Феодальное право раннего средневековья: рецепция римского права, общая характеристика варварских прав

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 15:59, реферат

Описание

Как известно, начиная с XII в. происходит и захватывает большинство государств Западной Европы один из важнейших исторических процессов всей эпохи феодализма — рецепция римского права.
Рецепция (от лат. receptio — принятие) разъясняется как восстановление действия (отбор, заимствование, переработка и усвоение) того нормативного, идейно-теоретического содержания римского права, которое оказалось пригодным для регулирования новых отношений более высокой ступени общественного развития. Рецепция римского права — не единичное событие, нечто одноактовое, а сложный, многоступенчатый процесс. Первые ее шаги — изучение римского права, основное содержание — использование опыта прошлого в создании нового права.

Содержание

Введение 3
1. Феодализм. 5
1.1 Феодальное право. 5
1.2 Семейное право. 10
2 Государство и право франков 14
2.1 Возникновение общества и государства у франков. 14
2.2 Реформы Карла Мартелла. 16
2.3 Салическая правда. 20
3 Особенности Германского права. 22
3.1 Аламанская и Баварская правда. 22
3.2 Договорные отношения. 25
3.3 Преступление и наказание. 28
Заключение. 32
Список используемой литературы. 35

Работа состоит из  1 файл

реферат).doc

— 162.00 Кб (Скачать документ)

 
оглавление 
 
 
 
 
 

Введение

Как известно, начиная с XII в. происходит и захватывает  большинство государств Западной Европы один из важнейших исторических процессов  всей эпохи феодализма — рецепция римского права.

Рецепция (от лат. receptio — принятие) разъясняется как восстановление действия (отбор, заимствование, переработка и усвоение) того нормативного, идейно-теоретического содержания римского права, которое оказалось пригодным для регулирования новых отношений более высокой ступени общественного развития. Рецепция римского права — не единичное событие, нечто одноактовое, а сложный, многоступенчатый процесс. Первые ее шаги — изучение римского права, основное содержание — использование опыта прошлого в создании нового права.

Первый  этап рецепции характеризуется преимущественно изучением римского права в отдельных городских центрах Италии. Для второго этапа типично распространение рецепции на территории ряда государств и практическое применение римского права в деятельности судей-практиков. Наконец, третий этап — это наиболее полная переработка и усвоение достижений римского права. Важнейшим каналом рецепции становится закон. Следует, однако, учитывать, что приспособление римского права к нуждам практики отчасти имело место на первом этапе (постглоссаторы), а его изучение — и на втором (филологическая школа). Упрощение в выделении этапов позволяет лучше рассмотреть движение целого, в частности, закономерности преемственности и повторяемости.

Понимание рецепции помогает ее соотнесение с Возрождением, Ренессансом. Передовые люди видели выход из средневекового варварства в восстановлении сохранившихся остатков культуры Древней Греции и Рима. Поэтому пристальное внимание они уделяли изучению античных источников. Возрождение не следует понимать,

как новое только в области искусства и архитектуры. Оно означало коренные преобразования в мировоззрении, в духовной жизни; это было поистине открытие нового мира, сопровождавшееся активным поиском во всех областях человеческой деятельности. Еще русскими дореволюционными авторами устанавливалась живая неразрывная связь между рецепцией и «возрождением Запада к новой умственной жизни». Сложность, однако, обнаруживается в их хронологическом несовпадении. Возрождение обычно относят к XIII—XIV вв., тогда как изучение римского права началось в XI—XII вв. Столь раннее начало рецепции может быть объяснено не только более тесной связью гражданского права с товарным производством, развитием товарно-денежных отношений, но и относительной самостоятельностью права, его принадлежностью духовной жизни народа. Конечно, следует учитывать и то, что в XI— XII вв. имело место лишь начало рецепции — изучение римского права, а широкое усвоение вместе с переработкой и приспособлением римского права к феодальным условиям — дело более позднего времени.

Развивающаяся промышленность и торговля требовали  развитой правовой надстройки, не тормозящей, но стимулирующей прогресс производительных сил и производственных отношений, и притом надстройки, выходящей за границы отдельных феодальных государств. Хозяйственные отношения выходили за пределы мелких феодальных территорий, и их правовое регулирование должно было быть адекватно им-и территориально и по существу. Применение косных и дробных феодальных кутюмов (обычно-правовых норм) являлось бы существенным тормозом для развития производительных сил. И выход был найден в признании силы закона за римским частным правом. По своему содержанию римское частное право удовлетворяло потребностям средневековья в регламентации частной собственности и договорных отношений и было овеяно величием славного прошлого. Немалую роль сыграли при этом отмеченная выше «абстрактность» римского частного права, утрата им в первые века н. э. черт узко национального, местного права, его приспособленность к регулированию хозяйственного оборота различных народов

Цель  данной работы - изучить влияние римского права на феодальное право раннего средневековья.

Задачи:

  1. Раскрыть понятие «рецепция римского права»;
  2. Выявить особенности феодального права раннего средневековья;
  3. Дать общую характеристику варварских правд;
  4. Рассмотреть особенности варварских правд на примере Салической правды.

Нормативно- правовой источник: Салическая правда. Хрестоматия по всеобщей истории  государства и права/ Под ред.   К. И. Батыра и Е. В. Поликарповой. М., 1996; 2000.

1. Феодализм.

1.1 Феодальное право.                         

