Шпаргалка по "Теории государственного управления"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:34, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Теории государственного управления"

Работа состоит из  1 файл

TGU_Avtosokhranenny.doc

— 253.00 Кб (Скачать документ)

 

34. Местное  самоуправление в общей системе  государственного  управления.

МС - это управление, которое формируется гражданами местного региона. Самоуправленческая система по своей сути должна быть независима от гос-ва. Органы самоуправления как бы перехватывают у гос-ва функции и гос-во не должно вмешиваться в их действия. Важной чертой МС явл. наличие материально-финансовой базы. Это в той или иной мере позволяет чувствовать себя независимым от гос. аппарата. В нашей стране под местным самоуправлением принято понимать такую деятельность, которая осуществляется на местах (в рамках административно-территориальных и территориальных единиц) непосредственно гражданами или избираемыми ими органами с целью решения вопросов местного значения, исходя из интересов граждан, проживающих на данной территории, на основе законов и собственной материально-финансовой базы. В РБ местное самоуправление не однородно. Это выявляется с одной стороны тем что МС осущ-ся непосредственно народом, т.е. с помощью прямой демократии, а с др. стороны МС осущ-ся советами депутатов. МС является одной из важных форм демократии. Чем шире оно развито, тем демократичнее само общество и государство. Особенности: обладает всеми признаками гос-ва, т.е это управление от имени государства, оно имеет властный характер. Кроме того решает задачи, которые центральное управление не может решать. Оно максимально приближено к месту жительства человека. В мировой практике 1-е место имеют местные интересы, а затем общегосударственные. У нас приоритет общегосударственных задач. УПРАВЛЕНИЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ САМОУПРАВЛЕНИЯ -это самостоятельные сферы, управление формируется на основе гос. управления, а самоуправление это прерогатива насел.

 

35. Методы  и принципы управленческой деятельности.

Принципы управления относятся к числу важнейших категорий управления. Под ними понимают основные фундаментальные идеи, представления об управленческой деятельности, вытекающие непосредственно из законов и закономерностей управления.

К числу основных принципов управления могут быть отнесены:

1. научность  (требует построения системы управления  и ее деятельности на строго  научных основаниях);

2. системность  и комплексность (требует одновременно  и комплексного, и системного  подходов к управлению. Системность  означает необходимость использования элементов теории больших систем, системного анализа в каждом управленческом решении. Комплексность в управлении означает необходимость всестороннего охвата всей управляемой системы, учета всех сторон, всех направлений, всех свойств);

3. единоначалие и коллегиальность (любое принимаемое решение должно разрабатываться коллегиально (или коллективно). Это означает всесторонность (комплексность) его разработки, учет мнений многих специалистов по различным вопросам.);

4. демократический  централизм (означает необходимость разумного, рационального сочетания централизованного и децентрализованного начал в управлении);

5. сочетание  отраслевого и территориального  подхода в управлении (отраслевое  управление характеризует необходимость  углубления специализаций, повышения концентрации производства. Территориальное же управление исходит из других целевых установок).

Методы  управленческой деятельности – это способы и методы достижения поставленных целей, решения возникающих задач. Метод управленческой деятельности — это есть способ приёма управляющего воздействия, на объекты управления, на управляемые системы.

Все методы делятся  на:

1. Методы внеэкономического  воздействия.

2. Методы экономического  воздействия.

· организационные.

· Административные методы — это способы воздействия на деятельность предприятий, учреждение, организаций, на поведение трудовых коллективов, должностных лиц и граждан со стороны органов государственного управления, путём прямого установления их обязанностей, путём приказа, опирающегося на гласное полномочие и систему подчинённости. При использовании административных методов должностное лицо прямо предписывает управляемому, что и как он должен делать.

Методы в  деятельности органов управления подразделяются:

1. Общие методы  — методы используемые на всех важнейших стадиях управленческого процесса (метод убеждения, наблюдения, контроля и разработки, методы косвенного и прямого воздействия на управляемый объект, регулирование, общее руководство и непосредственное управление).

