Шпаргалка по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 05:04, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 60 вопросов по дисциплине "История".

Работа состоит из  1 файл

OtVYeT_ISTORIYa.docx

— 191.36 Кб (Скачать документ)

Появление в России профессионального, постоянно действующего представительного  и законодательного органа явилось итогом длительного и противоречивого исторического развития института народного представительства. Отдельные элементы народного представительства существовали в Киевской Руси, Великом Новгороде и Московском государстве. Однако первой попыткой учредить регулярные представительные органы считается созыв в 1550 г. Земского собора, принявшего Судебник.

В XVI - XVII вв. (в годы правления  Ивана IV, Федора I, Бориса Годунова, в  период Смуты, а также при первых Романовых - Михаиле и Алексее) в  России формируются и действуют органы сословного представительства - Боярские думы, Земские соборы. В условиях укреплявшегося самодержавия они выполняли функции представительства общественных сил и отражали специфические местные интересы.

К концу XVII столетия самодержавная власть окончательно берет верх, и институт Земских соборов (равно как и церковных) ликвидируется, но остается в народной памяти и вплоть до начала XX в. (до формирования первой выборной Думы) выступает важным идеологическим символом для различных общественных и политических сил.

Социальный и политический режим, введенный Петром I, по форме  и содержанию является отрицанием парламентаризма. Но именно он, как это ни парадоксально, в изобилии порождает различные  прожекты введения на Руси представительной системы. С 30 - х гг. XVIII в. (после смерти Петра I) русская политическая мысль интенсивно разрабатывает идею ограничения самодержавия с помощью органов парламентского типа.

34

В екатерининскую эпоху возникают  институты представительства сословий: сначала дворянства, затем купечества. В ходе чрезвычайно благотворных реформ Александра II в России рождается  земство - всесословное представительство  на уровне уездов и губерний. В 1870 г. формируются городские сословные представительные учреждения - органы городского самоуправления. Наконец, 27 апреля 1906 г. начинает свою работу 1 Государственная Дума - первый российский общенациональный парламент. В 1906 - 1917 гг. были избраны четыре Государственных Думы, но лишь одна из них (третья) отработала полный срок.

Октябрьская революция и  последовавшая за ней кардинальная ломка всего государственного устройства выдвинули новый тип народного  представительства - Советы, провозглашенные  полновластными и единовластными органами народного представительства. Политическая доктрина того периода допускала разделение функций органов управления, но полностью отрицала какое бы то ни было разделение властей. На деле Советы занимали подчиненное положение, уступив приоритет органам партийно-политического руководства обществом и государством. Так, за период с 1930 по 1988 г. Верховный Совет СССР принял на сессиях лишь 1% всех действовавших законов; в основном же он утверждал (списком и единогласно) решения, введенные в действие указами Президиума Верховного Совета СССР.

Однако было бы неправильно  видеть в советском периоде только отрицание парламентаризма. Та или  иная форма народного представительства  может ускорить или затормозить  общественное развитие, но не в состоянии отменить его объективных законов. Избрание и периодическое обновление Советов, построенных и действующих на базе единых принципов, способствовало укоренению идеи прямого народного представительства, укреплению государства, восстановлению и сохранению государственного единства в многонациональной стране. Депутаты, сколь бы высокий пост они ни занимали, были обязаны регулярно отчитываться перед избирателями, отвечать на их ходатайства и просьбы. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей депутат мог быть отозван, и такие случаи имели место.

Политическая эволюция советской  формы народного представительства  предопределила переход к парламентской  форме, основанной на принципе разделения властей. В ходе конституционной  реформы 1988 - 90-х гг. была учреждена "двухэтажная" парламентская система: избираемый всенародно Съезд народных депутатов и формируемый им постоянно действующий двухпалатный Верховный Совет. Выборы Съезда народных депутатов СССР (1989 г.) и Съезда народных депутатов РСФСР (1990 г.) проходили, хотя и не без некоторых архаичных ограничений, но вполне демократично, на альтернативной основе, и стали важным шагом в развитии системы народного представительства. Первый Съезд народных депутатов РСФСР, собравшийся 16 марта 1990 г., провозгласил разделение законодательной, исполнительной и судебной властей "важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства" и принял новую редакцию ст. 6 Конституции РСФСР, устранив из нее упоминание о руководящей роли коммунистической партии. После выборов Президента РСФСР, состоявшихся 12 июня 1991 г., шестой Съезд народных депутатов постановлением от 21 апреля 1992 г. закрепил в Конституции РФ разделение властей как основополагающий принцип организации государственной власти.

Реально страна переживала переходный период, когда, с одной стороны, сохранялся "полновластный" Съезд народных депутатов, а с другой - существовали Президент, двухпалатный Верховный  Совет, Конституционный, Верховный  и Высший Арбитражный Суды, действовавшие фактически на основе принципа разделения властей. Противостояние обострилось в результате борьбы между Президентом, Верховным Советом и Съездом народных депутатов, разгоревшейся на фоне экономического кризиса, вызванного попыткой проведения радикальных экономических реформ. Провозгласить и закрепить в Конституции принцип разделения властей оказалось значительно легче, чем научиться управлять в соответствии с этим принципом, предполагающим высокую правовую культуру всех участников конституционного процесса.

Итогом нараставших противоречий стал острый политический кризис сентября - октября 1993 г., завершившийся вынесением на всенародное голосование 12 декабря 1993 г. ныне действующей Конституции  РФ.

По сравнению с предыдущей в действующей Конституции РФ принцип разделения властей реализован более последовательно и полно. Однако обстоятельства ее принятия обусловили ряд особенностей в реализации этого принципа: подчеркнутый приоритет президентской власти, ограничение контрольных полномочий парламента, усложненный механизм отрешения от должности Президента и облегченный механизм роспуска

35

Государственной Думы, подчинение исполнительной власти Президенту и  ее фактическая независимость от парламента и др.

Продвижение России по пути создания гражданского общества и правового государства приведет, по - видимому, к совершенствованию ряда институтов и положений ныне действующей Конституции, в частности, к укреплению самостоятельности и ответственности Правительства и расширению полномочий палат Федерального Собрания.

41. Россия в первой  мировой войне.

Поводом к мировой войне  стало убийство в г. Сараево (Сербия) австрийского престолонаследника эрцгерцога Франца Фердинанда и его супруги, совершенное 15 (28) июня 1914 г. сербским студентом  Гаврилой Принципом. 10 (23) июля 1914г. Австро-Венгрия, за которой стояла Германия, предъявила Сербии ультиматум, содержавший среди прочих требование о допущении австрийских следователей на территорию Сербии и введении ограниченного контингента австрийских войск. Сербия выразила готовность принять основные требования ультиматума, за исключением этих двух пунктов, передать дело на рассмотрение великих держав или в Гаагский международный трибунал.

14 (27) июля 1914 г. Австро-Венгрия  объявила войну Сербии. Попытки  предотвратить сползание к европейской войне (предложение Англии о созыве конференции для разрешения конфликта, телеграммы Николая II германскому императору с предложением посредничества и т. д.) не увенчались успехом. Вечером 17 (30) июля 1914 г. в России была объявлена всеобщая мобилизация. В ночь с 31 июля на 1 августа Германия предъявила ультиматум России об отмене в течение 12 часов решения о мобилизации. Ответ С.Д. Сазонова сводился к тому, что отменить мобилизацию в такие сроки нельзя, но Россия готова продолжать переговоры для урегулирования конфликта.

1 августа 1914г. Германия  объявила войну России. 2-3 августа  Франция заявила о своей поддержке  России, а Англия - о поддержке  Франции. Вечером 3 августа Германия  объявила войну Фран-ции. 6 августа  войну России объявила Австро-Венгрия. План германского командования (план А. фон Шлиффена), разработанный в 1905 г., на первом ^тапе войны предусматривал молниеносную кампанию на Западном фронте против Франции, а потом действия против России, вооруженные силы которой должна была сковать Австро-Венгрия. Таким образом Германия предполагала избежать войны на два фронта и закончить ее не позднее чем через 2-3 месяца. Русский Генеральный штаб считал опасным предоставить Германии возможность разгромить Францию и поэтому планировал одновременное наступление на Берлин силами Северо-Западного (командующий Я. Г. Жилинский) и на Вену - Юго-Западного (ко-мандующий Н.И. Иванов) фронтов.

Но для спасения союзников  русской армии пришлось начать наступление  на Германию, не дожидаясь завершения развертывания всех войск и окончания мобилизации, 1-я (командующий П.К. Ренненкампф) и 2-я (А. В. Самсонов) русские армии 4(17) августа вступили в Восточную Пруссию, отвлекая немецкие силы с Западного фронта, где в это время Германия, нарушив нейтралитет Бельгии, обрушилась на Северную Францию. Вначале наступление русских войск развивалось успешно.

7 (20) августа 1914 г. 1-я армия  нанесла серьезное поражение  8-й немецкой армии Притвица  под Гумбинненом. Тем временем 2-я армия генерала Самсонова  продвигалась в глубь Восточной Пруссии. Воспользовавшись преступным бездействием Ренненкампфа, который не организовал преследования поспешно отступавшего противника, новый командующий 8-й армии генерал Пауль фон Гинденбург приостановил отступление и направил почти все силы против армии Самсонова. Два корпуса 2-й армии были окружены и почти целиком уничтожены. Остатки армии отошли к русской границе. После этого Гинденбург атаковал войска Ренненкампфа и к 2 (15) сентября вытеснил их из Восточной Пруссии.

