Анализ производства и реализации продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 19:38, курсовая работа

Описание

Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т. д.

Содержание

Введение 3
1 Задачи и информационное обеспечение анализа 4
2 Анализ динамики и выполнения плана производ­ства
и реализации продукции 5
3 Анализ ассортимента и структуры продукции 10
4 Анализ качества произведенной продукции 15
5 Анализ ритмичности работы предприятия 19
6 Анализ факторов и резервов увеличения выпус­ка
и реализации продукции 21
Список литературы 28

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 31.76 Кб (Скачать документ)

 

Министерство  Образования  Российской  Федерации

Оренбургский  Государственный  Университет

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

 

по курсу: Технико-экономический  анализ деятельности предприятия

тема: Анализ производства и  реализации продукции

 

 

 

                                                                             Выполнил студент Биккинин Р.Т.

                                                                             Специальность  ЭиУ

                                                                             Курс 2

                                                                             Группа ЭС2-3

                                                                             Шифр студента 98-Э-250

 

 

 

К защите допускаю

Руководитель  Альтуфева

                          ________________ 

                                     подпись

                          ________________

                                             дата

 

 

 

                                                                                                                                Оценка при защите_____________

                                                                             Подпись___________дата________

 

 

 

 

 

 

 

 

Уфа – 2000 г.

 

 

 

 

Содержание

 

Введение                                                                                                          3

1 Задачи и информационное  обеспечение анализа                                       4

2 Анализ динамики и  выполнения плана производ­ства

    и реализации  продукции                                                                            5

3 Анализ ассортимента  и структуры продукции                                 10

4 Анализ качества произведенной  продукции                                     15

5 Анализ ритмичности работы  предприятия                                                19

6 Анализ факторов и  резервов увеличения выпус­ка

и реализации продукции                                                                      21

 Список литературы                                                                              28

Введение.

     Переход к  рыночной экономике требует от  предприятий повышения эффективности  производства, конкурентоспособности  продукции и услуг на основе  внедрения достижений научно-технического  прогресса, эффективных форм хозяйствования  и управления производством, преодоления  бесхозяйственности, активизации предпринимательства,  инициативы и т. д.

    Важная роль  в реализации этой задачи отводится  экономическому анализу деятельности  субъектов хозяйствования. С его  помощью вырабатывается стратегия  и тактика развития предприятия,  обосновываются планы и управленческие  решения,  осуществляется контроль  за их выполнением, выявляются  резервы повышения эффективности  производства, оцениваются результаты  деятельности предприятия, его  подразделений и работников.

    Квалифицированный  экономист, финансист, бухгалтер,  аудитор должен хорошо владеть  современными методами экономических  исследований, методикой системного, комплексно-экономического анализа,  мастерством точного, своевременного, всестороннего анализа результатов  хозяйственной деятельности.

    Данная курсовая  работа посвящена одному из  важнейших разделов анализа хозяйственной  деятельности предприятия – анализу  производства и реализации продукции.

Объем производства и реализации про­дукции являются взаимозависимыми пока­зателями. В условиях ограниченных про­изводственных возможностей и  неограни­ченном спросе на первое место  выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка  и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж явля­ется  основой разработки производственной программы. Предприятие должно произво­дить только те товары и в таком объеме, ко­торые оно может реально реализовать.

 

     Темпы роста  объема производства и реа­лизации  продукции, повышение ее качества  непосредственно влияют на величину  из­держек, прибыль и рентабельность  пред­приятия. Поэтому анализ данных  показате­лей имеет важное значение  на любом  предприятии, в  том числе и на предприятиях  пищевой промышленности.