2. Специальные  методы — это методы применяемые при осуществлении отдельных функций на отдельных стадиях процесса управления (методы выполнения отдельных функций, выработка и принятие решений, программно-целевой метод, гласные и негласные методы).

 

36. Государственная  служба в системе государственного управления.

Гос. служба представляет собой комплексный правовой институт, отношения в котором имеют неоднородный характер и поэтому регулируются нормами различных отраслей права. На гос служащих возлагаются особые требования. Особый порядок приёма на работу, карьерное продвижение, пенсионное обеспечение. Г ос служба осуществляет гос. управление, особый порядок приема на работу. Именно гос. служба осуществляет гос. упр-ие. Гос. служба основывается на принципах: -верховенства К. РБ; -служения народу РБ; -законности; -приоритета прав и свобод человека и гражданина, гарантий их реализации т.д. Гос служащий имеет право на: -принятие решений или участие в их подготовке в соответствии со служебными обязанностями; -получение в установленном порядке от граждан, гос органов, иных организаций информации и других материалов, необходимых для исполнения служебных обязанностей;- повышение квалификации и переподготовку за счет средств соответствующего бюджета и т.д. Обязанности: - поддерживать конституционный строй РБ; - исполнять служебные обязанности в пределах полномочий, предоставленных ему законодательством; -соблюдать ограничения, связанные с гос службой; - Не имеет права:- заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц; -принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией; -занимать др гос должности и т.д. Основания для прекращения гос. службы: -несоблюдения ограничений, связанных с гос службой; - разглашения сведений, составляющих гос секреты; - нарушения требований законодательства при приеме на гос службу; -отставки; -грубого нарушения должностных обязанностей, совершения проступка, несовместимого с нахождением на гос службе.

 

37. Исполнительная  власть в системе государственного  управления.

Исполнительную  власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство - Совет Министров  Республики Беларусь - центральный  орган государственного управления.

Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом Республики Беларусь.

Исполнит. власть это  право и возможность подчинять, принуждпть, повелевать своей воли чужую волю (исполнительная власть исполняет волю политиков); это исполнительная направленность; это система многочисленных гос органов упр-ия. Органы ГУ исполняют не только законы или какие-то акты, они доводят до исполнения решения судебные и прокурорские решения. Исполнительная власть направлена на реализацию решений всех ветвей власти. Она с одной стороны служит ветвями власти, а с другой как бы возвышается. Исполнительная власть подзаконна, вторична. Ведения повседневных дел в государстве ключевая роль принадлежит ветви, исполнительной власти, деятельность которой осуществляется посредством функционирования работающих под руководством Президента и Правительства различных органов исполнительной власти: центральных министерств, государственных комитетов, иных органов исполнительной власти. Преимущественно исполнительная .власть в лице правительства и создаваемых им государственных органов осуществляет на практике законы, подзаконные акты и решения, принимаемые законодателями, равно как декреты, указы, распоряжения Президента страны. Власть и управление одновременно и связаны и разделены. Связаны: гос управление является частью гос-ва, следовательно является частью государства. Управленцы имеют право навязывать, пользуясь властными полномочиями гос-ва. Гос. Управление является конституционно обоснованным. Управление не является властью как таковой. Это органы, опирающиеся на власть. Управление не распределяет ресурсы, их распределяет власть. Главная задача управления - организовывать выполнение.. Власти- обеспечить контроль над этим выполнением.

 

38. Институт  Президента и его место в  политическом управлении обществом.

