Теория государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 18:43, реферат

Описание

Приступая к изучению содержания и особенностей государственного управления, необходимо, прежде всего, определить, что же такое управление? Этот термин стал универсальным средством характеристики определенного вида деятельности, т.е. совокупности действий, совершаемых ради достижения соответствующих общественно значимых целей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...
1. Понятие принципа государственного управления…………………………..
2. Основания систематизации принципов государственного управления……………………………………………………………………
3. Виды принципов государственного управления…………………………...
4. Применение принципов государственного управления…………………...
Заключение………………………………………………………………….……
Список используемой литерат

Работа состоит из  1 файл

Принципы гос-го управления.doc

— 159.00 Кб (Скачать документ)


 

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………...

1.      Понятие принципа государственного управления…………………………..

2.      Основания систематизации принципов государственного              управления……………………………………………………………………

3.      Виды принципов государственного управления…………………………...

4.      Применение принципов государственного управления…………………...

Заключение………………………………………………………………….……

Список используемой литературы…………………………………...................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Приступая к изучению содержания и особенностей государственного управления, необходимо, прежде всего, определить, что же такое управление? Этот термин стал универсальным средством характеристики определенного вида деятельности, т.е. совокупности действий, совершаемых ради достижения соответствующих общественно значимых целей.

Принцип (от латинского "principium" — первоначало, основа) как понятие теории отражает в системе государственного управ­ления закономерности, отношения, взаимосвязи между ее элемента­ми. Это специфическое понятие, в котором содержатся не столь­ко сама закономерность, отношение, взаимосвязь, сколько наше знание о них. Принцип есть фиксация результатов научного по­знания со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Принцип государственного управления представляет собой закономерность, отношение или взаимосвязь общественно-политической природы и других групп элементов государственного управления (системы онтологических элементов), выраженную в виде определенного научного положения, закрепленного в большинстве своем правом и применяемого в теоретической и практической деятельности людей по управлению. Отличительные свойства: диалектичность и системность

              Предложенная ниже тема - "Принципы государственного управления" - интересна тем, что позволяет  наглядно  понять структуру управления и контроля сложнейшим искусственным организмом, созданного людьми - государством.

 

 

 

1.    Понятие принципа государственного управления

Принцип (от латинского "principium" — первоначало, основа) как понятие теории отражает в системе государственного управ­ления закономерности, отношения, взаимосвязи между ее элемента­ми. Это специфическое понятие, в котором содержатся не столь­ко сама закономерность, отношение, взаимосвязь, сколько наше знание о них. Принцип есть фиксация результатов научного по­знания со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Прежде всего, в проблеме принципов государственного управ­ления можно выделить три взаимосвязанных и взаимообуслов­ленных аспекта:

1) онтологический, раскрывающий генезис принци­пов, их взаимосвязи с природой, сущностью, местом и ролью тех закономерностей, отношений и взаимосвязей, которые они отра­жают; этот аспект способствует выявлению оснований объектив­ных предпосылок, необходимых для систематизации принципов государственного управления;

2) гносеологический, связанный с анализом характера принципов, языком логикой и структурой их адекватной научной интерпретации; это понятно изложенное и достоверное научное знание об онтологии того, что обозначается понятием принципа;

3) методологический, показывающий роль принципов в теоретической и практической деятельности людей в сфере госу­дарственного управления, их значение как инструмента преобра­зования государственно-управленческих явлений, условия и спо­собы их действенного применения в управленческой практике.

Каждый из названных аспектов требует серьезного исследова­ния, ибо принципы нельзя постулировать, что принято довольно широко, им нельзя произвольно давать те или иные названия, как и нельзя думать, что они могут действовать автоматически.

 

Оче­видно, что не все закономерности, отношения и взаимосвязи го­сударственного управления на сегодняшний день познаны и опи­саны посредством принципов.

