Теории государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 18:24, реферат

Описание

Существуют две основные школы – основательницы теории государственного управления: школа научного менеджмента Ф. Тейлора и школа человеческих отношений Э. Мейо и Ф. Ротлисбергера. Их противостояние дало возможность зарождения других школ. На данный момент известно пять основных общеизвестных школ теории государственного управления.
Школа научного менеджмента возникла в начале прошлого столетия и получила название «классическая», или «традиционная», до сих пор она считается самой распространенной школой госуправления.

Работа состоит из  1 файл

ответы по гембаренко.doc

— 654.00 Кб (Скачать документ)

3. Теории  государственного управления.

 

 

Существуют  две основные школы – основательницы теории государственного управления: школа научного менеджмента Ф. Тейлора  и школа человеческих отношений  Э. Мейо и Ф. Ротлисбергера. Их противостояние дало возможность зарождения других школ. На данный момент известно пять основных общеизвестных школ теории государственного управления.

 Школа научного  менеджмента возникла в начале  прошлого столетия и получила  название «классическая», или «традиционная», до сих пор она считается самой распространенной школой госуправления. Основным ее направлением является управленческая система, которая планируется заранее, все процессы и директивы спускаются сверху по нижним отделам. В этой школе используется метод «кнута и пряника», любые отклонения в выполнении распоряжений считаются нарушением дисциплины и процесса деятельности. Это замкнутая система, человеческий фактор мало ценится и не учитывается в процесс производства. Но в тоже время именно классическая школа дала толчок к развитию научного управления.

 Школа человеческих  отношений, которая ставила человеческий  фактор в деятельности организационной  структуры на одно из первых  мест. Активно изучалась психология  работников, природа конфликтных  ситуаций, внутригрупповых отношений.  Разрабатывались методы повышения эффективности управленческой деятельности на основе сотрудничества с работниками, построения коммуникативных отношений внутри структуры.

 Школа эмпирическая, основанная Г. Кунцем, направлена  на изучение и сочетание теоретических исследований и практических применений управленческих методов. Г. Кунц многие постулаты позаимствовал у классической школы и школы человеческих отношений, которые он пытался объединить в новое направление в теории управления.

 Школа социальных  систем объединяет все направления с целью выявления жизнеспособных методов управления и их интеграции в производство. Главным девизом создателей этой школы считается получение определенного удовлетворения, которое необходимо для продления процесса производства или управления.

 Новая школа  науки управления основана на  применении электронно-вычислительной  техники, математических методов,  современных технических средств.  Основной задачей школы является  повышение эффектности принимаемых  управленческих решений. Подход  основателей новой школы науки управления заключается в нормативном изучении проблемы, требующей управленческого решения. Многие современники спорят о том, что данная школа не имеет права на самостоятельное существование в таком качестве, так как ей не хватает определенной концепции, а методы и результаты исследований не дадут фундаментальных выводов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Теории государственного управления (другой вариант) 

В настоящее  время в теории государственного управления выделяются несколько исторически  сложившихся школ и направлений. Ведущими среди них являются американская, английская, французская и немецкая.

Американская  школа имеет общую эмпирическую (т.е. опытную) направленность своих исследований, многие ее выдающиеся представители были не только теоретиками, но и практиками. В 20-30-х годах представители течения «школа человеческих отношений» попытались объяснить функционирование административных служб через анализ поведения работающих в них индивидов и групп. Наиболее известными учеными этого направления в США в 20-50-е годы были Мери Паркер Фоллет, Э Мэйо,А.Маслоу. 
А. Маслоу разработал иерархию потребностей, согласно которой мотивами поступков людей являются в основном потребности не экономические (как полагали “классики”), а социальные, эгоистические, позволяющие реализовать творческие возможности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег. Основываясь на этих выводах, А. Маслоу рекомендовал использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие создание благоприятного психологического климата в коллективе, консультации со служащими и предоставление им более широких возможностей для реализации своего творческого потенциала в работе.  
В 50-е годы в США возникает поведенческий подход, в его основе стремление раскрыть возможности человека в управленческом процессе. В рамках подхода разработана теория X и Y Макгрегора. Теория X гласит: средний человек не любит трудиться и по возможности избегает работы. Теория Y гласит, что для человека расходовать моральные и физические силы на работу так же естественно, как отдыхать или играть. Это означает, что человека можно стимулировать на труд, если дать ему возможность полностью раскрыться, брать на себя ответственность, ощущать свою значимость для организации. Мак-Грегор работал над теорией Z, в которой пытался соединить запросы и стремления корпорации и отдельного человека.

