Шпаргалка по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 05:04, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 60 вопросов по дисциплине "История".

Работа состоит из  1 файл

OtVYeT_ISTORIYa.docx

— 191.36 Кб (Скачать документ)

В XVIII в. крепостное право приобрело наиболее грубые и тяжёлые формы. (См. Дополнительный хрестоматийный материал) Росли барщина  и оброк, а вместе с ними и права  помещиков в отношении имущества  и личности крестьянина. Законодательство закрепляло режим неограниченного помещичьего произвола.

20. Внешняя  политика Московского царства  в 17 веке.

Московское царство

Процесс объединения северо-восточных  земель завершился в начале 16 века (с 12 по 16 в.). Внутренняя и внешняя политика Ивана III привела к включению в состав бывшего Московского княжества Тверского, Смоленского, Суздальско-Нижегородского княжеств и Новгородской земли.

Крушение в 1387г. Золотой  Орды укрепило южные границы. На юге  под контроль Московского княжества  перешли Черниговское и некоторые др. княжества. Вошли впоследствии Рязанское княжество и Псковская республика. Образовалось огромное государство. Политика Московских князей была направлена на экономическое укрепление страны.

Период правления Василия III был связан с укреплением и развитием феодальных отношений. Феодальные отношения в нашей стране просуществовали до половины 19 века.

В 16 веке были открыты новые  континенты и страны. По причине  этого произошли сдвиги в европейской  экономике, американское золото дало возможность колоссального скачка экономики. Укрепление крепостничества не ликвидировало развитие стран. Под крепостную зависимость от немецких баронов подпали латыши, эстонцы.

В 15-17 веках в Турции, Персии, Средней Азии процветала работорговля. Всего за 16-17 век продано в рабство несколько десятков миллионов славян. Поставщиками рабов были татары, перекупщиками — греки, итальянцы, евреи.

В 1649 году завершилось закрепощение крестьян уложением Земского собора. Укрепление и увеличение армии всецело  было связано с укреплением феодальных отношений. Расширялся круг зависимых от помещиков крестьян. В 15-16 веках основной формой феодального землевладения было княжеское, дворянское и церковное землевладение.

15

Крестьяне в своей массе  делились на черных (независимых от феодалов, но плативших налоги в казну; они имели право свободного перемещения по стране) и помещичьих (они имели формальное право перейти к другому феодалу, но практически это было неосуществимо). Русская феодальная иерархия:

а) Верховным владельцем всех земель в России являлся Верховный Князь.

б) Вассалы верховной власти (удельные князья) имели право суверенных правителей в пределах своих земель. Они могли судить своих подданных.

в) Вассалы удельных князей (бояре и служивые князья) не имели права удельных князей судить своих подданных. Они были крупными землевладельцами.

г) Слуги, управляющие княжескими имениями, княжеские и боярские администраторы, за службу получившие земельные наделы.

д) Церковное землевладение.

Власть в уделах принадлежала удельным князьям. Они являлись собственниками удельных земель. Он являлся от имени  великого князя собственником. Ему  принадлежала судебная, военная и  административная власть над подвластным  ему населением.

В городах начинает процветать ремесленное производство. Рыночные связи росли, денежные отношения  укреплялись. В начале 16 века начинают выделяться торговые центры: Москва, Тверь, Новгород, Кострома. Области производства металла: Тула, Калуга, Великий Устюг. Появляются центры по производству сельскохозяйственной продукции, железа и оружия, производства льняных тканей (Суздаль и Кострома), железоскобяных изделий. В северных городах и поселках из болотной руды выплавлялись лучшие образцы стали. Переславль-Залесский и Ростов Великий стали центрами по производству огурцов и капусты. Наибольший экономический подъем в России пришелся на конец 16 века.

21. Культура Московского  царства в 17 веке.

XVI и XVII века - время развития  единого русского государства во главе с Москвой - "московского царства". Россия в XVII в. сделала первые попытки расстаться со стариной, осуществить реформы, способные вывести страну на современные, с точки зрения европейской, позиции. Неудивительно поэтому, что XVII в. оказался переломным и в истории русской культуры, для которой становилось характерным "обмирщение", усиление интереса к личности человека, а также намечающееся сближение с западной культурой. Большую роль в развитии новых черт русской культуры сыграли события Смутного времени, втянувшие в свой водоворот массы людей, обогатившие их новым опытом, ближе познакомившие с европейским бытом и традициями. Опричное разорение стало причиной долгого запустения многих земель. Постепенное восстановление начинается с воцарением Федора Иоанновича, при фактическом правлении Бориса Годунова, впоследствии, по бездетности умершего в 1598 г. Царя занявшего русский трон и мечтавшего об основании новой династии. "Годуновский" период отмечен новым расцветом архитектуры, усвоившей "итальянизирующие" приемы кремлевских соборов начала века, и созданием тончайших произведений декоративно-прикладного искусства, в чем, возможно, участвовали европейские и греческие мастера-ювелиры, которых, видимо, было немало при годуновском дворе. Однако планам о годуновской династии не суждено было сбыться. Напрасно была построена исключительная по размерам и фортификационной мощи крепость с Смоленске - она была сдана без боя польским войскам под предводительством "Димитрия" - человека, объявившего себя спасшимся от смерти сыном Грозного и законным наследником трона. С коронации Лжедмитрия и его убийства (почти ровно через год) начинается период внутренних войн, разбоя и интервенции; частая смена царей и последующее "междуцарствие" привели к невиданному ранее разорению страны. Смута заканчивается с избранием и венчанием на царство Михаила Федоровича Романова, однако войны и последующее восстановление страны затянулись болеечем на десятилетие.

