Анализ реализации продукции и расчетов с покупателями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 18:56, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ анализа реализации продукции и расчетов с покупателями и проведение данного анализа на основании данных по предприятию.
Задачами курсовой работы являются :
рассмотрение целей, задач проведения анализа хозяйственной деятельности;
изучение методик оценки динамики и ритмичности реализации продукции
рассмотрение анализа выполнения договорных обязательств и плана поставок продукции;
изучение основных положений по анализу дебиторской задолженности;
описание особенностей проведения анализа хозяйственной деятельнояти на предприятиях химической отрасли;
проведение анализа реализации продукции и расчетов с покупателями на СП «Белор-Дизайн» ООО.

Работа состоит из  1 файл

курсовой по АХД.doc

— 493.00 Кб (Скачать документ)

       При оценке степени выполнения договорных обязательств данные для анализа  могут быть взяты из договоров  поставки. В договоре указываются: наименование продукции, которую поставщик обязуется поставить, а покупатель обязуется уплатить, ее количество, стоимость без НДС, сумма НДС, стоимость с НДС, срок, в течение которого покупатель обязан оплатить продукцию.

       Анализ  можно проводить также по данным оперативного учета. Например, в оборотных ведомостях нам берут обороты за день, неделю, месяц и другие периоды в зависимости от полноты проводимого анализа. Особенно это легко сделать при автоматизированной системе обработки данных.

       Перспективный анализ реализации продукции составляет содержание управленческого анализа и применяется при оценке альтернативных управленческих решений и выборе из них оптимального /2/.

       Таким образом, выбор задач, методов  анализа, выбор источников для его проведения во многом зависят от цели анализа, его полноты и тех причин, которыми был вызван интерес к данной стороне деятельности предприятия. Однако следует сказать, так как  объем реализации является результирующим показателем,  и от его величины зависят результаты финансово-хозяйственной деятельности, то его анализ следует проводить как можно чаще для принятия управленческих решений, направленных на улучшение деятельности предприятия.

       Анализ  реализации продукции рассматривают  такие авторы как Чечевицына Л.Н, Любушин Н.П., Скамай Л.Г., Протасов В.Ф и другие. Их методики будут отражены в следующих разделах. 
 
 
 

 

       

2.  МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ДИНАМИКИ И РИТМИЧНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ 
 

       Автор Любушин Н.П. /2/ предлагает проводить  ретроспективный анализ объема и  структуры продукции в несколько этапов: изучение динамики выпуска валовой и товарной продукции в сопоставлении с объемом реализованной продукции, анализ выполнения производственной программы, анализ структуры продукции, оценка точки безубыточности. Мне кажется, что для анализа реализации также можно выделить такие этапы как:

  1. Изучение динамики реализации продукции.
  2. Анализ выполнения плана по реализации продукции.
  3. Анализ ритмичности реализации продукции.

       

       Изучение  динамики реализации продукции позволяет  предприятию определить степень реализации задач долгосрочного характера.

       При анализе динамики реализации продукции  первоначально изучается динамика выручки от реализации продукции  в действующих ценах. Данный анализ проводится с помощью показателей:

    • базисных темпов роста;
    • цепных темпов роста;
    • среднегодовых темпов роста.

       Однако  полученные темпы роста не будут  реально отражать увеличение или  снижение объемов реализации. Одним  из факторов увеличения реализации является инфляция. Для того чтобы привести показатель реализации продукции в сопоставимые условия, т.е. определить изменение реализации в реальных показателях, необходимо учесть соответствующие изменения в ценах.

       Изменения цен определяются различными способами:

    • общим изменением цен в магазинах или за предоставленные услуги, т.е. потребительских (или розничных) цен;
    • общим изменением цен на продукцию, приобретаемую оптом, т.е. индекса оптовых цен;
    • общим изменением цен на средства производства, т.е. индекса цен на средства производства.

       Об  изменении в этих показателях сообщается в публикациях Министерства статистики и анализа Республики Беларусь. Выбор индекса цен, который применяется при определении изменений в реализации, зависит от деятельности предприятия. Если основной деятельностью является производство и продажа товаров и услуг непосредственно населению, наиболее приемлемым будет индекс потребительских цен; если предприятие продает большую часть своей  продукции оптовикам, надо учитывать индекс оптовых цен; если предприятие специализируется

 

специализируется а выпуске товаров производственного назначения, следует учитывать индекс цен средств производства, дифференцируя его по отраслям.

       На  каждом предприятии возможен и пересчет количества реализуемой продукции  в сопоставимых ценах путем умножения  цен отчетного года на количество продукции, выпускаемой в предыдущие годы.

