Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 05:09, шпаргалка

Описание

1 вопр. Политология как наука и учебная дисциплина. Объект и предмет политологии.
2 вопр.Структура политической науки. Методы и функции политологии.
3 и 4 и 5 ворп.Понятие, структура и функции политики.

Работа состоит из  1 файл

1 вопр.docx

— 78.30 Кб (Скачать документ)

Корпоративные группы образуются людьми, занимающимися одинаковой или  близкой деятельностью. Они характеризуются  корпоративным духом, т.е. чувством принадлежности к одному кружку, противостоящему  другим.

Полит деятельность дел на:

а) позитивные (направлены на осущ опред полит акций с целью достижения желаемого рез-та)

б) негативные (суть в том, чтобы ничего не  предпринимать и позволить произойти опред-ным полит событиям.

Полит действия могут быть:

 а) рациональными-субъекты действия имеют чёткие представления о своих целях, ср-вах и методах их осущ и способны эф-но их применять)

б) иррациональными-связаны  с политич иллюзиями, оторваны от реальных условий и подчинены абстрактным схемам.

Абсолютно рацион-ых действий практически не бывает, они всегда несут в себе элементы неопределённости. По степени упорядоченности выд-ют: а)стихийные (внезапно возникшие) б) организованные (продуманные).

Структура полит деятельности (ПД):

1) Субъект ПД

2) Объект ПД 

3) Цель ПД 

4) Обстоятельства осуществления 

5) Формы, способы и  средства ПД.

Гл объектом явл власть. К объектам так же относятся: политические инструменты, полит отношение, полит систему в целом. К субъектам относятся: классы, соц группы, партии, общественные организации и движения, отдельные личности. Так же субъектом м выступать гос-во, кот одновременно может быть и объектом полит деят-ти. Цель политической деятельности может быть конструктивной и деструктивной.

Деятельность субъектов  ПД осущ-ся в различных абстоят-вах, кот ограничивают или способствуют политич активности (полит режим, внутр и внешн обстановка, полит культура). ПД реализ-ся в практических действиях, кот подраздел на 2 осн формы:

1) мирная (ненасильственная-реформы, решение полит проблем парламентским путём)

2) насильственная (война,  революция, терроризм).

 

 

25.Политическое  участие: формы, мотивы, проблемы.

Факторы, определяющие степень вовлеченности граждан  в политику:

Конкретно общественную ситуацию в стране

Состояние политической системы

Духовный климат в обществе

Уровень политической культуры

Пол. участие – влияние граждан на функционирование политической системы, формирование политических институтов и процесс выработки политических решений.

Формы политического участия:

Разнообразные действия по делегированию полномочий (электоральное  поведение)

Активистская деятельность направленная на поддержку партий и кандидатов

Посещение митингов

Написание писем и обращений  к авторитетным политическим деятелям

Контакты с представителями  органа власти

Участие в деятельности партий и групп интересов

Милдбрэй. Типы:

Конвенциональные: легального и регулируемого законом (голосование, участие в работе партий, контакты)

Неконвенциональные: отвергаемые большей частью общества по религиозным, нравственным убеждениям (участие в демонстрациях, бунты, решительные протесты против действий власти, отказ повиноваться законом):

Насильственные формы  – бунт, терроризм

Ненасильственные –  демонстрации, бунты

Мельник.

Активные формы (электоральная, деятельность в рамках партий)

Пассивные формы (направлены против системы, простой интерес  к политике, но без участия в  действиях, связанных с делегированием полномочий, индифферентность пол. партий и организаций, проявление политической апатии)

Автономное участие  предполагает свободную деятельность индивидов, преследующих личные и групповые  интересы.

Мобилизационное – в  основании принуждение, его стимулы: страх, традиции и административное давление.

Политическое участие  масс активизируется, если ошибки власти приводят к конфликту с обществом. Политическое участие может быть направлено против действий и решений  властей, выражая протест, возмущение, неприятие данной политической линии. На уровень политического участия  влияют такие соц. факторы, как образование, возраст, пол, место жительства, профессия. Так, многие люди выключены из политической жизни. Абсентеизм – уклонение от  участия в политической жизни, утрата интересов в политике и политических нормах, т.е. пол. апатия.

Факторы абсентеизма:

Культурологические – вытеснение принятых ном

Высокая степень удовлетворения личных интересов

Чувство собственной беспомощности

Распад групповых норм

 

 

26. Понятие политической  элиты. 

