Шпаргалка по "Истории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 05:04, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 60 вопросов по дисциплине "История".

Работа состоит из  1 файл

OtVYeT_ISTORIYa.docx

— 191.36 Кб (Скачать документ)

1. ИСТОРИЯ КАК НАУКА.

История - одна из древнейших наук, ей около 2500 лет. Ее основоположником считается древнегреческий историк  Геродот (V в. до н.э.). Древние очень  ценили историю и называли ее "magistra vitae" (наставница жизни).

Обычно историю определяют как науку о прошлом - минувшей действительности, о том, что когда-то было с человеком, народом, обществом  в целом. Тем самым история  сводится к простому анализу событий, процессов, состояний, так или иначе  канувших в "Лету". Такое понимание истории является не точным и не полным, более того - внутренне противоречивым. На самом деле история не дает людям забыть "свою былую жизнь". История как бы воскрешает былое, минувшее, заново открывая и реконструируя его для настоящего. Благодаря истории, историческому познанию, прошлое не умирает, а продолжает жить в настоящем, служит современности.

Примечательно, что в Древней  Греции покровительницей истории была Клио - богиня, которая прославляет. Свиток и грифельная палочка в  ее руках - символ и залог того, что ничто не должно исчезнуть бесследно.

История есть коллективная память народа, память о прошлом. Но память о прошлом - это уже не прошлое  в собственном смысле слова. Это - прошлое, восстановленное и восстанавливаемое  по нормам современности, с ориентацией на ценности и идеалы жизни людей в настоящем, ибо прошлое существует для нас через настоящее и благодаря ему. По-своему выразил эту мысль К. Ясперс: "История непосредственно касается нас... А все то, что касается нас, тем самым составляет проблему настоящего для человека" (Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 9).

Первоначальное значение слова "история" восходит к греческому "ioropia", что значит "расследование", "узнавание", "установление". Таким образом, первоначально "история" отождествлялась со способом узнавания, установления подлинных событий и фактов. Однако в римской историографии оно приобрело уже второе значение (рассказ о событиях прошлого), то есть центр тяжести был перенесен с исследования былого на повествование о нем. В эпоху Возрождения возникает третий смысл понятия "история". Под историей стали понимать род литературы, специальной функцией которой было установление и фиксирование истины.

2. Восточные славяне:  социальная организация и верования.

Основу экономики восточных славян составляло земледелие в сочетании со скотоводством и различными промыслами. В хозяйстве активно использовались железные орудия, что позволяло получать излишки сельскохозяйственной продукции, которые использовались для обмена с другими народами.

В торговле с развитыми  странами Востока и Византией  особую

роль играл экспорт  пушнины. Быт славян определялся  характером их деятельности. Они жили оседло, выбирая для поселений  труднодоступные места или возводя  вокруг них оборонительныен сооружения. Основной тип жилища - полуземлянка с двух или трехскатной крышей.

Верования восточных славян относятся к группе олитеистических . Прародителем богов считался бог  неба Сварог. Как и у древних  греков, у славян правил не бог-праотец, а его сыновья - Сварожичи, олицетворявшие, прежде всего, могущественные силы природы. Из них главным богом был Перун. Он имел много функций: был богом грозы, войны, вместе с тем покровительствовал земледелию и браку. Известен под разными именами: Род, Радогост, Радевит, Святовит. Его супругой считалась богиня Мокошь - покровительница урожая, деторождения, покровительница женщин. Среди других богов почитались Хоре - божество Солнца, Даждь-Бог - воплощение дневного света. Владыкой подземного мира, одновременно покровителем скота, торговли и всяческого изобилия был Велес /Волос/.

Были развиты водяные  культы /русалок, водяных, морян/, т.к. славяне  считали воду стихией, из которой  образовался мир. Поклонялись также  духам деревьев.

/

Славяне верили в потусторонний  мир - "ирий", местообитание душ предков. Для освобождения души от тела совершалось трупосожжение. У славян существовали развитые формы языческой обрядности: поклонение идолам , магические действия с целью воздействовать на природу, предугадать исход событий. Строились многокупольные деревянные храмы, украшенные богатой символической резьбой. Изображения-обереги носились на теле, украшали жилища. Обряды совершались специальными жрецами и сопровождались музыкой, элементами театрализованных действий, плясками.

3. Догосударственный период в истории России (Русь до Руси).

Предки славян издавна  жили на территории Центральной и  Восточной Европы. По своему языку  они относятся к индоевропейским  народам, которые населяют Европу и  часть Азии вплоть до Индии. Археологи  считают, что славянские племена можно проследить по данным раскопок с середины второго тысячелетия до н.э. Предков славян (в научной литературе их называют праславяне) предположительно находят среди племен, населявших бассейн Одры, Вислы и Днепра; в бассейне Дуная и на Балканах славянские племена появились лишь в начале н.э.

