Шпаргалка по финансовому менеджменту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 12:11, шпаргалка

Описание

Ответы на вопросы по финансовому менеджменту

Содержание

1. Сущность, предмет и структура финансового менеджмента
2. Принципы финансового менеджмента
3. Цели и задачи финансового менеджмента
4. Базовые концепции финансового менеджмента
5. Функции финансового менеджмента
6. Место финансового менеджмента в системе управления организациями
7. Информационное обеспечение финансового менеджмента
8. Основные прогнозно-аналитические методы и приемы, используемые в финансовом менеджменте
9. Финансовые инструменты
10. Цель и задачи финансового анализа
11. Информационное обеспечение финансового анализа
12. Виды финансового анализа
13. Содержание финансового анализа
14. Методическое обеспечение финансового анализа
15. Планирование: сущность, цель и задачи финансового планирования
16. Виды планов. Содержание и последовательность разработки
17. Методы планирования и прогнозирования финансовых показателей
18. Бюджетирование как инструмент финансового менеджмента
19. Виды бюджетов
20. Финансирование деятельности организации за счет собственного капитала
21. Состав собственного капитала организации
22. Управление собственным капиталом
23. Политика формирования собственного капитала
24. Дивидендная политика
25. Эмиссионная политика организации
26. Характеристика заемного капитала: формы и отличительные особенности
27. Управление привлечением заемного капитала
28. Управление заимствованиями на рынке ссудных капиталов
29. Управление эмиссионной деятельностью
30. Управление привлечением товарного (коммерческого) кредита
31. Стоимость и цена капитала
32. Теории структуры капитала
33. Управление структурой капитала
34. Управление внеоборотными активами
35. Управление оборотными активами
36. Управление денежным оборотом
37. Управление денежными активами
38. Управление запасами
39. Управление дебиторской задолженностью
40. Цель и задачи управления денежными потоками
41. Виды денежных потоков
42. Политика управления денежными потоками
43. Факторы, влияющие на формирование денежных потоков
44. Оптимизация денежных потоков организации
45. Планирование денежных потоков организации
46. Учет временной стоимость денег в управлении денежными потоками
47. Цель и задачи управления инвестициями
48. Инвестиционная политика организации. Реальные и финансовые инвестиции
49. Основы инвестиционного анализа, методы оценки эффективности инвестиционных проектов
50. Основные формы финансовых инвестиций и особенности управления ими
51. Сущность и классификация финансовых рисков
52. Политика управления финансовыми рисками
53. Методы управления финансовыми рисками
54. Способы снижения финансовых рисков
55. Управление доходами и расходами
56. Политика управления доходами и расходами
57. Управление прибылью
58. Политика управления прибылью
59. Управление финансовой устойчивостью организации

Работа состоит из  1 файл

Экзаменационные вопросы по финансовому менеджменту.docx

— 344.51 Кб (Скачать документ)

Внедрение системы бюджетирования означает для предприятия, как правило, серьезные структурные изменения  в экономический и финансовой работе. В результате управленческие процессы становятся более понятными  и прозрачными, выявляются неэффективные  структурные подразделения, усиливается  мотивация работников предприятия, обеспечивается привязка стратегических вопросов к тактическим. 
       Трудности внедрения бюджетированияна отечественных предприятиях обычно связаны с тем, что это требует: 
      – коренной перестройки всех бизнес-процессов предприятия;       – внедрения дорогостоящих средств автоматизации бюджетирования;       – повышения квалификации финансовых и всех управленческих работников;        – дополнительных затрат на оплату услуг консультантов;       – разработки нормативной базы;       – повышения исполнительской дисциплины внутренних правовых документов и т. д.

Система бюджетирования основана на ряде принципов:

1) единство  бюджетной системы – этот принцип  означает единство: а) нормативной базы; б) бюджетной документации; в) санкций и стимулов; г) методологии формирования и использования средств;

2) существование  границ доходов и расходов  между уровнями бюджетной системы.

Означает  закрепление видов доходов и  обязанностей за соответствующими субъектами управления;

3) самостоятельность  бюджетов. Этот принцип предполагает: а) право органов управления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; б) наличие собственных источников доходов у субъектов управления; в) право органов управления самостоятельно осуществлять расходование средств; г) недопустимость использования доходов, полученных дополнительно в ходе исполнения бюджета, сумм экономии и т. д.; д) недопустимость расходования средств других бюджетов для покрытия непредвиденных расходов бюджета;

4) всестороннее  отражение доходов и расходов  бюджетов. Означает, что все доходы  и расходы нужно воспроизводить  в бюджете. Кроме того, для полноты  картины необходима детализация  группы доходов и расходов  для выявления направлений денежных  потоков и видов издержек предприятия;

