Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 05:09, шпаргалка

Описание

1 вопр. Политология как наука и учебная дисциплина. Объект и предмет политологии.
2 вопр.Структура политической науки. Методы и функции политологии.
3 и 4 и 5 ворп.Понятие, структура и функции политики.

Работа состоит из  1 файл

1 вопр.docx

— 78.30 Кб (Скачать документ)

Термин «политическая  система» в политологии стал активно  применяться с середины 20в.

Т.ПАРСОНС,согласно его концепции об-во представляет собой сложну соц.с-му состоящую из 4-х подсистем:экономич.,соц-ная,политич.,духовная.Значение политич.с-мы-это обеспечение интеграции,выработки и реализации общих целей.

Д.ИСТОН-в 1953г. книга «Политич. С-ма», «Предел политич. Анализа».Он представил политич. С-му как развивающийся саморегулирующийся механизм,активно реагирующий на поступающие требования-команды.

1вид импульса-требования:матер.благ,расширение возможностей.

2вид-поддержка:материальная(своевременная уплата налогов),духовная(соблюдение норм,законов,активное участие в политич.пр-сах).

ТАБЛИЦА(В КОНСПЕКТЕ)

К функциям на "входе" в политическую систему относятся:

- политическая социализация и рекрутирование;

- артикуляция интересов;

- агрегирование интересов;

- политическая коммуникация.

На “входе” политическая система выполняет функцию политической социализации и рекрутирования. Политическая социализация – это процесс освоения личностью политики как особой сферы жизнедеятельности.Политическое рекрутирование означает функцию заполнения ролей в политической системе.

Артикулирование интересов – процесс, посредством которого выражаются требования.

Они определяют настроения и требования, формирующиеся в  обществе, властным органам.

 Агрегирование интересов – функция превращения требований в альтернативы государственной политики. Данная функция предполагает сбор, накопление интересов.

Функция политической коммуникации обеспечивает связь между элементами политической системы, а также между  политической системой и средой.

Сигналы на «входе» должны быть постоянными.

На "выходе" политическая система выполняет функции:

- нормотворчества;

- применения правил и норм;

- контроля за соблюдением правил и норм.

Функция нормотворчества  включает в себя процесс разработки законов, определяющих правовые нормы  поведения людей и групп в  обществе, а также деятельность социальных институтов. В эту функцию входит и принятие решений исполнительными  органами.

Функция применения правил и норм подразумевает приведение их в действие, в социальную практику. Государственная политика не исчерпывается  принятием законов, постановлений, выработкой инструкций.

Функция контроля над соблюдением  правил и норм включает в себя интерпретацию  законов, определение фактов их нарушения, применение соответствующих санкций  за это. Контрольная функция находится  преимущественно в компетенции  судебной ветви власти.

СТРУКТУРНО-функциональный подход-Г.Алмонд.

Политич.с-ма-это сов-ть политич.институтов(гос-венных и негос-венных)и отношений посредством которых в об-ве осуществляется политич.власть.

СТРУКТУРА ПОЛИТИЧ.С-МЫ:

Политич.с-ма-это сложное образование,кот.состоит из взаимосвязанных элементов(подсистем):

1.Институциональная-сов-ть  основных институтов и взаимоотношений  между ними.

2.нормативная-включает  как формальную-закрепленную в  законодательных актах(законы,указы)и неформальная часть-традиции,обычаи,мораль.

3.функциональная-сов-ть  методов и способов осуществления  политич.власти и осуществляется политич.режимом.

4.коммуникативная-сов-ть  каналов политич.взаимодействия.

5.идеологическая-сов-ть  различных политич.идей и представлений субъектов политики.

6.культурная-комплекс  типичных для конкретного об-ва политич.ориентаций,установок,ценностей и моделей политич.поведения.

 

 

 

 

10 вопр. Функции политической системы общества. Типы современных политических систем.

Ф-ЦИИ ПОЛИТИЧ.С-МЫ:

1.Организаторская(управленческая)-предпологает определение стратегических целей и перспектив об-енного развития.