Многое еще неизвестно и нужно заниматься познанием. То, что зафиксировано и кажется в какой-то момент истинным, тоже динамично; постоянно меняются объ­ективные условия, которые воспроизводят закономерности, отно­шения и взаимосвязи государственного управления, а также субъективные факторы, которые их воспринимают и применяют; раз­виваются средства познания, научные инструменты обнаружения закономерностей, отношений и взаимосвязей государственного управления, обогащается опыт их использования в общественной практике. Значит, необходима активная интеллектуальная работа над актуализацией научного понимания тех или иных принципов. Практическое действие принципов государственного управления также не зависит от них самих, а всецело определяется отношени­ем к ним людей. Мало знать принципы, надо еще хотеть и мочь применять их в управленческих процессах. В литературе называ­ется множество принципов (Г.Эмерсон — двенадцать, А.Файоль — четырнадцать, Д. Карнеги — двадцать девять и т.д.), но это вовсе не означает, что все они или некоторые из них на самом деле применяются в управлении и влияют на него.

В проблеме принципов государственного управления наиболее ощутимо проявляется диалектика объективного и субъективного познания, знания и практического действия. Они не предмет чис­того сознания, умозрительности, и поэтому трудно соглашаться с теми авторами в том числе и весьма именитыми, которые дают перечень тех или иных принципов, не утруждая себя особо дока­зательствами их материального бытия. Принципы объективны по природе и содержанию, но по своему выражению, оформлению и закреплению являются фактом сознания. Это — проявление объ­ективных законов в субъективной форме, в общественном созна­нии.

 

Неразрывность объективного и субъективного составляет весь гносеологический и методологический "секрет" проблемы принципов государственного управления. Не случайно мировая общественная мысль в течение почти всего XX века усиленно ис­следует данную проблему и практически в каждой крупной работе по управлению (любому виду) о ней что-то говорится.

В рассматриваемом аспекте важно также отчетливо представ­лять себе вопрос о выразимости принципов государственного уп­равления в правовой форме. В научной литературе постоянно от­мечается целесообразность закрепления их в нормах конституци­онного, административного и других отраслей права. Конечно, нормативное (в законодательстве) закрепление принципов госу­дарственного управления вносит большую конкретность и устой­чивость в управленческие отношения, позволяет вернее судить о том, кто и что конкретно должен делать для реализации данных принципов, гарантирует строгое соблюдение их.

Следовательно, когда речь идет о принципах государственного управления, то представляется, что их понятие должно иметь в качестве своих источников объективные управленческие явления и процессы и раскрывать их природу и управленческую роль; пра­вильно, на основе точного изображения действительности описы­вать закономерности, отношения и взаимосвязи государственно-управленческой реальности; отражаться в такой форме, которая соответствует требованиям диалектической логики, показывать развивающуюся сущность определенного государственно-управ­ленческого явления, способствовать эффективному использова­нию научных знаний в практике управления.

Процесс выявления и обоснования принципов государствен­ного управления должен отвечать таким требованиям:

а) отражать не любые, а только наиболее существенные, глав­ные, объективно-необходимые закономерности, отношения и взаимосвязи государственного управления;

6) характеризовать лишь устойчивые закономерности, отно­шения и взаимосвязи в государственном управлении;

в) охватывать преимущественно такие закономерности, отно­шения и взаимосвязи, которые присущи государственному управ­лению как целостному социальному явлению, т.е. имеют общий, а не частный характер;

г) отражать специфику государственного управления, его от­личие от других видов управления.

Стало быть, понятие "принцип государственного управления" призвано вначале в научной, а затем и в правовой форме отра­жать закономерности, отношения и взаимосвязи, объективно су­ществующие в государственном управлении и имеющие особое значение для его организации и функционирования. Оно долж­но "впитать" в себя генетические основы принципов, их логи­ческие и правовые формы и их методологическую роль.

Принцип государственного управления представляет собой зако­номерность, отношение или взаимосвязь общественно-политической природы и других групп элементов государственного управления (системы онтологических элементов), выраженную в виде опреде­ленного научного положения, закрепленного в большинстве своем правом и применяемого в теоретической и практической деятель­ности людей по управлению.

