Теория государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 18:43, реферат

Описание

Приступая к изучению содержания и особенностей государственного управления, необходимо, прежде всего, определить, что же такое управление? Этот термин стал универсальным средством характеристики определенного вида деятельности, т.е. совокупности действий, совершаемых ради достижения соответствующих общественно значимых целей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...
1. Понятие принципа государственного управления…………………………..
2. Основания систематизации принципов государственного управления……………………………………………………………………
3. Виды принципов государственного управления…………………………...
4. Применение принципов государственного управления…………………...
Заключение………………………………………………………………….……
Список используемой литерат

Работа состоит из  1 файл

Принципы гос-го управления.doc

— 159.00 Кб (Скачать документ)

2)                                       принцип законности обусловливает актуаль­ность своевременного и правильного правового регулирования изменений в содержании, организационной структуре, элементах деятельности органов государственной власти и местного самоуп­равления; он требует четкого порядка их нормативной деятельности, особенно принятия и исполнения правовых актов;

3)                                       служит основой для формирования и поддержа­ния сознательной дисциплины в деятельности государственных служащих.

Демократическая, правовая организация государственной власти и государственного управления объективно возможна тогда, когда процессы формирования и закрепления всеобщей воли (соответственно, потребностей, интересов и целей) в зако­нах, исполнения законов и непосредственного управления, кон­троля над законами и разрешения конфликтов при их применении разделены, разграничены и скоординированы посредством сдержек и противовесов. Этому служит принцип разделения власти в государственном управлении. Иногда данный принцип понимается лишь в сугубо технологическом смысле и сводится как бы к про­стому разделению деятельности в области государственного уп­равления. Между тем он имеет глубинное социологическое значе­ние, состоящее в обеспечении и гарантированности принадлеж­ности власти народу.

Оценивая двухсотлетнее действие системы разделения власти, американские авторы констатировали: "Несмотря на то, что эта система явилась причиной определенной неэффективности цент­рального правительства, она была колоссально успешной в дости­жении цели, поставленной создателями конституции, — избежа­нии тирании" . Надо не бояться разделения власти, а проводить его неуклонно сверху и донизу и таким способом, чтобы каждая "ветвь" власти в отдельности и все вместе утверждали в государст­ве и обществе подлинный демократизм.

Следующий принцип, также связанный с демократической, правовой организацией государственной власти и государствен­ного управления, можно обозначить как принцип федерализма го­сударственного управления. Ранее уже отмечалось, что фе­деративное устройство государства призвано отражать всю много­гранность территориальной, социальной и национальной органи­зации жизнедеятельности общества, дифференцировать и конкре­тизировать возможности власти применительно к региональной и локальной специфике объективных условий и субъективного фактора, приближать власть и управление к человеку и окружаю­щим его проблемам. Принцип федерализма содержит в себе бога­тое организационно-регулирующее начало. Использование пос­леднего позволяет проводить- децентрализацию и деконцентрацию государственного управления, развивать и укреплять местное самоуправление, вовлекать в управленческие процессы значи­тельное число граждан. Современные технологии различных видов человеческой деятельности, в основе которых лежит ини­циатива и творчество, также обусловливают необходимость по­строения власти снизу вверх с акцентом на свободе и ответствен­ности человека.

Федерализм — требование времени и реальный способ ус­пешного решения инновационных задач будущего. Стоит учить­ся использовать его потенциал.

Среди общесистемных принципов есть основания выделить, наконец, принцип публичности государственного управления. Он тоже воспроизводит демократическую, правовую (если таковая имеется) государственность и обеспечивает связь государствен­ного управления с обществом, гражданами. Этот принцип напо­минает называемый во многих публикациях принцип гласности и учета общественного мнения. Но он шире последнего по охва­ту отражаемых явлений, ибо включает в себя:

а) доступность го­сударственного управления для граждан, что связано с их пра­вом выбора состава соответствующих органов и участия в их де­ятельности;

б) открытость (она более емкая, чем гласность) функционирования органов государственной власти и местного самоуправления;

в) общественный контроль, в том числе через средства массовой информации за основными государственно-управленческими процессами;

г) судебный контроль за соблюде­нием в процессах государственного управления конституционно закрепленных интересов общества, прав и свобод граждан.

Большую и сложную группу составляют структурные принци­пы, среди которых представляется возможным выделить сле­дующие.

