Анализ реализации продукции и расчетов с покупателями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 18:56, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ анализа реализации продукции и расчетов с покупателями и проведение данного анализа на основании данных по предприятию.
Задачами курсовой работы являются :
рассмотрение целей, задач проведения анализа хозяйственной деятельности;
изучение методик оценки динамики и ритмичности реализации продукции
рассмотрение анализа выполнения договорных обязательств и плана поставок продукции;
изучение основных положений по анализу дебиторской задолженности;
описание особенностей проведения анализа хозяйственной деятельнояти на предприятиях химической отрасли;
проведение анализа реализации продукции и расчетов с покупателями на СП «Белор-Дизайн» ООО.

Работа состоит из  1 файл

курсовой по АХД.doc

— 493.00 Кб (Скачать документ)

       Автор Бердникова Т.Б. выделяет несколько методов оценки выполнения плана по ритмичности: анализ ритмичности по удельному весу выпущенной продукции, анализ ритмичности по среднесуточному графику, анализ ритмичности сдачи продукции по кварталам /4/. Скамай Л.Г. предлагает проводить анализ ритмичности реализации продукции по табл. 2.5 /5, с 62/. 

       Таблица 2.5

       Ритмичность реализации продукции по кварталам 

Квартал Выпуск  продукции

тыс. Руб.

Удельный  вес

продукции, %

Коэффициент

выполнения  плана

Коэффициент

ритмичности, %

план факт план факт
1 2 3 4 5 6 7
I            
II            
III            
IV            
Всего за год            
 

       По  результатам анализа ритмичности  производства и реализации продукции  необходимо разработать конкретные мероприятия, повышающие уровень оперативного планирования, контроля и регулирования хода производства в целях обеспечения равномерной, комплектной сдачи продукции в заданном плановом ассортименте и в установленные сроки.

       При проведении анализа, по моему мнению, целесообразно использовать  аналитические  таблицы, предложенные авторами Скамай Л.Г и Бердниковой Т.Б, так как в них анализируются показатели разных временных периодов. Так таблицу 2.2 предпочтительнее применять при ретроспективном анализе, т.к. в ней можно увидеть изменение реализации из года в год, то есть проследить изменения, происходящие на предприятии на протяжении длительного периода времени. Для многих пользователей такой информации интересно знать, как изменяются объемы продаж на предприятии, а соответственно и объемы выручки или прибыли, что будет говорить об успешном развитии предприятия и привлекать большее количество клиентов. А вот таблицу 2.1 можно рассчитать при проведении оперативного анализа, который позволит наиболее быстро принять правильное управленческое решение, так как в таблице можно будет по истечении месяца сравнить объемы продаж с предыдущим месяцем и годом и на основе анализа корректировать деятельность предприятия.

       Для более полного анализа выполнения плана по реализации продукции целесообразно  использовать аналитическую таблицу, предложенную Грищенко О.В. В ней можно увидеть не только отклонения от плана отчетного года, но и отклонение объема продаж от предыдущего года.

       Наиболее  полно вопрос ритмичности реализации рассмотрен авторами Пястоловым С.М. и  Скамай Л.Г.

       Таким образом, при проведении анализа реализации продукции важным является оценка динамики и ритмичности реализации, а также степень выполнения плана по отгрузке. Данные этого анализа позволят оперативно принимать управленческие решения, а также позволит выявить причины, отрицательно влияющие на деятельность предприятия. Проведение анализа при помощи рассмотренных выше таблиц позволит более наглядно оценить темпы улучшения или ухудшения показателей предприятия. А для внешних пользователей возможно и представление данных анализа в виде графиков, гистограмм.

       Анализ  реализации продукции будет неполным, если только оценить динамику и ритмичность  показателей. Необходимо также рассмотреть  выполнение предприятием договорных поставок продукции покупателям, а также  своевременность оплаты покупателями реализованной им продукции. Эти вопросы будут рассмотрены в следующем разделе. 
 
 
 
 

 

       

       Таблица 2.1

       Анализ  динамики реализации продукции нарастающим  итогом с начала года 

Месяц, квартал Объем производства продукции

в ценах  производителей без НДС,

акцизов и других налогов из выручки, млн. руб.

Изменение против предыдущего года
В действующих

ценах

В сопоставимых

ценах

Млн. руб. Темпа роста,

%

Отчетный

 год

Предыдущий

год

Отчетный

 год

Предыдущий

год

В действующих

ценах

В сопоставимых

 Ценах

В действующих

ценах

В сопоставимых

 ценах

Январь                
Февраль                
За  два месяца                
Март                 
За 1 квартал                
Апрель                
За  четыре месяца                
Май                
За  пять месяцев                
Июнь                
За 1 полугодие                
И т.д.                

 

3. ВЫПОЛНЕНИЕ ДОГОВОРНЫХ  ОБЯЗАТЕЛЬСТВ И  ПЛАНА ПОСТАВОК  ПРОДУКЦИИ И ИХ  АНАЛИЗ 
 

       В условиях рыночных отношений для  предприятия очень важно соблюдение договорных обязательств. Выполнение договорных обязательств важно не только с точки зрения сиюминутной финансовой выгоды, но также и для поддержания репутации. Партнер с высокой репутацией имеет более прочное положение на рынке /7/.

       

       Договора  на поставку продукции в большинстве  случаев заключаются на квартал. Оценка выполнения договорных обязательств производится по кварталам и нарастающим итогом с начала года. Источниками информации являются договора на поставку продукции по каждому потребителю, в том числе на экспорт, форма 1-п (месячная), данные отгрузки по потребителям и другие.