К отличительным свойствам принципов государственного уп­равления относятся их диалектичность и основанная на ней сис­темность. Каждая закономерность, отношение и взаимосвязь сложны по своей структуре,' содержат в себе подчас противоре­чивые, разнонаправленные моменты. Определенные противоре­чия можно обнаружить между различными принципами и вместе с тем взаимодополнения, взаимопереходы. При характеристике того или иного принципа приходится учитывать его взаимосвязь с другими принципами, дополняемость ими и зависимость от них. Сложные взаимосвязи и взаимодействия между принципа­ми существуют в рамках их целостной системы, в которой они уравновешивают или усиливают друг друга, раскрывают в пол­ную силу свою природу и свои регулирующие способности.

Именно в системе каждый принцип имеет структурно отведен­ное ему место; в ней и через нее он выражает и свою индивиду­альность. Система определяет также границы, способы и другие проявления конкретного применения принципов. Значит, пол­ное раскрытие содержания и потенциала любого принципа госу­дарственного управления возможно лишь в рамках и с учетом его системных зависимостей.

В самом широком смысле управление означает руководство чем-либо (или кем-либо). В подобном понимании оно трактуется и в наши дни. Однако ограничиться такой констатацией недостаточно.  Возникает потребность раскрытия содержания этого руководства, его функционального значения. Общетеоретические позиции, включая кибернетические, дают достаточные основания для следующих выводов:

1.                      Управление есть функция организованных систем различной  природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание режима их деятельности.

2.                      Управление служит интересам взаимодействия составляющих ту или иную систему элементов и представляющих единое целое с общими для всех элементов задачами.

3.                      Управление – внутреннее качество целостной системы, основными элементами которой является субъект (управляющий элемент) и объект (управляемый элемент), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации (самоуправления).

4.                      Управление предполагает не только внутреннее взаимодействие составляющих систему элементов. Существует множество взаимодействующих целостных систем различного иерархического уровня, что  предполагает осуществление управленческих функций как внутрисистемного, так и межсистемного характера. В последнем случае система высшего порядка выступает в роли субъекта управления по отношению к системе низшего порядка, являющейся в рамках взаимодействия между ними объектом управления.

5.                      Управление по своей сути сводится к управляющему воздействию субъекта на объект, содержанием которого является упорядочение системы, обеспечение ее функционирования в полном соответствии с закономерностями ее существования и развития. Это – целенаправленное  упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом управления.

6.                      Управление реально тогда, когда налицо известное подчинение объекта субъекту управления, управляемого элемента системы ее управляющему элементу. Следовательно, управляющее (упорядочивающее) воздействие – прерогатива субъекта управления.

Таковы основные черты, характеризующие общее понятие управления. Они полностью приемлемы, и для понимания управления в  социальной (общественной) сфере, где в роли субъектов и объектов управления выступают люди и их различные объединения (например, государство, общество, территориальное образование,  общественные объединения, производственные и непроизводственные объекты,  семья и т.п.)

Конечно, при этом учитываются особенности социальной сферы, важнейшей из которых  является то, что управленческие связи реализуются через отношения людей. Общество представляет собой целостный организм со сложной структурой, с различного рода индивидуальными  проявлениями, равно как и с функциями общего характера. Отсюда потребность в выражении общей связи и единства социальных процессов, каковая находит свое проявление в осуществлении социального управления. Оно является одним из ведущих условий нормального функционирования и развития общества.

 

2.Основания систематизации принципов государственного управления

В научной литературе приводится множество не только самых разнообразных, часто не стыкующихся между собой принципов, но и примеров их систематизации. Выделялись такие подсисте­мы принципов в государственном управлении: политические (социально-политические) и организационные, организационно-политические, организационно-технические построения аппара­та управления, организационно-технические деятельности аппа­рата управления; политические, экономические, организацион­но-правовые, технические, общие сущностные, организационно-политические, видовые, частные функциональные, и др. Авторы курса лекций "Общая теория управления" дают следующую сис­тематизацию принципов:

Информация о работе Теория государственного управления