Возможно, что о предках  славян говорит Геродот, когда описывает  земледельческие племена среднего Поднепровья.

Он называет их "сколотами" или "борисфенитами" (Борис-фен  — название Днепра у античных авторов), отмечая, что греки ошибочно причисляют их к скифам, хотя скифы совершенно не знали земледелия. Античные авторы I-VI в.в. н.э. называют славян венедами, антами, склавинами и говорят о них как о "бесчисленных племенах". Предполагаемая максимальная территория расселения предков славян на западе доходила до Эльбы (Лабы), на севере до Балтийского моря, на востоке — до Сейма и Оки, а на юге их границей была широкая полоса лесостепи, шедшая от левого берега Дуная на восток в направлении Харькова. На этой территории обитало несколько сот славянских племен.

В VI в. из единой славянской общности выделяется восточно-славянская ветвь (будущие русский, украинский, белорусский  народы). Приблизительно к этому  времени относится возникновение  крупных племенных союзов восточных славян. Летопись сохранила предание о княжении в Среднем Поднепровье братьев Кия, Щека, Хорива и их сестры Лыбеди и об основании Киева. Летописец отмечал, что такие же княжения были и в других племенных союзах, называя более десятка племенных объединений восточных славян. Такой племенной союз включал в себя 100-200 отдельных племен. Около Киева на правом берегу Днепра жили поляне, по верхнему течению Днепра и по Западной Двине — кривичи, по берегам Припяти — древляне, По Днестру, Пруту, нижнему течению Днепра и по северному побережью Черного моря — уличи и тиверцы, по Оке — вятичи, в западных областях современной Украины — волыняне, к северу от Припяти до Западной Двины — дреговичи, по левому берегу Днепра и по Десне — северяне, по реке Сож, притоку Днепра, — радимичи, вокруг озера Ильмень — ильменские славяне (словене).

Летописец отмечал неравномерность  развития отдельных восточно-славянских объединений. Наиболее развитыми и  культурными он показывает полян. К  северу от них проходила своеобразная граница, за которой племена жили "зверинским образом". По данным летописца, земля полян также носила название "Русь". Одно из объяснений происхождения термина "Русь", выдвигаемых историками, связано с названием реки Рось, притока Днепра, давшей имя племени, на территории которого жили поляне.

Данные летописца о  размещении славянских племенных союзов подтверждаются археологическими материалами. В частности, данные о различных  формах женских украшений (височные кольца), полученные в результате археологических  раскопок, совпадают с указаниями летописи о размещении славянских племенных союзов. Соседями восточных славян на западе были прибалтийские народы, западные славяне (поляки, чехи), на юге — печенеги и хазары, на востоке — волжские булгары и многочисленные угро-финские племена (мордва, марийцы, мурома).

4. Образование Древнерусского государства.

Образование государства  у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу. Процесс имущественного и социального расслоения среди общинников привел к выделению из их среды наиболее зажиточной части. Родоплеменная знать и зажиточная часть общины, подчиняя себе массу рядовых общинников, нуждается для поддержания своего господства в государственных структурах.

Зародышевую форму государственности  представляли собой восточнославянские союзы племен, которые объединились в суперсоюзы, правда, непрочные. Одним  из таких объединений был, по-видимому, союз племен во главе с князем Кием.

Есть сведения о некоем русском князе Бравлине который  воевал в хазарско-византийском Крыму  в VIIIIX вв., пройдя от Сурожа до Корчева (от Судака до Керчи). Восточные историки рассказывают о существовании накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куябой, или Куявой, тогда называлась область вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень. Ее центром был Новгород. Местоположение Артании — третьего крупного объединения славян — точно не установлено.

Согласно "Повести временных  лет", русская княжеская династия берет свое начало в Новгороде. В 859 г. Северные славянские племена, платившие  тогда дань варягам, или норманнам (по мнению большинства историков, выходцам из Скандинавии), изгнали их за море. Однако вскоре после этих событий в Новгороде началась междоусобная борьба. Чтобы прекратить столкновения, новгородцы решили пригласить варяжских князей как силу, стоящую над противоборствующими группировками. В 862 г. князь Рюрик и его два брата были призваны на Русь новгородцами, положив начало русской княжеской династии.

Легенда о призвании варяжских  князей послужила основанием для  создания так называемой норманской теории возникновения Древнерусского государства.

