Анализ реализации продукции и расчетов с покупателями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 18:56, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ анализа реализации продукции и расчетов с покупателями и проведение данного анализа на основании данных по предприятию.
Задачами курсовой работы являются :
рассмотрение целей, задач проведения анализа хозяйственной деятельности;
изучение методик оценки динамики и ритмичности реализации продукции
рассмотрение анализа выполнения договорных обязательств и плана поставок продукции;
изучение основных положений по анализу дебиторской задолженности;
описание особенностей проведения анализа хозяйственной деятельнояти на предприятиях химической отрасли;
проведение анализа реализации продукции и расчетов с покупателями на СП «Белор-Дизайн» ООО.

Работа состоит из  1 файл

курсовой по АХД.doc

— 493.00 Кб (Скачать документ)

       Особое  место занимает дебиторская задолженность  по расчетам за товары, которые анализируют  особенно детально и глубоко. Так, по товарам отгруженным изучают  своевременность оформления и сдачи  в банк для оплаты расчетных документов. По каждому случаю несвоевременной сдачи документов в банк устанавливают причины и виновников задержек и принимают меры по улучшению расчетов.

       Изучая  просроченную задолженность покупателей, определяют дату ее возникновения, причины  и принимают меры по ускорению  получения причитающихся сумм. Если покупатель систематически является неплатежеспособным, то необходимо принять меры по своевременному поступлению платежей за отгруженные товары: расчеты путем предварительной их оплаты, посредством аккредитивов, векселей, чеков. По каждой сумме товаров отгруженных, находящихся на ответственном хранении у покупателей в связи с отказом от акцепта, выясняют причины отказа покупателей от приемки поступивших товаров и принимают меры по их возврату или переотправке другим покупателям. Наличие значительных размеров высоких темпов роста товаров отгруженных и другой дебиторской задолженности чаще всего является результатом взаимных неплатежей.

       В условиях инфляции дебиторская задолженность, как и многие другие активы и пассивы, обесценивается. В связи с этим необходимо подсчитать потери от ее обесценения и определить реальную сумму задолженности .

       Л.И  Кравченко и М.А. Кравченко предлагают для анализа дебиторской задолженности  использовать аналитическую табл. 3.6 /9/.

       Таблица 3.6

       Анализ  состава и структуры дебиторской задолженности 

Расчеты с дебиторами На начало года На конец  года Изменение за отчетный период
Сумма, млн. руб. Удельный вес, % Сумма, млн. руб. Удельный вес, % Сумма, млн. руб. Удельного веса, процентных пунктов
1 2 3 4 5 6 7
1. С  покупателями и заказчиками            
2. По  векселям полученным            
Окончание табл. 3.6
1 2 3 4 5 6 7
3. По  задолженности дочерних и зависимых  обществ            
4. По  заделженности участников по  взносам в уставный капитал            
5. по  авансам выданным            
6. С  прочими дебиторами            
Итого            
 

       При изучении дебиторской задолженности  важным является изучение показателей  ее качества и ликвидности. Под качеством  понимается вероятность получения  этой задолженности в полной сумме. Показателем вероятности является срок образования задолженности, а  также удельный вес просроченной задолженности. Опыт показывает, что чем больший срок дебиторской задолженности, тем ниже вероятность ее получения.

       Показатель  ликвидности дебиторской задолженности  характеризует скорость, с которой  она будет превращена в денежные средства. Показателем качества и ликвидности дебиторской задолженности может быть ее оборачиваемость. Она рассчитывается как отношение объема отгрузки по отпускным ценам и средней дебиторской задолженности по формуле 

КД = Г / Зд,                                                        (3.2) 

где Кд – коэффициент оборачиваемости ;

       Г – отгрузка продукции, млн руб.;

       Зд – средняя дебиторская задолженность, млн руб.

       Этот  коэффициент показывает, сколько  раз задолженность образуется и  поступает предприятию за изучаемый период.

       Оборачиваемоть  дебиторской задолженности может  быть рассчитана в днях. Этот показатель отражает среднее количество дней, необходимое для ее возврата; рассчитывается как отношение количества дней в  периоде и коэффициента оборачиваемости  по формуле 

Од = Здк * Д / Г,                                                    (3.3) 

где Од – оборачиваемость дебиторской задолженности, дней;

       Здк – сумма задолженности на конец периода, млн руб.;

       Д – длительность периода, дней;

       Г – объем отгрузки, млн руб.

       На  основании раздела можно сказать, что успех промышленного предприятия  во многом зависит от того, насколько  точно и аккуратно оно выполняет  свои договорные обязательства по реализации продукции покупателям. Вовремя  проведенный анализ плана по отгрузке продукции поможет раскрыть факторы, повлиявшие на уровень выполнения плана реализации продукции в отчетном периоде, а также выявить имеющиеся резервы по дальнейшему росту объема реализации.

       Анализ  же расчетов с покупателями позволяет  определить, какие счета еще не оплачены, по каким нарушены сроки, а самое главное – планировать поступление денежных средств на расчетный счет предприятия. 
 