В английской школе экономисты рассматривали государственное управление как сферу рациональной деятельности людей. Английский политолог Б. Барри разработал концепцию “экономического типа” государственной власти, осуществляемой путем угроз и обещаний. Властные отношения в обществе Б. Барри рассматривает в понятиях выигрышей и потерь. Он полагает, что властные отношения имеют место только тогда, когда одна сторона выигрывает от их сохранения больше, чем другая, располагая возможностями добиваться повиновения последней ценой минимальных убытков. Английский философ М. Оукшотт в 50-60-е годы разработал две концепции государственного управления: целевую и гражданскую. По его мнению, эти типы в чистом виде не встречаются нигде, поскольку представляют собой идеальные теоретические конструкции. М. Оукшотт предлагает идею целевого государственного управления, где ценность человека определяется его вкладом в “общее дело”, что означает подчинение индивидуальности корпоратизму. В последнее время в английской школе появились новые подходы и направления. По мнению П. Чекланда, единственный способ изучить целостность - посмотреть на нее с возможно большего числа точек зрения.

Во  французской школе гос. управления классиком считается Анри Файоль, его “теория администрации” изложена в книге “Общее и промышленное управление”. А. Файоль дал классическое определение научному управлению: “Управлять - значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать; предвидеть, то есть учитывать грядущее и вырабатывать программу действия; организовывать, то есть строить двойной - материальный и социальный - организм учреждения; распоряжаться, то есть заставлять персонал надлежаще работать; координировать, то есть связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия; контролировать, то есть заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям. ” А. Файоль сформулировал 14 общих принципов управления. Это разделение труда, власть, дисциплина, единство распорядка, единство руководства, подчинение частных интересов общим, вознаграждение персонала, централизация, иерархия, порядок, справедливость, постоянство состава персонала, инициатива, единение персонала. Сформулированные Файолем правила в течение нескольких десятилетий были общепринятыми. Алэн своей работе “Элементы доктрины радикалов” дает анализ системы административно-государственного управления во Франции. Алэн подчеркивает, что в современном государстве подлинной властью располагают не политические деятели, а высокопоставленные чиновники из аппарата управления.

Немецкая  школа государственного управления является наиболее влиятельной среди европейских школ. В. Вебер считал, что на тех, кто правит, возложена задача создания административной элиты, которая должна быть легитимирована (признана) народом, общественным мнением. Концепция Эрхарда связана с повышением социальной роли государственного администрирования. Она провозглашала подчинение всех групп населения общему благу, усиление роли правительства, примирение всех классов с существующим социальным строем. В теории государственного управления широко используется теория социального конфликта, разработанная Р. Дарендорфом. Он предложил способы регулирования конфликтов на различных уровнях государственного управления. методы и методики профилактики конфликтных ситуаций, Этапов протекания конфликта, управления конфликтными процессами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Основные концепции происхождения  государства.

В самом широком  смысле государство может быть охарактеризовано: как высшая форма организации человеческих сообществ; как политический союз людей, подчиненных единой верховной власти; как форма организации, имеющая главной целью выражение единой воли, обеспечение общих интересов, а также защиту прав и свобод человека.

В узком понимании, государство - это система особого  типа социальных институтов, образующих организацию политической власти.

