Шпаргалка по "Теории государственного управления"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:34, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Теории государственного управления"

Работа состоит из  1 файл

TGU_Avtosokhranenny.doc

— 253.00 Кб (Скачать документ)

 

24. Законодательная  власть в системе государственного  управления.

Главное предназначение законодательных органов – это  принятие законов и подзаконных актов. Данная прерогатива отдана законодательному собранию, в силу того, что оно одновременно является представительным органом, в котором наиболее широко представлены интересы граждан общества. Для него характерны выборность всех членов и коллегиальность принятия решений, а также отсутствие властной иерархии и административного подчинения одного депутата другому или одной партийной фракции другой партийной фракции. Именно парламент как представительный орган всего народа лучше знает его запросы, потребности и интересы в различных регионах. Соответственно, каждый депутат отстаивает интересы населения своего избирательного округа. Поэтому парламент представляет собой место, где, с одной стороны, происходит открытое противоборство между различными интересами и, с другой – осуществляется публичная защита интересов различных социальных слоев и групп общества. Знание реального положения вещей в стране и в отдельных ее регионах делает парламент ареной преодоления противоречий между отдельными ветвями власти, между центром и периферией, а также между гос-вом и гражданским обществом.

 

25. Разновидности  государственного управления.

ГУ– это сознательное воздействие гос. институтов на деятельность общества, его отдельных групп, где реализуются общественные потребности и интересы, общезначимые цели и воля общества. Виды: - собственно само ГУ в целом. Ассоциируется с самим понятием гос-ти (суверенитет), оговаривается законодательством. - Местное упр-ие – исполнит. органы различных министерств, которые находятся в городах, областях, районах. Осуществляют центральную политику на местном уровне. Оно ближе всего к челу. Оно решает те задачи, которые центральное упр-ие решить не может, потому что учитывает конкретную местность, конкретных людей. - Надведомственное упр-ие - упр-ие, которое осуществляется независимо от ведомственной принадлежности, но имеет право предписывать и упр-ть (ГАИ, санитарные службы, пожарная, налоговая). Внутриорганизац. упр-ие - распространяется на самих упр-их (наказание, поощрение, оплата счетов). Руководитель управления осуществляет не только управление отраслью, но и управляет группой людей, которые помогают ему осуществлять управленческую деятельность, аппаратом. Самоуправление и ГУ - самостоятельны. Управление формируется как часть ГУ. Самоуправление формируется на основе деятельности населения. Говоря о РБ, управление реализует президентская вертикаль - исполкомы и администрации в городах с районным делением. Местное самоуправл. в РБ осуществляют советы депутатов. Общая практика в мире состоит в том, что самоуправление подчиняется населению и отчитывается перед населением. В РБ Президент имеет право приостановить Совет, а Совет Республики распустить. В мировой практике это осущ-ся через судебные органы. ГУ является наиболее разветвленной в системе управления. Виды ГУ можно классифицировать: 1. Территориальные (центральные, местные, региональные органы управл.).2. По подчиненности: высшие органы Г, подчиненные им. 3. По отраслям: министерство (здравоохран., образования…). 4. по узкой специализации (внутри отрасли).

 

 

26. Линейная организация  государственного управления.

При линейном построении ГУ преобладает вертикальная направленность подчиненности. Создается четкая иерархия, кто кому подчиняется. Характерно единовластие, единоначалие, быстрота действий, оперативность, нацеленность на результат, жесткий контроль. Когда есть четкая команда сверху вниз     ( но обратная связь плохо действует). Линейная – такая организация гос управления, при которой главное внимание уделяется на распределение иерархии должностей и главное значения предоставляется исполнительности. Построение сделано так, что главное результат: как исполняются поручения. Линейная система недопустима в гуманитарной сфере. По линейной системе построены целые органы, но ее элементы присутствуют практически везде. Чаще всего эта система в органах правопорядка, в военной сфере, в таможенной службе, в пожарной службе, в таких ситуациях, в которых мгновение и время становится решающим фактором действия. Положительное: высокий уровень дисциплины;  четкое прохождение приказов. Недостатки: отсутствие обратной связи ограниченно представлено многообразие жизни, что снижает его универсальность и эффективность.

 

27. Бюрократизм  и бюрократия в государственном  управлении.

