Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 05:09, шпаргалка

Описание

1 вопр. Политология как наука и учебная дисциплина. Объект и предмет политологии.
2 вопр.Структура политической науки. Методы и функции политологии.
3 и 4 и 5 ворп.Понятие, структура и функции политики.

Работа состоит из  1 файл

1 вопр.docx

— 78.30 Кб (Скачать документ)

Авторитарный режим  не стремится к формированию особой социальной структуры общества. Все  изменения внутри нее происходят в соответствии с экономическими и социальными процессами.

Изменения в политической системе общества.

Запрещена или ограничена деятельность политических партий. Главная  роль принадлежит исполнительным органам  власти. Представительные учреждения ликвидированы или их роль сильно ограничена. Из общественных организаций  действуют те, которые не носят  политического характера.

Авторитарный режим  чаще всего опирается на армию, которая  может вмешиваться в политический процесс, чтобы покончить с длительным политическим или социально-экономическим  кризисом в обществе.

 

14. Демократический режим

– это такое государственно-политическое устройство общества, управленческие функции в котором основаны на признании народа источником власти, его право участвовать в решении  государственных дел в сочетаний с широким кругом гражданских прав и, свобод. Признается равенство всех граждан, выборность представительных органов, установление всеобщего избирательного права. Здесь разрешено все, кроме того, что запрещено законом. Демократический политический режим является основой правового государства и служит предпосылкой построения гражданского общества.

15. Государство — политическая общность, имеющая определенную структуру, определенную организацию политической власти и управления социальными процессами на определенной территории.

Государство — это основной институт политической системы общества, создаваемый для организации  и управления жизнью определенного  населения на определенной территории с помощью государственной власти, имеющей обязательный характер для  всех его граждан.

Основные характеристики (признаки) государства:

Суверенитет, т. е. независимость  во внешних и верховенство во внутренних делах;

наличие специальной системы  органов и учреждений, реализующих  функции государственной власти (правительство, чиновничий аппарат, органы принуждения);

наличие определенного юридического порядка (наличие права);

относительное постоянство (отражает пространственно-временной  характер государства, действие юр. порядка  на конкретной территории в конкретное время;

монопольное право на использование  насилия (принуждения);

экономические характеристики:

эмиссия денег,

сбор налогов,

существование бюджета;

Основные элементы государства:

территория — физическая, материальная основа государства, его  пространственная сущность; государственная  территория — та часть суши, недр, воздушного пространства и территориальных  вод, на которой действует власть данного государства;

население — народ, проживающий  на территории данного государства  и подчиняющийся его власти; по населению государства делятся  на мононациональные и многонациональные (также двунациональные);

власть, осуществляемая соответствующими органами на определенной территории.

Задачи государства:

обеспечение политической стабильности общества;

защита прав и свобод граждан;

обеспечение безопасности и  правопорядка.

Функции государства:

Внутренние:

функции по защите существующего  политического строя, социально-политической структуры общества, порядка и  законности, защите прав человека;

общественно-экономическая, хозяйственно-организаторская (регулирование  экономики, поддержание стабильности);

социальная(выполнение социальных программ);

культурно-воспитательная.

Внешние:

оборона страны;

защита национальных интересов  на международной арене.

 

 

18 вопр. Формирование правового государства и гражданского общества в РБ.

ПРАВОВЫМ является такое  гос-во,в котором реализован принцип верховенства права,что предпологает:

-верховенство конституции  и правового закона;

-разделение гос-венной власти на исполнительную,законодат.,и судебную.

-гарантии политич.плюрализма,взаимную ответственность гос-ва и гражданина.

Концепции правового гос-ва содержат 3 общих компонента:

1.Юридическо-нормативный-главный  принцип–правовое равенство,кот.обеспечивает независимость субъектов прав друг от друга.

2.Индивидуально-правовой-заключ. В неотчуждаемости прав и свобод человека.

3.Организационно-правовой-состоит  в принципе разделения властей.

Для создания ПГ необходимо создание экономических, духовных, социальных и политических условий. Высокая  политическая культура, демократическое  сознание, гласность. Формирование ПГ невозможно без формирования гражданского общества.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО-это  сфера общественных отношений,образуемая сов-тью негосударственных ниститутов и самоорганизующихся групп,способных к организованным и ответственным коллективным действиям в защиту своих общественно значимых интересов.