16

22. Петровские реформы в области внешней политики.

В первой четверти XVIII в. был  осуществлен целый комплекс реформ, связанных с перестройкой центральных  и местных органов власти и  управления.

Их сущностью было формирование дворянско-чиновничьего централизованного  аппарата абсолютизма.

С 1708 года Петр I начал перестраивать старые учреждения и заменять их новыми, в результате чего сложилась следующая система органов власти и управления.

Вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти сосредоточилась  в руках Петра, который после  окончания Северной войны получил титул императора. В 1711 году был создан новый высший орган исполнительной и судебной власти - Сенат, обладавший и значительными законодательными функциями.

Взамен устаревшей системы  приказов было создано 12 коллегий, каждая из которых ведала определенной отраслью или сферой управления и подчинялась

Сенату. Коллегии получили право  издавать указы по тем вопросам, которые входили в их ведение. Кроме коллегий было создано известное  число контор, канцелярий, департаментов, приказов, функции которых были также четко разграничены.

В 1708 - 1709 гг. была начата перестройка  органов власти и управления на местах. Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся по территории и количеству населения.

Во главе губернии стоял  назначаемый царем губернатор, сосредоточивавший в своих руках исполнительную и служебную власть. При губернаторе существовала губернская канцелярия. Но положение осложнялось тем, что губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем коллегиям, распоряжения и указы которых нередко противоречили друг другу.

Губернии в 1719 г. были разделены  на провинции, число которых равнялось 50.Во главе провинции стоял воевода  с провинциальной канцелярией при  нем. Провинции в свою очередь  делились на дистрикты (уезды) с воеводой и уездной канцелярией. После введения подушной подати были созданы полковые дискриты. Квартировавшие в них воинские части наблюдали за сбором податей и пресекали проявления недовольства и антифеодальные выступления.

Вся эта сложная система  органов власти и управления имела четко выраженный продворянский характер и закрепляла активное участие дворянства в осуществлении своей диктатуры на местах. Но она одновременно еще больше расширила объем и формы службы дворян, что вызывало их недовольство.

23.Государственная и экономическая политика Петра I.

В Петровскую эпоху российская экономика, и, прежде всего промышленность, совершила гигантский скачок. В то же время развитие хозяйства в  первой четверти XVIII века шло путями, намеченными предыдущим периодом. В  Московском государстве XVI-XVII веков существовали крупные промышленные предприятия - Пушечный двор, Печатный двор, оружейные заводы в Туле, верфьв Дединове и др. Политика Петра в отношении экономической жизнихарактеризовалась высокой степенью применения командных и протекционистских методов. В сельском хозяйстве возможности совершенствования черпались из дальнейшего освоения плодородных земель, возделывания технических культур, дававших сырье для промышленности, развития животноводства, продвижения земледелия на восток и юг, а также более интенсивной эксплуатации крестьян. Возросшие потребности государства в сырье для российской промышленности привели к широкому распространению таких культур, как лен и конопля. Указ 1715 г. поощрял выращивание льна и конопли, а также табака, тутовых деревьев для шелкопрядов. Указ 1712 г. предписывал создавать коневодческие хозяйства в Казанской, Азовской и Киевской губерниях, поощрялось также овцеводство. В Петровскую эпоху происходит резкое разграничение страны на две зоны ведения феодального хозяйства - неурожайный Север, где феодалы переводили своих крестьян на денежный оброк, зачастую отпуская их в город и другие сельскохозяйственные местности на заработки, и плодородный Юг, где дворяне-землевладельцы стремились к расширению барщины. Также усиливались государственные повинности крестьян. Их силами строились города (на строительстве Петербурга работали 40 тыс.