Бюрократизм это побочный продукт ГУ, имеющий отрицательное  содержание. Вебер первый научно разработал теорию бюрократии. Создал концепцию бюрократии. Любая гос. работа связана с исполнением формальных функций, которые не зависят от чела. В ходе их исполнения, происходит накапливание процедур, как самостоятельного явления, под грудой этих процедур начинает исчезать суть дела. В бюрократизме происходит абсолютизация процедур, норм, форм. Вебер говорит, что этого невозможно избежать, такова гос. сущность. Бюрократизм невозможно уничтожить, это то, что существует, т.к. управление начинается с бумаги, с какого-то документа. Вебер разводит понятийный аппарат - бюрократизм - это формализм, который неизбежен, но имеет отрицательное содержание. А бюрократ - это профессиональный управленец. Вебер в начале 20 века развел эти понятия. Суть бюрократизма в формальных процедурах. Сегодня во многих странах идёт реформирование, новый менеджеризм - создание чиновнику условий, чтобы он мог выходить за рамки формализма. Основное - создать свободу действий, гибкость, больше выражать доверия чиновнику, бюрократизм появляется, когда обезличивается сам чиновник. Польза бюрократизма перекрывает все его недостатки. Какой бы не был бюрократизм в гос. аппарате, гос. аппарат управляет страной. Другого механизма пока нет. Даже гражданское общество тоже страдает бюрократизмом. С ним надо мириться. Суть бюрократизма - волокита, формальные процедуры более значимы, чем фактическое дело, согласования, заседания.

 

28. Коррупция  в государственном управлении: причины,  истоки пути устранения.

В переводе с латинского языка "коррупция" означает "подкуп", "порча", "упадок", "совращение". Общепринятое понятие коррупции это - моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами. В отличие от бюрократии – это угол. преступление. Выделяются две составляющие понятия коррупции: 1) разложение эконом. и полит.систем в гос-ве, выражающееся в продажности должностных лиц и общественных деятелей; 2) преступление, выражающееся в использовании должностным лицом прав, предоставляемых ему по должности, в целях личного обогащения. По мере значения полит. партий, особенно в странах Зап. Европы после Второй мировой войны, получила развитие партийная коррупция, когда за лоббирование своих интересов крупные фирмы платили не лично политикам, а в партийную кассу. Развитие мирохозяйственных отношений также способствовало развитию коррупции. Крупные трансатлантические корпорации при заключении контрактов с зарубежными покупателями стали легально включать в издержки переговоров расходы на "подарки". Коррупция в правоохранительных органах угрожает национальной безопасности. При этом необходимо признать, что коррупция - составная часть преступности. Примерно с 1970-х гг. коррупция стала осознаваться как одна из глобальных проблем современности, мешающая развитию всех стран мира.

29. Надведомственное  государственное управление.

Функциональное (надведомственное) управление приближено к собственно государственному управлению. Оно нередко осуществляется из центра министерствами, государственными комитетами, комитетами при Совете Министров Республики Беларусь, администрацией республиканских государственных организаций и обладает иными его признаками. Отличительная особенность состоит в том, что такое управление профильное, специальное. Его содержание составляет одна или несколько (весьма ограниченное количество) функций. Основной из них является контроль (надзор). Не исключается осуществление рассматриваемого управления внутриструктурными подразделениями отдельных республиканских органов и их органов на местах.

Предназначение  функционального управления — осуществление  специального надведомственного, внеотраслевого управления по отношению к неподчиненным организациям (независимо от форм собственности). В процессе его осуществления обеспечивается одинаковый подход при решении особых, имеющих общегосударственное значение вопросов, например, в сфере финансов, кредита, налогов, таможенного дела, социальной защиты, санитарно-эпидемического благополучия населения, безопасности дорожного движения, стандартизации и сертификации и др.

 

30. Особенности  американской и европейской систем  государственной службы.

Традиционно сложились  свои особенности американской и  европейской гос. службы. Европ. система  построена на продвижении управленца и перемещение в рамках учреждения. Главное внимание уделяется способности гос. служащего усваивать общие принципы управления независимо от сферы их приложения. Его положение зависит от должности. Предполагается, что он будет делать любую работу. Заключают соглашение о пребывании на гос. службе. Поэтому в Европе, в тех или иных странах, служащий за время службы может быть в разных сферах. Эти две системы сближаются. Европа тянется к Америке. Америк. система построена на пригодности служащего к конкретной управленческой работе и с ним заключается контракт. Амер. - рассматривает гос. службу как практическую и результативную. Они ставят вопрос о том, чтобы гос.служащий соответствовал той отрасли, которой он управляет. Перед контрактом он сдает экзамен на знание этой сферы. В контракте пишутся задачи, которые он должен реализовать. Отсюда высокая эффективность системы. Америк. школа «public administration» имеет общую эмпирическую направленность своих исследований. Это неудивительно, поскольку политологическая традиция в этой стране с самого начала имела эмпирическую ориентацию. Оптимизация использования средств в административно-государственном управлении должна быть ориентирована на достижение поставленных целей с максимальной эффективностью при минимальных затратах. Основными принципами искусства гос-го администрирования считал специализацию, единство распоряжений, сокращение числа подчиненных, делегирование ответственности, централизацию, корпоративный дух.

 

31. Внутриорганизационное  государственное управление.

