Шпаргалка по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 05:04, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 60 вопросов по дисциплине "История".

Работа состоит из  1 файл

OtVYeT_ISTORIYa.docx

— 191.36 Кб (Скачать документ)

Сперанский  предлагал "обустроить Россию" наподобие  нынешних процветающих монархий. План государственного переустройства начинался  с первой российской конституции (Другой выдающийся бюрократ Сергей Витте ровно через сто лет заставил все-таки последнего монарха ее принять.) Вводилась выборность в распорядительные и исполнительные органы власти четырех степеней - на уровне волости, губернии и империи. Но участие в управлении было предоставлено лишь лицам, обладавшим определенным имущественным цензом.

План Сперанского (законченный осенью 1809 г.) предусматривал три параллельных ряда учреждений законодательных, судебных и исполнительных, или административных.

Высшим распорядительным органом являлась Государственная дума, которая стояла во главе законодательных учреждений и руководила сетью волостных, окружных и губернских дум. Предлагалось создать министерства во главе исполнительной власти и Сенат - во главе судебных органов, с соответствующими нижестоящими учреждениями.

22

Учреждался  также и другой верховный орган, призванный объединить деятельность законодательной, исполнительной и судебной властей, - Государственный совет, состоящий  из высших государственных сановников, по назначению монарха. Со временем он стал влиятельной госструктурой и просуществовал до октябрьской революции. Ввиду сложности и трудности дела преобразование было начато сверху. Государственный Совет разделялся на четыре департамента: 1) законов, 2) военных дел, 3) дел гражданских и духовных и 4) государственной экономии. Общее собрание составлялось из членов всех департаментов и из министров. Председательствовал сам государь или особое лицо, им назначенное. Этот орган не обеспечивал участия общества в управлении. Это привело бы к преобразованию монархии из судебной в конституционную.

Законодательный ряд образовали «думы» волостные, уездные, губернские и государственная. Исполнительной властью являются правления волостные, уездные и губернские, избираемые местными думами, а высшая исполнительная власть, министры, назначается государем. Судебную власть образуют волостные суды, затем уездные и губернские суды, состоящие из выборных судей и действующие с участием присяжных; высшую судебную инстанцию составляет Сенат, члены которого избираются (пожизненно) Государственной Думой и утверждаются императором. Вводились гражданские и политические права, то есть речь шла о конституционной монархии. Сперанский был искренне убежден, что его проект по ограничению самодержавия полностью отвечает чаяниям государя. Об этом поразительном по своей смелости плане современники даже не узнали. От всего пакета реформ осталось лишь несколько позиций.

Пожалуй, единственный человек, который смог оценить бюрократический  гений Сперанского, был Наполеон. Он говорил Александру, что отдал бы за такого чиновника пол Франции. Александр одобрил в общем план Сперанского и предполагал начать его осуществление с 1810 года.

Особенное внимание Сперанский обратил на состояние  финансов. Русские финансы находились в то время в довольно безотрадном состоянии. Периодические колебания, которым эта часть нашего управления подвергается с тех пор, как существует, возобновились в начале царствования Александра I

Император Александр  не знал, кому вверить это министерство, и поручив его наконец, за отказом от других, Гурьеву, потребовал от Сперанского плана возможного преобразования. Сперанскому было поручено решение такой фундаментальной (откладывавшейся со времен Екатерины П) и остро стоявшей проблемы, как оздоровление государственных финансов. В соответствии с намеченным уже в первые месяцы 1810 г. состоялось обсуждение проблемы регулирования государственных финансов. Сперанский составил «План финансов», который лег в основу царского манифеста 2 февраля 1810 года. Меры эти дали результат, и уже в следующем году дефицит бюджета сократился, а доходы государства возросли. Наконец, в расходах в первый раз был какой-нибудь порядок. Благодаря этим мерам доходы в течение двух лет были удвоены. Несмотря на ропот общества на налоги, а министров - на контроль и отчетности, несмотря на мрачные предсказания со всех сторон, правительство освободилось от главных своих затруднений. Однако, все затеи потерпели неудачу из-за потребности в деньгах для антинаполеоновских походов.

В 1810-1811 гг. последовало  преобразование министерств, учрежденных  в 1802 г.; было учреждено новое министерство полиции, а министерство коммерции  было упразднено; министерство внутренних дел должно было иметь «попечение о распространении и поощрении  земледелия и промышленности». Кроме министерств были учреждены «главные управления» путей сообщения, государственного контроля и главное управление духовных дел иных (кроме православного) исповеданий. Министерства делились на департаменты (с директором во главе), департаменты на отделения. Из высших чиновников министерства составлялся совет министра, а из всех министров комитет министров для обсуждения дел, касающихся различных министерств. При составлении проекта законодательного кодекса Сперанский заимствовал некоторые нормы французских гражданских законов (так называемый Кодекс Наполеона), усматривая в них последнее слово юридической науки.