Авторами ее были приглашенные в XVIII в. в Россию немецкие ученые Г.Байер, Г.Миллер и А.Шлецер. Авторы этой теории подчеркивали полное отсутствие предпосылок для образования государства у восточных славян. Научная несостоятельность норманской теории очевидна, так как определяющим в процессе образования государства является наличие внутренних предпосылок, а не действия отдельных, пусть даже и выдающихся, личностей. Если варяжская легенда не вымысел (так считает большинство историков), рассказ о призвании варягов свидетельствует лишь о норманском происхождении княжеской династии. Версия об иноземном происхождении власти была довольно типична для Средневековья. Датой образования Древнерусского государства условно считается 882 г., когда князь Олег, захвативший после смерти Рюрика власть в Новгороде (некоторые летописцы называют его воеводой Рюрика), предпринял поход на Киев. Убив княживших там Аскольда и Дира, он впервые объединил северные и южные земли в составе единого государства. Так как столица была перенесена из Новгорода в Киев, это государство часто называют Киевская Русь.

5. Государственный  и социально-экономический строй Древней Руси в период

Одним из крупнейших государств европейского Средневековья стала  в IX—XII вв. Киевская Русь. Под государством обычно понимают механизм политической власти: 1) на определенной территории; 2) с определенной системой органов  управления; 3) с необходимым действием законов и 4) формированием органов принуждения (дружина — функции: внешняя — защита от внешних вторжений и внутренняя (полицейская) — подавление сопротивления внутри государства). Возникновение государства — закономерный этап в развитии общества. На него влияет множество факторов, находящихся в сложном взаимодействии друг с другом: социальные, экономические, политические и духовные.

Русская земля как единое целое, подвластное киевским князьям, сложилась во второй половине IX—начале X в. Основной формой объединения племен была военная демократия, включавшая в себя наряду с княжеской властью такие институты, как вече, совет старейшин, народное ополчение. По мере роста внешней опасности и разложения родового уклада происходила концентрация власти в руках племенных вождей — князей, объединявшихся в более крупные "союзы союзов".

Таким образом началось формирование единой территориальной общности —  Русской земли, которая по своему политическому устройству представляла собой федерацию славянских племен.

Классики отечественной  историографии — Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев, В. О. Ключевский — внесли значительный вклад в изучение истории  Древней Руси. Заслуженным авторитетом  и влиянием пользуются труды других выдающихся российских историков. Это, прежде всего сочинения Н. М. Костомарова, А. А. Корнилова, С. Ф. Платонова, М. Н. Покровского, П. М. Милюкова, В. Н. Татищева.

расцвета.

6. Русские земли  в условиях феодальной раздробленности.

Древнерусское государство  раздробилось в процессе феодализации на ряд отдельных, в известной  мере самостоятельных, княжеств и земель. Феодальная раздробленность, являвшаяся закономерным этапом исторического развития Руси, была следствием экономического обособления отдельных княжеств. Рост крупной собственности и распространение продуктовой ренты создали в этот период более благоприятные условия для дальнейшего развития экономики. Вместе с тем следствием раздробления было усиление княжеских усобиц. В условиях постоянных междоусобных войн внешнеполитическое положение Руси ухудшилось, и в конце концов в результате татаро-монгольского нашествия она потеряла свою независимость. В период феодальной раздробленности произошли существенные сдвиги в производительных силах страны, усовершенствовалась техника сельского хозяйства. Так, например, на территории, расположенной по течению Днестра, как показывают материалы раскопок, население пользовалось череслом (плужным ножом, устанавливаемым впереди лемеха) при вспахивании плугом целинных земель, лемехом для обработки старопахотных земель и маленькими лемешками для предпосевной обработки почвы. Стала применяться водяная мельница для размола зерна. В центральных областях Русь наряду с подсекой и перелогом распространялась трёхпольная система земледелия, Русским народом были освоены обширные пространства новых земель, особенно на северо-востоке страны (в Поволжье, в бассейне Северной Двины и др.). Появились новые полевые, огородные и садовые культуры. Росло поголовье скота.

В положении крестьян в  период феодальной раздробленности  произошли перемены. Увеличилось  количество зависимых от феодалов крестьян-оброчников. В Новгородской и Суздальской  землях, например, появились половники и закладники. Половниками называли смердов, обязанных давать феодалу в качестве оброка долю урожая; закладниками — крестьян, которые оставляли прежнего землевладельца и вступали в зависимость (в «заклад») от другого. В Смоленской земле были известны прощеники — крестьяне, зависимые от церковных феодалов, которые брали с них оброк (мёдом и «кунами» — деньгами) и имели право их судить. Период феодальной раздробленности на Руси характеризуется быстрым ростом крупного землевладения и борьбой феодалов за землю и за крестьян. Княжеские владения включали и города и сёла. Например, галицко- волынскому князю Даниилу Романовичу принадлежали города Холм, Данилов, Угровеск, Львов, Всеволож и др. Росло также боярское и церковное землевладение. Особенным богатством отличались новгородские, галицкие, а также владимиро-суздальские бояре.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории"