Шпаргалка по финансовому менеджменту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 12:11, шпаргалка

Описание

Ответы на вопросы по финансовому менеджменту

Содержание

1. Сущность, предмет и структура финансового менеджмента
2. Принципы финансового менеджмента
3. Цели и задачи финансового менеджмента
4. Базовые концепции финансового менеджмента
5. Функции финансового менеджмента
6. Место финансового менеджмента в системе управления организациями
7. Информационное обеспечение финансового менеджмента
8. Основные прогнозно-аналитические методы и приемы, используемые в финансовом менеджменте
9. Финансовые инструменты
10. Цель и задачи финансового анализа
11. Информационное обеспечение финансового анализа
12. Виды финансового анализа
13. Содержание финансового анализа
14. Методическое обеспечение финансового анализа
15. Планирование: сущность, цель и задачи финансового планирования
16. Виды планов. Содержание и последовательность разработки
17. Методы планирования и прогнозирования финансовых показателей
18. Бюджетирование как инструмент финансового менеджмента
19. Виды бюджетов
20. Финансирование деятельности организации за счет собственного капитала
21. Состав собственного капитала организации
22. Управление собственным капиталом
23. Политика формирования собственного капитала
24. Дивидендная политика
25. Эмиссионная политика организации
26. Характеристика заемного капитала: формы и отличительные особенности
27. Управление привлечением заемного капитала
28. Управление заимствованиями на рынке ссудных капиталов
29. Управление эмиссионной деятельностью
30. Управление привлечением товарного (коммерческого) кредита
31. Стоимость и цена капитала
32. Теории структуры капитала
33. Управление структурой капитала
34. Управление внеоборотными активами
35. Управление оборотными активами
36. Управление денежным оборотом
37. Управление денежными активами
38. Управление запасами
39. Управление дебиторской задолженностью
40. Цель и задачи управления денежными потоками
41. Виды денежных потоков
42. Политика управления денежными потоками
43. Факторы, влияющие на формирование денежных потоков
44. Оптимизация денежных потоков организации
45. Планирование денежных потоков организации
46. Учет временной стоимость денег в управлении денежными потоками
47. Цель и задачи управления инвестициями
48. Инвестиционная политика организации. Реальные и финансовые инвестиции
49. Основы инвестиционного анализа, методы оценки эффективности инвестиционных проектов
50. Основные формы финансовых инвестиций и особенности управления ими
51. Сущность и классификация финансовых рисков
52. Политика управления финансовыми рисками
53. Методы управления финансовыми рисками
54. Способы снижения финансовых рисков
55. Управление доходами и расходами
56. Политика управления доходами и расходами
57. Управление прибылью
58. Политика управления прибылью
59. Управление финансовой устойчивостью организации

Работа состоит из  1 файл

Экзаменационные вопросы по финансовому менеджменту.docx

— 344.51 Кб (Скачать документ)

5) ограничения  рекламно-информацион–ного характера.  Сбои в выплате дивиден–дов,  отклонения от сложившейся в  данной компании практики выплаты  дивидендов могут

