PEST и SWOT анализ на примере предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 21:36, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является формирование способности распознавать проблемы развития фирмы и выбирать варианты управленческих решений
Задачами данной курсовой работы являются:
* выработка навыков ситуационного анализа внешней и внутренней среды организации;
* овладение методами формирования и выбора управленческих решений с учетом конкретной ситуации.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………….3
1. Общефирменный анализ……………………………………………………….4
1.1 Краткая характеристика предприятия ЗАО "Волжскрезинотехника"………4
1.2 Описание «дерева целей»……………………………………………………..10
1.3 Исследование внешней и внутренней среды………………………………...11
1.3.1 PEST-анализ………………………………………………………………….14
1.3.2 SWOT-анализ………………………………………………………………...19
1.4 Разработка комплекса управленческих решений……………………………20
2. Ситуационный анализ…………………………………………………………..23
2.1 Определение проблемы……………………………………………………….23
2.2 Моделирование конфликта…………………………………………………...24
2.3 Планирование мотивации работников……………………………………….27
2.4 Осуществление управленческих решений…………………………………...29
Заключение ………………………………………………………………………..31
Список литературы………………………………………………………………..32

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ПО МЕНЕДЖМЕНТУ.docx

— 81.96 Кб (Скачать документ)

      На начальника  заводской лаборатории  возлагаются обязанности  по руководству  лабораторией, обеспечению  проведения научно-исследовательских  и экспериментальных  работ, организации  работ по повышению  квалификации сотрудников  лаборатории, обеспечению   здоровых  и   безопасных  условий   труда  для   подчиненных,   контроль   за   соблюдением  ими   требований  законодательных   и нормативных  актов по охране  труда.

   Конструкторско-технологический  отдел (КТО) представляет собой группу технологов и конструкторов  функцией которых  является осуществление  входного контроля конструкторской  документации, технологическая  проработка конструкторской  документации и курирование  заказов в производстве. Кроме того, КТО  занимается проектированием  специальной оснасткой (штампов, пресс-форм) и инструмента. Отдельная группа конструкторов занимается проектированием  нестандартного оборудования, как для внутренних потребностей завода, так и для других заказчиков.

1.2 Описание «дерева  целей»

   Миссия – основная общая цель организации, причина ее существования. Миссия может определяться кругом удовлетворяемых потребностей, совокупностью потребителей, выпускаемой продукцией, конкурентными преимуществами.

   Цели вырабатываются для осуществления миссии. Различают цели общие, разрабатываемые для фирмы в целом, и специфические, разрабатываемые по основным видам деятельности на основе общих целей.

   Цели, стоящие перед предприятием совместимы, то есть долгосрочные цели соответствуют миссии, а краткосрочные – долгосрочным. Краткосрочные цели не противоречат друг другу и главной цели предприятия. Для того, чтобы поставленные цели были достигнуты, предприятию необходимо разработать такую стратегию, чтобы в процессе ее выполнения предприятие могло реагировать на изменяющиеся условия внешней и внутренней среды и адаптироваться к происходящим изменениям, а значит, в соответствии с изменениями корректировать цели предприятия.

Рисунок 2 – «Дерево целей» ЗАО «ВРТ»

Таблица 2 – Система целей  ЗАО «ВРТ»

Номер уровня Номер цели Наименование  цели
0 0 Миссия –  Получение прибыли за счет обеспечения  клиентов конкурентоспособной продукцией
1 1

2

3

Увеличение  производства продукции

Работа с кадрами  предприятия

Организация маркетинга на предприятии

2 1.1.

1.2

1.3

Снижение себестоимости  производства

Увеличение объема производства

Повышение качества продукции

2.1 Повышение квалификации рабочих
3.1

3.2

Усиление рекламной деятельности

Организация сбыта  продукции

3 1.1.1

1.1.2

Снижение затрат на сырье

Работа с поставщиками

1.2.1

1.2.2

1.2.3

Производство  новых продуктов

Повышение производительности и качества труда

Капиталовложения  по модернизации оборудования

1.3.1

1.3.2

Повышение производительности и качества труда

Приобретение  нового оборудования

2.1.1 Создание необходимых  условий работникам предприятия  для проведения занятий по повышению  квалификации
3.2.1

3.2.2

3.2.3

3.2.4

3.2.5

Выбор приемлемого  сегмента рынка

Работа с поставщиками

Работа на наиболее эффективных каналах сбыта

Производство  новых продуктов

Поддержание умеренных  цен на продукцию

 
 
    1.   Исследование внешней и внутренней среды

    Функции сбыта  готовой продукции  на предприятии  ЗАО "Волжскрезинотехника"  возложены на отдел сбыта и меркетинговый отдел. Перед отделом сбыта стоит задача прием заявок от заказчиков ближнего и дальнего зарубежья, заключение договоров, таможенное оформление грузов и обеспечение сбыта продукции согласно договорных обязательств по поставкам, а отдел маркетинга занимается приемом заявок от заказчиков, заключением договоров.