Актуальной проблемой  перед РБ является проблема формирования гражданского общества. ГО - это общество осуществления демократии, реализации прав и свобод граждан. Политической основой ГО является наличие правового  государства, в котором все регулируется законом и правом. Важной политической осно-вой ГО - широкое развитие самоуправления, местного управления, нали-чие плюрализма. Духовная основа ГО - высокий уровень развития поли-тической культуры, наличие демократического сознания, высокоразвитой общественной культуры, широкий спектр направлений культурного развития, гласность, информированность.

 

19. Партия как политический институт.

Полит. партия – специализированная,

организационная, упорядоченная  группа, объединяющая наиболее активных

приверженцев тех  или иных целей и служащая для  борьбы и завоевания полит.

власти в обществе.

     Внутренние функции: 1)прием новых членов; 2)пополнение партийной кассы;

3)регулирование отношений  партийной элиты и рядовых  членов партии; 4)выработка

программы и устава партии.

     Внешние функции: 1)борьба за завоевание и использование полит. власти;

2)обеспечение связи  масс с гос. структурами; 3)отбор и выдвижение полит.

лидеров на всех уровнях (полит. карьера Шрёдера); 4)согласование собственных

интересов, целей, программ с другими участниками полит. процесса;

5)осуществление полит. социализации (вовлечение индивидов) граждан.

 

20. Типы партий

1) парламентарные – явл-ся субъектами правового гос-ва,

они приходят к власти парламентским законным путем, преимущественно  центрийские

партии, работают на принципах компромисса полит, соц. и эк. интересов различных

групп общества.

2) радикально-оппозиционные.  Инструменты насильственного изменения

существующего полит. строя. Методы их действий от мирных до вооруженных форм

борьбы. Могут быть крайне левые, крайне правые.

3) Авангардные –  партии авторитарных режимов,  они удерживают в своих руках

полит. сферу жизни общества.

4) Монопольно-гос.  – партии тоталитарных режимов,  кот. стремятся к полному

контролю над всеми  сторонами жизни общества и личности.

Классификация проходит исходя из соц. целей и полит. ориентации:

1)коммунистические 2) социал-демократические 3) либеральные

По правящему режиму:

1) легальные и  нелегальные 2) правящие и оппозиционные

3) партии-лидеры и  партии-аутсайдеры 4) партии правящие  монопольно в составе

коалиции

 

 

 

21. Становление и функционирование  многопартийной системы в РБ.

Партийная система  начала формироваться во второй половине 80-х гг. XX в. На сегодняшний день завершилась ее структуризация по признаку «правые - левые». Так, к левым партиям относятся Аграрная партия (АП), Коммунистическая партия Белоруссии (КПБ), Партия коммунистов Белорусская (ПКБ).

Лево-центристскими являются Социал-демократическая партия Народного Согласия, Белорусская социал-демократическая партия (Грамада). Правый центр представлен Либерально-демократической партией, Объединенной гражданской партией. Правые партии - Партия БНФ и Консервативно-Христианская партия — БНФ. политические партий можно разделить на проправительственные и оппозиционные. К первым относятся АП, Белорусская патриотическая партия, Белорусская социально-спортивная партия, КПБ, Республиканская партия, Республиканская партия труда и справедливости. В оппозиции находятся Белорусская партия «Зеленые», Белорусская социал-демократическая партия (Грамада), Консервативно-Христианская партия - БНФ, Объединенная гражданская партия, Либерально-демократическая партия, Партия «Белорусская социал-демократическая Грамада», Партия БНФ, Партия коммунистов Белорусская. В целом белорусская многопартийность обладает рядом особенностей. Отсутствие социальной базы для развитой партийной системы. Малочисленность партий. Мажоритарная избирательная система. Политическая культура белорусского общества.

 

22 Партийные  системы и их типология. Партийная система - это совокупность устойчивых связей и отношений между партиями, участвующими в осуществлении политической власти. Типы ПС: Беспартийные, Однопартийные, Двухпартийные, многопартийные.

Беспартийные системы  сегодня существуют примерно в 20 странах (Катар, Кувейт). Причинами отсутствия партий могут быть:-отсутствие социальных предпосылок для возникновения партий,-теократия в стране, отсутствие светской политики;-запрещение партий.

