Шпаргалка по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 05:04, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 60 вопросов по дисциплине "История".

Работа состоит из  1 файл

OtVYeT_ISTORIYa.docx

— 191.36 Кб (Скачать документ)

А Русь в это время переживала апогей феодальной раздробленности. И Литва стала очень активно присоединять русские земли. В конце XIV в. в состав Литвы вошли территории Белоруссии, Брянская, Киевская, Черниговская, Северская, Подольская земли. Литва на 3/4 стала состоять из русских земель. Видя наступление Литвы на Русь, которая более активна осуществляла политику в отношении русских земель, стала проводить такие же действия и Золотая Орда.

Распавшаяся Русская земля  оказалась между двумя сильными государствами - Великим княжеством Литовским и Золотой Ордой. Два великих государства стали соперничать за установление контроля над русскими землями. И настал такой момент, что объединить русские земли могли как Литва, так и Золотая Орда. Тогда бы русские, что в Золотой Орде, что в Великом княжестве Литовском стали бы второстепенным, незначительным народом.

Но нашлись на Руси две  силы, которые смогли противостоять  устремлениям как Литвы, так и  Золотой Орды.

Первая - это Русская Православная церковь. В период покорения Руси Русская церковь также подверглась  страшному разгрому. Но, будучи веротерпимыми, и зная, какой силой обладает Церковь, монгольские ханы стали оказывать ей поддержку. Церковь была освобождена от налогов, за оскорбление Церкви по монгольским законам полагалась смерть. Первые 100 лет после монгольского нашествия Русь лежала в руинах, но Русская церковь расцвела. Большое распространение получила монастырская жизнь. Только во второй половине XIII в. в северных лесах возникло 200 монастырей. Русская Церковь стал тем сосудом, где хранился, пестовался, укреплялся, распространялся дух русского народа.

7

Церковь вначале поддерживала мирные отношения с ханами Золотой  Орды. Но в 1312 г. Орда перешла в ислам. После этого ханы Орды стали проводить  политику нетерпимости по отношению  к православию. В частности, в  Орде было казнено 70 царевичей чингизидов за исповедывание православия. После принятия католичества в 1387 г. политику нетерпимости по отношению к православию стала проводить и Литва. И тогда Русская Православная церковь стал поддерживать русских князей в их стремлении к независимости.

Вторая сила - Воля русских  князей. В XIII в. Орда переживала лучшие времена. Силы были неравны, и русские  князья вынуждены были раболепствовать. Но стремление русских князей к независимости  никогда не было сломлено. Они всегда помнили, что они Рюриковичи, что их могучие предки создали великую Киевскую Русь. Образ великой Руси взывал к воскрешению.

12. Система управления, финансы и  законодательство в Московском  государстве.

После смерти Ивана IV (Грозного) происходит решительный поворот  от земского к приказно-воеводскому  управлению. Боярство, недовольное  отменой системы кормлений, стремилось вновь вернуться к ней, правда, под другим видом и названием. С другой стороны, земская реформа, направленная, в том числе, и на создание боеспособного войска, привела к обратному результату: во время борьбы с польско-шведскими захватчиками в ряде местностей земское самоуправление не всегда оказывалось способным быстро мобилизовать местные людские и военный ресурсы для отпора врагу. Наконец, в целом, ополчение по-прежнему строилось на базе самоуправляющихся городских миров, которые в "безгосударное время" брали на себя полноту верховной власти.

После Земского собора 1613 года и избрания царем представителя рода Романовых встала необходимость сочетания непосредственного управления из Москвы с самоуправлением на местах. Это было обусловлено тем, что разорение и упадок хозяйства, сложность социально-классовых противоречий и общая слабость политической системы вынуждали правительство Михаила Романова опираться в своей деятельности на сложившуюся практику местного самоуправления и авторитет Земских соборов.

Поэтому именно с 1613 года сословно-представительная монархия в России вступила в пору своего расцвета. Сохраняя в целом местное самоуправление, верховная власть вновь вводит в государственный строй непосредственное управление из Москвы, создав совокупность так называемых сочетанных властей.

По мере освобождения от захватчиков  русских земель необходимо было быстро и централизованно восстанавливать и обустраивать их хозяйство и оборону. Все это в совокупности способствовало переходу к новой системе - приказно-воеводскому управлению.

Следует отметить, что вводимая система местного управления, как, впрочем, и предыдущие реформы, не была чем-то абсолютно новым, уходя своими корнями во времена наместников и волостелей, так как еще при Иване IV (Грозном) в некоторые пограничные города были назначены воеводы с особыми полномочиями непосредственно в сфере военного управления, а также дьяки для денежно-хозяйственной, налоговой - гражданской - деятельности.

Воеводско-приказное управление представляло собой систему управления на государя и на государевом жалованье (а не ради корма, как во времена  наместников и волостелей). "На воеводство, то есть на гражданское управление городом и территорией, - отмечает Е.П. Карнович, - причисленною к его ведомству не только в XVII веке, но и гораздо позднее, даже после Петра Великого, прямо просились для того, чтобы "кормиться", и такой кормеж принимал громадные размеры, так как благодаря взяточничеству воеводы запасались средствами и для пожизненного прокормления как самих себя, так и своих семейств. Кроме того, при недостаточности и неясности законов и при том полновластии, какое давалось лицам, заведывавшим местною администрациею, произволу московских чиновников не было границ".

После смерти Ивана IV о воеводском управлении "вспомнили" и стали  широко использовать, назначая воевод из числа бояр, детей боярских и  дворян с целью, так сказать, "покормиться".

8

13. Развитие социально-экономических  отношений в русских землях  во второй половине 13-15 вв.

Сложившийся в XI—XIII вв. политический строй русских княжеств не претерпел  в XIV —XV вв. каких-либо существенных изменений. Удельным князьям, как верховным собственникам всей земли в княжествах, принадлежала высшая судебная и административная власть над населением княжества. В делах управления князья опирались на поддержку своих вассалов, виднейшие представители которых входили в состав особого совещательного органа пои князьях — боярскую думу. «Думцами» князя были также представители местной высшей церковной иерархии и должностные лица из системы дворцового управления. Влиятельнейшим среди «думцев» был тысяцкий, возглавлявший городское ополчение. Городами и волостями управляли на принципах «кормления» наместники и волостели, наделенные судебными и административными правами в отношении «черного» тяглого населения городов и волостей. Население феодальных вотчин было подсудно землевладельцам, обладавшим иммунитетными правами. Полнота иммунитетных прав зависела от положения землевладельцев в системе феодальной иерархии. Общим в политике князей (особенно в период государственной централизации) было стремление к ограничению иммунитетных прав. Суд по делам о «душегубстве», «разбое» и «татьбе» (воровство) из иммунитетных прав исключал ся и вершился самим князем или его ближай-шим доверенным лицом. Князь обычно вершил и все дела, связанные с правами на владение землей.

Наиболее развитым было управление домениальными (дворцовыми) княжескими землями и хозяйством. Во главе дворцовой администрации стоял дворецкий (дворский), в ведении которого были дворцовые слуги («слуги под дворским»), выполнявшие различные функции в системе дворцового управления, управлявшие «путями» — отдельными отраслями княжеского хозяйства (конюшие, стольники, чашничие, ловчие, сокольничие). Княжеской казной и архивом ведали казначеи и печатник. С возрастанием роли письменной документации в суде, дипломатии, хозяйстве и т. д. при дворах князей начал складываться штат дьяков и подьячих, занимавшихся дело-производством и составивших впоследствии основу приказной бюрократии. Характерной чертой управления в княжествах в XIII — XV вв. было соединение дворцового управления с государственным.

Дальнейшее развитие получил  государственно-политический строй  в Новгороде и Пскове — двух сложившихся на Руси феодальных республиках. С конца XIII в. вся полнота власти в них перешла в руки республиканских  органов. В XIV—XV вв. в Новгороде и  Пскове оформляется развитый административный и судебный бюрократи-ческий аппарат, создаются свои правовые кодексы — Новгородская и Псковская Судные грамоты.