Республика  Беларусь является унитарным, демократическим, социальным, правовым государством. Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и граждан выступает Президент. В Беларуси институт президентства был введен в 1994 году, когда наиболее остро стала ощущаться объективная необходимость в его учреждении. В соответствии с нынешним вариантом Конституции Республики Беларусь мы имеем новую модель государственного устройства, восстановленное равновесие между тремя ветвями власти, баланс между обязанностями и правами главы государства, повышение статуса и роли исполнительной власти в системе государственного управления. Президент Республики Беларусь занимает особое место в государственном механизме и в системе разделения властей. В организационном отношении Президент самостоятелен – он избирается народом. Он не включен ни в одну из ветвей власти и не несет перед ними политической ответственности. Президент оказывает существенное влияние на формирование и деятельность всех государственных структур. Он вправе отменять постановления и распоряжения Правительства, противоречащие Конституции республики, определять структуру Правительства и устанавливать порядок его взаимодействия с республиканскими органами государственного управления. С целью повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти, Президентом Беларуси создана «исполнительная вертикаль». Президент Республики Беларусь имеет достаточно широкие полномочия, которые по существу касаются всех направлений организации и осуществления государственной власти. Это – реализация исполнительной власти, участие в законодательном процессе, формирование судебной системы, организация и формирование госаппарата. Деятельность Президента в области государственной кадровой политики и идеологии обеспечивает Администрация Президента. Она осуществляет также подготовку, выполнение и контроль за исполнением решений Президента. Администрация выступает как юридическое лицо, имеющее печать с изображением государственного герба и со своим наименованием. Указом Президента в республике создан Совет Безопасности – орган, обеспечивающий условия для реализации конституционных полномочий Президента по защите прав и свобод человека, охране суверенитета Республики, ее государственной целостности.

 

39. Парламент Республики Беларусь как субъект государственного управления.

Парламент –  Нац. собрание РБ является представительным и законодательным органом в государстве. Нац. собрание РБ состоит из Палаты Представителей и Совета Республики. Палата Представителей представлена 110 депутатами, избрание которых осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при помощи тайного голосования. Депутатом Палаты представителей может быть гражданин РБ, достигший 21 года. Вторая палата Национального собрания РБ – Совет Республики, в соответствии с 91 статьей Конституции Республики Беларусь, является палатой территориального представительства. Она представлена 64 депутатами, избрание которых в отличие от Палаты Представителей, осуществляется на заседаниях депутатов местных Советов депутатов каждой области и города Минска в частности. Кроме того, восемь членов Совета Республики назначаются Президентом РБ. Сходным моментом является то, что избрание каждой восьмерки депутатов происходит также, тайным голосованием, как и при избрании депутатов Палаты Представителей. Членом Совета Республики, в отличии от Палаты Представителей, может быть гражданин РБ, достигший 30-летнего возраста и проживающий на территории соответствующей области или города Минска не менее пяти лет. В случаях и порядке, предусмотренном Конституцией РБ, полномочия Палаты Представителей или Совета Республики могут быть прекращены досрочно. В этом случае по решению Президента РБ могут быть прекращены досрочно полномочия и другой палаты Национального собрания РБ соответственно. Условиями для досрочного прекращения полномочий Палаты Представителей являются: отказ в доверии Правительству РБ; выражение вотума недоверия Правительству; двухкратный отказ в даче согласия на выборы Премьер-министра; систематическое или грубое нарушение Конституции РБ. Совет Республики может быть распущен только в случае систематического или грубого нарушения Конституции РБ, на основании заключения Конституционного суда РБ. Решения по вопросам роспуска Парламента принимает Президент не позднее чем в двухмесячный срок после официальных консультаций с председателями палат. Палаты не могут быть распущены в период чрезвычайного или военного положения, в последние шесть месяцев полномочий Президента, в период решения палатами вопроса о досрочном освобождении или смещении Президента с должности. Кроме того в целом палаты не могут быть распущены в течение первого года со дня их первых заседаний.

 

40. Роль  системы исполнительной власти  в политическом управлении.