Существуют три теории обоснования оптимальной дивидендной политики. 
      1. Иррелевантности дивидендов. Данная теория разработана Ф. Модильяни и М. Миллером. Они доказывали, что величина дивидендов не влияет на изменение совокупного богатства акционеров, которое определяется способностью предприятия генерировать прибыль, и в большей степени зависит от правильности инвестиционной политики, нежели от того, в какой пропорции прибыль подразделяется на выплаченную (в виде дивидендов) и реинвестированную. Иными словами, оптимальной дивидендной политики как фактора повышения стоимости предприятия не существует в принципе. 
      2. Существенности дивидендной политики. Представители данной теории – М. Гордон и Дж. Линтер. Состоит она в том, что инвесторы предпочитают текущие дивиденды доходам, лишь потенциально возможным в будущем, в том числе и возможному приросту акционерного капитала. Текущие дивидендные выплаты уменьшают уровень неопределенности инвесторов относительно целесообразности и выгодности инвестирования в данную компанию, т. е., увеличивая долю прибыли, направляемую на дивиденды, можно способствовать повышению рыночной стоимости предприятия. 
      3. Налоговой дифференциации. Представители данной теории – Р. Литеценбергер и К. Рамасвами. Суть теории состоит в том, что для акционеров приоритетное значение имеет не дивидендная доходность, а капитализированная доходность. Объяснение этому достаточно очевидно: доход от капитализации облагался налогом по меньшей ставке, чем полученные дивиденды. 
      Если в соответствии с данной теорией два предприятия различаются лишь в способах распределения прибыли, то акционеры предприятия, имеющего относительно высокий уровень дивидендов, должны требовать повышенный доход на акцию, чтобы компенсировать потери в связи с повышенным налогообложением. Таким образом, предприятию невыгодно платить высокие дивиденды, а его рыночная стоимость максимизируется при относительно низкой доле дивидендов в прибыли. 
      Известны следующие виды дивидендной политики. 
      1. Остаточная. Если денежные средства, необходимые для реализации выгодных проектов, превышают размер располагаемого нового капитала, то дивиденды не выплачиваются, а вся чистая прибыль реинвестируется. Если денежные средства меньше, чем располагаемый размер нового капитала, то дивиденды выплачиваются по остаточному принципу. 
      2. Фиксированного дивидендного выхода. Предприятия могут устанавливать оптимальное значение дивидендного выхода и придерживаться его. Но так как величина чистой прибыли варьируется по годам, то денежное выражение дивидендных выплат тоже будет различно. 
      3. Снижающихся дивидендов на акцию и остаточного подхода к нераспределенной прибыли. 
      4. Выплаты дивидендов акциями. Эта политика может проводиться как при неблагополучном финансовом состоянии, так и при временном недостатке финансовых средств для реализации инвестиционных программ при общей финансовой устойчивости. 
      5. Выкупа собственных акций, что означает использование чистой прибыли на выплаты владельцам капитала и, следовательно, может рассматриваться как дивидендная политика, альтернативная денежным выплатам дивиденда.

 

  1. Эмиссионная политика организации

Привлечение собственного капитала из внешних источников путем дополнительной эмиссии акций является сложным  и дорогостоящим процессом.

С позиции финансового  менеджмента основной целью управления эмиссией акций является привлечение на фондовом рынке необходимого объема собственных финансовых ресурсов в минимально возможные сроки.

Процесс управления эмиссией акций строится по следующим основным этапам:

1.       Исследование возможностей эффективного размещения предполагаемой эмиссии акций. Решение о предполагаемой первичной (при преобразовании организации в акционерное общество) или дополнительной (если организация уже создана в форме акционерного общества и нуждается в дополнительном притоке собственного капитала) эмиссии акций можно принять лишь на основе всестороннего предварительного анализа конъюнктуры фондового рынка и оценки потенциальной инвестиционной привлекательности своих акций.

2.        Определение целей эмиссии. В связи с высокой стоимостью привлечения собственного капитала из внешних источников цели эмиссии должны быть достаточно весомыми с позиций стратегического развития организации и возможностей существенного повышения ее рыночной стоимости в предстоящем периоде. Основными из таких целей, которыми руководствуется организация, прибегая к этому источнику формирования собственного капитала, являются:

·    реальное инвестирование, связанное с отраслевой (подотраслевой) и региональной диверсификацией производственной деятельности (создание сети новых филиалов, дочерних фирм, новых производств с большим объемом выпуска продукции и т.п.);

·   необходимость существенного улучшения структуры используемого капитала (повышение доли собственного капитала с целью роста уровня финансовой устойчивости; обеспечение более высокого уровня собственной кредитоспособности и снижение за счет этого стоимости привлечения заемного капитала; повышение суммы эффекта финансового левериджа и т.п.);

·   предполагаемое поглощение других организаций с целью получения синергетического эффекта (участие в приватизации сторонних государственных организацийтакже может рассматриваться как вариант их поглощения, если при этом обеспечивается приобретение контрольного пакета акций или преимущественная доля в уставном капитале). Синергетический эффект определяется дополнительными экономическими преимуществами, которые возникают при успешном объединении организаций (их слиянии и поглощении). Эти преимущества появляются при рациональном использовании общего производственного и финансового потенциалов слившихся организаций, при взаимодополнении технологий и выпускаемой продукции, при использовании возможностей сокращения текущих издержек и других аналогичных факторов; иные цели, требующие быстрой мобилизации значительного объема собственного капитала.

·    иные цели, требующие быстрой аккумуляции значительного объема собственного капитала.

3.       Определение объема эмиссии. При определении объема эмиссии необходимо исходить из ранее рассчитанной потребности в привлечении собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников. Объем эмиссии акций определяют путем умножения количества выпускаемых акций на номинальную стоимость одной акции (в процессе одной эмиссии может быть установлен один вариант номинала акций).

4.         Определение номинала, видов и количества эмитируемых акций. Номинал акций определяется с учетом основных категорий предстоящих их покупателей (наибольшие номиналы акций ориентированы на их приобретение институциональными инвесторами, а наименьшие – на приобретение населением). В процессе определения видов акций (простых и привилегированных) устанавливается целесообразность выпуска привилегированных акций; если такой выпуск признан целесообразным, то устанавливается соотношение простых и привилегированных акций (при этом следует иметь в виду, что в соответствии с действующим законодательством доля привилегированных акций не может превышать 10% общего объема эмиссии). Количество эмитируемых акций определяется исходя из объема эмиссии и номинала одной акции (в процессе одной эмиссии может быть установлен лишь один вариант номинала акций).

5.    Оценка стоимости привлекаемого акционерного капитала. В соответствии с принципами такой оценки она осуществляется по двум параметрам:

·     предполагаемому уровню дивидендов (он определяется исходя из избранного типа дивидендной политики); ·     затрат по выпуску акций и размещению эмиссии (приведенных к среднегодовому размеру).

Расчетная стоимость привлекаемого  капитала сопоставляется с фактической средневзвешенной стоимостью капитала и средним уровнем ставки процента на рынке капитала. Только после этого принимается окончательное решение об осуществлении эмиссии акций.

6.                 Определение эффективных форм андеррайтинга. Если не предусмотрена продажа акций непосредственно инвестором по подписке, то для того, чтобы быстро и эффективно провести открытое размещение эмитируемого объема акций, целесообразно воспользоваться услугами финансового посредника (андеррайтера), который организует первичную и повторную реализацию ценных бумаг эмитента на фондовом рынке.

 

 

 

  1. Характеристика заемного капитала: формы и отличительные особенности

Эффективная финансовая и  инвестиционная деятельность организации  невозможна без постоянного привлечения  заемных средств. Использование  заемного капитала позволяет не только существенно расширить объем  хозяйственной деятельности и достичь  более эффективного использования собственного капитала, но и ускорить реализацию крупных инвестиционных проектов, обеспечить постоянное совершенствование и обновление действующих основных средств, а в конечном счете – повысить рыночную стоимость организации. 

В соответствии с формой №1 финансовой отчетности (бухгалтерский  баланс) финансовые обязательства можно  классифицировать следующим образом:

1.                 Долгосрочные финансовые обязательства – заемный капитал со сроком использования более 1 года. Основные формы: долгосрочные кредиты  и долгосрочные заемные средства, срок погашения которых еще не наступил (задолженность по облигациям, финансовой помощи и т.д.)

2.                 Краткосрочные финансовые обязательства – заемный капитал со сроком использования менее 1 года. Основные формы: краткосрочные кредиты банков и краткосрочные заемные средства предусмотренные к погашению, а также не погашенные в срок; кредиторская задолженность и др.

Заемный капитал, используемый организацией, характеризует в совокупности объем его финансовых обязательств (общую сумму  долга). В хозяйственной практике эти финансовые обязательств  дифференцируются на долгосрочные и краткосрочные финансовые обязательства.