 
 
 

 

4.  ФАКТОРЫ И РЕЗЕРВЫ УВЕЛИЧЕНИЯ ОБЪЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ 
 

       Основным  результирующим показателем деятельности предприятия является объем реализованной продукции, и именно от него зависят результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Однако на объем реализации и на сумму выручки от продажи продукции влияют разные факторы, которые также следует учитывать при проведении анализа и при принятии управленческих решений. Факторами называют движущие силы или причины, вызывающие изменение того или иного показателя, в данном случае выпуска продукции и выручки от продаж.

       Анализ  динамики и выполнения плана по реализации продукции  и выполнению договорных обязательств позволяет определить факторы изменения ее объема. Выполнение плана по объему реализации зависит от степени обеспеченности его товарно-сырьевыми ресурсами. Для изучения этого показателя составляется баланс произведенной продукции (таблица 4.1) в двух оценках: по себестоимости и по отпускным ценам /2/. 

       Таблица 4.1

       Баланс  произведенной продукции 

       Показатель        Фактически, тыс. руб.
       в действующих отпускных  ценах        по  себестоимости
1. Остаток  готовой продукциии на складах и в товарах, отгруженных на начало отчетного года                  
Выпуск  продукции                  
Прочие  поступления                  
Реализация                  
Остаток готовой продукции на складах  и в товарах, отгруженных на конец  года                  
 

       Данные  табл. 4.1 отражают балансовую взаимоувязку показателей движения готовой продукции.

       Если  выручка определяется по отгрузке, то баланс произведенной продукции  представить в виде: 

       ГПн + ТП = РП + ГПк,                                          (4.1)

       отсюда  РП = ГПн + ТП - ГПк,                                     (4.2)

         
 
 
 

 

       

где ГП, ГП – соответственно готовая продукция  на начало и конец года;

       ТП  – товарная продукция, млн руб.

       РП  – реализованная продукция, млн  руб.

       Если  же учет реализации осуществляется по поступлении денег на расчетный  счет, то баланс товарной продукции можно записать следующим образом: /1/ 

       ГПн + ТП + ОТн = РП + ОТк + ГПк,                              (4.3)

       отсюда  РП= ГПн + ТП + ОТн - ОТк - ГПк,                        (4.4) 

где ОТ, ОТ –  остатки отгруженной продукции  на начало и конец периода, млн руб.

       Формулы следует использовать только при  наличии слагаемых в сопоставимых ценах: в действующих ценах без  налога на добавленную стоимость, акцизов  и других предусмотренных правительством налогов, исключаемых из объема производства и объема реализации продукции. В действующих ценах без налогов должны быть определены и остатки.

       При использовании баланса предприятия  необходимо иметь в виду, что остатки  продукции на ответственном хранении у покупателя в нем не отражаются. Они включены в товары отгруженные. Остатки готовой продукции на складе и товаров отгруженных в балансе отражаются по себестоимости, а реализация – в действующих ценах. При анализе реализации остатки готовой продукции и товаров отгруженных должны оцениваться в тех же ценах, что и объемы реализации и выпуска продукции /4/.

       Таким образом, на изменение объема реализации продукции влияют факторы, приведенные  на рис. 4.1 /2/. 

       Модель  факторной системы объема реализации продукции 

          Реализация  продукции
           
          Отгрузка  продукции   Остатки товаров  отгруженных
 
    Остатки готовой продукции на складе на начало периода   Остатки товаров, отгруженных на начало периода
 
    Выпуск  товарной продукции   Остатки товаров, отгруженных на конец периода
 
    Остатки готовой продукции на складе на начало периода

       Рис.4.1 

       Факторы изменения объема реализации рассчитываются приемом сравнения

при этом учитывают, что факторы изменения  остатка готовой продукции на конец года и товаров, отгруженных  на конец года, оказывают влияние, обратное по знаку изменению самих  этих показателей. Анализ факторов можно проводить в табл. 4.2) /8/. 

       Таблица 4.2

       Анализ  факторов изменения реализации продукции 

Показатель По плану По отчету Влияние на объем  реализации, млн.руб.
1.Остатки  готовой продукции на складе  в действующих ценах без налогов,  млн.руб:

а) на начало года

б) на конец года

     
2.Объем  произведенной продукции в действующих  ценах без налогов, млн.руб.      
3.Отгрузка  продукции за год, млн. руб.(стр.1а+стр.2-стр.1б)      
4.Остатки  товаров отгруженных покупателям  в действующих ценах без налогов, млн.руб.:

а) на начало года

б) на конец года

     
5.Реализация  продукции за год по отгрузке  без НДС, акцизов и др., млн.  руб.(стр.4а+стр. 3-стр.4б)      
 

       Автор Чечевицына Л.Н. предлагает проводить  анализ факторов, влияющих на объем  реализации следующим образом /1/.

       Необходимо  определить объем реализованной  продукции по плану и фактически. Сравнить фактический объем реализации с плановым. Определить абсолютное отклонение по всем факторам, влияющим на объем реализации. Определить процент  выполнения плана по объему реализации (фактический объем выпуска разделить на плановый и умножить на 100%), что будет являться объектом анализа.

Информация о работе Анализ реализации продукции и расчетов с покупателями