Феодальное право раннего средневековья: рецепция римского права, общая характеристика варварских прав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 15:59, реферат

Описание

Как известно, начиная с XII в. происходит и захватывает большинство государств Западной Европы один из важнейших исторических процессов всей эпохи феодализма — рецепция римского права.
Рецепция (от лат. receptio — принятие) разъясняется как восстановление действия (отбор, заимствование, переработка и усвоение) того нормативного, идейно-теоретического содержания римского права, которое оказалось пригодным для регулирования новых отношений более высокой ступени общественного развития. Рецепция римского права — не единичное событие, нечто одноактовое, а сложный, многоступенчатый процесс. Первые ее шаги — изучение римского права, основное содержание — использование опыта прошлого в создании нового права.

Содержание

Введение 3
1. Феодализм. 5
1.1 Феодальное право. 5
1.2 Семейное право. 10
2 Государство и право франков 14
2.1 Возникновение общества и государства у франков. 14
2.2 Реформы Карла Мартелла. 16
2.3 Салическая правда. 20
3 Особенности Германского права. 22
3.1 Аламанская и Баварская правда. 22
3.2 Договорные отношения. 25
3.3 Преступление и наказание. 28
Заключение. 32
Список используемой литературы. 35

Работа состоит из  1 файл

реферат).doc

— 162.00 Кб (Скачать документ)

переселения народов.

Семья у германцев носила патриархальный характер. В семью, возглавляемую

отцом, наряду с нисходящими входили боковые родственники, родные и сводные

братья, их жены, которых было много, так  как они часто сменяли друг Друга.

Семьи жили под одной крышей вместе с  челядью, а в некоторых случаях  — и с

вооруженной свитой.

В Аламаннской  правде более ярко проявились элементы патриархальной семьи.

Брак  под угрозой штрафа требовал согласия отца. Как дань глубокой старине

допускалась фактическая продажа жены. Согласно титулу 51,1 увод чужой жены,

"если  этого захочет первый муж", стоил 400 сол. Обычное право германцев

запрещало браки между представителями  отдельных социальных слоев, особенно

между рабами и свободными. Браки с рабами влекли за собой потерю свободы,

простое сожительство с рабыней наказывалось штрафом в 15 сол., со свободной —

45 сол.  Баварская правда более терпимо относилась к таким бракам. если

женщина "не знала", что она вышла  замуж за раба, она просто уходила  от него.

Запрещались браки с рядом родственников  и свойственников.

Незамужняя  женщина у германцев пользовалась некоторой самостоятельностью.

Источники, например, не содержат каких-либо данных об опеке вдов со стороны

старших родичей — мужчин. Особенностью старогерманского обычного права было

то, что  женщина обладала собственным имуществом, приданым, которое ей

предоставлялось не отцом, а мужем в качестве "брачного дара". Баварская

правда  не поощряла браки вдов. Если вдова  выходила замуж, то лишалась права

пользоваться  имуществом, полученным ею от первого  мужа.

Обычное право германцев допускало свободу  развода, не требуя ни согласия

родственников, ни других формальных оснований. Более строг в этом отношении

эдикт Теодориха, запрещавший "беспричинный развод", строго осуждавший

конкубинат, но разрешавший проституцию.

Под влиянием христианской церкви в VII—IX вв. вносятся значительные изменения

в брачно-семейное право германцев. Капитулярий 744 года, подтвержденный в 789

году  Карлом Великим, установил нерасторжимость  брака, объявленного священным

согласно  христианским канонам.

На рубеже VII—IX вв. были изданы первые законодательные  акты, устанавливающие

обязательность  церковного оформления браков, запрещающие  повторные браки вдов

и пр.

                    

  3.3 Преступление и наказание.                     

Большая часть статей в "варварских правдах" посвящена, если использовать

современную терминологию, преступлениям и наказаниям. Под деликтом —

преступлением в "варварских правдах" понимались прежде всего обида, вред,

причиненный личности или имуществу другого, и нарушение "королевского мира".

Соответственно  под наказанием понимались возмещение, компенсация за эту

обиду или вред.

"Варварские  правды", таким образом, не восприняли  норм позднеримского

уголовного  права с их широким применением  смертной казни, что было связано  с

иными, чем у римлян, целями и задачами наказания.

Главная цель композиции, штрафа, у германцев — предотвращение прямых

боевых  действий, кровной мести, дальнейшей междуусобицы, вражды между дворами,

кланами, родами и пр., возникающей вследствие "нарушения чести".

Честь как средство завоевания славы, хвалы  обеспечивала главную мотивацию

поведения варвара в мире, где правили  богиня войны и враждебная непостоянная

судьба, темные силы, окружающие человека. Честь  приобреталась тогда, когда

захватывалось то, что защищалось другим, и соответственно терялась при

противоположных обстоятельствах.

