Шпаргалка по "Теории государственного управления"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:34, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Теории государственного управления"

Работа состоит из  1 файл

TGU_Avtosokhranenny.doc

— 253.00 Кб (Скачать документ)

Макс Вебер уделял особое внимание изучению проблем лидерства и структуры власти в организации. Он выделил три типа организации в зависимости от характера власти: харизматический, традиционный, идеальный (бюрократический). Макс Вебер сформулировал принципы построения идеальной организации. Вебер пытался найти способы, чтобы вся организация работала как машина.

На основе разработок Файоля и его последователей сформировалась классическая модель организации, опирающаяся на четыре главных принципа: четкое функциональное разделение труда; передача команд сверху вниз по «скалярной» цепи (никто не работает больше, чем на одного босса); соблюдение диапазона контроля (руководить ограниченным числом подчиненных). Во многом эти принципы построения организации актуальны и применимы к современным условиям.

В 20-30е годы ХХ века зародилась школа человеческих отношений, в центре которой находился  человек. Одна из главных особенностей этой школы – внесение в нее бихевиоризма, т.е. теории человеческого поведения.

Значительный  вклад в развитие бихевиористского направления в управлении внес Абрахам Маслоу, разработавший теорию потребностей, известную как «пирамиду потребностей». В соответствии с данной теорией человек имеет сложную структуру иерархически расположенных потребностей, и управление должно происходить на основе выявления потребностей рабочего и использования соответствующего метода стимулирования.

8 Структурно-функциональный  и системный подходы к государственному управлению

Системный подход в теории государственного управления и политики предполагает наличие в государственном управлении и политике черт внутренней взаимосвязи между элементами, образующих единое целое, качество которого не сводимо к сумме отдельных качеств элементов. Системный подход представляет собой принципиальное применение общей теории систем к анализу политики и управления. Теоретическое обоснование он получил в работах  Т. Парсонса, Д. Истона, Г. Алмонда, К. Дойча. Благодаря этим ученым в гуманитарные науки были введены основополагающие понятия теории систем: «открытая и закрытая система», «окружающая среда», «структура», «устойчивость» «равновесие» и т.д.

Структурно-функциональный анализ подчинен решению проблем, связанных с существованием, функционированием и поддержанием жизнеспособности системы. Структурный аспект включает в себя определение элементов, составляющих конкретную систему, и выявление устойчивых связей и отношений между ними. Функциональный аспект включает изучение внутренних механизмов функционирования элементов, и внешнего функционирования системы в процессе ее взаимодействия с внешней (окружающей) средой. Знание и понимание внутренних связей и отношений во взаимодействии элементов системы позволяет раскрыть условия ее функционирования и жизнедеятельности.

9.Социально-инженерный  и гуманитарный подходы к ГУ.

Социально-инженерный ориентируется на поиск оптимальных  моделей управления и рационализацию уже существующих механизмов разрешения проблем. По мнению Дж. Кейдена, одного из ведущих представителей социально-инженерного подхода, качество административного управления характеризуется как количественными, так и качественными показателями, которые определяются требованиями административной системы, ее ресурсами, издержками, степенью удовлетворения гражданами достигнутыми результатами.

Антитехнократические  и антибюрократические позиции  характерны для гуманитарного подхода, истоки которого заложены в 20-30-е годы прошлого столетия. Представители такого подхода считают, что бюрократизация властных структур приводит к повышению негибкости механизмов принятия и реализации управленческих решений, при этом снижается эффективность этих структур.

10. Новые  подходы в ТГУ.

Сегодня через упр-ие многие страны повышают эффективность развития. Старые подходы – это традиционные методы упр-ия: соблюдение норм, дисциплина, исполнительность, невысокая компетенция политиков. В теории государственного управления существуют три основных подхода к формулированию основных принципов государственного управления: правовой подход (гос. служащий не столько подчинен своему начальнику, сколько законам правового гос-ва и Конституции); политический подход (максимальное воплощение воли народа, гос. служащие должны быть полит. ответственны, восприимчивы к текущим интересам граждан); менеджеристский (управленческий) подход (основными ценностями государственного управления должны быть эффективность, экономичность и результативность). Сегодня существует такое понятие как новый менеджеризм – это повышение компетенции управленца. Он должен не просто знать узкие вопросы упр-ия, а и психологию людей, владеть приемами риторики. Сегодня управленец больше свободен в принятии решений. Новый менеджеризм – это перенесение методов рыночного управления в государственное управление. В ряде случаев с чиновниками начинают заключать контракты, не просто на работу, а на определенную управленческую работу. И продление контракта определяется его способностью выполнить договоренность.