Заемный капитал характеризуется  рядом особенностей. При его использовании  возникает ряд эффектов.

Положительные эффекты:

·       Обеспечивает рост финансового потенциала организации при необходимости существенного расширения ее активов. ·       Обеспечивает эффект «налогового щита» (изъятия затрат по его обслуживанию из налогооблагаемой базы при уплате налога на прибыль). ·      Генерирует прирост финансовой рентабельности (коэффициента рентабельности собственного капитала). 

Отрицательные эффекты:

·   Генерирует наиболее опасные несистематические финансовые риски – риск снижения финансовой устойчивости и потери платежеспособности. Уровень этих рисков возрастает пропорционально росту удельного веса использования заемного капитала. ·     Активы, сформированные за счет заемного капитала, генерируют меньшую (при прочих равных условиях) норму прибыли. Прибыль снижается на сумму выплачиваемого ссудного процента во всех его формах (процента за банковский кредит; лизинговой ставки; купонного процента по облигациям; вексельного процента за товарный кредит и т.п.). ·    Высокая корреляция стоимости (цены) заемного капитала и конъюнктуры финансового рынка. 

 

  1. Управление привлечением заемного капитала

Организация, использующая только собственный капитал, имеет  максимальную финансовую устойчивость, однако она ограничивает темпы своего будущего развития, т.к. отказавшись  от привлечения заемного капитала в  период благоприятной рыночной конъюнктуры, лишается дополнительного источника  финансирования активов. Использование  заемного капитала позволяет существенно  расширить объем хозяйственной  деятельности организации, обеспечить более эффективное использование  собственного капитала, ускорить формирование различных целевых финансовых фондов, а в конечном счете – повысить рыночную стоимость организации.

Управление привлечением и эффективным использованием заемных  средств является одной из важнейших  задач финансового менеджмента, направленной на обеспечение достижения высоких конечных результатов хозяйственной  деятельности организации.

Политика привлечения  заемных средств представляет собою  часть общей финансовой стратегии  организации, заключающейся в обеспечении  наиболее эффективных форм и условий  привлечения заемного капитала из различных  источников в соответствии с потребностями  своего развития. Процесс формирования политики привлечения заемных средств  организации включает в себя несколько  этапов.

1.     Анализ привлечения и использования заемных средств в предшествующем периоде. Цель анализа – выявление объема, состава и форм привлечения заемных средств и оценка эффективности их использования.

·      Анализируется и оценивается динамика общего объема привлечения заемных средств в рассматриваемом периоде. Темпы этой динамики сопоставляются с темпами прироста суммы собственных финансовых ресурсов, объемов операционной и инвестиционной деятельности, общей суммы активов организации. ·       Определяются основные формы привлечения заемных средств, анализируются в динамике удельный вес сформированного финансового кредита, товарного кредита и внутренней кредиторской задолженности в общей сумме заемных средств, используемых организацией. ·   Определяется соотношение объемов используемых организацией заемных средств по периоду их привлечения. Проводится соответствующая группировка используемого заемного капитала по этому признаку, изучается динамика кратко- и долгосрочных заемных средств и их соответствие объему используемых оборотных и внеоборотных активов. ·   Анализируется и оценивается состав конкретных кредиторов организации и условия предоставления ими различных форм заемных средств. Эти условия анализируются и сопоставляются со сложившейся конъюнктурой финансового и товарного рынков. ·      Анализируется и оценивается эффективность использования заемных средств в целом и отдельных их форм.

2.     Конкретизация задач привлечения заемных средств в предстоящем периоде. Основными задачами привлечения заемных средств могут являться:

·         пополнение необходимого объема постоянной части оборотных активов; ·      обеспечение формирования переменной части оборотных активов; ·        формирование недостающего объема инвестиционных ресурсов; ·         обеспечение социально- бытовых потребностей своих работников и пр.

3.      Определение предельного объема привлечения заемных средств. Максимальный объем привлечения диктуется двумя основными условиями:

Информация о работе Шпаргалка по финансовому менеджменту