     Для осуществления  эффективной торговой  политики, т.е. повышения  объема продаж  вследствие изучения  конъюнктуры рынка  и требований потребителей  на предприятии  сформирована дилерская  сеть по России  странам СНГ.

 Потребителями продукции предприятия  являются автосборщики (80%), юридические лица (15%) и физические лица (5%). Потребителями резинотехнической  продукции являются:

  • предприятия автомобильного машиностроения (ОАО «АвтоВаз», ОАО «КАМАЗ», ОАО «АЗЛК», ОАО «ЗИД», ОАО «ИжМаш», ОАО « УАЗ»-65%;
  • предприятия тракторного машиностроения ( ОАО «Тракторная компания ВГТЗ», ОАО «Владимирский тракторный завод»-15%;
  • моторостроительные заводы (УП «Минский моторный завод», ОАО «Димитровградский  автоагрегатный завод»-12%;
  • «РоссельМаш», предприятия сельского хозяйства, ОАО «Росжелдорснаб»-8%.

 Факторы, которые могут  повлиять на сбыт продукции- это высокие цены на продукцию, банкротство  основных покупателей, неплатежи со стороны  контрагентов. Действия предприятия по уменьшению такого влияния- поиск  новых потребителей, предъявление исков  неплательщикам, взыскание  дебиторской задолженности.

                             

   Рисунок 3- Сегментация потребителей резинотехнических изделий

     ЗАО «Волжскрезинотехника» своевременно выполняет свои обязательства перед потребителями, которые оговорены в договорах. Это такие обязательства, как срок поставки продукции, время и место поставки, объем поставок и др.

 Процесс ценообразования  на новую продукцию, то есть процесс установления цены с учетом различных  факторов при ориентации на достижение определенной цели осуществляется с применением  метода «средние издержки+прибыль». Данный метод самый  простой метод  ценообразования  и заключается  в начислении некоторой  наценки на себестоимость  выпущенной продукции (это  есть базовая цена предприятия).

    На предприятии  стимулирование сбыта  направлено на  использование разнообразных  средств и приемов  стимулирующего воздействия,  способствующих совершению  покупки. Стимулирование, направленное на  покупателей, заключается  в предложении  последним ощутимой  коммерческой выгоды. Осуществляется стимулирование  за счет предоставления  кредита с различными  условиями, различных скидок и гарантий.

    Стимулирование, направленное  на посредников,  побуждает их продавать  товар с максимальной  энергией и расширить  круг покупателей.  Осуществляется стимулирование  за счет предоставления  им различных скидок, льготных условий оплаты за товар, бонусных скидок, субсидирование рекламы для посреднических фирм, конкурсы дилеров. Средствами стимулирования персонала предприятия являются: премии, оплата проезда на автобусе, бесплатная переподготовка, обучение и повышение квалификации, возможность оплачивать обучение детей сотрудников предприятия.

    Для успешного  продвижения товара  на рынок осуществляются  следующие маркетинговые мероприятия:

  • стимулирование потребителей, покупателей и посредников;
  • размещение рекламы в СМИ, журналах и газетах;
  • постоянное обновление информации на собственном сайте предприятия www.vrt.vlz.ru в интернете;
  • участие в выставках и ярмарках;
  • реклама на транспорте.

     Таким образом,  проводимая сбытовая  политика предприятия,  его ценовая политика, осуществляемая торговая политика и развитая рекламная стратегия предприятия и продвижение товара на рынок  приводят к нахождению более эффективных рынков сбыта. Поэтому растет спрос на продукцию предприятия, и соответственно есть необходимость в увеличении объемов производства, что приводит к развитию предприятия. 

     1.3.1 PEST – анализ

     Внешняя среда может быть определена как совокупность условий, возникающих  вне зависимости  от деятельности конкретной компании, но оказывающих  воздействие на ее функционирование. Внутренняя среда включает переменные, находящиеся внутри предприятия и  поддающиеся контролю со стороны руководителя.

     Для формирования поведения  предприятия на рынке  необходимо провести системный анализ рыночной ситуации с  помощью матричных  методов:

  • PEST-анализа (P – политика, E – экономика, S – общество, T – технология);
  • SWOT-анализа (S – сильные стороны, W – слабые стороны, O – возможности, T – угрозы). 