Внутриорганизационное управление должно обеспечить целостность, единство систем, которое должно быть способно на выполнение своих функций. Это вспомогательная функция управления. Исполнительная функция не очевидна. Внутриорганизационное управление - направлено на самих управляющих. Обычно - на сферы жизни населения, народного хозяйства и т.д. Внутриорганизационное управление направлено на самих управляющих. Руководитель управления осуществляет не только управление отраслью, но и управляет группой людей, которые помогают ему осуществлять управленческую деятельность, аппаратом. Министр руководит отраслью и одновременно аппаратом минист-ва. А, следовательно, в его ф-и входит состояние здания, в котором находится служба, отпуска, распорядок работы, конфликтные ситуации внутри гос. аппарата, командировки, повышение квалификации, наказание, поощрение, обеспечение предметами труда. Внутриорганизац. вид управления - это управление внутри аппарата, чтобы он был способен руководить отраслью. Обеспечение целостности, единства системы, чтобы механизм работал, как единая система. Без управления аппаратом невозможно управление отраслью. Носит вспомогательную роль, его главная задача наладить внутреннюю работу гос. учреждений. Для внутриорганизационного управление важным моментом является руководство работой управляемых. 

 

32. Государство  как управляющая система.

Государство есть организация политической власти, содействующая осуществлению конкретных общественных интересов в пределах определённой территории.

Государство — совокупность политических институтов, главной целью которых является сохранение целостности общества

Гос-во является сложной общественно - политической системой, важнейшими компонентами которой являются: народ, территория, система права, система власти и управления. И, несмотря на огромное множество определений государства, для управленца наиболее важным является видение государства как субъекта управления. В демократическом, правовом гос-тве главным субъектом ГУ явл. народ, выбирающий представителей в органы вл. и посредством этого действующий в процессе управл-я. Гос-во действует от им. народа и выступает как консолидирующий субъект управления, при этом создавая для управления свои органы. Гос-во это всеобъемлющая организация, в тоже время не охватывает всю жизнь населения. Внутри гос тоже не все управляющие. На ряду с управлением у гос-ва есть властная функция, карательная функция, судебная функция, законодательная функция. Функции государства: 1. обеспечение целостности и сохранности общества. 2. социальная функция, обеспечение прав и свобод граждан по всей территории. 3. развитие свободной рыночной экономики. Сильное гос-во - это государство рыночной конкуренции. 4. поддержание свободы, суверенитета и историч. существования народа, страны в рамках мирового сообщества. В К. РБ записано: Совет министров - это высший орган исполн. власти и центральный орган ГУ. Сущность гос-ва опред так же тем, что для обеспечения реализации своих целей и функций оно создает аппарат — совокупность людей, профессионально занятых выявлением общих потребностей, интересов, целей и воли, институциональным закреплением последних и проведением гос-но-правовых установлений в жизнь. Этот аппарат имеет сложную структуру и разнонаправленную деятельность. Одна его часть обслуживает законодательство, исполнение законов и судебную защиту граждан, т.е. связана с ГУ в функциональном его понимании, другая поддерживает внутреннюю (правопорядок) и междунар. устойчивость и безопасность гос-ва, его взаимоотнош. с мировым сообществом.

33.Особенности  государственного управления в  Республике Беларусь. Конституция Республики Беларусь как правовая основа государственного управления.

Основой социальных гарантий прав и свобод личности являются нормы Конституции, направленные на обеспечение равенства всех граждан  страны перед Законом и предоставление каждому гражданину равных возможностей и защите прав и законных интересов. Политические гарантии, закрепленные в Конституции, ориентированы на обеспечение политического плюрализма, всемерное развитие демократии. Конституция гарантирует гражданам страны не просто право на жизнь, но право на жизнь, достойную человека, обладающего высоким физическим, социальным и духовным развитием, многообразными потребностями и интересами. Поэтому в ней закреплен широкий спектр прав личности. В Конституции Республики Беларусь четко сформулирована сущность обязанностей государства перед своими гражданами, поскольку белорусское государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности, а каждый гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение возложенных на него обязанностей. Подчеркивается, что государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан страны. В силу этого государственные органы, должностные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности. Обеспечить осуществление прав и свобод личности, их защиту от любых посягательств одновременно с обеспечением эффективного развития экономики, социальной сферы и культуры, углубления демократии способно только то государство, которое реально управляет жизненно важными общественными процессами в стране. Для Беларуси неприемлема, исходя из ее исторических и социокультурных традиций и современного уровня ее социально-экономического и культурного развития, модель либерального, слабого государства. На современном этапе становления гражданского общества в Беларуси и других постсоветских странах его активные приверженцы и формирующиеся структуры не признают в политических партиях равноправных партнеров, поскольку эти партии слабы в организационном и идеологическом отношении, не обладают прочной социальной базой, серьезным авторитетом и поддержкой широких слоев населения.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государственного управления"