Структурно-целевые принципы государственного управления, связанные с "древом" целей государственного управления, включают в себя принципы:

1) согласованности целей государственного управления по ос­новным параметрам между собой, их непротиворечивость друг другу;

2) взаимодополняемости целей, при которой одна цель способ­ствует другой и ее усиливает;

3) подчинения частных, локальных целей общим (стратегичес­ким) — иерархию целей в "древе" целей государственного уп­равления;

4) превращения результатов реализации одних целей в источ­ник других целей — последовательность в движении по достиже­нию всей совокупности целей, представленных в "древе" целей государственного управления;

5) распределенности целей по функциям государственного управления и управленческим функциям государственных орга­нов — обеспечение перехода "древа" целей государственного уп­равления в функциональную структуру государственного управ­ления.

В числе структурно-функциональных принципов государствен­ного управления, организующих функциональную структуру го­сударственного управления, можно назвать следующие:

1) дифференциации и фиксирования функций путем издания правовых норм — закрепления управленческих функций в ком­петенции органов государственной власти и местного самоуп­равления;

2) совместимости, предполагающей совместимость однопо­рядковых управленческих функций в рамках компетенции одно­го органа, а также совместимость управленческих функций этого органа с управленческими функциями других органов в рамках их подсистемы или в целом организационной структуры госу­дарственного управления;

3) концентрации, обусловливающей необходимость предостав­ления определенному органу таких управленческих функций и соответствующих ресурсов, чтобы исходящие от него государст­венно-управляющие воздействия действительно широко и мощно направляли бы, организовывали и регулировали управ­ляемые объекты;

4) комбинирования, направленного на то, чтобы определенная совокупность управленческих функций, исходящая из различных управляющих компонентов, в своей собственной организации не допускала дублирования и параллелизма;

5) достаточного разнообразия, требующего, чтобы управленчес­кие функции (воздействия), приходящиеся на тот или иной ком­понент системы управления, по количеству и содержанию отве­чали различным управленческим потребностям последнего;

6) соответствия управляющих воздействий реальным потреб­ностям и запросам управляемых компонентов и, главным обра­зом, управляемых объектов.

Среди структурно-организационных принципов государственно­го управления, относящихся к построению организационной структуры государственного управления, выделяются такие:

1) единства системы государственной власти, обеспечиваю­щего целостность, согласованность и действенность государст­венно-управленческих процессов;

2) территориально-отраслевого обусловливающего зависимость организационных структур от территории, отрасли производства и обслуживания, сферы общественной жизнедеятельности;

3) многообразия организационных связей, раскрывающих ре­альные вертикальные и горизонтальные организационные взаи­модействия органов государственной власти и местного самоуп­равления в системе государственного управления;

4) сочетания коллегиальности и единоначалия, вызванного спе­цификой организационного строения и порядка деятельности отдельных органов государственной власти и местного самоуп­равления;

5) линейно-функциональный, раскрывающий объем и содержа­ние подчиненности и управленческого взаимодействия в органи­зационной структуре государственного управления.

К структурно-процессуальным принципам, организующим го­сударственно-управленческую деятельность и имею­щим широкое применение, относятся принципы:

1) соответствия элементов (методов, форм и стадий) управлен­ческой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления их функциям и организации;

2) конкретизации управленческой деятельности и личной от­ветственности за ее результаты;

3) стимулирования рациональной и эффективной управлен­ческой деятельности.

 

 

 

 

4.    Применение принципов государственного управления

Как можно сделать вывод из сказанного, выявление и описа­ние принципов государственного управления представляет собой сложную интеллектуальную проблему. Но не меньшие трудности лежат и на пути применения принципов в практике государст­венного управления. Прежде всего, надо считаться с тем, что за­кономерности, отношения и взаимосвязи, отражаемые посредст­вом понятия принципов, являются по своей природе обществен­ными (социальными). Реально в жизни они действуют преиму­щественно как тенденция, как объективная предпосылка, воз­можность, способность, которые для своего действительного во­площения требуют активной, целенаправленной и организован­ной деятельности. В известной мере принципы — это открытые явления.

Рациональное и действенное применение принципов государ­ственного управления предусматривает поэтому достижение оп­ределенного единства, согласованности, надежной связи между объективной закономерностью, отношением и взаимосвязью го­сударственного управления, познанной и закрепленной принци­пом, и конкретной деятельностью субъективного фактора, глав­ным образом, органов государственной власти и местного само­управления. В идеальном варианте возможно и достижимо со­впадение, тождество управленческой деятельности и направле­ния, содержания и возможностей принципов государственного управления.