Определяющим в эволюции политического строя в Новгороде  было усиление его боярско-олигархического  характера. Новгородское родовитое боярство консолидируется в замкнутую правящую касту, не допускавшую в свою среду и к власти даже представителей «меньших бояр» — богатых, но не родовитых феодалов- землевладельцев («житьих людей»). Узурпация боярством республиканских органов власти, приобщение всего боярства к власти выразились прежде всего в происходившем на протяжении XIV — XV вв. резком увеличении числа посадников (с одного в XII —XIII вв. до 34 — 36 во второй половине XV в.), представлявших исключительно боярскую знать пяти городских концов и составивших вместе с другими высшими должностными лицами (архиепископ, тысяцкий, кончанские старосты) новгородский сенат _ Совет господ, боярское правительство Новгородской республики. Важную роль в упоавлении и политической жизни Новгорода играл архиепископ, крупнейший феодал-землевладелец. Архиепископ фактически возглавлял Совет господ, его наместники осуществляли управление над рядом новгородских областей. Помимо подведомственной ему обширной сферы церковного суда в его ведение перешли многие дела, подсудные ранее князю, среди которых важнейшее значение имели дела, связанные с поземельными отношениями, торговыми операциями.

Вместе с боярством  новгородское духовенство выступало  решительным противником объединительной  политики московских князей и было готово во имя защиты своих кастовых интересов пойти на сговор с литов-скими феодалами, осуществлявшими в XIV -XV вв. агрессию против русских земель. Усиление феодального гнета, самоуправство бояр в судах и управлении вызывали острые вспышки восстаний городского плебса, круп-нейшими среди которых были антибоярские восстания в 1418 и 1421 гг. Создание олигархических форм правления, ликвидировавших по существу демократические черты вечевой организации управления в Новгороде, антинародная и антинациональная политика бояр в их борьбе с Москвой лишала бояр поддержки новгородского плебса, которую они имели в период борьбы за новгородскую независимость, что в конечном счете привело к поражению бояр в их борьбе с Москвой.

9

14. Московское государство в системе европейских отношений.

Так малороссийский вопрос потянул  за собою два других: вопрос балтийский - о приобретении балтийского побережья  и восточный - об отношениях к Турции из-за балканских христиан. Последний  вопрос тогда вынашивался только в идее, в благожелательных помыслах царя Алексея и Ордина-Нащокина: тогда еще не под силу был русскому государству прямой практический приступ к этому вопросу, и он пока сводился для московского правительства к борьбе с врагом, стоявшим на пути к Турции, с Крымом. Этот Крым сидел бельмом на глазу у московской дипломатии, входил досадным элементом в состав каждой ее международной комбинации. Уже в самом начале царствования Алексея, не успев еще свести своих очередных счетов с Польшей, Москва склоняла ее к наступательному союзу против Крыма. Когда Андрусовское перемирие по Московскому договору 1686 г. превратилось в вечный мир и Московское государство впервые вступило в европейскую коалицию, в четверной союз с Польшей, Германской империей и Венецией против Турции, Москва взяла на себя в этом предприятии наиболее разученную ею партитуру - борьбу с татарами, наступление на Крым. Так с каждым шагом осложнялась внешняя политика Московского государства. Правительство завязывало вновь или восстановляло порванные связи с обширным кругом держав, которые были ему нужны по его отношениям к ближайшим враждебным соседям или которым оно было нужно по их европейским отношениям. А Московское государство оказалось тогда нелишним в Европе. В пору крайнего международного своего унижения, вскоре после Смуты, оно не теряло известного дипломатического веса. Международные отношения на Западе складывались тогда для него довольно благоприятно. Там начиналась Тридцатилетняя война и отношения государств теряли устойчивость; каждое искало внешней опоры, боясь одиночества. Московскому государству при всем его политическом бессилии придавало силу его географическое положение и церковное значение. Французский посол Курменен, первый посол из Франции, явившийся в Москву, не из одной только французской вежливости называл царя Михаила начальником над восточной страною и над греческою верою. Москва стояла в тылу у всех государств между Балтийским и Адриатическим морем, и, когда здесь международные отношения запутались и завязалась борьба, охватившая весь континентальный Запад, каждое из этих государств заботилось обеспечить свой тыл с востока заключением союза или приостановкой вражды с Москвой. Вот почему с самого начала деятельности новой династии круг внешних сношений Московского государства постепенно расширяется даже без усилий со стороны его правительства. Его вовлекают различные политические и экономические комбинации, складывавшиеся тогда в Европе. Англия и Голландия помогают царю Михаилу уладить дела с враждебными ему Польшей и Швецией, потому что Московия для них выгодный рынок и удобный транзитный путь на Восток, в Персию, даже в Индию. Французский король предлагает Михаилу союз тоже по торговым интересам Франции на Востоке, соперничая с англичанами и голландцами. Сам султан зовет Михаила воевать вместе Польшу, а шведский король Густав Адольф, обобравший Москву по Столбовскому договору, имея общих с нею недругов в Польше и Австрии, внушает московским дипломатам идею антикатолического союза, соблазняет их мыслью сделать их униженное отечество органическим и влиятельным членом европейского политического мира, называет победоносную шведскую армию, действовавшую в Германии, передовым полком, бьющимся за Московское государство, и первый заводит постоянного резидента в Москве. Государство царя Михаила было слабее государства царей Ивана и Федора, но было гораздо менее одиноким в Европе. Еще в большей степени можно сказать это о государстве царя Алексея. Приезд иноземного посольства становится тогда привычным явлением в Москве. Московские послы ездят ко всевозможным европейским дворам, даже к испанскому и тосканскому. Впервые московская дипломатия выходит на такое широкое поприще. С другой стороны, то теряя, то приобретая на западных границах, государство непрерывно продвигалось на Восток. Русская колонизация, еще в XVI в. перевалившая за Урал, в продолжение XVII в. уходит далеко в глубь Сибири и достигает китайской границы, расширяя московскую территорию уже к половине XVII в. по крайней мере тысяч на 70 квадратных миль, если только можно прилагать какую-либо геометрическую меру к тамошним приобретениям. Эти успехи колонизации на Востоке привели Московское государство в столкновение и с Китаем.