Более удачно сложилась обстановка на Юго-Западном фронте. В ходе начавшейся 5(18) августа Галицийской наступательной операции русские войска вторглись в Галицию, разбили во встречных боях австро-венгров, и 21 августа (3 сентября) войска генерала Брусилова заняли Львов. Продолжая успешное наступление, русские войска осадили мощную австрийскую крепость Перемышль, заняли значительную часть Буковины. Возникшая угроза вторжения русской армии в Силезию вынудила немецкое командование перебросить часть войск на Восточный фронт. 12 (25) сентября по приказу русской Ставки наступление было приостановлено, а армии сосредоточены в районе Варшавы. В течение сентября - ноября 1914 г. на территории Польши

36

проходили два крупнейших сражения - Варшавско-Ивангородское  и Лодзинское. В боях с обеих  сторон участвовало временами свыше 800 тыс. человек. Ни одной из сторон не удалось полностью решить свои задачи, но русские действовали более эффективно. Успешным контрнаступлением в районе Лодзи русская армия оказала существенную поддержку союзникам, которые в это время вели тяжелые бои за Фландрию. В конце ноября 1914 г. на совещании командующих фронтами русской армии в Бресте было принято решение приостановить наступательные действия до января 1915 г. Одна из основных причин такого решения - недостаток вооружений, снарядов, артиллерии, истощение кадровой армии. Убитыми, ранеными и пленными русская армия потеряла 1,2 млн. человек.

На Восточном фронте война  приняла позиционный характер. 20 октября (2 ноября) 1914 г. была объявлена  война Турции, и русские войска в Закавказье разгромили 3-ю турецкую армию. Был нанесен серьезный урон германско-турецкой эскадре на Черном море. Успешные действия русских армий вынудили Германию в начале 1915 г. провести перегруппировку своих сил, перенеся центр тяжести на Восточный фронт. С Западного фронта были переброшены лучшие корпуса, из которых была сформирована ударная армия под командованием генерала Макензена. 19 апреля (2 мая) 1915 г. после интенсивной артиллерийской подготовки германская и австрийская армии нанесли удар по русским войскам в Галиции, в районе Горлицы. Упорные бои длились почти полтора месяца. Русские войска, не получавшие необходимого количества боепри-пасов и вооружений, с неукомплектованным личным составом, медленно отступали. 21 мая (3 июня) был оставлен Перемышль, 9 (22) июня - Львов. Русские войска оставили почти всю завоеванную в конце 1914 г. территорию, но общий прорыв русского фронта на этом участке не удался.

В июле германское командование предприняло попытку окружить русскую  группировку в районе Варшавы. Бои в Польше шли около месяца. 20 июля (2 августа) русские войска оставили Варшаву, затем - Новогеоргиевск. Армия была спасена, но вся Польша была оставлена неприятелю. Развивая достигнутый успех, германское командование пред-приняло в августе наступление сначала на Ковенском, а затем на Вильненском направлениях. Противник занял Вильно и значитель-ную часть Литвы. Контрудары русской армии заставили немцев несколько отступить. Благодаря действиям Балтийского флота удалось не допустить прорыва германских кораблей в Рижский залив. К середине октября фронт вновь стабилизировался и проходил теперь по линии Рига - Двинска - Барановичи - Пинск - Дубна.

К концу 1915 г. русские войска были вытеснены из Польши, Литвы, Галиции, части Прибалтики и Белоруссии, успехи первых месяцев войны были сведены на нет. С начала войны потери русских войск составили 3,5 млн. человек убитыми, ранеными и пленными. Союзники не оказали России практически никакой помощи.

Военные неудачи 1915 г. вызвали  перестановки в высшем командном  составе русской армии: в июне 1915 г. был смещен военный министр В.А. Сухомлинов, обвиненный в измене. На его место был назначен генерал А.А. Поливанов. В августе 1915 г. Николай II сместил своего дядю Николая Николаевича с поста верховного главнокомандующего несмотря на то, что тот пользовался неплохой военной репутацией и имел авторитет в армии. Одновременно был смещен и начальник Генерального штаба генерал Янушкевич. Пост верховного главнокомандующего занял сам Николай II, а начальником Генерального штаба стал генерал М.В. Алексеев. Умелые действия Алексеева как главнокомандующего Северо-Западным фронтом сорвали попытки противника окружить и уничтожить русскую армию в Польше в июле - августе 1915 г.

В 1916 г. германское командование поставило перед своим Восточным фронтом чисто оборонительные задачи, намереваясь нанести сокрушительный удар по противникам на Западе. Наступление немцев началось в феврале 1916 г. под Верденом. Австро-Венгрия нанесла жестокое поражение итальянской армии в районе Трентино. Разработанный царской Ставкой общий план летнего наступления предусматривал нанесение главного удара по германской армии войсками Западного фронта из района Молодечны в направлении Вильны. Армии Северного и Юго - Западного фронтов долж-ны были играть вспомогательную роль, отвлекая силы противника. Но настойчивые призывы союзников о помощи вынудили русское командование отступить от первоначальных планов, изменив направление главного удара и ускорив сроки наступления.

Главным стал Юго-Западный фронт, действовавший против Австро-Венгрии. 22 мая (4 июня) 1916 г. войска Юго-Западного фронта под коман-дованием генерала А.А. Брусилова начали наступление на позиции австро- венгров по всему фронту, прорвали их позиционную оборону и продвинулись на глубину 60-150 км. Потери противника были огромны - 1,5 млн. человек. Брусиловский прорыв поставил Австро-Венгрию на грань

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"