По проекту  Сперанского политические права  получали только дворяне, купцы, мещане, государственные крестьяне. Особым указом Сперанский ограничил привилегии дворянства. По его мысли, все права должны подразделяться на три группы: 1) общие гражданские права для всех жителей России, независимо от их общественного положения; 2) особые гражданские права для того или иного класса; 3) политические права, даваемые только собственникам. Подразумевая, что крепостное право будет уничтожено, он предполагал существование трех классов: дворянства, среднего состояния и народа

23

рабочегоё

Проект Сперанского  встретил противодействие сенаторов, министров и других высших сановников, считавших его слишком радикальным и "опасным". Александр I пошел навстречу их требованиям, и проект Сперанского император решил осуществлять поэтапно. Сперанский присутствовал, сидя по правую сторону от царя, на еженедельных заседаниях созданного им и насчитывавшего 35 членов Государственного совета. Удалось осуществить лишь некоторые части плана Сперанского: он не сумел понять двойственности характера императора, напуганного явной оппозицией дворянства новым, либеральным течениям, не сумел заручиться и содействием знати и придворных кругов.

В 1810 году вводится разработанное Сперанским "Общее  учреждение министерств", которое  определяло состав, предел власти и  ответственность министерств. А  в 1811 году завершена реорганизация министерств.

Проводимые  Сперанским реформы вызывали недовольство у многих. Но винить в этом можно  и самого Александра, постоянно колебавшегося, страшившегося возможного недовольство дворянства. А оно, это недовольство, уже при первых опытах Александра и Сперанского по государственному переустройству России грозно дало о себе знать. Об этом говорили открыто, не зная еще, в чем состоит угрожающая опасность. Богатые помещики, имеющие крепостных, теряли голову при мысли, что конституция уничтожит крепостное право. Недовольство высшего сословия было всеобщее.

Также деятельность М.М. Сперанского вызвала недовольство консервативного дворянства, выступавшие  против преобразования государственного строя России, которое обвиняло его  в государственной измене и добилось его отставки. Некоторые открыто называли Сперанского врагом дворянства.

29. Восстание  декабристов, его историческое  значение.

Подавив восстание декабристов, как стали называть первых русских  революционеров, Николай I жестоко расправился  с его участниками. Пятеро из них - П. И. Пестель, К. Ф. Рылеев, С. И. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин и П. Г. Каховский - были повешены, свыше 120 человек сосланы на каторгу и на поселение в Сибирь. Николай I беспощадно мстил своим политическим противникам. Активных участников декабрьского восстания 1825 г., выдержавших многолетнюю каторгу, он до конца своей жизни держал в Сибири. Восстание декабристов не могло привести к победе прежде всего потому, что они сознательно отстраняли народ от участия в революционной борьбе с самодержавием. На Сенатской площади декабристы не прибегли к помощи народа. В. И. Ленин писал: «Протестует ничтожное меньшинство дворян, бессильных без поддержки народа».

Тем не менее революционное  выступление декабристов против царизма получило в стране широкие  сочувственные отклики. Вместе с  декабристами осознали необходимость  борьбы с самодержавием многие передовые  люди того времени. Суровая расправа с декабристами встретила осуждение со стороны современников и пробудила горячее участие к жертвам царизма. Выступление дворянских революционеров дало толчок дальнейшему развитию освободительной мысли в крепостной России.

В. И. Ленин считал восстание  декабристов начальным этапом в истории русского революционного движения. Он указал на прямую связь выступления декабристов с последующими этапами революционно- освободительной борьбы в России: «Узок круг этих революционеров, - писал В. И. Ленин. - Страшно далеки они от народа. Но их дело не пропало. Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию».(5. И. Ленин, Памяти Герцена, Соч., т. 18, стр. 14.)

Восстание в Петербурге 26 (14) декабря 1825 г. вызвало острый интерес  в Западной Европе. Сначала оно  казалось очередной попыткой дворцового переворота и оценивалось исключительно под углом зрения его внешнеполитических последствий. Некоторые английские газеты не скрывали своих расчетов на ослабление влияния России.