2.интегративная-консалидация  об-ва,обеспечение функционирования об-ва как единого целого.

3.регулятивная-отвечает  за упорядочение и за регламентацию  политич.поведения и политич.отношений в гос-венно организованном об-ва.

4.мобилизационная-отвечает за концетрацию об-енных ресурсов на важнейших направлениях развития об-ва.

5.распределительная-означает  наличие пр-сов распределения произведенных об-вом матер.благ.

6.легитимации.

ТИПЫ ПОЛИТИЧ.С-М:

Алмонд выделил -Политические системы англо-американского типа отличают прежде всего целостность и определенность политической культуры, нормы и ценности которой разделяет подавляющее большинство общества и поддерживают государственные институты.В политических системах этого типа обеспечено полное господство легальных форм политической борьбы.

-континентально-европейского  тип наличие менее однородных  политических культур, включающих  в себя не только современные  демократические ориентации, но и элементы старых верований, традиций, стереотипов.

Страны доиндустриального  и частично индустриального уровня развития. В таких странах наиболее почитаемые населением традиции порой бывают прямо противоположными, что придает крайне противоречивый характер политическому процессу, обусловливая сосуществование едва ли не взаимоисключающих тенденций в сфере устройства государственной власти.

Тоталитарные политические системы (жесткие гегемонии) выражают идеологическую и административную монополию власти над обществом. Власть предельно централизована, политические роли принудительны, а насилие является по сути единственным способом взаимодействия государства и общества.

     Авторитарная  политическая система.Эта система характеризуется властвованием сравнительно небольших элитарных и иных груш при опоре на силовые средства власти и минимальном участием граждан в решении политических задач властвования.

      Демократическая  политическая система. Демократическая  политическая система основана  на морально-правовом признании  народа в качестве единственного источника власти в государстве, на реализации принципа равенства социальных прав и свобод всех граждан страны. Демократическая система обеспечивает свободный выбор обществом путей и форм развития. Она характеризуется многообразием форм собственности, властью большинства в государстве при соблюдении прав и свобод меньшинства, верховенством закона по отношению ко всем гражданам страны, минимальным или на уровне среднего вмешательством государства в хозяйственную деятельность общества в основном через налоговую систему и субсидирование, через управление государственной формой собственности.

 Смешанные политические  системы. 

  Для таких систем  характерно непоследовательное  разделение властей или оно  вовсе отсутствует. Армия и  бюрократический аппарат часто берут на себя законодательные функции, а законодательные органы вмешиваются в судебную деятельность. Политическое участие граждан в таких системах проявляется периодически или ограничено местным самоуправлением

 

 

11 вопр. Политическая система РБ.

 Существует множество  моделей политической системы,  но все они направлены на  то, чтобы показать, как властные  органы  взаимодействуют с гражданами, или как часто говорят с  народом. Модель политической  системы Республики Беларусь  можно представить следующим  образом:

Центры принятия политических решений осуществляют государственное  управление. «Государственное управление – это наука о характере  и функциях государства и его  правительства как органа, через  который государство реализует  свою власть, о целенаправленном курсе  действий органов власти по формированию и реализации важнейших направлений  государственной политики, о сущности и содержании процессов принятия политических (управленческих) решений». Центры принятия важнейших государственных  решений в Республике Беларусь: Президент  Республики Беларусь, Правительство (Совет  Министров), Парламент (Национальное собрание), система судов.

Государственная политика – это целенаправленный курс институтов государственной власти на разрешение общественных проблем. Функционирование любой политической системы – это процесс переработки интересов и потребностей общественных групп в различные направления государственной политики, такие, как: промышленная, налоговая, кредитно-финансовая политика, политика в области предпринимательства и частного бизнеса, инвестиций, социальное обеспечение, образование, здравоохранение, экологическая политика, молодежная политика и т.д.