Понятие “элита” и  его основные синонимы всегда играли и играют важную роль в гуманистических  дисциплинах и особенно в политической науке. Взгляды разделяющие общество на высших и низших, аристократию и простой люд проявляется во времена разложения родового строя. Наиболее последовательными мыслителями обосновавшими элитистские идеи были: Конфуций, Платон, Аристотель, Ницше.

  В современной политологии  применяется термин “пол. элита”, введенный итальянским исследователем Парето.

Решетников. Пол. элита – организационное меньшинство, контролирующая группа, кот. явл-ся частью класса или соц. слоя и обладает реальной пол. властью, возможностью воздействовать на все функции и пол. действия данного общества.

Мельник. Правящая элита  – наиболее авторитетные, влиятельные  члены господствующего класса, кот. непосредственно осуществляют политическую власть, обеспечивает руководство государством и общественными делами.

Господствующий класс  – соц. группа, владеющая осн. средствами производства и в силу этого, занимающая господствующее положение в обществе.

Характерные черты пол. элиты:

Относительная самостоятельность (автономность) элиты как группы общ-ва

Особое политическое сознание , высокая степень внутренней интегрированности , спаянности, единая, общая воля к действию

Высокий соц. статус

Организаторские способности, управленческий опыт, профессионализм

Функции пол. элиты:

Изучение, анализ и отражение  в пол. установках интересов различных соц. групп, слоев, наций и других соц. образований

Выработка пол. идеологии, конституций, законов и доктрин

Субординация различных  групп господствующего класса

Создание механизмов реализации политических замыслов, формирование механизмов власти (формирование аппарата управления)

Непосредственное руководство  претворением воли класса в жизнь

 

27. Cтруктура и функции политической элиты. Механизм котроля за деятельностью муханической элиты.

Cтруктура политической элиты: 
 
• «правящая элита» – группа, управляющая обществом от имени государства; 
• «потенциальные элиты» – группы, стремящиеся к власти; 
• «селекторат» – группы, подготовленные к выполнению управленческих задач; 
• «самодеятельные элиты» – группы, проигравшие выборы, но активно готовящиеся к очередным выборам (оппозиция и сторонники политического режима); 
• «элиты в политике» – авторитетные представители интеллигенции, способствующие укреплению позиций правящей элиты; 
• «группы вето» – группы в составе правящей элиты, от которых зависит окончательное принятие политических решений; 
«связанная группа» – неформальное (анонимное, теневое) объединение, оказывающее активное влияние на политику властных институтов государства. 
Механизмы формирования элит 
1. Интенсивные внеполитические и внегосударственные дискуссии. 
Элиты, как правило, возникают в дискуссиях относительно базовых ценностей, трансценденций власти, стратегий страны, обернутых на ситуацию «здесь и теперь». 
Дискуссионный механизм формирования элит в его нынешнем состоянии неработоспособен. Но исторические примеры показывают, что дискуссионные площадки и сами дискуссии являются важной сферой, где формируется элита, обладающая пониманием текущей ситуации страны в целом. Этим они отличаются от площадок для обсуждения узких профессиональных точек зрения по частным (например, экономическим или финансовым) вопросам. 
2. Участие в формировании инстанций власти. 
3. Надпрофессионалъные решения по поводу жизни страны в целом. 
Элитой среди государственных чиновников могли бы становиться люди, которые начинают обсуждать воспроизводство жизни и культуры страны в целом. 
Судебная элита могла бы формироваться из людей, которые по отношению к суду сами сформируют приоритет закона, справедливости, соответствия духу закона, начнут действовать сами в этом духе и создадут механизмы его поддержания и воспроизводства. Вовсе не обязательно, что они будут являться высшими судебными чиновниками. Важно, чтобы они сохраняли ценности права и справедливости. 
Элита из людей, занимающихся народным образованием, может сформироваться скорее не среди чиновников от образования, профессоров и преподавателей, а среди тех, кто за образованием видит эксклюзивную функцию  
Элита средств массовой информации могла бы стать элитой за счет того, чтобы следить за объективностью информации, выделять из своей среды лучших журналистов.  
4. Технология «социального лифта». 
Для того чтобы сформировать современную элиту, очень важно построить механизм насыщения, селекции и циркуляции элит. В элиту и власть должны попадать все новые и новые люди. В противном случае те, кто попадают во власть, стремятся в ней закрепиться и тем самым препятствуют притоку «свежей крови». Это консервирует ситуацию. 

32 Роль выборов  в политической жизни общества. Избирательное право: принципы  и виды.

