился к созданию «синтетического театра» преимущественно романтического и трагедийного репертуара, к формированию актеров виртуозного мастерства.

 
     Развитие лучших традиций музыкального театра связано с петербургским  Мариинским и московским Большим  театрами, а также с частной  оперой С. И. Мамонтова и С. И. Зимина в Москве. Виднейшими представителями  русской вокальной школы, певцами мирового класса были Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, Н.В. Нежданова. Реформаторами балетного театра стали балетмейстер М.М. Фокин и балерина А.П. Павлова. Русское искусство получило мировое признание.

Информация о работе Европейская культура