Двухпартийные системы (США, Барбадос) характеризуются наличием в стране двух сильных партий, каждая из которых способна к самостоятельному осуществлению власти. В случае победы одной из них на выборах вторая становится оппозиционной, но имеет все шансы сменить ее в качестве правящей партии в результате очередных выборов:

- совершенная – 2 партии в совокупности набирают около 90% голосов электората.

- несовершенная (2,5 партийная система) – имеется 3 партия, которая может оказывать влияние на взаимоотношения 2 крупнейших партий.

В многонартийных системах ни одна из партий, не завоевывает поддержки абсолютного большинства избирателей, поэтому правительства в них чаще всего бывают коалиционными. Однопартийные системы характеризуются тем, что в них только одна партия способна обеспечить выработку и осуществление государственной политики. Такие системы свойственны, в основном, странам с авторитарными и тоталитарными режимами. Такая партия провозглашает себя выразителем интересов всего населения, но на практике обеспечивает лояльность граждан, а иногда и присутствие государства во всех сферах их жизни (коммунистическая партия Болгарии, румынии).

 

23 вопр. Сущность и структура политического процесса, его стадии

ПОЛИТИЧ.ПРОЦЕСС-это последовательная внутренне связанная цепь политич.событий и явлений,а также сов-ть последовательных действий различных субъектов политики направленных на завоевание,удержание,укрепление политич.власти в об-ве.

Считается общепризнанным,что категория политич. Пр-с отражает не формальное,а реальное взаимодействие субъектов политики,кот.складываются не столько в соответствии с намерениями властных политич.групп,или программными документами,а в р-те складывающихся разнообразных внутренних и внешних факторов.Поскольку стимулы и мотивы политич. Поведения индивидов и властных групп постоянно изменяются,категория политич.пр-са отражает сопративление изначальной заданности,предсказуемости развития  событий и явлений.

СУЩНОСТЬ политич.пр-са выражается в:

1.производстве и воспроизводстве  различных компонентов политич.с-мы,стр-р,нинститутов,а также чел-ка ,политич.и средств и норм политич.властвования и политич.участия.

2.пр-ве посредством  политич.с-мы определ.соц.порядка и соц.изменений.

3.осуществление политич.воли об-ва через принятие и выполнение политич.решений,кот.интегрируют в себе разнообразные интересы граждан и выражаются в сложенной с-ме общенациональных целей.

СТРУКТУРА политич.пр-са включает:

Соц.-политич. Условия возникновения и ф-ния политич.пр-сов.

2.Субъекты политич.действий,а также их взаимодействие в ходе борьбы и сотрудничества.

3.Объекты воздействия,цели политич.пр-са

4.Политич.интересы,мотивы и цели поведения в политич.взаимодействии

5.Ресурсы пр-сов,ср-ва воздействия на объект

6.Исполнители пр-са(политики,депутаты,деятели культуры)

СТАДИИ:

Политический процесс  можно условно разделить на 5 стадий: формирование политических приоритетов; выдвижение политических приоритетов  повестку дня политического процесса; формулирование политических проблем, требующих правительственных решений  и принятия политических решений; приведение в действие механизма реализации принятых решений; оценка результатов  политических решений.

 

24. Понятие, структура  и субъекты политической деятельности. Способы политической деятельности.

 Политическую деятельность  можно определить как систематическое  сознательное вмешательство отдельных  индивидов и групп людей в  систему общественно-политических  отношений с целью приспособления  ее к своим интересам, идеалам  и ценностям. Она предстает  как непрерывный ряд конкретных  политических действий. В качестве  субъектов политической деятельности  выступают непосредственные участники  политических акций, событий,  действий. Однако первичные субъекты  политики – индивиды, соц. группы, нации, народы – не перестают  быть субъектами политических  отношений независимо от того, участвуют они или нет в  данный момент в политических  действиях. Субъекты подразделяют  на: классовые, территориальные и  корпоративные группы.

Основные характеристики классов: неравенство условий жизни  итруда, наследственная передача привилегий (собственности, статуса, круга связей).

В основе формирования территориальных  групп лежит солидарность. Основная территориальная группа – нация, принадлежность к которой осознается каждым человеком особенно остро.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"