Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 05:09, шпаргалка

Описание

1 вопр. Политология как наука и учебная дисциплина. Объект и предмет политологии.
2 вопр.Структура политической науки. Методы и функции политологии.
3 и 4 и 5 ворп.Понятие, структура и функции политики.

Работа состоит из  1 файл

1 вопр.docx

— 78.30 Кб (Скачать документ)

 

34. Политическая культура - сущность,структура,функции

Политическую культуру можно определить как совокупность типичных для конкретной страны (группы стран) форм и образцов поведения  людей в публичной сфере, воплощающих  их ценностные представления о смысле и целях развития мира политики и  закрепляющих устоявшиеся в социуме  нормы и традиции взаимоотношения  государства и общества.

 
Политической культуре свойственны  определенные функции в политической жизни. К важнейшим можно отнести следующие функции: 
 
идентификации, раскрывающей постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании 
интересов данной общности; 
ориентации, характеризующей стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной 
политической системе; 
предписания (программирования), выражающей приоритетность определенных ориентации, норм и представлений, задающих и обусловливающих определенную направленность и границы конструирования поведения человека; 
адаптации, выражающей потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий; 
социализации, характеризующей приобретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права, политические функции и интересы; 
интеграции (дезинтеграции), обеспечивающей различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства и его взаимоотношений с обществом в целом; 
коммуникации, обеспечивающей взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения. 
 
В структуре политической культуры можно выделить три группы элементов. 
 
1. Познавательные элементы. Это — знания о политике, которые составляют основу политической культуры. Здесь имеются в виду знания, отражающие сущность политической действительности, тенденции ее изменения, основные черты. Показателем уровня политических знаний является политическая образованность, которая предполагает концептуальность, целостность, объективность знания, способность к политическому мышлению. 
2. Эмоционально-оценочные элементы: чувства, испытываемые к политической системе, выраженные в форме взглядов, политических установок, оценок; суждения и мнения о политике, социальная позиция личности 
3. Поведенческие элементы: различные формы участия граждан в политической деятельности. Политическое поведение — это проявление широкой системы общественных отношений, в которой взаимодействуют политическая система, политические движения и партии, социальные и политические ценности, процессы политической социализации, социальная позиция личности и ее индивидуальное поведение.

 

35.Типы политической культуры

 
В соврем-ом общ-ве существуют различные типы ПК-ур. Амер-ие политологи Г.Алмонд и С,Верба провели исследование ПК-ры в ряде стран и выделили 3 идеальных «чистых» типа ПК: патриархальную (традиционную), подданническую политическую культуру и культуру участия (активистскую, гражданскую). 
1. Патриархальная. Характеризуется полным отсутствием у человека интереса к политике, политической власти, политическим институтам. Индивид маловосприимчив к пол-й культуре и не выполняет никакие пол-ие роли, т.е. политические интересы человека не выходят за рамки первичного сообщества. Данный тип ПК характерен для первобытно общинных обществ, которые до сих пор существуют в мире (в Африке). 
2. Подданническая хар-ся тем, что в ней имеются специализированные пол-е институты, однако индивидуальная активность отдельных личностей либо очень низка, либо вообще отсутствует. Т.о. пол-ие функции выполняют специальные институты, тогда как обычные граждане могут лишь выражать своё отношение к ним. 3. ПК участия отличается политической активностью. Каждый человек признаётся полноправным участником политической жизни. Граждане стремятся активно воздействовать на политику, направлять её деятельность с помощью законных средств влияния (выборов, демонстраций). Ярким примером культуры такого типа являются современные дем-е общества, поскольку в них наблюдается политизация общ-й жизни, а политическое измерение жизни становится значимым для всех людей.

 

 

37 Понятие и причины возникновения  политических конфликтов.

Социальный конфликт –  столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений либо взглядов оппонентов либо субъектов взаимодействия.

Политический  конфликт – разновидность соц. Конфликта  по поводу власти, доминирования, влияния  статуса и ресурсов власти; столкновение противоположных общественных сил  обусловленная определенными взаимоисключающими интересами и целями.

Причины конфликтов:

Объективные – разнообразные  формы и аспекты общественных отношений, которые определяют несовпадение статусов субъектов политики, их политических ролей, функций, интересов, потребностей

Субъективные – расхождение  людей, групп и объединений в  базовых ценностях, оценки исторических или актуальных событий, политических идеалов.

Идентификация – осознание  гражданами своей принадлежности к  государственным, социальным, религиозным, национальным и прочим принадлежностям, определяющих их место в политической системе.

В политологии сформировался  ряд типологий политических конфликтов:

(по источникам или  по характеру)

Конфликт интересов

Ценностей

Идентификации

             (по уровню формирования конфликта)

Межличностный уровень

Групповой

На уровне подсистем  общества

На региональном или  глобальном уровне

  (по локализации  относительно государства)

Международные конфликты: региональные, государственные, межсистемные

Внутриполитические: межнациональные, социальные, организационные, религиозные

Функции политических конфликтов:

(положительные функции):

Выполняет стабилизационную роль

Способствует разрешению противоречий и обновлению общества

Стимулирует переоценку ценностей

Ускоряет образование  новых организационных структур

Обеспечивает высокий  уровень познаниями участниками  друг друга

(отрицательные):

Может привести к дезинтеграции  общества

Гибель людей и ликвидацию материальных ценностей

Привести к неблагоприятным  изменениям во властных отношениях

Приводит к усилению роли, абсолютизации насильственных вооруженных властных методов

 

 

38 и 39 Политический  кризис: понятие  и виды. Пути  и способы разрешения конфликтных  и кризисных ситуаций в политике.