11. Теория  государственного управления: исторические этапы развития.

Первый  этап теории государственного управления приходится на конец XIX - начало XX в. Ее главным разработчиком стал М. Вебер, а также В. Вильсон, Ф. Гудноу и другие. Государство, писал Вебер, есть господство людей над людьми, опирающееся на легитимное насилие как на средство. Веберу принадлежит важная роль в разработке теории бюрократии. Бюрократия, по его мнению, является историческим феноменом, возникновение которого совпадает с появлением современного национального государства, способного за свой счет содержать собственных служащих.

Вильсон обосновывал  мысль о том, что смена политического  руководства в ходе очередных президентских выборов не должна отражаться на административном аппарате. Тем самым провозглашалось положение о независимости и несменяемости чиновничьего аппарата. Вильсону принадлежит и приоритет во введении так называемой теории административной эффективности, суть которой состоит в предложении использовать в системе государственного управления наиболее эффективные методы организации и управления, заимствованные из бизнеса и системы управления корпорациями. Заслугой Вильсона считают обоснование синтеза бюрократии с принципами и институтами демократии. Вслед за М. Вебером Ф. Гудноу пытался провести четкое различие между политиками и администраторами. При этом, как и Вильсон, Гудноу был сторонником научного управления и менеджмента, независимого от политики и идеологии. Он ставил под сомнение компетентность демократического правительства, не владеющего научными методами управления.

Второй  этап в развитии теории государственного управления охватывает 1910-1950 гг. Кейнс и его сторонники поставив целью выявление и анализ различных переменных величин, влияющих на экономическое развитие страны. Главным недостатком рыночной экономики Кейнс считал ее подверженность периодическим экономическим кризисам и безработице. Его заслуга состояла в том, что он предложил программу антикризисной политики и политики полной занятости трудоспособного населения, что позволило его последователям в 1940-60-х годах создать концепцию экономической системы, регулируемой как рынком, так и государством. Ключевую роль в этом играло государство, призванное осуществить комплекс мер по регулированию экономики для преодоления негативных последствий рынка. Среди этих мер немаловажное место занимает перераспределение доходов в пользу неимущих слоев населения путем прогрессивного налогообложения, развития бесплатного образования и здравоохранения для предотвращения социальных потрясений. Начало третьего этапа развития теории государственного управления восходит к 50-м годам минувшего века. Он характеризуется утверждением бихевиористского, системного и структурно-функционального анализа. В этот период ведущие позиции заняли американская, английская, французская и немецкая национальные школы. Наибольший вклад в разработку рассматриваемой проблематики в контексте названных подходов внесли американские социологи и политологи Т. Парсонс, П. Лазарсфельд, В. Томпсон, Д. Истон, Г. Алмонд и др. По мнению сторонников структурно-функционального и системного подходов, в обществе в одинаковой степени действуют принципы универсализма и партикуляризма, частного и общего, конфликта и консенсуса и т.д. На третьем этапе ТГУ стала разнообразнее, в ней была разработана парадигма - человеческие отношения. Отхождение от нормы. ГУ становится гибким. Ученые выявляют различные механизмы ГУ. Центральное место начинают занимать системы. Изучению подлежит подбор факторов, которые способствуют интеграции и стабильности систем ГУ.

12. Европейская и азиатская школы государственного управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13. Японская  концепция человеческих отношений.