 

1       ЗАДАЧИ  И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  АНАЛИЗА

 

К основным задачам анализа  производства и реализации продукции  относятся:

Ø оценка степени выполнения плана и дина­мики производства и реализации продукции;

Ø определение влияния  факторов на изме­нение величины этих показателей;

Ø выявление внутрихозяйственных  резер­вов увеличения выпуска и  реализации про­дукции;

Ø разработка мероприятий  по освоению выявленных резервов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Источниками информации  для анализа производства и  реали­зации продукции служат  бизнес-план предприятия, оперативные  планы-графики, отчетность ф.№  1-п (годовая) "Отчет по продук­ции", ф.№ 1-п (квартальная) "Квартальная  отчетность промыш­ленного предприятия  (объединения) о выпуске отдельных  видов продукции в ассортименте", ф.№ 1-п (месячная) "Срочная отчет­ность  промышленного предприятия (объединения)  по продук­ции", ф.№ 2 "Отчет  о прибылях и убытках", ведомость  № 16 "Движение готовых изделий,  их отгрузка и реализация" и  др.

 

 

 

2 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И  ВЫПОЛНЕНИЯ ПЛАНА ПРОИЗВОД­СТВА  И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ

 

     Объем производства  и реализации промышленной продук­ции  может выражаться в натуральных,  условно-натуральных, трудовых и  стоимостных измерителях. Обобщающие  показа­тели объема производства  продукции получают с помощью  стоимостной оценки. Основными показателями  объема производства служат товарная  и валовая продукция.

     Валовая продукция  - это стоимость всей произведенной,  продукции и выполненных работ,  включая незавершенное производство. Выражается в сопоставимых и  действующих ценах.

    Товарная продукция  отличается от валовой тем,  что в нее не включают остатки  незавершенного производства и  внутри­хозяйственный оборот. По  своему составу на многих предприятиях  валовая продукция совпадает  с товарной, если нет внутри­хозяйственного  оборота и незавершенного производства.

Объем реализации продукции  определяется или по отгруз­ке продукции  покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В  условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является свя­зующим звеном между производством и  потребителем. От того, как продается  продукция, какой спрос на нее  на рынке, зависит и объем ее производства.

 Важное значение для  оценки выполнения производственной  программы имеют и натуральные  показатели объемов производства  и реализации продукции (штуки,  метры, тонны и т.д.). Их используют  при анализе объемов производ­ства  и реализации продукции по  отдельным видам и группам  од­нородной продукции.

Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются  для обобщенной характеристики объемов  про­изводства продукции, например, на консервных заводах исполь­зуется  такой показатель, как тысячи условных банок, на ремон­тных предприятиях - количество условных ремонтов, в обув­ной промышленности — условные пары обуви, исчисленные  на основе коэффициентов их трудоемкости и т.д.

Нормативные трудозатраты используются также для обобщенной оценки объемов  выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многономенклатурного производства не пред­ставляется возможным  использовать натуральные или услов­но-натуральные  измерители.

    Анализ начинается  с изучения динамики выпуска  и реализации продукции, расчета  базисных и цепных темпов роста  и прироста (табл. 2.1).

Таблица 2.1

Динамика производства и  реализации продукции в сопоставимых ценах

 

Год

Объем производства продукции, млн руб.

Темпы роста, %

Объем реализации, млн. руб.

Темпы роста, %

базисные

цепные

базисные

цепные

ххх1

90000

100

100

89500

100

100

ххх2 хххЗ

            92400 95800     

102,7 106,4

102,7 103,6

92600

94300

103,4

103,4

105,4

101,8

ххх4

94 100

104,5

98,2

93500

104,4

99,2

ххх5

100800

112

107,1

96600

107,9

103,0

 

 

Из таблицы видно, что  за пять лет объем производства воз­рос  на 12 %, а объем реализации - на 7,9 %. Если за предыду­щие годы темпы роста  производства и реализации примерно совпадали, то за последний год темпы  роста производства значительно  выше темпов реализации продукции, что  свидетельс­твует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах  предприятия и неоплаченной покупателями.

Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реали­зации продукции  можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной.

Исчислим его по среднегеометрической:

 

 

 

 

 

 В приведенном примере  среднегодовой темп прироста  выпуска продукции составляет 2,87 %, а реализации продукции - 1,92 %.