Феодальное  право представляет собой особую историческую правовую систему,

которая по сравнению с древневосточным  и римским правом обладала ярко

выраженными особенностями:

1. Партикуляризм права (разобщенность права). Каждое феодальное государство

имело свое, право, которое в свою очередь, было неоднородным, и включало в

себя  несколько правовых подсистем (королевское  право, феодальное право,

местное право, городское право). Отсутствовало представление о единстве

права; зачастую нормы права противоречили  друг другу.

2. Связь  права и религии. Феодальное  право, было связано с религиозными

нормами, имело религиозное обоснование. На ранних этапах феодальное право

испытывало  влияние как со стороны языческой, так и со стороны христианской

религии. В зрелом виде феодальное право защищало христианскую (католическую

форму вероисповедание, отличалось нетерпимостью. Самым тяжким уголовным

преступлениями  являлись религиозные (отступления  от истинной веры,

богохульство. Феодальное право - это религиозная правовая система.

3. Феодальное  право по сравнению с римским  правом является примитивным,

неразработанным с точки зрения юридической техники). Примитивность

феодального права проявляется в бессистемности норм, отсутствии представления

об отраслях, институтах, пробелах и коллизиях  в праве.

4. Основным  принципом феодального права  была сословность проявлявшаяся  в

юридическом неравенстве отдельных социальных групп (благородные,

неблагородные, свободные - зависимые). Источниками феодального права были

обычаи, судебные прецеденты, церковные и  светские нормативно - правовые акты,

издаваемые  королем, кодификации, римское право, городские судебники.

Кратка характеристика каждого из них:

1. Основным  и наиболее распространенным источником права в период V-XIII вв.

были  обычаи, сложившиеся в данной местности  или феодальной курии. Обычаи бывали писаные и не писаные, регулировавшие отношения между благородными

(ленное  право), и неблагородными, (земское  право). Одним из вариантов

обычного  права были судебники, представлявшие собой систематизацию местных

обычаев, включавшие нормы гражданского, семейного, наследственного,

уголовного  права. Примером ранних судебников являются многочисленные

варварские  правды, которые содержали обычаи сложившиеся у европейских народов

в период становления раннефеодальной государственности (Салическая правда,

Лангобардская правда, Остготская правда, англо - Саксонские правды и др.) В

XIII в. в период укрепления королевской власти проявляется вторая волна

систематизации  местных обычаев, которая производилась  по инициативе королей.

Появляются  такие судебники, как Саксонское зерцало, Швабское зерцало, Кутюны.

2. В  Англии основным источником права,  начиная с XII в. стал судебный прецедент. С

этого времени здесь стали записывать в особые книги - свитки тяжб - судебные

решения, вступившие в силу. Сложилось правило, в соответствии с которым

судебные  решения, вынесенные вышестоящим судом  и занесенные должным образом  в

свитки  тяжб, имеют силу закона для всех нижестоящих судов, когда они

рассматривают аналогичное дело. Совокупность прецедентов  в своей основе

составила общее право Англии, которое отличалось эластичностью, строгой

формальностью[3]. Было выработано 39 так называемых приказов, под

которые судьи подводили все возможные  варианты исковых притязаний.

Когда это не удавалось, отказывали в иске. Поэтому в начале XV в. в

Англии  возникают суды справедливости. Первым из них был суд Лорда - канцлера.

Суд справедливости не был связан не только нормами  общего права, но и никакими

нормами права вообще. Решения Лорда - канцлера имели значение прецедента, но

для судов  справедливости. Так возникли две  системы прецедентного права.

3. Одним из юридических источников в Англии стала юридическая доктрина:

трактаты  известных английских юристов, по вопросам права. Авторитетом

пользовались  трактат Г. Брактона "О законах  и обычаях Англии (13в.)";

Институции  Э.Кока (17в.).

4. Начиная  с 14в. в связи с оживлением правотворчества главы государства

развивается королевское право. Нормы и правила, содержавшиеся в антах

королевской власти (ордонансы, прокламации). В Англии юридическая доктрина

осуждала  единоличное право-творчество короля. Издаваемые им прокламации имели

значение  подзаконных  актов. Высшей юридической силой обладали статуты - акты

парламента, получившие санкцию короля. С 17в. появляются систематические

собрания  законов, действие которых распространяются на всю страну. Большой

ордонанс (1670г. Франция) "Каролина" (Священная  римская империя германской

нации, 1532г.), Прусское земское уложение (1794г.).

5. Так  как римско - католическая церковь  и ее глава являлись субъектами

правотворчества, то лично выделить такой источник права как церковные кодексы,

в которых  содержались нормы. Канонического (церковного права). Первый кодекс

канонического права был составлен в 12 в. монахом  Грацианом. Он представлял

собой системное уложение институтов, регулировавших положение церкви, ее

служителей, имущества, семейные, брачные отношения. Источниками канолического

права официально считалось, кроме кодекса  Грациана, Библия и священное предание

(труды  великих отцов церкви, постановления  церковных соборов, распоряжения  папы

Римского)[4].

6. Самостоятельным  источником права в середине  века было римское право. С

12в.  ранее преданное забвению римское  право стало преподаваться в  европейских

университетах и развивалось как учебная  и научная дисциплина. Создаются

обширные  руководства по изучению и применению римского права, из которые

особенную известность (приобрели сочинения  профессора Аккурсия, автора Ylossa

Информация о работе Феодальное право раннего средневековья: рецепция римского права, общая характеристика варварских прав