Возникновение этой концепции связывают с именем социолога Элтона Мэйо:1.Человек  является существом глубоко социальным. Помимо зарабатывания денег, в процессе труда человек реализует и другие свои потребности, одной из важнейших среди которых является потребность в неформальном общении. По мнению авторов концепции, сотрудники будут стремиться образовывать неформальные группы, которые по своему составу могут как совпадать с формальными, так и нет. Собственно, это было известно и до экспериментов Мэйо, однако, до того момента этот эффект воспринимался как «побочный», и рассматривался скорее как негативное явление. Неформальные группы могут иметь свои цели, ценности, нормы. О влиянии таких групп на эффективность труда всерьез задумалась именно группа Мэйо, в частности, была высказана гипотеза, что если управляющие научатся управлять моральным духом и настроениями в этих неформальных группах, то это может сильно отразиться на производительности труда. Можно предположить, что именно отсюда пошли разговоры о рабочей атмосфере, психологическом климате, и пр. 2.Материальное вознаграждение является безусловно важным, но – не единственно важным. Эксперименты наглядно показали, что только денежными стимулами невозможно добиться долгосрочной мотивации сотрудников. Также, под сомнение была поставлена идея о том, что между результатам труда и заработком должна быть прямая зависимость. Оказалось, что сотрудники работают лучше, если в их вознаграждении учитываются не только их личные результаты, но и результаты группы. То есть, человек – это не механизм, который реагирует лишь на индивидуальные материальные стимулы, и чтобы добиться долгосрочной мотивации, приходится брать в расчет гораздо больше факторов, нежели только деньги. 3.Формализованная процедура управления, основанная на безликом инструктировании, жесткой иерархии, четкой субординации, бюрократизированных отношениях и пр. не совместимы с человеческой природой, и рано или поздно неминуемо приведут к более или менее ярко проявленным формам сопротивления. Человек – это зрелая личность, которая хочет понимать – в каком процессе участвует, на какой результат работает, каких целей достигает. Именно поэтому руководители должны обращать значительное внимание на то, каким образом работа способна удовлетворить различные потребности людей. Таким образом, одной из важнейших функций управляющих является ответственность за то, чтобы каждый сотрудник нашел свой – особый - интерес в осуществляемой им профессиональной деятельности.

14. Сущность  управляющего воздействия.

"воздействие"— момент влияния на сознание, поведение и деятельность людей. Ведь управление существует тогда, когда некий его субъект на что-то влияет, что-то изменяет, преобразует, переводит из одного состояния в другое, чему-то придает новое направление движения или развития.

   Импульсом  и формирующей силой в управлении  служат знания, мысль и воля  человека. Управляющее воздействие, прежде чем осуществиться, возникает в сознании человека, проходит в нем путь развития от интуитивного ощущения необходимости что-то изменить, до конкретных решений. А это значит, что управляющее воздействие необходимо должно содержать в себе момент целеполагания (направления).

В управлении все  сказанное, описанное и обдуманное, выраженное в литературной форме  и политических документах выступает  уже как бы проработанным применительно к реальным возможностям власти и собственности, сформулированным с учетом наличных материальных, финансовых, информационных, правовых и организационных ресурсов.

   Сложность  управленческого целеполагания  заключается в том, что необходимо "отобрать" цели, выделить из  их естественного множества именно  те, которые не только нужно (обычно нам нужно всего немало), но и можно практически реализовать. Иначе управление теряет собственное содержание, свою преобразующую конструктивную силу и превращается в информационную или разъяснительно-популяризаторскую деятельность.

   А чтобы  все цели (безусловно, признанные, поддерживаемые, разделяемые, популярные, зовущие и т.д. и т.п.) были поддержаны управлением, стали опираться на его силу и возможности, они должны быть переложены на строгий и ясный язык управляющих воздействий. Не вообще цели, хотя и самые прекрасные, а цели, достижимые в обозначенное время, в точном объеме и при использовании определенных ресурсов; цели, по-настоящему дифференцированные и конкретизированные, четко доведенные до отдельного коллектива, группы, человека и вместе с тем скоординированные между собой таким образом, чтобы одна цель не противоречила другой, а, наоборот, способствовала ее реализации.

   В этом  смысле любое управляющее воздействие  должно всегда содержать в  себе точную цель и точное  направление движения к ней, к тому же оно должно быть практичным, т.е. вызывать действительное движение к цели и приближение к ней.

   Далее,  управление необходимо там и  тогда, где и когда возникает  потребность в распределении и согласовании деятельности энного количества людей. Отдельный человек самоуправляет своей социальной активностью. Но чтобы группа совершила какие-либо скоординированные поступки и действия, уже не обойтись без того, чтобы сообща не определить общие цели и их реализации не подчинить совместно намеченное поведение каждого из членов группыЛюбая целенаправленная коллективная деятельность нуждается в управлении и таком его важном проявлении, как организационный момент.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государственного управления"