       Основным  документом, определяющим права и обязанности сторон по поставке всех видов продукции, является договор. Договор или его отдельные условия, противоречащие законодательству, недействительны.

       Договор может быть изменен или расторгнут только по соглашению сторон, если иное не предусмотрено законодательством. Изменение срока действия или расторжение договора оформляется дополнительным соглашением, подписываемым сторонами, либо путем обмена письмами, телеграммами, телефонограммами.

       Сторона, получившая предложение об изменении или расторжении договора либо о продлении срока действия договора, обязана дать ответ другой стороне не позднее 10 дней после получения предложения. В случае внесения в установленном порядке изменений в договор по срокам, количеству и ассортименту поставляемой продукции недопоставка в отчетном периоде не учитывается.

       Если  договором предусмотрен квартальный  срок поставки продукции (без указания внутриквартальных сроков), результаты выполнения обязательств по поставкам  по этому договору определяются по итогам последнего месяца данного квартала. В данном случае в отчете по продукции за первые два месяца квартала недопоставка не отражается при условии, если в предыдущем квартале обязательства были выполнены полностью. Если же они были не выполнены, то недопоставку необходимо отразить в отчете за первый месяц отчетного квартала. Количество продукции, недопоставленное поставщиком в отчетном периоде поставки, подлежит восполнению в другом пределах действия договора.

       По  продукции, поставляемой на экспорт, количество изделий, недопоставленное в одном периоде, подлежит восполнению в следующем периоде независимо от срока действия договора. В таком же порядке восполняется недопоставка  комплектующих  изделий,  сырья  и  материалов,  необходимых  для

 

поставки  товаров на экспорт. По  соглашению сторон может быть установлен  иной порядок восполнения недопоставленной продукции.

       Размеры недопоставленной продукции за отчетный месяц, квартал или иной период с  начала года определяются нарастающим  итогом по состоянию на последнее число соответствующего отчетного периода (с учетом недопоставки в предыдущем периоде и восполнения недопоставленной продукции в последующих) по количеству, срокам и ассортименту по каждому заключенному договору.

       Не  учитывается в отчетном периоде  недопоставка, если потребитель отказался от восполнения недопоставленной в предыдущем периоде продукции.

       Досрочная поставка продукции может производиться  с согласия покупателя. Продукция, поставленная досрочно и принятая покупателем, засчитывается  в выполнение поставки в последующем периоде, предусмотренном договором. Засчитывается в выполнение договора продукция, досрочно отгруженная в предыдущем году.

       Поставленная  продукция одного наименования, входящего  в данную номенклатуру (ассортимент), не засчитывается в покрытие недопоставки продукции другого наименования, кроме случаев, когда поставка продукции произведена с предварительного письменного согласия покупателя или когда покупатель принял продукцию для использования. В указанных случаях недопоставленная продукция восполнению не подлежит.

       Если  договором предусмотрена поставка по количеству и стоимости (сумме), то при отгрузке товаров в натуральном  выражении в точном соответствии с условиями договора по количеству, качеству, комплектности и срокам поставки, договорные обязательства считаются выполненными независимо от того, что общая сумма стоимости отгруженных товаров может быть ниже договорной из-за снижения или повышения средней цены за единицу.

       Датой (днем) исполнения обязательств по поставкам  продукции считается:

    • день сдачи продукции органу транспорта или связи, определяемым датой на транспортном документе или документе органа связи – при отгрузке продукции иногороднему получателю;
    • дата приемо-сдаточного акта или расписки в получении продукции – при сдаче продукции на склад получателя или изготовителя.

       По  соглашению сторон в договоре может  быть предусмотрен иной момент исполнения обязательств.

       Не  учитывается в отчетном периоде  недопоставка продукции в случае, если:

    • в соответствии с договором отпуск (доставка) продукции покупателю (потребителю) производится по его требованию, а такое требование не было заявлено;
    • потребитель (покупатель) отказался от получения отгруженной (доставленной) продукции или не выбрал ее со склада поставщика (изготовителя) в установленный срок, если договором предусмотрена выборка продукции покупателем и у поставщика была продукция, соответствующая установленным требованиям;
    • договором предусмотрена доставка поставщиком продукции на склад потребителя (покупателя). При отсутствии соответствующего уведомления потребителя (покупателя) доказательством его отказа от получения доставленной согласно условиям договора продукции может служить отметка в товарно-транспортной накладной или составленный поставщиком акт;
    • договором предусмотрена выборка продукции потребителем. Недопоставка продукции не учитывается, если потребитель уведомил поставщика об отказе от выборки или в обусловленный договором срок не явился за получением продукции. Исключением из этого правила являются случаи, когда не выборка продукции имела место по причинам, зависящим от поставщика (например, несвоевременное извещение о готовности к сдаче, если в договоре предусмотрена посылка такого извещения).

       При выявлении покупателем в поступившей  партии продукции факта недостачи  против ее объемов, указанных в отгрузочных документах поставщика, недостающая продукция учитывается как недопоставленная до восполнения ее поставщиком, начиная с отчета за тот период, когда факт недостачи подтвержден в установленном порядке решением суда или арбитража, актом соответствующего контролирующего органа либо признан грузоотправителем.

       Продукция отгружается получателю в соответствии с минимальными нормами отгрузки. Порядок поставки продукции и  товаров ниже минимальных норм отгрузки устанавливается в договоре. В случае, если в договоре не оговаривается поставка продукции ниже минимальных норм отгрузки, недогруженная продукция учитывается как недопоставленная.

       Анализ  выполнения договорных обязательств автор  Бердникова Т.Б. предлагает проводить  по табл. 3.1 /4/.

Информация о работе Анализ реализации продукции и расчетов с покупателями