Центральным органом государственного управления в РБ является Совет Министров РБ, который осуществляет исполнительную власть в государстве. Совет Министров (Правительство Республики Беларусь) является коллегиальным центральным органом государственного управления Республики Беларусь, осуществляющим в соответствии с Конституцией РБ исполнительную власть в РБ и руководство системой подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов. Работой Правительства руководит Премьер-министр, который назначается на эту должность Президентом РБ с согласия Палаты представителей. В своей деятельности Совет Министров подотчетен Президенту РБ (по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал представляет Президенту отчет о своей деятельности) и ответствен перед Национальным собранием РБ. Правительство РБ уполномочено руководить системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти, а также уполномочено разрабатывать основные направления внутренней и внешней политики РБ, вместе с тем принимать меры по их реализации. Совет Министров в пределах своей компетенции обеспечивает исполнение Конституции, законов, актов Президента РБ, осуществляет контроль за их исполнением подчиненными ему республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, а также местными исполнительными и распорядительными органами, физическими лицами и организациями. Совет Министров в полном составе, Премьер-министр, каждый член Совета Министров отдельно имеют право заявить Президенту Республики Беларусь о своей отставке, если сочтут невозможным исполнять возложенные на них обязанности. Отставка Премьер-министра Республики Беларусь не влечет за собой сложения полномочий Советом Министров в полном составе.

 

41. Судебная  система власти в Республике  Беларусь и ее функции.

Построенная на принципах территориальности и  специализации единая судебная система РБ по своей природе децентрализована. В рамках ее функционируют три самостоятельные судебные подсистемы, т.е. общие суды, хозяйственные суды и конституционный суд. Подсистема судов общей компетенции трехзвенная. Высшим звеном является высший суд. К среднему звену – областные, минский городской и белорусский военный суды. Низшее звено – районные, городские, межгорнизонные военные суды. В системе общих судов могут создаваться специальные суды, т.е. по делам несовершеннолетних, семейные, административные, но подобные суды не учреждены. Подсистема хозяйственных судов двухзвенная, ее возглавляет высший хозяйственный суд, второе низшее звено приставлено судами областей и хозяйственным судом г. Минска. На уровне районного, городского делопроизводства создание хозяйственных судов не предусмотрено. В системе хозяйственных судов на низшем уровне могут создаваться специализированные хозяйственные суды, т.е. по банкротству, земельные, налоговые. В настоящее время они не учреждены. Конституционный суд призван осуществлять конституционное правосудие. Законодательную основу судебной системы составляет конституция, кодекс "о судоустройстве и статусе судей" и другие НПА.  На территории действуют суды, не входящие в судебную систему страны – международный арбитражный суд и экономический суд СНГ.

 

42. Референдум как средство прямой демократии.

Референдум  – способ непосредственного волеизъявления граждан по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба. Референдум – важнейшее действие прямой демократии. Референдум – один из способов прямого, непосредственного участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Референдум, результаты которого имеют высший правовой статус и обязательны для исполнения всеми государственными органами, используется в качестве законодательного механизма большинством демократических государств мира, особенно на местном уровне. Возможность проведения референдума заставляет государственные органы и правительство больше ориентироваться на мнение народа.   В различных странах имеются существенные расхождения в области права инициирования референдума. В специальной юридической литературе принято считать датой проведения первого в истории человечества референдума 1439 г., а его "родиной" - Швейцарию. В отличие от выборов при Р. объектом является не кандидат или список кандидатов на определенную должность, а определенный вопрос, по которому проводится Р., - закон, законопроект, конституция, поправка к конституции, проблема, касающаяся международного статуса соответствующей страны, внутриполитическая проблема. Своеобразной формой Р. является плебисцит, т.е. опрос населения о политической судьбе территории, на которой оно проживает. В некоторых странах (Франция) плебисцит считается более широким понятием, чем Р. В других странах (США) это синонимы. Р. подразделяются на общенациональные, местные, конституционные и законодательные (предметом первых является либо проект новой конституции, либо конституционная реформа и поправки к конституции, предметом вторых может быть либо проект закона, либо уже вступивший в силу закон). По правовой значимости различают консультативные Р. (именуются также народными опросами), которые проводятся лишь с целью выяснить "волю избирательного корпуса по какому-либо вопросу, решение которого остается за другими органами государства (проводятся в Швейцарии, Испании), и "решающие" Р., когда акт выносится на голосование избирателей для окончательного решения его судьбы.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государственного управления"