Но оно осуществимо при соблюдении по крайней мере следу­ющих предпосылок: во-первых, при постоянном и глубоком ис­следовании закономерностей, отношений и взаимосвязей госу­дарственного управления, их содержания) требований к субъек­тивной деятельности, проявлений в изменяющихся обществен­ных обстоятельствах; во-вторых, при существовании и непре­рывном улучшении механизма применения принципов государ­ственного управления, что предполагает единство теории и прак­тики управления, отлаженность процесса совершенствования го­сударственного управления; в-третьих, при наличии системы стимулов, гарантий и защитных средств, обеспечивающих прак­тическую реализацию принципов государственного управления, что непосредственно связано с их нормативным закреплением.

С этой точки зрения следует отметить в качестве позитивного тот факт, что в Конституции Российской Федерации 1993 года уделено существенное внимание закреплению целого ряда прин­ципов государственного управления. Об этом говорится в ст. 3 (о демократизме), ч. Зет. 5 (о принципах федеративного устройст­ва), ст. 10 (о разделении государственной власти), ст. 15 (о кон­ституционном регулировании), ч. 2 ст. 77 (о единой системе ис­полнительной власти) и других. Сформированы определенные правовые основы использования принципов государственного управления в управленческой практике. Но только основы, кото­рые нельзя как недооценивать, так и переоценивать. Необходи­мо дальнейшее законодательное "развертывание" данных прин­ципов государственного управления, а также последующее их использование в конкретных управленческих решениях и дейст­виях.

Главное здесь — понимание диалектичности принципов госу­дарственного управления. Развиваются отражаемые ими явления, и количественный рост одних их сторон приводит к качествен­ным преобразованиям других. Источником такого развития вы­ступают внутренние и внешние (системные) противоречия. В процессах развития происходит отрицание одних сторон, прояв­лений принципов и становление других. Все это, разумеется, вли­яет на характер и результаты применения принципов государст­венного управления требует толкования принципов примени­тельно к конкретным ситуациям. Кроме того, при различных об­щественных и управленческих обстоятельствах под влиянием многообразных управленческих факторов один и тот же принцип государственного управления проявляется по-разному. Нельзя поэтому применять принцип государственного управления аб­страктно, вообще, каждый раз требуется учет своеобразия места и времени протекания соответствующего управленческого про­цесса.

Зависимость роли принципов государственного управления от знаний, умения и действий субъективного фактора обусловливает организацию со стороны государственных органов целенаправ­ленной работы по поиску средств, создающих реальные предпо­сылки для правильного и полного выражения заложенных в каж­дом принципе его регулирующих возможностей. С помощью таких средств и испытания практикой важно находить оптималь­ную результирующую сложного, подчас противоречивого взаимо­действия различных сторон и проявлений конкретного принципа государственного управления. Не надо только думать, что доста­точно взять тот или иной принцип, "приложить" его к определен­ной управленческой проблеме — и проблема решена. Без кропот­ливой аналитической работы — увы! — здесь ничего не получится.

Принципы государственного управления взаимосвязаны между собой. И для практики управления весьма актуально знание того, каков же конечный результат их совокупного применения, ведь применение одного принципа, взятого изолированно, существен­но отличается от его применения во взаимосвязи с другими прин­ципами. Но это, так сказать, один аспект взаимосвязи принципов государственного управления, указывающий на зависимость каж­дого отдельного принципа от других. Другой аспект заключается в том, что в социальной реальности все принципы применяются одновременно и необходимо целостное представление об их при­менении. Принципы государственного управления применяются в рамках их системы и как система.

Между тем история развития государственного управления и проводимых в нем преобразований (реформ) свидетельствует, что о системности применения принципов государственного управле­ния часто забывают и пытаются делать те или иные управленчес­кие "дела" на основе применения одного - двух принципов. Иног­да принцип демократизма государственного управления доводят до такой степени, что демократия превращается в охлократию и общество становится неуправляемым, а принцип федерализма интерпретируют таким образом, что разрушается целостность го­сударственного управления. Известно, что и принцип законности может применяться избирательно: законность для кого-то, но не для меня. Подобные негативные явления наблюдаются при при­менении практически каждого принципа государственного управ­ления. Все еще силен у нас субъективистский произвол, при кото­ром стремление к овладению и удержанию власти превалирует над стремлением достичь надлежащего государственного управле­ния общественными процессами.

Информация о работе Теория государственного управления