17

крестьян), мануфактуры, мосты, дороги; проводились ежегодные рекрутские наборы, повышались старые денежные сборы  и вводились новые. Главной целью политики Петра все время являлось получение как можно больших денежных и людских ресурсов для государственных нужд. Были проведены две переписи - в 1710 и 1718 гг. По переписи 1718 г. Единицей обложения становилась "душа" мужского пола, вне зависимости от возраста, с которой взималась подушная подать в размере 70 копеек в год (с государственных крестьян - 1 руб. 10 коп. в год). Это упорядочило податную политику и резко подняло доходы государства (примерно в 4 раза; к концу правления Петра они составляли до 12 млн. руб. в год). В промышленности произошла резкая переориентация с мелких крестьянских и ремесленных хозяйств на мануфактуры. При Петре было основано не менее 200 новых мануфактур, он всячески поощрял их создание. Политика государства была также направлена на ограждение молодой российской промышленности от конкуренции со стороны западноевропейской путем введения очень высоких таможенных пошлин (Таможенный устав 1724 г.) Российская мануфактура, хотя и имела капиталистические черты, но использование на ней преимущественно труда крестьян - посессионных, приписных, оброчных и др. - делало ее крепостническим предприятием. В зависимости от того, чьей собственностью они являлись, мануфактуры делились на казенные, купеческие и помещичьи. В 1721 г. промышленникам было предоставлено право покупать крестьян для закрепления их за предприятием (посессионные крестьяне).

24. Россия после Петра I.

Первый дворцовый переворот. 28 января 1725 г. Петр I умер. Еше накануне его кончины при дворе возникли две группировки. Ф. М.Апраксин, Д. М. Голицын. Г. И. Головкин, Н. И. Репнин и другие выступали ia возведение на фон внука Петра I Петра Алексеевича при рекчпетве царицы Екатерины Алексеевны. А. Д. Ментиков. П. А. Тол-стон, А.В.Макаров, П. И. Ягужинский и другие требовали передать престол самой Екатерине. При поддержке гвардии, Преображенского и Семеновского подков, Мен-шиков и его сторонники добились возведения на преЛ стол вдовы Петра.

Правление Екатерины I. При  неспособной к управлению-Екатерине  власть стал прибирать к рукам связанный с ней Меншиков. Это вызвало недовольство санов-ников В порядке компромиссного решения был созЯ высший орган — Верховный тайный совет. В его состав вошли сам А. Д. Меншиков. Г. И. Головкин. Л М. Голицын. П.А.Толстой, А. И. Оск'рман. Ф. М. Апраксин * герцог голштинский (гольштейнский) Кард Фрплрих, му* старшей дочери Петра Анны. Обладая большой реально! властью, совет формально не ограничивал сам одержави к жтролировался Кабинетом императрицы во главе с д. В. Макаровым. Верховный тайный совет отказался от ряда петровских нововведений. Были ликвидированы независимые о» воеводы надворные суды, Главный магистрат, городовые магистраты подчинены воеводам, некоторые коллегии объединены, а их штаты сокращены в целях экономии. Уменьшилась роль Сената. Была снижена на 4 коп. подушная подать, из провинций отозваны воинские команды для сбора налогов, во многом подменявшие собой местную власть. Правда, уже в 1728 г. из-за роста недоимок их пришлось вернуть. В сфере торговли были снижены ввозные тарифы, дворянам разрешили свободную продажу продукции их собственных хозяйств. В целом же вмешательство государства в экономику сократилось.

25. Внутренняя политика Екатерины II.

Время царствования Екатерины II называют эпохой "просвещенного  абсолютизма". Смысл "просвещенного абсолютизма" состоит в политике следования идеям Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некоторые наиболее устаревшие феодальные институты (а иногда делавшие шаг в сторону буржуазного развития). Мысль о государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в XVIII веке широкое распространение.

Развитие и воплощение начал "просвещенного абсолютизма" в России приобрело характер целостной  государственно - политической реформы, в ходе которой сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монархии. При этом для социально-правовой политики было характерно сословное размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство. Внутренняя и внешняя политика второй половины XVIII века, подготовленная мероприятиями предшествующих царствований, отмечена важными законодательными актами, выдающимися военными событиями и значительными территориальными присоединениями. Это связано с деятельностью крупных государственных и военных деятелей: А.Р. Воронцова, П.А. Румянцева, А.Г. Орлова, Г.А. Потемкина, А.А. Безбородко, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова и

18

других. Сама Екатерина II активно  участвовала в государственной  жизни. Любовь к России, её народу и  всему русскому являлись существенным мотивом ее деятельности. Политика Екатерины II по своей классовой направленности была дворянской.

Задачи "просвещенного  монарха" Екатерина II представляла себе так: "1.Нужно просвещать нацию, которой должен управлять.

2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы.

3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.

4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.

5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям".

Екатерина действительно  мечтала о государстве, способном  обеспечить благоденствие подданных. И, по моему мнению, с этой задачей  она успешно справлялась. Свойственная веку Просвещения вера во всемогущество человеческого разума заставляла царицу полагать, что все препятствия к этому могут быть устранены путем принятия хороших законов. Российское же

законодательство была крайне запутанным. Формально все еще  продолжало действовать Соборное Уложение 1649 г., но за прошедшие с тех пор более 100 лет было издано множество законов и указов, зачастую не согласующихся друг с другом. Хотя при Петре I, а затем при его преемниках предпринимались попытки создать новый свод законов, но всякий раз по тем или иным причинам этого сделать не удавалось.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"