Общая характеристика зарубежного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 17:22, курсовая работа

Описание

Первые попытки теоретического обобщения накопленного управлением опыта были ответом на потребности развития в условиях промышленной революции. Механизация производства способствовала росту размеров предприятий, их ориентации на массовое производство и сбыт, а следовательно, и на рынки большой емкости и крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций. Предприятия-гиганты испытывали острую необходимость в рациональной организации труда и производства, в четкой и взаимосвязанной работе подразделений и служб, менеджеров и исполнителей в соответствии с научно обоснованными принципами и нормами.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….3
1. Исторические условия, способствовавшие выделению управленческой мысли как самостоятельной науки………………………………………...…5
2. Возникновение и основные положения научного менеджмента. Ф. У. Тейлор и его последователи……………………………………………………….9
3. Формирование классического направления в менеджменте. А. Файоль..12
4. Использование психологии в управлении. Школы человеческих отношений и поведенческих наук. Э. Мэйо………………………………….…14
5. Становление и развитие количественной школы……………………....……19
Заключение……………………………………………………………………...23
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по теории управления-управление зарубежных стран.doc

— 133.50 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Рязанский  государственный университет имени  С. А. Есенина»

Факультет социологии и управления. 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 

Тема: «Общая характеристика зарубежного управления» 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: Ларионова  И.М. студентка 2 курса

                                    группы ГМУ22. 
 
 

                                                                                                    Научный руководитель,

                                                                                         кандидат экономических наук, доцент

                                                                                                       Летунов В.Н. 
 

                                                                                                      
 
 

                                                                                                                                                                                   

                                               Дата защиты _____________

                                                 

                             Оценка_______ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рязань 2010 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………….….3

1. Исторические условия, способствовавшие выделению управленческой мысли как самостоятельной науки………………………………………...…5

2. Возникновение и основные положения научного менеджмента. Ф. У. Тейлор и его последователи……………………………………………………….9

3. Формирование классического  направления в менеджменте. А. Файоль..12

4. Использование психологии в управлении. Школы человеческих отношений и поведенческих наук. Э. Мэйо………………………………….…14

5. Становление и  развитие количественной школы……………………....……19

Заключение……………………………………………………………………...23

Список  литературы 
          Введение
 

     Первые  попытки теоретического обобщения  накопленного управлением опыта  были ответом на потребности развития в условиях промышленной революции. Механизация производства способствовала росту размеров предприятий, их ориентации на массовое производство и сбыт, а следовательно, и на рынки большой емкости и крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций. Предприятия-гиганты испытывали острую необходимость в рациональной организации труда и производства, в четкой и взаимосвязанной работе подразделений и служб, менеджеров и исполнителей в соответствии с научно обоснованными принципами и нормами.

     На  всем протяжении более чем вековой  истории наука управления разрабатывает  свою теорию, содержанием которой  являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей в процессе управления. Ответом на эти потребности за рубежом были работы Ф. У. Тейлора, А. Файоля и их последователей, сформировавших первые школы менеджмента.

     Основатель школы научного менеджмента Ф.У.Тейлор доказывал, что лучший менеджмент — это истинная наука, базирующаяся на определенных законах, правилах и принципах. Их правильное использование, по его мнению, дает удивительные результаты и является средством сократить потери, возникающие из-за низкой производительности.

     Другой  известный специалист в области  менеджмента — Анри (Генри) Файоль первым предложил формализованное описание работы управляющих в организациях по их функциональным признакам и сформулировал принципы управления, ограничив их число лишь теми, которые наиболее часто использовал в собственной практике. Практическое применение принципов управления, которые традиционно рассматриваются как научная основа менеджмента, — это большое искусство, которое достигается только через опыт и практическую деятельность.

      Важным  итогом теоретических разработок явилось  формулирование принципов управления, то есть общих правил, отражающих требования к управлению в определенных условиях общественного развития. Практическое использование этих правил обеспечивает единство подходов к формированию систем управления организациями.

      Эффективность любой системы управления во многом зависит от применяемых ею инструментов управления. В связи с этим можно  отметить, что за свою историю человечество выработало три принципиально различных инструмента управления. Первый — это иерархия, где основным средством воздействия являются отношения власти подчинения, принуждение человека сверху, контроль над распределением благ. Второй — культура, т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом ценности и социальные нормы, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе. Третий — это рынок, т.е. сеть равноправных отношений по горизонтали, основанных на купле-продаже продукции и услуг, на отношениях собственности, свободы и демократии.

      Целью курсовой работы является изучение общей характеристики зарубежного управления.

      Для достижения цели поставлены следующие  задачи:

      -рассмотреть  исторические условия, способствовавшие выделению управленческой мысли как самостоятельной науки;

      -проанализировать  возникновение и основные положения научного менеджмента. Ф. У. Тейлор и его последователи;

      -охарактеризовать  классическое направления в менеджменте и теорию Файоля;

      -раскрыть  роль использования психологии в управлении. Рассмотреть школы человеческих отношений и поведенческих наук. Э. Мэйо;

      -рассмотреть  становление и развитие количественной школы. 