5) сбалансированность  бюджета. Подразумевает равенство  между суммой расходов и суммой  доходов, включая дополнительное  финансирование на покрытие дефицита  бюджета, т. е. обязательным  условием успешного функционирования  финансово-хозяйственной деятельности  является наличие финансовых  ресурсов, при недостатке которых  не все расходы могут быть  оплачены, что может привести  к нежелательным последствиям;

6) бездефицитность  бюджета. Принцип отсутствия дефицита  бюджета, т. е. формирование  бюджета таким образом, чтобы  расходы предприятия не превышали  его доходы. В случае возникновения  такой ситуации необходимо закладывание  в бюджет дополнительных источников  финансирования;

7) эффективность  и экономность использования  бюджетных средств. Означает, что  при исполнении бюджета необходимо  руководствоваться правилами разумного  расходования средств, стремясь  по возможности минимизировать  расходы;

8) достоверность  бюджета. Означает реалистичный, наиболее точный подход к составлению  бюджета, т. е. плановые данные, отраженные в бюджете, должны  иметь наименьший процент отклонений  от фактических показателей, быть  максимально надежными. Для выполнения  данного принципа необходим ответственный  подход и эффективный управленческий  аппарат. От составления бюджетов  центрами финансовой ответственности  напрямую зависит достоверность  генерального бюджета.

 

 

  1. Виды бюджетов

С позиций  количественных оценок планирование деятельности предприятия представляет собой  так называемый генеральный бюджет, который состоит из взаимосвязанных  операционных и финансовых бюджетов. Операционные бюджеты имеют значение для планирования текущей деятельности, а также контроля исполнения, часто  используются руководителями структурных  подразделений. Что касается финансовых бюджетов, то они предназначены для  руководителей высшего звена, а  также для руководителей финансовых служб.

Непосредственно сам процесс в среднесрочной  и краткосрочной перспективах и  называется процессом бюджетирования.

Формирование  бюджета осуществляется финансовой службой предприятия, выполняющей  контрольную функцию наряду с  руководством, однако необходимо заметить, что в подготовке бюджета задействуются  и другие структурные подразделения, которые впоследствии отвечают за его  исполнение.

Конечно, не все  виды бюджетов входят в компетенцию  финансистов, однако последние должны знать содержание каждого бюджета.

Теория выделяет следующие виды бюджетов.

1. Операционные: 1) бюджет продаж; 2) бюджет производства;  3) бюджет п рямых затрат сырья и материалов; 4) бюджет прямых затрат труда; 5) бюджет переменных накладных расходов; 6) бюджет запасов сырья, готовой продукции; 7) бюджет управленческих и коммерческих расходов; 8) бюджет себестоимости реализованной продукции.

2. Финансовые: 1) бюджет формирования и распределения финансовых ресурсов (прогнозный баланс); 2) бюджет доходов и расходов (прогнозный отчет о прибылях и убытках); 3) бюджет денежных средств (прогноз движения денежных средств).

Оба блока  бюджетов взаимосвязаны, данные каждого  должны соответствовать друг другу. Более того, данные финансовых бюджетов вытекают из блока операционных, которые  выступают в общей системе  бюджетирования как исходная информация для финансового планирования.

Кроме вышеуказанных, выделяют также инвестиционные бюджеты. Очень часто руководители компаний сталкиваются с проблемами выделения  инвестиционной программы, а именно – строительство новых зданий, сооружений, приобретение нового оборудования, техники. В этом случае правомерно использование  инвестиционного бюджета. Цель его  заключается в детализации инвестиционной программы, т. е. выделении той информации, которую можно не увидеть в  бюджете движения денежных средств. Инвестиционный бюджет отражает: конкретные объекты инвестиций с указанием  точных параметров, источники финансирования. Иными словами, по результатам анализа  бюджета инвестиций руководителю или  любому уполномоченному им лицу должно стать понятно, во что, когда и  за счет каких источников предприятие  планирует совершать инвестиции в рассматриваемом периоде.

Классификация бюджетов

В зависимости  от специфики деятельности предприятия, а также от принадлежности к той  или иной отрасли бюджеты классифицируются:

1) по построению  по принципу «снизу вверх»  и «сверху вниз»: а) бюджеты, сформированные по принципу «снизу вверх», подразумевают под собой систему передачи данных от исполнителей руководителям структурных подразделений, а затем руководителям высшего звена; б) бюджеты, сформированные по принципу «сверху вниз», подразумевают движение данных от руководства кампании к сотрудникам.