10

15. Русская культура в 14-15вв.

Второе южнославянское влияние 14-15вв. и культурный подъем этого  времени (который Д.С.Лихачев называет "Предвозрождением") ознаменовалось для средневековой русской культуры рядом явлений сферы искусства, общественной и религиозной жизни. Можно выделить следующие моменты, привлекающие внимание ученых-славистов:

Умонастроения в среде русского и византийского монашества, связанные с медитативной практикой "умного делания"(исихазм);

Вопрос о сущности монашеской жизни и связанные с ним  споры "нестяжателей" и "стяжателей" под руководством Нила Сорского (внедрявшего  в своей среде идеи исихазма) и Иосифа Волоцкого;

Расцвет живописи, связанный  с именами Андрея Рублева, Феофана  Грека и Дионисия;

Амплифицированный орнаментальный стиль ("плетение словес") в литературе 14-15вв.;

Общий вопрос о близости культурного  облика всего периода к облику западного Возрождения (к Ренессансу).

Это далеко не полный перечень вопросов, которые могут быть рассмотрены  в связи с наиболее значительным идейным направлением рассматриваемого времени, захватившим Византию и  славянские страны - исихазмом.

Что касается самого исихазма, то, помимо чисто богословских вопросов, относящихся к содержанию учения, утвержденному серией константинопольских  церковных соборов в 14в., к его  месту в истории развития восточного христианства и его отношению  с Западом, встает вопрос природы византийского "гуманизма", который противопоставляют "исихазму", а также тесно связанный с "гуманизмом" вопрос о "палеологовском ренессансе" в области искусства и о его соотношении с современным ему искусством славянских стран вообще и Северо-Восточной Руси, в частности.

Многие искусствоведы  обсуждают вопрос о связи между  развитием искусства в конце 13в. и в 14в. и духовно- интеллектуальными  течениями этой эпохи. Роль исихазма в этом развитии оценивается по-разному. В науке также возникает вопрос о "политическом исихазме" как о движении, определявшем не только религиозно- культурные взгляды людей 14в., но и их социально-политическую деятельность, выходящую далеко за пределы самой Византийской империи и сыгравшую значительную роль в процессе образования Северо- Восточного централизованного русского государства. В связи со всеми вышеуказанными вопросами неизбежно и обсуждение проблемы о роли византийского и славянского монашества в социально- экономической жизни общества не только Византии, но и славянских стран. Эту роль вряд ли можно объяснить упрощенными схемами. Во всяком случае, наше знакомство с событиями 14в. не позволяет сделать окончательных выводов. Так, на Руси проблема "стяжательства" и "нестяжательства" была тогда еще только поставлена, а ее всесторонние импликации выяснятся позднее.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"