 Под термином ”кризис”  понимается крутой перелом, тяжелое  переходное состояние. Полит. кризис–состояние полит. системы об-ва, кот. выражается в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении полит. напряженности о всеобщем недовольстве народа деят-тью правящих кругов.

Виды кризисов:

Правительственный - выражается в невыполнении распоряжений правит-ва как исполнит. органами,

 Парламентский - изменение соотношения сил в органах законодат власти,

Конституционный - связан с фактическим прекращением действия осн. закона страны.

Общенациональный - демонстрирует  кризис верхов, не способных более  управлять страной. Он затрагивает  сам фундамент общ-ва и подводит к смене власти.

Стадии вызревания конфликтов:

Скрытая стадия, обусловленная  неравным положением 2 групп

Напряженности (нулевой, средней, высокой)

Антогонизма

Несовместимости (собственно конфликт)

Конфликт может быть прерван на любой стадий на определенное время или окончательно , если будет изжита его основная причина.

Методы разрешения политических конфликтов:

Избегание конфликта

Отрицание и подмена

Конфронтации

Откладывание

Примирение на основе сближение  позиций

Третейское разбирательство  или арбитраж – права на разрешение данного конфликта передаются третьей  стороне, решение которой на основе норм международного права для участников конфликта считается обязательным.

 

 

40 и 41 и 42. Современные политические идеологии.

Основные современные  идеологии – либерализм, социализм, национализм – возникли в условиях становления и развития западноевропейской цивилизации.

Либерализм

В политической истории  Запада возникновение либерализма  связано с развитием капиталистического общества. Центральное место занимает идея индивидуальной свободы. Либерализм отстаивал самоценность человеческой личности и ее. Либеральная теория "общественного договора" обосновывала суверенность народа как источника власти и формирование государства как договора между народом и правительством. В экономической области либералы защищали принцип свободного рыночного обмена, личной предпринимательской инициативы.

Социалистическая идеология

Социалистическая идеология  имеет длительную историю. Теории об идеальном общественном строе, который  соответствует природе человека, устраняет эксплуатацию, поднимает  благосостояние низшего класса и  ликвидирует частную собственность, стали называть утопическим социализмом. Социалистическая идеология целеустремленно  защищала интересы трудящихся, социальный прогресс и верила в прекрасное будущее  человечества.

Демократический социализм

Особенностью идеологии  социал-демократов является реформизм, обоснование политики регулирования  и перераспределения доходов  в эффективно работающей рыночной экономике.

Идея политической демократии основывается на принципах свободы  и равенства. Социал-демократы признают возможность существования различных  форм демократии.

Давая обоснование экономической  демократии, социал-демократы подчеркивали в своих официальных документах, что выступают за общественную собственность, но в рамках смешанной экономики.

Термином "социальная демократия" обозначается качественная сторона  образа жизни людей, которая комплексно характеризует степень социальной свободы человека, условия и содержание его трудовой деятельности.

Консерватизм

Важнейшим принципом консервативной идеологии является нравственный абсолютизм, признание существования незыблемых нравственных идеалов и ценностей.

Другим важнейшим принципом  консерватизма является традиционализм.

Неоконсерватизм

В экономической области  неоконсерватизм выступает за ограничение  вмешательства государства в  рыночную экономику. В мировоззренческом  плане неоконсерватизм выступает  за приоритетность принципа свободы  над принципом равенства. Социальная политика неоконсерваторов тесно связана  с экономической. Три основных принципа составляют суть неоконсервативной социальной доктрины: принцип солидарности, принцип справедливости, принцип субсидиарности.  В политической сфере неоконсерваторы верны старой консервативной традиции – демократия должна быть вертикальной, элитарной.

 

 

45. Международные  отношения.: понятие и сущность. Деятельность международных организаций.

Международные отношения (МО) – совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических  и иных связей и  взаимоотношений между государствами, основными классами, а также основными  соц., эконом., политическими силами, организациями и политическими  движениями, действующими на мировой  арене, т.е. между народами в самом  широком смысле этого слова.

Характерные черты международных отношений:

Стихийный характер международного политического процесса по причине  наличия множества субъектов  действия, тенденций и мнений

Усиливающееся значение субъективного  фактора, что отражает возрастание  роли выдающихся политических лидеров.

Охват всего нуждающегося множества и включение в них  самых разных субъектов

Отсутствие единого  властного центра и наличие множества  равноправных суверенных центров принятия политических решений.

Уровни МО:

По горизонтали

По вертикали

По вертикали (масштабные отношения):

Глобальные МО – отношения  между системами государств, крупнейшими  державами, отражающие мировой политический процесс в целом

Региональные и субрегиональные  – отношения между государствами  определенного политического региона  во всех областях жизнедеятельности  общества, имеющие более конкретные проявления и многосторонний характер

Отношения конкретной международно-политической ситуации. Они всегда носят конкретно-исторический характер, включая в себя различные типы отношений и вовлекает в свою сферу несколько государств, заинтересованных в разрешении сложившейся ситуации, по мере разрешения ситуации эти отношения распадаются.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"