Необходимо  отметить, что некоторые предприятия  используют смешанные варианты;

2) долгосрочные  и краткосрочные: по данному  классу бюджетов в настоящее  время идут споры касательно  того, что одни считают краткосрочными  те бюджеты, которые составлены  на срок менее года и год  (и, следовательно, долгосрочные  – на срок более года), другие  утверждают, что краткосрочные бюджеты  составляются на срок в два  года (долгосрочные – более двух  лет), иные, что краткосрочный формируется  на срок менее полугода (долгосрочный  – более полугода). Кроме того, очень часто краткосрочные бюджеты объединяют с долгосрочными, т. е. краткосрочный формируется в рамках долгосрочного в качестве уточнения;

3) непрерывные  (скользящие): подразумевают процесс,  когда по мере окончания бюджетного  периода к старому бюджету  добавляется новый;

4) постатейные:  предусматривают ограниченное расходование  средств со статей, т. е. в  случае, если по статье «коммерческие  расходы» было заложено 10 000, нельзя  израсходовать большую сумму;

5) с временным  периодом: данный тип бюджетов  подразумевает, что нельзя перенести  остаток денежных средств, не  израсходованный в прошлом периоде,  на последующий. Недостатком данного  типа бюджета является то, что  лимитирование остатков зачастую  приводит к нерациональному расходованию  денежных средств;

6) статичные  и гибкие:

а) статичные  содержат данные, не зависящие от объема производства; б) гибкие содержат данные, зависящие от какого-либо параметра (например, объема производства);

7) с нулевым  уровнем и преемственные:

а) с нулевым  уровнем – это бюджеты, которые  каждый раз составляются заново; б) преемственные – это бюджеты, составляемые по шаблону, в который лишь вносятся некоторые корректировки. Недостатком такого вида бюджета является то, что здесь возможно повторение старых недочетов и отклонений. Преимуществом же является более быстрый процесс формирования;

8) генеральные  и частные:

а) генеральные  – бюджеты, охватывающие всю деятельность предприятия, состоящие из нескольких бюджетов, т. е. являющиеся сводным бюджетом; б) частные – бюджеты отдельных структурных подразделений.

  1. Финансирование деятельности организации за счет собственного капитала

 

Собственный капитал –  основа финансирования деятельности организации.

Под собственным капиталом  понимается общая сумма средств, принадлежащих организации на правах собственности и используемых для формирования активов.

 

Управление собственным  капиталом связано не только с обеспечением эффективного использования уже накопленной его части, но и с формированием собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих предстоящее развитие организации. В процессе управления формированием собственных финансовых ресурсов они классифицируются по источникам этого формирования. Состав основных источников формирования собственных финансовых ресурсов организации можно представить следующим образом.  

В составе внутренних источников формирования собственных финансовых ресурсов основное место принадлежит прибыли, остающейся в распоряжении организации, – она формирует основную часть его собственных финансовых ресурсов, обеспечивая прирост собственного капитала, а соответственно и рост рыночной стоимости организации. Определенную роль в составе внутренних источников играют также амортизационные отчисления, особенно организациях с высокой стоимостью используемых собственных основных средств и нематериальных активов; однако сумму собственного капитала организации они не увеличивают, а лишь являются средством его реинвестирования. Прочие внутренние источники не играют заметной роли в формировании собственных финансовых ресурсов организации.

В составе внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов основное место принадлежит привлечению организациейдополнительного капитала путем дополнительной эмиссии и реализации акций или путем дополнительных взносов средств в уставный фонд. Для отдельных организаций одним из внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов может являться предоставляемая им безвозмездная финансовая помощь. В число прочих внешних источников входят бесплатно передаваемые организации материальные и нематериальные активы, включаемые в состав его баланса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Состав собственного капитала организации

 

Состав собственного капитала представлен в бухгалтерском  балансе (форма №1) и отчете об изменениях капитала (форма №3).

Общая сумма собственного капитала организации отражается итогом первого раздела «Пассива» баланса. Структура статей этого раздела позволяет четко идентифицировать первоначально инвестированную его часть, т.е. сумму средств, вложенных собственниками организации в процессе ее создания и накопленную его часть в процессе осуществления эффективной хозяйственной деятельности.

Основу первой части собственного капитала организации составляет его уставной капитал – зафиксированная в учредительных документах общая стоимость активов, являющихся взносом собственников (участников) в капитал организации (организации, для которых не предусмотрена фиксированная сумма уставного капитала, отражают по этой позиции сумму фактического взноса собственников в ее уставный фонд).

Вторую часть собственного капитала представляют дополнительно вложенный капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль и некоторые другие его виды.

 

·                   Уставный капитал – часть собственного капитала, образуемая за счет средств собственников организации (акционеров, участников и пр.) для обеспечения ее уставной деятельности.

·                   Добавочный капитал – включает эмиссионный доход, прирост стоимости имущества в результате переоценки, стоимость имущества, полученного организацией безвозмездно. Добавочный капитал может быть использован на увеличение уставного капитала, погашение балансового убытка за отчетный год, а также распределен между учредителями организации и на другие цели. При этом порядок использования добавочного капитала определяется собственниками, как правило, в соответствии с учредительными документами при рассмотрении результатов отчетного года.

Информация о работе Шпаргалка по финансовому менеджменту