Первоначальное возникновение государства - это постепенное, на протяжении десятков, а то и сотен тысячелетий вызревание в сообществе особого политического института, составляющего неотъемлемую часть общества и в то же время отчуждающегося от него, имеющего свои закономерности развития и власть над обществом. Существует множество теорий, объясняющих первоначальное возникновение государства. В средние века господствовали взгляды о богоустановленности государства, согласно которым оно рассматривалось как явление, дарованное «свыше» (божественная теория происхождения государства). В новое время, когда общество стало освобождаться и религиозных оков, появились личностные, индивидуалистические концепции возникновения государства. Некоторые из их приверженцев исходили из постулата о том, что человек по своей природе - существо злое, а в обществе идет «война всех против всех», и чтобы ограничить ее проявления, необходимо государство (Т. Гоббс). Иные считали, что, напротив, человек добр и люди заключают для общей пользы между собой общественный договор (Ж.Ж. Руссо – договорная теория). Позже появились коллективистские трактовки возникновения государства, связывающие этот процесс: - с насилием одних групп общества над другими (внутреннее насилие - Л. Гумплович)  или с необходимостью управления покоренными племенами (внешнее насилие - Ф. Оппенгеймер) – теория насилия; - с возникновением семьи, частной собственности, расколом на этой основе общества на классы и созданием экономически господствующим классом государства, ставшего органом насилия этого класса - марксистская классовая теория; - с выделением элиты – олигархическая теория. Первоначальное возникновение государства с позиций олигархической теории сводится к трем способам: военному (выделение элиты связано с войной и захватом добычи, как было у франков или монголов); аристократическому (аристократия — власть лучших, знатных, как это было в Древнем Риме); плутократическому (плутократия - власть богатства).

Иные процессы присущи производному возникновению государства. В этом случае государство может возникать: - в результате революций, которая коренным образом изменяет сущность и форму государства (например, во Франции в 1789 г., в России в 1917 г., в Китае и 1949 г.); - в результате организационных изменений: объединения нескольких государств в федерацию (создание СССР в 1922 г.); - при разделении государства (разделение Чехословакии в 1993 г. на Чешскую и Словацкую республики); - при сецессии - выходе части территории из состава государства  мирным или вооруженным путем и провозглашения на ней самостоятельного государства (вооруженная сецессия Бенгалии из Пакистана и образование государства Бангладеш в 70-х гг.); - в ходе создания новых государств на месте прежних колоний (после Второй мировой войны, особенно в 60-70-х гг., таким путем возникло более 100 новых государств).

В настоящее  время в отечественной науке  доминирует многофакторный подход к первоначальному возникновению государства, в котором можно выделить четыре основных фактора: сущность человека как социального существа; выполнение «общих дел»; социальная асимметрия и связанная с этим необходимость в особом институте легитимного (законного, оправданного в представлениях людей) принуждения. Государство представляет собой многомерное явление. С одной стороны - это территориальная организация людей, посредством которой родоплеменные («кровные») взаимосвязи заменяются на общественные. Кроме того, создается структура, которая выступает нейтральной по отношению к национальным, религиозным и социальным признакам людей. Таким образом, исторически возникает новое сообщество людей.

 

7. Функции государства.

 

Функции государства - это носящие объективный, системный  и взаимообусловленный характер основные направления его деятельности по управлению обществом, отражающие его  цели и социальное назначение.

Классификация функций государства:

1. В зависимости  от направленности решаемых государством  целей и задач (внутренние и  внешние). 2. По продолжительности их существования и деятельности (постоянные и временные). 3. По важности и социальной значимости тех или иных направлений государственной деятельности (основные и не основные).

4. По принципу  разделения властей (законодательные,  управленческие, правоохранительные, информационные). 5. В зависимости от социальной значимости (выражающие преимущественно интересы правящих классов, слоев или групп, или представляющие, концентрирующие в себе интересы всего общества).

6. От сфер  их приложения и осуществления  (политические, идеологические, социальные, экономические). 7. От форм их реализации (правотворческие, правоохранительные, правоприменительные). 8. На основании территориального масштаба, в пределах которого они реализуются (федерации и субъектов Федерации или, как в унитарном государстве, осуществляемые на территории единого, лишь в административном плане делимого государства). 9. В зависимости от обусловленности "природой всякого общества" (функции государств эксплуататорских типов, функции государства демократического типа и функции, вытекающие из природы всякого общества - общесоциальные функции).

Внутренние  функции - это основные направления  деятельности государства по управлению внутренней жизнью страны.

1. Экономическая  функция выражается в выработке  и координации государством стратегии  и тактики развития страны  в наиболее оптимальном 

Информация о работе Теории государственного управления