Выборы – способ формирования органов власти с помощью выражения  по определенным правилам политической воли граждан. В процессе выборов  граждане делигируют свои полномочия выборным представителям. Выборы явл-ся одовременно и условием и средством и признаком формирования демократии. Для значительной части населения выборы явл-ся их единственной формой участия в политике. В результате выборов избранные кандидаты надеются властными полномочиями.

   Избирательное  право – совокупность юридических  норм, регулирующих участие  граждан  в выборах, их организацию и  проведение, а также взаимоотношения  между избирателями и выборными  органами, включая порядок отзывов,  не оправдавшего доверия избирателей  выборных представителей.

   В широком смысле (объективном) избирательное право  – система конституционно-правовых  норм, регулирующих общественные  отношения, связанные с выборами  органов гос. Власти и местного  самоуправления.

    В узком – права граждан избирать своих кандидатов и быть избранными, т.е. выдвигать свою кандидатуру в представительные органы власти.

  Раздел 3 Конституции  РБ закрепляет основные принципы  избирательного права:

Всеобщность – принимают  участие все совершеннолетние, которые  считаются дееспособными.

      Активное  избирательное право – право  избирать:

Прямое – избирание  непосредственно избирателями своих  представителей

Косвенное (опосредованное) – предполагает избрание представителей посредством избрания посредников (выборщиков).

Пассивное – право быть избранным. Условия: возраст, наличие  гражданства, состояние здоровья.

Свобода – избиратель самостоятельно решает за кого голосовать, а также принимать участие  в выборах или нет. Избирательная  пассивность в политической науке  получило название абсентеизма.

Равные – все участвуют  на равных основаниях, голоса избирателей  равны

Прямые – непосредственное избрание

Тайное голосование  – контроль запрещен.

 

33 . Понятие и  виды избирательных систем. Референдум  как институт непосредственной демократия.

 Избирательная система  – порядок организации и проведения  выборов, представительные учреждения  или индивидуально руководящего  представителя, закрепленный в  юридических нормах, а также в  сложившейся практике деятельностит государственных и общественных организациях.

В составе избирательной  системы выделяют 2 основных компонента:

Избирательное право, выражающее теоретико-юридических составляющая

Избирательная процедура, компонент практически организационный

Виды избирательных  систем:

Мажоритарная – избирательная  система, в которой победитель определяется по принципу большинства, а избранный  депутат представляет население  территориального округа. Разновидности:

Простого большинства (только 1)

Относительного большинства (до 50%)

Абсолютного большинства (50% + 1 голос)

Пропорциональная – голосование происходит не за одного кандидата, а за партию и осуществляется по партийным спискам, депутатские мондаты распределяются не между индивидуальными кандидатами, а между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов. Имеют 2 способа класиффикации:

(в зависимости от  наличия или отсутствия избирательных  округов)

На общегос. уровне

На основании многомондатных избирательных округов

(в зависимости от  вида избирательных списков)

Закрытые

Открытые

Полужесткие

Смешанные. Панаширование (смешивание) – избиратель может  выбирать кандидатов из разных списков  и партий. Смешанная предполагает избрание части кандидатов по мажоритарному, а второй по пропорциональному принципу.

 Референдум - высшая  форма волеизъявления белорусских  граждан 

Конституция Беларуси, обладая  приоритетом перед любым законом, международным договором, предоставляет  народу как единственному источнику  государственной власти в стране возможность воспользоваться своим  правом на проведение референдума (народного  голосования).За 16 лет в нашей республике проведено четыре республиканских референдума (для сравнения: всего в мире их прошло более 900). 17 марта 1991 г. состоялся референдум по вопросу о сохранении Союза ССР как федерации равноправных республик. Датой проведения второго народного голосования стало 14 мая 1995 г. - состоялся республиканский референдум по вопросам, имеющим большое значение для дальнейшего развития молодого суверенного государства - Республики Беларусь: о статусе русского языка, об установлении новых Государственного флага и Государственного герба, об экономической интеграции с Российской Федерацией, о досрочном прекращении полномочий Верховного Совета Президентом Республики Беларусь.Потребность в проведении народного голосования 24 ноября 1996 г. была обусловлена необходимостью уточнения ряда конституционных положений.  
Не менее важное значение для нашей страны имел четвертый республиканский референдум - 17 октября 2004 г., на котором народ, по сути, дал оценку деятельности Главы государства за десятилетний период. Президент напрямую держал экзамен перед гражданами своей страны. Население Республики Беларусь выразило абсолютную поддержку (79,42%) курсу Главы государства, проголосовав «за» принятие части первой статьи 81 Конституции Республики Беларусь в следующей редакции: «Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании».

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"