Композиция  и была, с одной стороны, определенной формой восстановления,

искупления  чести, и тем самым победы над  злой судьбой, с другой — формой

примирения, установления мира. При этом искупление касалось чести не только

конкретного человека, но и дома, рода, к которому он принадлежал. Отсюда

прямая  связь возмещения с понятием защиты дома, "мира дома", которое включало

и понятие "мира королевского дома", трансформировавшегося  по мере укрепления

государства, королевской власти в более широкое  понятие "королевского мира",

нарушение которого возмещалось более крупным  штрафом или влекло за собой

более тяжкое наказание.

В Аламаннской  правде прямо указывалось на дезертирство как на преступление. На

изменения в понимании преступления и наказания  все большее влияние оказывает

христианская  церковь, вводящая такую широко трактуемую правовую категорию, как

"оскорбление  или неуважение церкви", требующая  "воспитания страха божьего"  как

цели  наказания и пр.[11] Так, и в

Аламаннской, и в Баварской правдах выделяется целая группа преступлений, в том

числе и убийство, главным квалифицирующим  признаком которых является место  их

совершения  в церкви или во дворе церкви. Они относились к вышеназванной

категории "оскорбления церкви" и влекли за собой большой штраф не в  пользу

потерпевшего  и его родственников, которые  отодвигались на второй план, а в

пользу  самой церкви.

Баварская правда изобрела под влиянием церкви и такое наказание, как

"продолжительная композиция", которая уплачивалась сначала в 12 сол., затем

по 1 сол. "до седьмого рода преступника ежегодно" за нанесение удара

беременной  женщине, приведшего к выкидышу плода  Мотивировалась

"продолжительная  композиция" тем, что душа неродившегося  ребенка "терпит

длительное  наказание, так как она была передана в ад при помощи выкидыша, без

таинства  возрождения".

Самосуд пресекался непоследовательно и  еще долго допускался в "варварских

правдах". Так, Баварская правда, списавшая, видимо, дословно эту норму с

Законов XII таблиц, разрешала убийство вора, "захваченного на месте во время

преступления  в ночное время".

При всех имущественных преступлениях наряду со штрафом требовалось возмещение

стоимости украденного и других убытков. О  простом возмещении убытков речь шла,

в частности, при убийстве или избиении раба. Этот убыток расценивался в 1 и 1/3

сол., если раб после побоев в течение 40 дней оставался неработоспособным. При

нанесении телесных повреждений свободному, наряду со штрафом, преступник должен

был возместить расходы на лечение.[12]

Сохранившийся на протяжении долгого времени в  качестве основного наказания

штраф как плата за обиду впоследствии трансформируется в простое возмещение

ущерба, а также все чаще заменяется или  дополняется такими наказаниями, как

смертная  казнь, битье палками, конфискация  имущества, ссылка, применяемыми и

к свободным.

Одним из обстоятельств, отягчающих преступление, было нарушение

общепризнанных  понятий чести — нападение на спящего, женщину, ребенка,

надругательство над трупом. Тяжесть наказания  во всех "варварских правдах"

зависела  от социального статуса преступника  и потерпевшего: свободного или

раба, знатного или незнатного, богатого или бедного. Богатство со временем

наряду  со знатностью выходит на первый план.

В германском обществе, несмотря на наличие некоторых  разрозненных норм и

статей  в "варварских правдах", не сформировалось еще ясных представлений о

различных государственных преступлениях, которые в основном воспринимались

как действия, направленные против короля.

В Аламаннской  и Баварской правдах в качестве субъекта преступного

посягательства  начинает выступать не только король, герцог, их посланцы и

пр., но и народ, государство. Каралось, например, смертной казнью и

конфискацией  имущества приглашение чужого народа для грабежа или содействие

"захвату  государства врагом". Здесь же  говорилось о таких преступлениях,  как

заговор против герцога, мятеж в войске, призыв "врагов в провинцию" и др. По

Аламаннской правде каралось штрафом в 60 сол. в  пользу государственной казны

даже  простое участие в "крикливом  сборище".

Определенная  часть преступлений в "варварских правдах" относится к

посягательствам на личность. Это прежде всего убийство, размер вергельда за

которое зависел не только от социального  положения убитого, но и от его

возраста, пола. Непрекращающаяся борьба за удержание  власти, за признание ее

легитимности  на завоеванных территориях диктовала  настойчивые усилия

германских  королей предстать в качестве главных защитников церкви, папы

римского.

В Баварской  правде, например, наказание за убийство епископа носило крайне

устрашающий, символический характер: взять с  убийцы столько золота, "сколь

весила  бы туника свинцовая, сделанная по фигуре убитого епископа". В случае

невозможности выполнения этого предписания наказание  могло быть заменено

конфискацией  в пользу церкви" земли, рабов, дома преступника, а также

Информация о работе Феодальное право раннего средневековья: рецепция римского права, общая характеристика варварских прав