    Для большей  наглядности динамику производства  и реализа­ции продукции можно  изобразить графически (рис. 2.1).

 

 

 

Рис. 2.1. Динамика производства и реализации продукции

 за период с ххх1  по ххх5 год

 

Оценка выполнения плана  по производству и реализа­ции продукции  за отчетный период (месяц, квартал, год) производится по данным, приведенным  в табл. 18.2. Из таблицы видно, что  за отчетный год план по выпуску  готовой продукции перевыполнен на 5 %, а по реализации - только на 1,42 %. Это свидетельствует о росте  остатков нереализованной продукции.

Таблица 2.2

Анализ выполнения плана  по выпуску и реализации продукции  предприятием______________ за 19_ год

 

Изделие

Объем производства продукции, млн. руб.

Реализация продукции, млн. руб.

план

факт

+,-

% к плану

план

факт

+,-

% к плану

А

28800

25200

-3600

-12,5

28500

24250

-4250

-14,9

B

33600

33264

-336

-1,0

33600

31800

-1800

-5,35

C

19200

22176

+2976

+15,5

18900

21350

+2450

+13,0

D

14400

20160

+5760

+40,0

14250

19200

+4950

+34,7

И т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого

96000

100800

+4800

+5,0

952500

96600

+1350

+1,42

 

Оперативный анализ производства и отгрузки продукции осуществляется на основе расчета, в котором отражаются пла­новые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции  по объему, ассортименту, качеству за день, нарастающим итогом с начала месяца, а также отклонение от плана (табл. 2.3).

Таблица 2.3

Оперативный анализ выполнения плана

 по выпуску и отгрузке  продукции, млн. руб.

 

 

 

План

02.01.19__г.

03.01

Вид

продукции

на сутки

на месяц

План с начала месяца

Фактический

Объем

Отклонение от плана

 

 

и т.д.

 

 

 

 

за сутки

с начала

месяца

 

 

Изделие А:

выпуск

отгрузка

Изделие В:

выпуск

отгрузка

 

80

82

 

125

126

 

1600

1640

 

2500

2520

 

80

82

 

125

126

 

82

78

 

124

128

 

82

78

 

124

128

 

+2

-4

 

-1

+2

 

 

 

Итого:

выпуск

отгрузка

 

330

333

 

6600

6660

 

330

333

 

329

330

 

329

330

 

-1

-3

 

 

 

 

Анализ реализации продукции  тесно связан с анали­зом выполнения договорных обязательств по постав­кам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается  уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конку­ренции предприятие может  потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.

Особо важное значение для  предприятия имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных  нужд. Это гарантирует предприятию  сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам и т.д.

В процессе анализа определяется выполнение плана поста­вок за месяц  и с нарастающим итогом в целом  по предприятию, в разрезе отдельных  потребителей и видов продукции, выясня­ются причины недовыполнения плана и дается оценка деятель­ности  по выполнению договорных обязательств (табл. 2.4).

 

Таблица 2.4

Анализ выполнения договорных обязательств

по отгрузке продукции  за март, млн. руб.

 

Изделие

Потребитель

План поставки по договору

Фактически отгружено

Недопоставка продукции

Зачетный объем в пределах плана

А

 

 

 

В

 

И т.д.

1

2

3

 

1

2

800

800

600

 

500

1200

850

750

700

 

500

1050

 

-50

 

 

 

-150

800

750

600

 

500

1050

Итого

 

8000

8500

-800

7200

 

 

Процент выполнения договорных обязательств рассчитыва­ется делением разности между плановым объемом  отгрузки по договорным обязательствам () и его недовыполнением () на плановый объем ():

 

     или  90%

 

Из табл. 2.4 видно, что за отчетный месяц недопоставлено продукции  по договорам на сумму 800 млн. руб., или  на 10 %, а в целом за год -на 5 % (табл. 2.5).

Таблица 2.5

Анализ выполнения

договорных обязательств за год. млн. руб.

Информация о работе Анализ производства и реализации продукции