     Основные  факторы макроокружения предприятия представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Макроокружение предприятия

Фактор  макроокружения Способствует Затрудняет
1 Ориентация  на рыночное регулирование экономики  
+
 
-
2 Стабильность  в обществе +  
3 Нормативно-правовая база + -
4 Уровень инфляции   -
5 Объем промышленной продукции   -
6 Уровень безработицы + -
7 Денежные доходы потребителей + -
8 Тарифы на энергоресурсы + -
9 Изменение курса  валют + -
10 Монополизация экономики   -
11 Налоговая политика + -
12 Процентные  ставки + -
13 Мобильность населения + -
14 Старение населения   -
15 Уровень образования + -
16 НТП в сфере  производства +  
17 НТП в социальной сфере +  
 

      Развитию  предприятия способствуют такие фаторы как:

  • Стабильность в обществе. Данный фактор является положительным для деятельности предприятия так как при стабильности в обществе не может произойти резкого снижения спроса и прибыль предприятия не уменьшится за счет стабильного спроса;
  • НТП в сфере производства. Ведет к появлению новых материалов, оборудования, технологий, сокращение сроков амортизации и как следствие повышение производительности труда;
  • НТП в социальной сфере. Оказывает влияние на рост уровня потребностей, применение новых подходов в рекламе.

      Затрудняют  развитие предприятия  следующие факторы:

  • Уровень инфляции. Повышение уровня инфляции может отразиться на обесценивании денег, могут возникнуть трудности с получением долгосрочных кредитов;
  • Объем промышленной продукции. Снижение и увеличение объемов продукции будет затруднять развитие ЗАО «ВРТ». При увеличении объемов продукции может снизится цена на производимую продукцию из-за переизбытка товара, о затраты на складские помещения увеличатся для хранения излишней продукции. А снижения объемов промышленной продукции приведет к его дефициту, вследствие чего увеличится цена на товары и может снизиться спрос на продукцию ЗАО «ВРТ», так как покупатели могут приобрести аналогичный товар по более низкой цене у предприятий конкурентов;
  • Монополизация экономики. Данный процесс может привести к монополизации цен на сырье, материалы, топливо, ресурсы. Это все являются составляющими себестоимости, а рост себестоимости ведет к росту цен на выпускаемую продукцию, а следовательно к снижению спроса и прибыли. Затрудняет вход на рынок сбыта;
  • Старение населения. Увеличение персонала предпенсионного возраста может отрицательно сказаться на деятельности предприятия. Таким людям очень трудно приспособиться к новым технологиям, а это может повлиять на снижение производительности труда, на дефицит рабочей силы;

      Противоречивыми факторами являются:

  • Ориентация на рыночное регулирование экономики. Положительным моментом данного фактора является то,что предприятие имеет возможность выбора среды деятельности, т.е. предприятия самостоятельно выбирает себе поставщиков, посредников, потребителей. А отрицательным моментом может стать ослабление дисциплины поставок; 
  • Мобильность населения. Мобильность населения может действовать на деятельность населения как положительно, так и отрицательно. Стремление к высоким технологиям , более прогрессивному оборудованию можно отнести к положительному фактору. Но рост мобильности населения может повлиять  на отток работников.  А так же на увеличение затрат предприятия;
  • Нормативно-правовая база. Данный фактор будет по разному влиять на деятельность предприятия. Существуют нормы и законы, которые способствуют развитию предприятия, а так же законы, которые тормозят его;
  • Уровень безработицы. Увеличение уровня безработицы может привести к удешевлению рабочей силы, высвобождению работников, а также к изменению покупательской способности;
  • Денежные доходы потребителей. Если денежные доходы потребителей растут, то это может привести к увеличению спроса и как следствие к увеличению прибыли предприятия. А снижение доходов потребителей приводит к снижению спроса и сокращению объемов реализации, а следовательно и сокращению прибыли.
  • Тарифы на энергоресурсы, налоговая политика и процентные ставки. При увеличении данных факторов развитие предприятия снижается, а при сокращении наоборот, т.е. снижение процентных ставок дает возможность свободно привлечь заемный капитал, снижение тарифов на энергоресурсы позволяет уменьшить затраты на производство продукции, а низкие налоги способствуют эффективной деятельности предприятия. А увеличение выше перечисленных показателей дает обратный эффект;
  • Изменение курса валют. Рост курса валют может привести к увеличению цен на ресурсы для производства продукции, т.е. затраты предприятия вырастут. Изменение курса валют может быть таким, что предприятие сможет облегчить расчет с поставщиками ; 
  • Уровень образования. Если растет, то это позволит привлечь более квалифицированных работников и повысить производительность труда. Если же уровень образования снижается, то вместе с ним снижается и количество квалифицированных кадров, что приведет к снижению производительности и качества выпускаемой продукции.

Информация о работе PEST и SWOT анализ на примере предприятия