 

       1. Исторические условия,  способствовавшие  выделению управленческой  мысли как самостоятельной  науки 

      Хотя  само управление как вид деятельности и управленческая мысль, обобщающая его достижения, возникли много сотен и тысяч лет назад, управление как научная дисциплина относительно молодо. Причина в том, что мощные организации, позволившие выделиться управленческому персоналу как социальной группе, отделить управленческую работу от неуправленческой деятельности, возникли только в XIX в. Современные крупные организации и необходимость внедрения достижения НТР потребовали использования новых принципов управления в этот период, обеспечивающих:

  • занятие руководящих постов по праву компетентности с соблюдением законности и порядка (а не по принципу наследования);
  • принятие эффективных управленческих решений, обеспечивающих максимальный доход владельцам капитала (в противовес инерционным решениям хозяев фирм);
  • построение рациональных систем управления, направленных на внедрение достижений НТР.

      Формирование  научных основ управления производством  началось в XX в. стараниями таких ученых, как А. Маршалл (1842—1924), Лонглин (1835 г., исследования функций менеджера), Джозеф (1850 г., принципы единоначалия и контроля), Вар-тон, Меткалф, Халси и др. Питательной средой этого процесса, его почвой, на которой он мог успешно произрастать, явилось промышленное производство.

      Наиболее благоприятные условия для формирования научного подхода к проблемам управления производством сложились в США. Концентрация производства способствовала созданию новой техники в США и других странах.

      К концу XIX столетия США прочно заняли место в ряду развитых стран. К ранее существовавшему Гарвардскому университету добавились Йельский, Чикагский, Мичиганский и др. Намного расширилась сеть научных учреждений. В 1848 г. была создана Американская ассоциация развития наук, в 1863 г. — Национальная академия наук, в 1902 г. — Институт Карнеги.

      В США с конца XIX в. при крупнейших университетах начали появляться школы бизнеса. Эти школы явились основой для создания впоследствии широкой сети учебных заведений разного уровня для подготовки специалистов-менеджеров [6,с.149]

      Первое  десятилетие XX в. было периодом, так сказать, еще внутриутробного развития идей научного управления производством. Ф. У. Тейлор и его единомышленники фактически ухе сформировали основные принципы управления и даже довольно широко использовали их на практике, но их методы применялись еще только на отдельных предприятиях. Отношение основной массы предпринимателей было преимущественно отрицательным к идеям научного менеджмента. И неудивительно: они видели в них посягательство на «священное право частного собственника поступать на своем предприятии так, как ему заблагорассудится».

      Однако  жизнь брала свое. Само по себе развитие капиталистического производства — общественного по существу, но остающегося в частных руках, приводило к необходимости внедрения управления, основанного не на интуиции, а на точном исследовании и расчете. И даже самые рьяные аутсайдеры и поборники идей абсолютной «свободной воли хозяина» на своем предприятии начали понимать это.

      Дело  «Истерн Рейте» и последовавшие за ним расследования знаменовали собой победу здравого смысла предпринимателей над наиболее консервативными их представителями.

      А дело «Истерн Рейте» заключалось  в следующем. В 1910 г. произошел конфликт между железнодорожной компанией «Истерн Рейте» и грузоотправителями по вопросу о повышении тарифов на перевозки. Конфликт сразу принял сенсационный характер. Железные дороги были национальной гордостью страны.

      Грузоотправителем являлась вся промышленность. Дело было передано в международную торговую комиссию. Руководитель комиссии Брендейс привлек в качестве экспертов многих известных специалистов в области организации и управления: X. Хатауэя, Г. Тауна, Г. Эмерсона, Г. Гантта.

      Особую  роль в успешной работе экспертов, привлеченных к делу «Истерн Рейте», сыграл Г. Эмерсон. Он начал свою работу с изучения состояния железной дороги и нашел его неудовлетворительным. С точки зрения научного менеджмента в результате тщательного изучения всего дела Г. Эмерсон дал заключение, ошеломившее Америку: «Железные дороги могут ежедневно экономить 1 млн долл. за счет введения научного управления».

            Теперь предприниматели  заинтересовались научным управлением. Оно почти мгновенно стало  предметом всеобщего интереса. И уже в 1911 — 1912 гг. 55 отраслей в деловой деятельности начали применять научное управление: в промышленности, на транспорте, в строительстве и т. д., и не только в.США (в Англии, Франции и других странах).

        1911 г. может по праву считаться годом «рождения», признания менеджмента как науки. Именно в этом году прошла первая международная научно-практическая конференция по менеджменту, инициатором и организатором которой был X. Персон. В 1911 г. вышла книга основоположника научного менеджмента Ф. У. Тейлора «Принципы научного управления» [12].

      Движение за научное управление пошло и вширь, и вглубь, все более овладевая умами бизнеса.

      Вся система подготовки управляющих  и повышения квалификации в США стала своего рода мостом между, с одной стороны, научными исследованиями в области анализа, техники, форм и методов управления, а с другой стороны, практикой управленческой деятельности в разных сферах экономики. Эта система постоянно приспосабливается к увеличивающейся сложности управления промышленными комплексами, непроизводственными организациями, национальными программами, рыночной конъюнктурой. Изменяются и совершенствуются методы, организационные формы, учебные планы. Американские школы бизнеса, ассоциации по управлению, учебные центры промышленных корпораций прочно утвердились в качестве лидеров в деловом мире в области разработок научно-методических основ и организации обучения управляющих. Организация и методы обучения управленческого персонала давно стали предметом американского экспорта в другие страны. Американские школы бизнеса организуют по своему подобию школы в Западной Европе, Латинской Америке, Японии и других странах. В этих школах преподают американские профессора, используются американские методические разработки и учебные материалы. Преподаватели большинства школ проходят стажировку в США либо в специальных учебных центрах, организуемых США в других странах.

Информация о работе Общая характеристика зарубежного управления