Николай I поспешил дать событиям свое толкование. На приеме иностранных послов в Петербурге он объявил декабристов ничтожной кучкой «безумных мятежников», не имеющих никакой опоры внутри страны. Реакционная печать Западной Европы сразу подхватила эту официальную версию, соответственно изображая положение в России и рисуя поведение Николая I в героических тонах.

24

На страницах либерально-оппозиционных  и радикальных газет и журналов Западной Европы появились более  объективные суждения. Некоторые  английские издания писали о серьезном  революционном потрясении в России и высказывали мнение о слабости царского самодержавия, которое «перестало быть неприступным».

Восстание декабристов оценивалось  наблюдательными иностранными современниками как одно из звеньев общеевропейского революционно-освободительного движения 20-х годов XIX в., направленного против реакционно-монархических режимов. Орган французских либералов «Конституционалист» спрашивал: «Чем вызвано петербургское движение?» И давал на это такой ответ: «Это то же, что происходит во Франции, Англии, Америке, Риме и Париже, в Мадриде и Мексике, т. е. всеобщее мировое движение, которое захватило и Россию».

30. Николаевская Россия (1825-1855).

После смерти Александра I, междуцарствия  и жестокой расправы над восставшими  декабристами на российский престол  вступил брат Александра Николай I. Николая специально не готовили к  управлению такой громадной империей, как Россия. В молодости он не получил достаточно серьезного образования. Его интересовало прежде всего военное дело. Правление Николая I справедливо считается одним из самых реакционных периодов нашей истории. Несмотря на то, что Россия продолжала постепенно отставать от Запада в экономическом, социальном и политическом отношениях, основные мероприятия Николая сводились лишь к укреплению самодержавной власти, дальнейшей централизации и бюрократизации управления страной, созданию подлинно полицейского государства. Для более эффективного управления страной Николай I считал необходимым создание налаженной бюрократической системы. С этой целью он значительно увеличил штат аппарата чиновников (около 70 тыс. человек), все более регламентировалась и расширялась система делопроизводства, нити которой император пытался концентрировать исключительно и своих руках. Просвещение во второй четверти XIX в. развивалось противоречиво. С одной стороны, правительство пыталось установить жесткий контроль за системой просвещения, с другой - поступательное развитие страны требовало его совершенствования и расширения. В 1828 г. был утвержден Устав низших и средних учебных заведений. Его целью было закрепление замкнуто-сословной системы обучения. Однако настоятельные требования жизни привели к тому, что даже в этих сложных условиях высшее образование получило дальнейшее развитие. Был восстановлен закрытый ранее Педагогический институт в Петербурге. Личная зависимость крестьянина от помещика, часто выражавшаяся в самых уродливых формах, позорила Россию перед всем миром. Подневольный труд крестьян был непродуктивным, отсутствие свободной рабочей силы сдерживало развитие российской промышленности. Необходимость отмены крепостного права и изменения социального строя понимали не только радикально и либерально настроенная часть русского общества, но и наиболее дальновидные представители правящих кругов. Общее направление политики Николая на консервацию старых порядков помешало освобождению крестьян. Во второй четверти XIX в., как и в годы правления Александра 1 правительство ограничивалось полумерами, направленными на смягчение крепостного права. В 1841 г. был принят закон о запрещении продавать крестьян поодиночке и без земли. В 1837-1841 гг. была проведена реформа государственных крестьян, инициатором и проводником которой был прогрессивный государственный деятель граф П.Д.Киселев. Реформа улучшила правовое и материальное положение государственных крестьян, составлявших к тому времени около трети населения страны. Он твердо верил, что следование букве существующих законов даст возможность процветания и спокойного развития страны. В связи с этим в его царствование была проведена кодификация (упорядочение) российского законодательства, которое оставалось архаичным и запутанным. Это ответственное дело было поручено возвращенному из ссылки М.М.Сперанскому. Он возглавил и организовал работу II отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии. В целом во внутренней политике Николая I проявились тенденции консервации существующей политической и социальной системы. Для сохранения самодержавия, укрепления личной власти царя проводились широкие мероприятия по дальнейшей бюрократизации государственного аппарата, созданию эффективной полицейской системы. Повысилась роль военных в политической жизни. Правительство активно боролось с любыми проявлениями инакомыслия в России. В период царствования Николая центральное место во внешней политике занял восточный вопрос - взаимоотношения с Османской империей. Во взаимоотношениях с Османской империей все большее значение приобретал тот факт, что в составе Турции находились многие христианские и славянские народы Балканского полуострова, которые видели в России своего единственного защитника и спасителя. Важным направлением политики России оставался Кавказ. Она пыталась расширить свои кавказские владения, сделать окончательно стабильными границы в Закавказье, обеспечить свободную и безопасную связь со вновь приобретенными территориями и прочно включить весь кавказский регион в состав Российской империи.