       Анализ  динамики объема реализации нарастающим  итогом производится по данным формы 1-П (квартальная) «Квартальная отчетность промышленного предприятия (объединения) о производстве отдельных видов продукции в ассортименте» и формы 1-П срочная (месячная). Производить такой анализ можно на примере аналитической табл. 2.1 /4/.

       Автор Скамай Л.Г. предлагает проводить анализ путем сопоставления показателей  за ряд лет на примере аналитической  табл. 2.2 /5/. 

       Таблица 2.2

       Динамика  реализации продукции, тыс.руб. 

Год Объем реализации

в текущих

ценах

Индекс

цен

Объем реализации

продукции в

сопоставимых

ценах (гр.2/гр.3)

Темпы роста

реализации,

%

Базисные цепные
2001          
2002          
2003          
 

       По  данным таблицам можно рассчитать среднегодовые темпы прироста реализации продукции, которые рассчитываются по формуле: 

       Тр = n-1√Т1Т2Т3  ,                                           (2.1)

       Тпр = Тр – 100                                               (2.2) 

где Тв- темп роста реализации продукции;

         Т1, Т2, Т3 – базисные темпы роста  реализации продукции;

         Тпр- темп прироста реализации  продукции.

       С анализом динамики реализации продукции  тесно связан анализ выполнения плана  по реализации продукции.

       В условиях командно-административной экономики анализ выполнения плана являлся формой контроля за деятельностью предприятия со стороны государства в лице вышестоящих организаций. В настоящее время, когда предприятие разрабатывает планы самостоятельно на основе контрактов на поставку продукции, госзаказа, изучения конъюнктуры рынка, анализ выполнения плана позволяет оценить:

       -  степень выполнения договорных обязательств;

       -  качество планирования;

       -  качество менеджмента и маркетинга /2/.

       Анализ  выполнения плана по реализации продукции можно проводить на примере табл. 2.3 /6/. 

       Таблица 2.3

       Выполнение  плана по реализации продукции за 200..год 

Изделие Объем продаж

тыс. руб.

Отклонение  планового

выпуска от

прошлого  года

Отклонение  фактических продаж

продукции

прошлый

год

отчетный.

год

тыс.

руб.

% от плана от  прошлого

 года

план факт тыс. руб. %   тыс. руб. %
А                  
                 
Итого                  
 

       Также как и анализ динамики реализации, анализ выполнения плана может проводиться  за день, декаду, месяц, квартал нарастающим  итогом с начала года.

       Для удобства и простоты расчетов при  проведении анализа динамики и выполнения плана по реализации может использоваться одна таблица. Такая таблица может  выглядеть следующим образом /1, с. 109/: 

       Таблица 2.4

       Динамика  и выполнение плана по реализации продукции 

Показатель Предыдущий  год Отчетный  год Отклонение  от прошлого года Отклонение  от плана
план факт сумма % сумма %
1. Объем реализации в действующих  оптовых ценах предприятия, млн.  руб.              
2. Объем реализации в сопоставимых оптовых ценах предприятия, млн.руб.              
 

       Еще одним этапом при проведении анализа  реализации продукции является анализ ритмичности. Под ритмичностью реализации следует понимать планомерно повторяющееся  выполнение объема работ, конкретное содержание которых определяется производственной программой.

       Ритмичная работа является важным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает очень многие экономические показатели: снижается  качество продукции, увеличивается  объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах и, как следствие, замедляется оборачиваемость капитала, не выполняются поставки по договорам и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции; несвоевременно поступает выручка; имеет место излишний расход фонда заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце – за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия. Неритмичная работа малых и средних по размеру предприятий способна привести их к банкротству, и может свести на нет те преимущества, которые получают крупные предприятия за счет действия эффекта масштаба /3/. Однако нельзя путать равномерность и ритмичность. Предприятие может работать равномерно, но неритмично. Этим срывается выполнение планов, поставок по обязательствам.

       Показателем, характеризующим ритмичность реализации, является коэффициент ритмичности, определяемый отношением фактического объема реализации к плановому заданию за определенный период времени. Перевыполнение задания не принимается во внимание /5/. Для оценки ритмичности производства и реализации продукции еще определяют коэффициент аритмичности как сумма положительных и отрицательных отклонений в выпуске или реализации продукции от планового задания  за каждый день (неделю, декаду). Коэффициент аритмичности можно определить как разность между коэффициентом ритмичности и единицей /1/.

Информация о работе Анализ реализации продукции и расчетов с покупателями