На развитие политической системы Беларуси большое влияние  оказали республиканские референдумы. В Беларуси состоялось два республиканских  референдума: в мае 1995 и в ноябре 1996 года. По результатам майского референдума 1995 года, большинство граждан Беларуси высказалось за конституционное закрепление двуязычия, изменение государственной символики укрепление экономических и политических связей с Российской федерацией, а также за право Президента на роспуск парламента в особых случаях, оговоренных в законе. По результатам референдума 24 ноября 1996 года была принята редакция Конституции Республики Беларусь с изменениями и дополнениями, предложенными Президентом А.Г.Лукашенко. Кроме того, был перенесен День независимости Республики Беларусь на 3 июля, сохранена смертная казнь, сохранена государственная форма собственности на землю. Не получил поддержки проект конституции, вынесенный на республиканский референдум депутатами фракции коммунистов.

 

12 вопр. Тоталитаризм: сущность, характерные признаки.

ТОТАЛИТАРНЫЙ политич.режим-политич.режим,основанный на полном(тотальном)контроле и жесткой регламентации со стороны гос-ва над всеми сферами жизнедеятельности об-ва,опирающейся на ср-во прямого,вооруженного насилия.

ФАКТОРЫ формирования:

1.резкая ломка устоявшихся  соц.стр-р,маргинализация различных соц.групп.

2.разрушение или отсутствие  сфер деятельности элементов  гражданского об-ва

3.появление современных  СМИ.

4.деформация политич.сознания.

5.отсутствие демократич.традиций,предрасположенность массового сознания к насильственным способам разрешения вопроса.

6.наличие возможностей  для создания разветвленного  гос.аппарата репрессий и подавления

7.накопление гос.опыта,разрешение соц.проблем путем мобилизации широких масс населения.

ХАР-НЫЕ ЧЕРТЫ:

-высокая степень концентрации,централизация политич.власти и её проникновение во все сферы жизнедеятельности об-ва

-формирование власти,осуществляющейся бюракратическим путем и неподконтрольно об-ву,управление осуществляется закрытым,правящим слоем-наменклатурой

-существует единственная  правящая партия с харизматическим  лидером

-партийные ячейки пронизывают  все организационные стр-ры об-ва

-демократич.права и свободы носят декларативный хар-р.

-господствует одна  идеология

-полное подчинение  власти СМИ,информация используется для манипулирования

-власть имеет особые  полномочия для осуществления  соц.контроля,принуждения и запугивания населения

-власть осуществляет  жесткий контроль над эк-кой,обладая высокой способностью концетрации и мобилизации эк-ких ресурсов

-территориально-гос-венное устройство стремится к унитарной форме.

 

13 вопр.   Авторитаризм : сущность и особенности проявления.

Авторитарный режим (название происходит от латинского autoritas – власть, влияние) характеризуется режимом личной власти, диктаторскими методами правления.

Характер и мера осуществления  власти.

Контроль и насилие  не носят всеобщий характер. Контроль власти распространяется на сферу политики и частично идеологии, однако уже  есть сферы, не контролируемые властью: экономика (иногда частично), религия, культура, частная жизнь граждан.

Формирование власти.

Как и тоталитарный, авторитарный режим не имеет механизма преемственности  власти. В современных условиях часто  заканчивается тем, что объявляются  свободные выборы.

Отношение людей к власти.

Также, как в тоталитарном режиме, общество отчуждено от власти. Однако оно осознает и фактор насилия власти, и свое отчуждение от нее.

Роль идеологии в  обществе.

Идеология сохраняет определенную роль в обществе и частично контролируется.

Характер лидерства.

Складывается режим  личной власти. Роль лидера высока.На него распространяется представление об отчуждении от власти.

Сфера допустимого и запретного.

Разрешено все, кроме политики.

Положение средств массовой информации.

Частичный контроль над  средствами массовой информации.

Наличие демократических  прав и свобод.

Права и свободы граждан  ограничены главным образом в  политической сфере.

Изменения в социальной структуре общества.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"