25

Соперником России в этом регионе был Иран. . На Балканах в 1829 г. русская армия нанесла ряд  военных поражений турецким войскам  взяла город Адрианополь, находившийся вблизи Константинополя - столицы Турции. В 1826 г. иранская армия вторглась в Карабах и, началась новая русско-иранская война (1826-1828 гг.). . Полное военное поражение Ирана стало очевидным. В феврале 1828 г. был подписан Туркманчайский мирный договор. В выработке выгодных условий для России сыграл большую роль известный писатель и дипломат А.С.Грибоедов. По договору в состав России полностью вошли территории Эривани и Нахичевани. Из них в марте 1828 г. была образована Армянская область, что положило начало объединению армянского народа. После присоединения Закавказья перед правительством встала задача обеспечить стабильную обстановку на Северном Кавказе, подчинить его народы русской администрации. Еще в годы правления Александра I генерал А.П. Ермолов начал продвигаться в глубь Чечни и Дагестана. На Северном Кавказе строились русские военные опорные пункты. Так возникли крепости Грозная и Внезапная. В 1834 г имамом (главой государства) стал Шамиль, который сосредоточил в своих руках административную, военную и духовную власть, создал сильную армию. Под руководством Шамиля началась борьба против русского присутствия на Северном Кавказе, продолжавшаяся около 30 лет. Традиционным во внешней политике оставалось западное направление - взаимоотношения с европейскими государствами. Николай I отказался от системы Священного союза, созданной его братом Александром I. Николай помог Австрии подавить революцию, вспыхнувшую в Венгрии, которая тогда входила в состав Австрийской империи; его войска задушили революционные выступления и в Дунайских княжествах (Молдове и Валахии). . Во второй четверти XIX в. Россия начала пристально присматриваться к Средней Азии, развивала отношения с Китаем, Североамериканскими штатами, странами Латинской Америки. Крымская война - особая страница в русской истории. В Крымской войне приняли участие Россия, Османская империя, Англия и Франция. В 1833 г. был заключен с Турцией Ункяр-Искелесийский договор, по которому Россия получила право свободного провода своих военных кораблей через проливы. Англия и Франция, вступая в войну против России, надеялись сокрушить ее как великую европейскую державу, лишить влияния на Ближнем Востоке и Балканском полуострове. . Учитывая тот факт, что православную церковь поддерживала Россия, а католическую - Франция, спор между священнослужителями перерос в противостояние этих двух европейских государств. Османская империя, в состав которой входила Палестина, встала на сторону Франции. Султан не собирался уступать нажиму России, а вызывающее, неуважительное поведение русского посланца лишь усугубило конфликтную ситуацию. Занимая непримиримую позицию, Николай I надеялся на мощь своей армии и на поддержку некоторых европейских государств (Англии, Австрии и др.). На деле оказалось, что он просчитался по всем направлениям. Русская армия могла успешно бороться с подобной же по состоянию турецкой, но противостоять объединенным силам Европы она не имела возможности. Основным событием первого этапа стало знаменитое Синопское сражение в ноябре 1853 г. В результате четырехчасового боя талантливому флотоводцу адмиралу П.С.Нахимову удалось полностью разгромить турецкий флот, укрывшийся в Синопской бухте, и подавить береговые батареи турок. Первое сражение на территории Крыма произошло недалеко от места высадки союзников на р. Альме в сентябре 1854 г. Князь А.С.Меншиков, поставленный во главе русской армии, это сражение проиграл. После гибели адмирала Нахимова в июне 1855 г. положение еще более ухудшилось. В августе 1855 г. начался последний штурм Севастополя. В результате падения главенствующего над городом Малахова кургана продолжение обороны было затруднено. Военные действия на Кавказском театре развивались более успешно для России. Турция намеревалась вторгнуться в Закавказье, но потерпела крупное поражение, после чего русские войска стали действовать на территории Османской империи. . В конце марта 1856 г. Парижский мирный трактат был подписан. Россия, вопреки ожиданиям, не понесла значительных территориальных потерь. У нее была отторгнута лишь южная часть Бессарабии. Поражение в Крымской войне подвело печальный итог николаевскому правлению, всколыхнуло всю российскую общественность, активизировало народные массы и заставило правящие круги вплотную заняться реформированием государства.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"